Файл: Органы местного самоуправления (Анализ понятия местного самоуправления. Правовой статус органов местного самоуправления в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, одним из инструментов, позволяющих населению Российской Федерации осуществлять конституционное право на местное самоуправление, являются местные органы власти.

Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, уполномоченные решать вопросы местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Эти органы осуществляют два типа функций, объективно присущих каждому муниципальному образованию: представлять его интересы (проектная функция) и реализовывать эти интересы (программная функция). Представление интересов заключается в их выявлении и разработке в итоге проекта развития муниципального образования, а также в принятии необходимых решений, создающих правовую базу для реализации проекта, в форме правовых актов.

Понятие «система местного самоуправления» учеными сегодня трактуется по-разному. Некоторые считают, что это набор взаимодействующих самоуправляющихся систем, которые действуют как компоненты. Другие считают, что это сочетание организационных форм местного самоуправления внутри муниципалитета, посредством которого осуществляется решение вопросов местного значения, местной жизни. Что не совсем верно, поскольку система местного самоуправления представляет собой определенную подсистему со всей совокупностью взаимосвязанных элементов, состоящих из: формы местного самоуправления непосредственно жителями муниципалитета; местные органы власти и их деятельность; инициативные формы участия жителей в местном самоуправлении; муниципальные служащие и их деятельность. Одним из важнейших элементов системы местного самоуправления являются местные органы власти, призванные решать вопросы местного значения.

Таким образом, система местного самоуправления представляет собой совокупность органов муниципального образования, подчиненных главе муниципального образования или их объединению, согласованных в своей деятельности с принципом законности, исходя из интересов местных жителей и интересов государства. ,

Согласно новой Конституции Российской Федерации, местное самоуправление по своему содержанию отличается от ранее существовавшей модели местного самоуправления в России. Компетенция, структура и подчиненность местных органов власти сильно изменились. Изучив эти различия, можно сделать вывод, что прежняя система местной государственной власти укоренилась настолько, что изменение правового статуса местных органов власти еще не остановило их фактическую подчиненность исполнительным органам власти субъекта Российской Федерации.


В ст. 3 Конституции Российской Федерации местное самоуправление рассматривается как одна из форм демократии, составляющих сущность конституционного строя России. По ее словам, единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть как напрямую, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления, в состав которых входят представительные, исполнительные органы; главы муниципалитетов, местных администраций, других органов и должностных лиц. Теоретический и сравнительный анализ конституционной консолидации местного самоуправления позволяет сделать вывод о том, что это форма общественной власти, власть народа в форме децентрализации государственного управления.

Итак, местное самоуправление и государственная власть в Российской Федерации имеют единый источник: власть народа. Поэтому толкование ст. 12 Конституции, закрепляющей полную автономию местного самоуправления, по меньшей мере, неверна.

Доказательств устроенности местного самоуправления в структуры государства, а значит, и правовой зависимости от них более чем достаточно. Начать с того, что федеральная государственная власть осуществляется на всей территории Российской Федерации (Конституция РФ, ч. 4 ст. 78), а значит, население любого муниципального образования - граждане государства, обладающие соответствующими правами и обязанностями. Ст.72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации. Федеральные законы определяют основу и принципы организации местного самоуправления, а субъекты Российской Федерации обладают полномочиями по регламентации института местного самоуправления и взаимоотношений между органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Доказательств структуры местного самоуправления в государственном устройстве и, следовательно, правовой зависимости от них более чем достаточно. Начнем с того, что федеральная государственная власть осуществляется на всей территории Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, часть 4 статьи 78), что означает, что население любого муниципального образования является гражданами государства, которые имеют соответствующие права и обязательства. Статья 72 Конституции Российской Федерации, устанавливающая общие принципы местного самоуправления, является совместной ответственностью Российской Федерации и субъектов Федерации. Федеральные законы определяют основы и принципы организации местного самоуправления, а субъекты Российской Федерации уполномочены регулировать институт местного самоуправления и отношения между органами государственной власти субъектов Федерации и местными органами власти. органы самоуправления.


Кроме того, местные органы власти могут быть наделены отдельными государственными полномочиями с правом контролировать их реализацию. Решения органов местного самоуправления обязательны для всех, кому они адресованы. И, кроме того, муниципальные власти обладают соответствующим набором полномочий государственной власти, без которых управление невозможно.[3]

Смысл ст. 12 Конституции РФ не означает, что местное самоуправление не входит в систему государственной власти и отделено от нее. Это означает лишь то, что муниципальное правительство определило свою сферу деятельности, свои полномочия и строго определенные функции в государстве.

Власть самоуправляющихся территорий является подчиненной властью и действует в порядке и в пределах, установленных федеральными и региональными властями.

Законность является главной чертой местного самоуправления, которая отличает его от государственной власти. Еще в 1920-х годах российский ученый Л. Велихов обратил внимание на это обстоятельство: «Центральное правительство является суверенным, верховным, способным к самореформированию, местное самоуправление — это устав, действующий в порядке и в указанных пределах. верховной властью». Это оригинальность и сущность местного самоуправления.

Правовой статус и функции местных органов власти в системе государственного управления определяются целым рядом политических и социально-экономических факторов. Роль этих органов в решении государственных и общественных задач, их правовой статус в полной мере отражает те фундаментальные изменения в сущности государства, его организации и структуры, которые являются результатом демократических преобразований. И организация деятельности органов местного самоуправления является важнейшим фактором реализации принципа демократизации государства. Поскольку функции местных органов власти в основном заключаются в децентрализации определенных функций правительства, центр придает большое значение совершенствованию системы местного управления. Однако особенность правового статуса органов местного самоуправления заключается в том, что они действуют не как назначенные им уполномоченные представители государственной власти, а как органы, формируемые непосредственно населением, представляющие его интересы, выражающие его волю и несущие перед ним ответственность за все его деятельность.

Даны особенности правового статуса отдельных органов местного самоуправления, их основные отличия от других органов государственной власти и управления на муниципальном уровне (органов местного самоуправления и органов территориального общественного самоуправления).


В результате многолетних реформ в России сформировалась многоуровневая вертикаль власти: федеральные органы власти, органы власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления. Их четкая градация также наблюдается «по горизонтали», где при отсутствии прямого подчинения органы различаются по сфере полномочий и компетенции. Горизонтальная градация была в значительной степени затронута органами, наделенными исполнительными и административными функциями и полномочиями.

Принимая во внимание правовой статус местного самоуправления, следует сказать, что понятие «правовой статус местного самоуправления» не имеет нормативного выражения, а представляет собой коллективный доктринальный образ субъекта-участника публично-правовых отношений, осуществляющий Функции правительства на своем уровне. Статус органов местного самоуправления можно определить, выявив основные различия между органами местного самоуправления и органами местного самоуправления. Местные органы власти и органы местного самоуправления имеют разные функциональные цели. Органы местного самоуправления формируются для выполнения управленческих функций. Органы местного самоуправления выполняют вспомогательные функции, поскольку не имеют права самостоятельно решать вопросы местного значения и действуют в интересах обеспечения работы местных органов власти. Различие между местной администрацией и местным правительством заключается в публично-правовом статусе местной администрации и ее функциональных органов в соответствии с их полномочиями, целями и задачами, отчетностью и подотчетностью, способностью осуществлять предпринимательскую деятельность и имущественными правами.

Местная администрация является обязательным элементом структуры местного самоуправления в любом муниципалитете, но местные органы власти в структуре местного самоуправления, закрепленные в уставе муниципалитета, никогда не упоминаются и могут вообще не устанавливаться, эти положения установлены в ст. 34 и 37 Федерального закона Федеральный закон N 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Проанализировав концепцию местного самоуправления, мы можем сделать вывод, что местное самоуправление характеризуется как форма демократии. Определение местного самоуправления содержится в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому местное самоуправление является формой осуществления народом своих власть, которая обеспечивает в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельно и под свою ответственность решение населения непосредственно или через органы местного самоуправления по вопросам местного значения, исходя из интересов населения, исходя из исторических или других местных традиций.


Правовой статус местного самоуправления определяется на основании определенных функций, целей и задач, закрепленных в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации или уставах муниципальных образований.

Модели и структура органов местного самоуправления и порядок их формирования

В соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции Российской Федерации структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Конституция устанавливает организационную и структурную изоляцию органов местного самоуправления от органов государственной власти.

Понятие «структура местного самоуправления» рассматривается в узком и широком смысле. В узком смысле, это система органов с независимым статусом, посредством которой функции и полномочия органов местного самоуправления осуществляются на соответствующей территории. В широком смысле это также внутренние подразделения созданных органов местного самоуправления. Под структурой местного самоуправления понимается также структура системы основных органов местного самоуправления, наделенная собственной компетенцией, и внутренняя структура каждого из этих органов.

По мнению И.В. Выдрина и А.Н. Кокотов, было бы правильнее говорить о системе местных органов власти, действующей в границах муниципального образования [4].

Федеральный закон 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года уточнил подходы к формированию структуры органов местного самоуправления. Он сохранил возможность выбора модели, но предусмотрел более четкие фундаментальные положения, которые составляют основу любой организационной модели местного самоуправления, уточнил концепцию структуры местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления определяется как список определенных органов местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципалитета и обладающих собственными полномочиями для решения вопросов местного значения.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года в большей степени регламентировал перечень возможных органов местного самоуправления в конкретной организационной модели муниципального образования, т. Е. Фактически законодательно закреплена система местного самоуправления. Обязательным в структуре местного самоуправления является наличие трех основных органов - представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации (исполнительного и административного органа муниципального образования). Этот список открыт. Устав муниципалитета может предусматривать другие органы местного самоуправления.