Файл: История развития менеджмента (Генезис управленческой мысли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С 1912 г. была развернута активная практическая деятельность по внедрению принципов научной организации труда на промышленных предприятиях России. До первой мировой войны в России функционировало восемь крупных заводов, применяющих результаты научной школы управления, в то время как во Франции, к примеру, – только один. Тем не менее, первая мировая война в совокупности с Великой Октябрьской социалистической революцией и политикой «военного коммунизма» прервали восходящее развитие менеджмента.

На данном этапе появились четкие различия между развитием менеджмента в дореволюционный, постреволюционный и современный период, в котором в настоящее время появились три возможные концепции дальнейшего становления менеджмента на территории России. Также при рассмотрении этапов формирования менеджмента существует необходимость упомянуть период с 30-х годов до распада СССР и 90-е годы XX века. Далее, для объективного понимания и оценивания сути упомянутых выше различий следует более подробно заострить внимание на перечисленных промежутках времени (приложение 3).

Таким образом, исходя из вышеупомянутых различий в процессе формирования менеджмента на этапах развития экономики РФ, следует сделать вывод о том, что заимствование чужого опыта Россией может негативно отразиться на практике управления промышленными предприятиями. Также, нельзя не отметить, что переходы от одного этапа к другому возникали не вследствие естественноисторического процесса, как, например, в зарубежных странах, а в основном в связи с политическими явлениями. Дальнейшее формирование системы российского менеджмента должно заключаться в его гибкости и приспособляемости к новым обстоятельствам, в учете разнообразий и широты условий, а также в заострении внимания на особенностях русского менталитета.

Российская модель менеджмента пока не способна проявлять сильные экономические импульсы на мировом уровне. Поэтому важно, в каких направлениях должен развиваться Российский менеджмент[56], а именно:

1. Целесообразное совмещение рынка и государственного регулирования.

2. Использование стратегического планирования в деятельности организаций.

3. Постоянное реформирование целей организации в связи с изменениями внешней среды.

4. Достижение стратегических и оперативных целей организации за счёт рационального перераспределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

5. Разработка методов управления, которые помогут организации быстро адаптироваться к внешним факторам среды.


6. Повышение квалификации менеджеров в управлении людьми, и организацией в целом.

7. Использование в практике принятия оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы.

8. Совершенствование структур управления за счёт большей децентрализации функций.

9. Постоянная забота о повышении квалификации работников организации.

10. Максимальное использование инноваций, экономико- математических методов, ЭВМ.

11. Развитие информационных систем, широкое использование глобальных информационных сетей.

12. Привлечение сотрудников к управлению организацией.[57]

Из всего вышесказанного понятно, что России необходимо осваивать или творчески реформировать зарубежные модели управления. Необходимо выделить методы и подходы управления, которые оказали бы положительный результат экономике России и подходили под национальные особенности: культуру, ментальность. Для решения этой проблемы необходимо проведение экономической политики, проведение психологических тренингов, которые помогут преодолеть боязнь за негативный результат.

Российская Федерация постепенно начинает переходить на новые экономические отношения. Результативный менеджмент является одним из важных факторов, показывающих конкурентоспособность не только Российских фирм, предприятий, но и транснациональных корпораций. Следовательно, актуальным остаётся осмысление международных и отечественных стандартов менеджмента. Обобщая всё вышесказанное, России необходим Западный опыт для синтеза и творческого размышления, чтобы, в итоге, выйти на мировой уровень и обеспечить конкурентоспособность по всем отраслям национальной экономики.

2.3. Современные тенденции развития менеджмента

В новых экономических условиях наиболее заметными стали две новые тенденции в развитии менеджмента:

1) интернационализация менеджмента, ускоренный обмен знаниями и опытом в результате углубления международного разделения труда, возрастания конкуренции и взаимозависимости в мировой экономике, создания международных информационных сетей, а также прочих интегрирующих структур.

2) быстрое накопление опыта практической деятельности, основанной на «здравом смысле».[58]


Следует подчеркнуть, что в России с переходом к рыночной экономике стала наблюдаться разбалансированность всего механизма управления. Отечественные менеджеры в своей практической деятельности сталкиваются с такими проблемами, с которыми совершенно не знакомы западные менеджеры. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение новых знаний по искусству управления. Построение эффективной системы управления в России требует подготовки достаточного количества менеджеров-профессионалов, обладающих уникальными личностными качествами. Они должны быть разносторонне развитыми, творческими и инициативными личностями высокой квалификации, уметь грамотно управлять сотрудниками для достижения целей организаций; кроме того, они должны сочетать в себе способности формального и неформального лидера, то есть сотрудники должны им доверять и безбоязненно делиться своими проблемами; наконец, менеджер-профессионал должен хорошо ориентироваться в проблемах рынка, чтобы способствовать достижению стратегических и тактических целей организации.[59]

Таким образом, в настоящее время большинство специалистов (экономистов и менеджеров) указывают, что для успешного развития любой организации (предприятия) чрезвычайно велика роль менеджера как профессионально подготовленного руководителя.

В свое время американскими основоположниками менеджмента был создан образ менеджера как профессионала, обладающего специальным образованием (зачастую в дополнение к инженерному, юридическому, экономическому образованию и т.д.).

Однако в конце 20го века даже американцы вдруг усомнились в правильности своего пути, начали обвинять школы бизнеса в неправильной ориентации менеджеров, отрыве от жизни, неоправданном увлечении «наукой управления». Стали звучать призывы к более углубленному исследованию практического опыта управления организациями в других странах мира.[60] Хорошо известно, что в Японии руководителей готовят, прежде всего, путем приобретения практического опыта (чтобы постепенно культивировать в них качества, необходимые руководителю, они обучаются не только управленческой деятельности, но и искусству человеческих отношений). В свою очередь, в европейских странах широко развиты консультационные, маркетинговые и прочие услуги, предоставляемые руководителям предприятий. Для эффективного управления они часто привлекают специалистов «со стороны», так как специалисты консалтинговых компаний обладают специализированными знаниями (например, в сфере антикризисного управления). Но это нередко наоборот, снижает эффективность управления, так как требует дополнительных затрат на оплату услуг сторонних организаций.


К современным менеджерам пришло осознание того, что в мире ужесточившейся международной конкуренции выживают только организации, управляемые эффективными менеджерами. Начали формироваться новые направления в менеджменте, например, такие как антикризисный менеджмент, ориентированный на поиск путей выхода из кризисных ситуаций, а также стресс-менеджмент, направленный на создание благоприятного организационного климата в коллективе.

Организуются специальные тренинги для руководителей компаний и менеджеров разного уровня, позволяющие научиться тому, как справляться с уникальными проблемами и разнообразными конфликтными ситуациями, возникающими в повседневной деятельности.

В современных условиях возрастает роль способности руководителей организаций к инновациям, к принятию радикальных решений, позволяющих преодолевать неожиданные затруднения.

Некоторые экономисты считают, что современный менеджмент достиг предела своего развития, и ничему принципиально новому теория менеджмента научить руководителей не сможет, тем более, умению принимать инновационные решения.[61]

Однако сегодня организации работают в условиях непрерывных изменений и растущей взаимозависимости. Следовательно, любая организация должна встраиваться в процесс инновационного развития и своевременно меняться, чтобы быть способной к преодолению трудностей, искать пути стимулирования сотрудников к проявлению инициативы и творчества, стараться учитывать интересы все большего числа заинтересованных сторон.

Менеджмент, который используется сегодня, не достаточен для решения обозначенных задач, поэтому требуется разработка новых методик, методов и инструментов, то есть, по существу, сам менеджмент надо «создавать заново», а менеджеры должны стать не стандартными управленцами, а эффективными менеджерами. Такие, эффективные менеджеры должны в первую очередь осознать необходимость назревших изменений. Они ни в коем случае не должны подавлять в себе возникающее недовольство сложившимся положением дел, так как любые перемены обычно опираются на справедливое возмущение ситуацией. Кроме того, эффективным менеджерам необходима определенная смелость для выхода за привычные рамки, для постановки целей, которые станут стимулом для поиска принципиально новых способов мобилизации человеческого потенциала.

Современная модель эффективного менеджмента должна представлять собой целостный интегрированный подход к управлению, который не может быть представлен в виде простого механического сочетания отдельных структурных элементов.


Таким образом, во второй главе исследована история формирования основных концепций менеджмента, проанализирован исторический путь развития менеджмента в России, а также рассмотрены основные тенденции развития современного менеджмента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя вышеизложенное, история менеджмента представляет собой сложный динамический процесс, в котором все детали складываются в единое целое, образуя богатую структуру знания. Многие ученые и исследователи сделали значительные вклады в его развитие. В итоге, из маленького семени постепенно выросло массивное дерево менеджмента, которое эволюционирует и по сей день.

В первой главе работы рассмотрены вопросы становления и развития менеджмента как науки, исследован процесс формирования системы управления с древнейших времен до настоящего времени. Проанализированы этапы развития менеджмента.

Также в первой главе проведен анализ и критическое осмысление эволюции понятия «менеджмент» за достаточно длительный период (более 8000 лет).

Во второй главе исследована история формирования основных концепций менеджмента. Дана характеристика истории возникновения и развития науки о менеджменте в России. Подробно освещен процесс становления управленческой практики и теории на разных этапах исторической эволюции страны. Описаны наиболее существенные различия между дореволюционным, постреволюционным и современным периодом формирования менеджмента. Обобщая всё вышесказанное, России можно использовать сразу все достижения современного менеджмента разных моделей и избежать ошибок, но необходимо взять во внимание Российскую специфику: её культуру и менталитет.

В работе определены перспективные направления и принципиальные основы дальнейшего развития современного менеджмента.

Изучение истории развития менеджмента показало, что теория управления постоянно развивалась и развивается, выдвигая новые идеи, способствующие эффективному управлению. В то же время практика бизнеса и управления оказывается гораздо богаче и ставит перед учеными новые, разнообразные и глубокие проблемы, которые стимулируют дальнейшее развитие науки управления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ауезова, К.Т. Менеджмент: учебно-методическое пособие / К.Т. Ауезова. – М., 2015.
  2. Афанасьев В.Я. Теория менеджмента: учебник и практикум для акад. бакалавриата. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. – 665 с.
  3. Блэйк Р.Р., Мутон Д.С. Научные методы управления / Р.Р. Блэйк, Д.С. Мутон. Пер. с англ. И. Ющенко. – Киев: Вышейшая школа, 2013. – 274 с.
  4. Бусов, В. И. Управленческие решения : учебник для академического бакалавриата / В. И. Бусов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 254 с
  5. Вейнбендер Т.Л., Голубева А. Истоия развития менеджмента в России // Студенческие научные достижения сборник статей IV Международного научно-исследовательского конкурса : в 2 ч.. Пенза, 2019. С. 90-92.
  6. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Проспект, 2013. – 320 с.
  7. Виханский О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И.Наумов – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2001. – 528 с.
  8. Воропаев, С. Н. Менеджмент: учебное пособие / С. Н. Воропаев, В. Д. Ермохин; Международная ассоциация «Агрообразование». – Москва: КолосС, 2017. – 246 с.
  9. Всеобщая история менеджмента : учеб. пособие / под общ. ред. И. И. Мазура. Москва : ЕЛИМА, 2007. С. 81-82.
  10. Глухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт– Петербург: Питер Пресс, 2017. – 600 с.