Файл: Органы местного самоуправления (Анализ понятия местного самоуправления. Правовой статус органов местного самоуправления в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2003 году принцип разделения властей между представительными и исполнительными органами местного самоуправления фактически был восстановлен. Федеральный закон 1995 года не содержал указаний на разделение полномочий в системе местного самоуправления на представительное и исполнительное. Многие авторы указывали на необходимость применять в органах местного самоуправления какие-либо конкретные аспекты разделения властей. В И. Васильев отмечает, что на уровне местного самоуправления принцип разделения властей не применяется, но разделение функций необходимо[5].

Разумеется, для обеспечения эффективного функционирования местного самоуправления необходимо было четко разграничить полномочия местных органов власти, их взаимный контроль, наличие механизма сдержек и противовесов, позволяющего защищать границы их собственной компетенции и обеспечить взаимодействие органов местного самоуправления.

Все модели местного самоуправления во многом определяются нормами Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года. Таким образом, предусмотрено: несколько конкретных способов формирования Представительный орган муниципального района (часть 4 статьи 35), глава муниципального образования (часть 2 статьи 36), глава местной администрации (часть 2 статьи 36), предусматривает ряд обязательных полномочий местных органов власти. Власти, например, представительный орган муниципальной формы Аня (ст. 35 ч. 10), глава муниципального образования (ст. 4, ст. 36), определяют верхнюю и нижнюю границы срока полномочий депутатов и др. выборные должностные лица местного самоуправления (ст. 2, ст. 40). Эти федеральные законодательные требования должны учитываться при правовом регулировании соответствующих вопросов в уставах муниципалитетов.

Наименования трех обязательных вышеназванных органов местного самоуправления устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций и других органов местного самоуправления, создание которых зависит от на усмотрение самих муниципальных образований, в уставе муниципального образования.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 2003 г.[6] закрепил унификацию основных организационных моделей местного самоуправления.


Организационная модель местного самоуправления включает в себя структуру органов местного самоуправления, которая представляет собой перечень конкретных органов местного самоуправления, закрепленных в уставе муниципального образования, предусмотренных федеральным законом, наделенных уставом муниципального образования. своими силами решать вопросы местного значения, а также порядок их формирования и особенности взаимодействия между собой.

Классификация организационных моделей местного самоуправления может проводиться в зависимости от правового статуса, порядка формирования и характера взаимоотношений трех основных органов местного самоуправления, а также от типа муниципального образования. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года позволил создать шесть организационных моделей местного самоуправления.

Первая модель местного самоуправления обычно называется традиционной. Это относится ко всем основным типам муниципалитетов. Эта модель достаточно распространена и воспроизводит классическую схему разделения властей в системе органов государственной власти.

В рамках этой модели глава муниципалитета избирается на муниципальных выборах, одновременно занимая должность главы местной администрации. Председатель представительного органа избирается этим органом из числа его членов.

Глава муниципалитета, возглавляя местную администрацию, выполняет исполнительные и административные функции, управляет местным бюджетом и управляет аппаратом местной администрации. Все это делает правовой статус главы муниципалитета достаточно сильным по отношению к представительному органу несмотря на то, что он остается подконтрольным и подотчетным населению и представительному органу муниципалитета.

Во второй модели глава муниципалитета избирается на муниципальных выборах и является председателем представительного органа муниципалитета с правом решающего голоса, а местную администрацию возглавляет глава местной администрации, который назначается на эту должность. позиция по контракту. Эта модель также подходит для всех основных типов муниципалитетов.

Третья модель генетически является вариацией второй модели. В этой модели глава муниципалитета избирается не муниципальными выборами, а представительным органом из числа его членов и является председателем представительного органа.

В то же время во второй и третьей моделях наряду с главой муниципалитета структура органов местного самоуправления предусматривает контрактную должность главы местной администрации, который возглавляет этот исполнительный орган муниципалитета.


Четвертая модель предусматривает совмещение должностей главы муниципального образования, главы местной администрации и председателя представительного органа. Это приемлемо только для небольших сельских населенных пунктов с населением менее 1000 человек.

Модель характеризуется тем, что глава муниципалитета, независимо от способа своего избрания, может одновременно занимать три должности и, соответственно, обладает расширенными полномочиями.

Глава муниципалитета в этой модели может быть избран либо всеми жителями поселка на муниципальных выборах, либо депутатами из их числа. Эта модель местного самоуправления является альтернативной и может быть предусмотрена только в уставе муниципалитета.

Пятая модель называлась «Гражданское собрание - глава поселения». Он действителен только для населенных пунктов с населением менее 100 человек. В таких населенных пунктах представительный орган не формируется, его полномочия осуществляет собрание граждан. Глава поселения избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию.

Шестая модель - это организационная модель, которая не использовалась в предыдущей отечественной практике местного самоуправления. В этой модели местного самоуправления представительный орган муниципального района (а также городского округа с внутригородским делением) формируется не на основе прямых муниципальных выборов, а состоит из делегированных глав поселений и заместителей представителя. органы населенных пунктов, входящих в муниципальный район (или внутригородские районы). Главы поселений в силу своей занятости делегируются в представительный орган муниципального района. Структура местного самоуправления в обязательном порядке закреплена в уставе муниципального образования. Поскольку устав принят представительным органом муниципалитета, определение конкретной организационной модели местного самоуправления в муниципалитете является прерогативой представительного органа.

Рассматривая систему местного самоуправления Сальска и Сальского района, следует сказать, что Сальский район является муниципальным округом с административным центром.

Структуру органов местного самоуправления Сальского района составляют: 1) Собрание депутатов Сальского района; 2) председатель Собрания депутатов – глава Сальского района; 3) Администрация Сальского района; 4) Контрольно-счетная палата Сальского района.

При этом, изменение структуры допустимо только после внесения изменений в устав муниципального образования.


Собрание депутатов Сальского района является представительным органом муниципального образования "Сальский район". Собрание депутатов Сальского района и контролируемых населением состоит из глав поселений, находящихся в Сальском районе, и депутаты представительных органов этих поселений, избитых представительными поселениями из их состава. в соответствии с нормой представительства в населенных пунктах в размере 1 заместитель представительного органа от каждого населенного пункта. Установленное число депутатов Собрания депутатов Сальского района составляет 22 депутата. Срок полномочий Собрания депутатов Сальского района - пять лет.

Полномочия Собрания депутатов Сальского района, организация их деятельности в соответствии с нормами Сальского муниципального образования в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и других федеральных законов, регулирующих деятельность органов местного самоуправления. Председатель Собрания депутатов - глава Сальского района является главой муниципального образования "Сальский район".

Администрация Сальского района является исполнительным и распорядительным органом муниципального образования «Сальский район», уполномоченный Устав муниципального образования «Сальский район», полномочия по решению вопросов и полномочий на основании официальных полномочий, делегатов местных органов власти по федеральному и региональному законам.

В состав Администрации Сальского района входят: аппарат Администрации Сальского района; отраслевые (функциональные) органы Администрации Сальского района (далее - органы Администрации Сальского района).

Администрация Сальского района состоит из главы администрации Сальского района, заместителей главы администрации Сальского района, главы администрации Сальского района, структурных подразделений администрации Сальского района. В канцелярию Администрации Сальского района могут входить должности муниципальной службы, посты технического сопровождения деятельности Администрации Сальского района.

Структура Администрации Сальского района, в том числе структура органов Администрации Сальского района, утверждается Собранием депутатов Сальского района по предложению главы Администрации Сальского района.

В 2014 году в России проведена реформа местного самоуправления, связанная с усилением тенденций централизации, за счет выстраивания "вертикали власти" в субъектах Федерации и повышения их роли в правовом регулировании местного самоуправления. В рамках реформы принят Федеральный закон от 27.05.2014 N 136-ФЗ,[7] закрепивший четыре основных модели организации местного самоуправления. Субъекты Федерации получили право путем принятия закона устанавливать обязательную для муниципалитетов модель организации местного самоуправления из числа вышеперечисленных, делить городские округа на новые муниципальные образования - внутригородские районы, закреплять за муниципальными образованиями дополнительные вопросы местного значения, участвовать в отборе кандидатов на должность главы местной администрации, устанавливать ряд условий контракта с главами местных администраций поселений и внутригородских округов. В результате реформы определение модели организации местного самоуправления стало прерогативой законодательного органа субъекта Федерации, уставы муниципальных образований должны быть приведены в соответствие с региональным законом.


Таким образом, структура местного самоуправления определяется в уставе муниципального образования. Поскольку устав принят представительным органом муниципального образования (выборным коллегиальным органом местного самоуправления, состоящим из депутатов и уполномоченным действовать от имени населения муниципального образования и представлять его интересы), определение конкретного Организационная модель местного самоуправления в муниципалитете является прерогативой представительного органа.

Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов местного бюджета соответствующих муниципалитетов. Смета расходов на содержание местных органов власти представлена ​​в местном бюджете отдельной строкой. В условиях нехватки средств местного бюджета важно обеспечить создание оптимальной структуры и количества органов местного самоуправления, предотвращая их необоснованное расширение.

Местное самоуправление, гарантированное Конституцией Российской Федерации, является независимым, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Установлено в п. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации положения определяют самостоятельность местных органов власти в управлении муниципальной собственностью, в формировании и исполнении местного бюджета, в установлении местных налогов и сборов, в осуществлении охраны общественного порядка. и другие вопросы местного значения.

Однако на практике реализация этих положений затруднена. Одной из наиболее важных причин, препятствующих осуществлению этих положений, является отсутствие финансирования.

И.В. Бабичев указывает, что "в финансово-бюджетной сфере местного самоуправления существенных подвижек по-прежнему не наблюдается. Конечно, скажут нам, трудно что-либо предпринимать в условиях экономического кризиса. Однако создание предпосылок для стимулирующей развитие системы муниципальной экономики, муниципального хозяйства есть как раз работа по преодолению этого самого кризиса с муниципального уровня"[8].

Министерство финансов Российской Федерации в 2015 году проводило мониторинг соответствия муниципальных образований общемировым стандартам. Он показал, что соответствующим уровнем самостоятельности в России обладают лишь 7 % муниципальных образований.[9]

Важное значение для органов местной власти имеет доля местных бюджетов в консолидированном бюджете страны. Практика показывает, что она не должна быть ниже 20 %.