Файл: История развития менеджмента (Генезис управленческой мысли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Вековая история развития менеджмента как науки, имеет богатый материал по концептуально-теоретическим разработкам природы управленческой мысли, методам оценки эффективности профессионального управления, а также по описаниям образцов практической деятельности менеджеров.

Зарождение менеджмента связано с управлением в древних государствах. Так, племенные вожди, старейшины являли собой руководящее начало. В древнейших обществах каждый выполнял свою функцию: одни были собирателями, другие сидели с детьми, третьи – обеспечивали охрану территории и т.д. Однако необходимо было организовать эту деятельность, иначе племя прекратило бы своё существование. Этим и занимался старейшина, он был человеком, который занимался управлением людьми и процессами. Это стало так называемым семенем, которое со временем выросло в виде могучего дерева менеджмента.

Развитие менеджмента осуществлялось эволюционно, путем возникновения научных школ менеджмента и их взаимодействия. Менеджмент выделился в самостоятельную область научного знания только в конце XIX – начале XX в.

История развития менеджмента не играет ключевую роль, в перечне актуальных тем в современном мире, однако, обладание такой информацией является рычагом верных решений в конкретных ситуациях и проблемах.

Любая наука основывается на использовании исторического опыта, ведь изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, а также лучшему пониманию современного состояния науки.

Предметом исследование является историческое развитие менеджмента.

Целью исследования является изучении истории развития менеджмента, установление ее важности в современном мире и определение возможности для дальнейшего развития менеджмента.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть этапы развития менеджмента;
  • изучить происхождение термина «менеджмент»;
  • проанализировать формирование концепций менеджмента;
  • охарактеризовать развитие менеджмента в России;
  • определить современные тенденции менеджмента.

Теоретической и методологической основой данного исследования послужили концепции и гипотезы, представленные и обоснованные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных экономистов, реализующие историко-теоретический подход к анализу менеджмента.

Эмпирической базой исследования послужили материалы монографических работ, текущих публикаций в периодических изданиях.


При проведении анализа и обобщения практического и теоретического материала применялись методы сопоставления, синтеза, структурно-функционального анализа, единства исторического и логического методов. Используются также специфические исторические методы – хронологический, проблемно-хронологический, синхронистический, метод периодизации и ретроспективный.

1. Генезис управленческой мысли

1.1. Этапы формирования менеджмента

Исторический опыт служит базисом всех наук, в том числе и менеджмента. Он позволяет получить определённые навыки и знания о правильном использовании исторических фактов с целью изучения и оценки перспектив дальнейшего развития данной науки. По мнению Ричарда Л. Дафта, имеются три главных силы, которые влияют на организации.[1]

1. Социальные – культура, присущая различным народам, их моральные ценности и нормы поведения. Основой данного типа являются люди, на поведение которых оказывают большое влияние их потребности врождённого и приобретённого характера.

2. Политические – представляют собой непосредственное влияние политических институтов на граждан и организации. Каждое политическое изменение, каждый новый закон или ситуация на международной арене, несомненно, сказываются на деятельности людей и организаций.

3. Экономические – распределение ограниченных ресурсов между конкурентами. Для правильного распределения ресурсов необходимы определённые экономические силы, которые и определяют, кому и в каком объёме будут предоставлены те или иные ресурсы. Зачастую происходит так, что малое количество ресурсов служит своеобразным толчком к развитию инновационных технологий, способствующих, в свою очередь, развитию менеджмента.[2]

Развитие менеджмента происходило постепенно, под влиянием разнообразных научных открытий, смен правителей государств.[3] Постепенно совершенствовались накопившиеся знания и умения, к ним добавлялись новые, ранее не существовавшие и наиболее действенные методы решения управленческих проблем. Так, условно выделяют четыре этапа развития менеджмента:

1. Древний этап.

2. Индустриальный этап.

3. Этап систематизации.


4. Информационный этап.

Древний этап наиболее продолжителен. Он длился с 9-7 тысячелетия до нашей эры по 13 век нашей эры. Первые представители данного этапа – старейшины и племенные вожди. Они и стали основоположниками менеджмента. Цари Древнего Вавилона Хаммурапи и Навуходоносор II урегулировали сделки между людьми посредством применения производственного контроля, тем самым внесли значительный вклад в развитие менеджмента.[4] Сократ один из первых охарактеризовал управление как отдельную сферу деятельности, провозгласив при этом принцип универсальности управления. Платон, в свою очередь, создал классификацию форм управления государством и попытался разграничить функции управленческих органов.[5]

Следующий этап – индустриальный. Длился он с 1776 по 1890 годы. Он непосредственно связан с развитием экономики и повышением численности населения, которое способствовало возрастанию уровня миграции.[6] Большая плотность населения делала довольно проблематичным поиск рабочих мест, в связи с чем многие вынуждены были искать работу в промышленных городах, потому что в них всегда был спрос на рабочую силу, особенно в развивающихся отраслях промышленности.

Огромный вклад в развитие менеджмента в этот период внесли известные экономисты Адам Смит и Роберт Оуэн. Адам Смит проанализировал разнообразные формы разделения труда и определил обязанности государства и правительства, а его современник Роберт Оуэн первый раз в истории человечества сумел разработать и применить на практике инструменты стимулирования труда подчинённых.[7]

Третий этап – этап систематизации. В этот временной период наука находится в непрерывном движении: происходит формирование новых направлений, школ и течений менеджмента, совершенствование научного аппарата управления. Растут масштабы промышленного производства государств, постепенно на предприятиях происходит внедрение нового дорогостоящего оборудования и новейших сложных технологий.[8]

По мнению А.В. Райченко, Ф. Тейлор стал основоположником научного направления и практической системы действий по организации разумной организации труда.[9] Он сумел разработать и адаптировать систему функционального администрирования как организационную основу менеджмента. Именно возможность руководить подчинёнными Тэйлор считал основой всей организации. А. Файоль предложил классическую административную теорию. Согласно данной теории была введена и объединена с бюрократией на общей организационной основе терминология администрирования.


Заключительный этап – информационный. Начало ему положено в 1960 году, а продолжается он по сегодняшний день. Его характеризуют широкое применение математики и компьютерной техники в управлении. На этом этапе совершенствуются уже существующие элементы внутреннего планирования, методы анализа, а также появляются новые. Также в это время начинают распространяться методы системного анализа, иными словами, анализа путём выявления взаимосвязанности принимаемых действий. Каждое отдельно взятое решение имеет определённые последствия для всей системы. Помимо вышеуказанного метода, появляется ситуационный подход. Его суть заключается в том, что формы, стили и методы управления изменяются в зависимости от возникшей ситуации.[10] Применение этого подхода даёт менеджерам возможность понять, применение каких методов и средств сможет наиболее выгодно поспособствовать достижению целей организации в сложившейся ситуации. Схожее мнение по поводу ситуационного подхода высказывает автор книги «Теория менеджмента» В.Я. Афанасьев.[11]

Современный менеджмент представляет собой целую систему различных идей и методов. Организации стремятся перейти на новые методы управления, которые способны повысить производительность труда работников.[12]

Таким образом, менеджмент как наука прошёл длительный и сложный путь формирования. Многие учёные и исследователи внесли существенные вклады в развитие менеджмента и управления. Возникнув в древний период истории человечества, менеджмент и по сей день находится в постоянном развитии и усовершенствовании.

1.2. Эволюция формы и содержания понятия «менеджмент»

В настоящем исследовании, на основе сочетания ретроспективного подхода с актуализируемым сопоставлением настоящих проявлений менеджмента мы пытаемся представить наиболее характерные составляющие, черты и характер эволюции целенаправленного воздействия на социальную организацию. Ими, на наш взгляд, наиболее полно определяется непреходящая актуальность выявления, исследования и представления сущности, содержания и особенностей осуществления генезиса менеджмента, как последовательности стадий его возникновения, становления и развития.[13]


Известный исследователь менеджмента Дж. К. Лафта проводит классификацию понятия «менеджмент» через призму состава его функций в хронологической последовательности. Классификация содержит определения менеджмента, предложенные в различные исторические периоды учёными или этническими группами, исследования которых были косвенно связаны с проблемами управления.[14]

Нам представляется, что использование классификации, предложенной Дж. К. Лафтой, в нашем исследовании, с одной стороны, значительно облегчает анализ, и, с другой, позволит проследить изменение характеристик понятия «менеджмент» в исторический период, охвативший почти 8000 лет.

Приложение 1 содержит эволюцию содержания понятия «менеджмент» в процессе развития производства и изменения отношений между руководителям и подчинёнными. Так, за 5000 лет до нашей эры шумеры охарактеризовали управление как «письменность и регистрацию фактов», которые в подробном варианте содержат[15]: описание условий заказов (запуск производства ткани для одежды); знание состояния рынка производителя; знание потребностей покупателя; расчет общих издержек заказа; контроль над качеством продукции; торговые каналы сбыта и снабжения; условия организации и реализации сделки; разработка условий контракта.

Из этого перечня видно, что шумерам были известны многие задачи руководителей, в частности маркетинговые исследования (знание потребностей покупателя, состояния рынка производителей), контроль (контроль над качеством продукции), учет форс-мажорных обстоятельств (условия организации и реализации сделки и разработка условий контракта), а также уровень конкуренции. Здесь завуалированно присутствует функция предвидения (исследование рынка, расчет общих затрат, условия организации и реализации сделки), контроль над качеством и планирование. Все это является свидетельством того, что уже тогда практиковалось выполнение стандартных функций менеджмента с целью успешного ведения дел.[16]

Интересно, что за 4000-2000 лет до нашей эры при организации управления на первый план выдвигали функции планирования, организации и контроля, при необходимости вводили элементы децентрализованного управления (современные дивизиональные структуры) и практиковали «использование рекомендаций штаба», что есть ничто иное, как прототип линейно-штабной организационной структуры управления, что свидетельствует о достаточно высоком уровне организации управления в Египте в те времена.[17]