Файл: Органы местного самоуправления (Анализ понятия местного самоуправления. Правовой статус органов местного самоуправления в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из того, что большинство авторов понимают местное самоуправление как систему регулирования и развития социально-экономических и иных отношений в населенных пунктах, для решения местных вопросов на основе самоорганизации, в основном, на основе собственных ресурсов. Однако собственные ресурсы - это, прежде всего, собственные доходы. А у местных администраций большие проблемы с собственными доходами. Так, в подавляющем большинстве сельских администраций их доля колеблется в пределах 5-7%, то есть незначительна. Так, например, возьмем бюджет Сальска. Бюджет города Сальска на 2018 год исполнен на доходы в сумме 2 067 513 тыс. Руб., Что на 75,6 млн. Руб. Меньше первоначального (доходы из областного бюджета снизились). Основным направлением бюджетной политики неизменно остается выполнение всех социальных обязательств перед жителями Сальского района. Доля социальных расходов в 2015 году составила 87%, или почти 1 миллиард 800 тысяч рублей. Это включает в себя предоставление медицинской помощи, образовательные нужды, выплаты крупным, бедным, региональным бенефициарам, отдых и реабилитацию детей, предоставление жилья сиротам, ветеранам, инвалидам, молодым семьям, переселение граждан из аварийного жилья и многое другое.

Таким образом, можно констатировать, что в России нет реально функционирующего органа местного самоуправления.

Рассматривая структуру и модели местного самоуправления, можно сделать вывод, что независимость местного самоуправления, установленная положениями Конституции Российской Федерации, является весьма относительной, поскольку, взаимодействуя с органами государственной власти, функционирует наряду с другими системами Что касается государственной власти и действия в интересах человека, местное самоуправление имеет очень разные ограничения в своей независимости. Прежде всего, это его статус, который определяет включение местного самоуправления в общую систему общественного порядка, государственного и государственного управления и самоуправления. Затем последовательность его полномочий с вопросами местного значения, локальной территории. И последними ограничениями являются нехватка финансовых ресурсов, общие интересы местного сообщества, а также субъективные факторы, заключающиеся в уровне развития местного законодательства, правовой культуры и активности населения.


ГЛАВА 2. Реализация местного самоуправления в Российской Федерации

2.1. Проблемы формирования и реализации местного самоуправления в Российской Федерации

Важным элементом муниципальной системы является взаимодействие органов местного самоуправления с населением. Сегодня все больше и больше граждан, которые хотели бы принять активное участие в решении вопросов местного самоуправления.

Анализируя принятый в 2014 году Федеральный закон № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона« Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации »и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федерация »(далее - Закон N 136-ФЗ), целью которого было приблизить муниципальную власть в крупных городах к населению. Идея Принятие этого закона оправдано только в большинстве крупных городов, где нет самоорганизации граждан для решения вопросов прямого существования, где из-за большого размера территории городов и размера их жителей муниципальная власть как власть само население здесь фактически не существовало, а связь граждан с муниципальными чиновниками (в том числе выборными), а также с местными депутатами оставалась крайне слабой, что подтверждается Судя по опросам общественного мнения, проведенным в мае 2014 года, в большинстве городов подавляющее большинство избирателей не знают своих депутатов[10].

Существенными поправками в Закон N 136-ФЗ введен порядок определения структуры органов местного самоуправления. Новый Закон № 136-ФЗ указывает на необходимость учитывать мнение населения во всех организационных преобразованиях. Это необходимо для того, чтобы особенности в условиях функционирования местного самоуправления учитывались не только в формате региона в целом, но и в отношении каждого муниципального образования. Однако вряд ли можно признать, что новый Закон создает надлежащие правовые гарантии для такого учета. Окончательное, юридически значимое решение об организации муниципалитетов принимается в форме закона на региональном уровне. Механизмов реализации интересов граждан практически нет. Результаты возможных публичных дискуссий по организации муниципальной власти носят рекомендательный характер.


Оставаясь на основе реальности и вспоминая историю взаимоотношений региональных и муниципальных органов власти за последние десятилетия, было бы наивно предполагать, что решения органов государственной власти субъектов Федерации всегда будут основываться на рекомендациях граждан и территориальных органов. сообщества. У региональных властей есть свои интересы - упростить или полностью исключить избирательные процедуры, использовать такие процедуры, которые облегчили бы отбор лояльных кандидатов на руководящие муниципальные должности, которые всегда готовы поддержать позицию региональных чиновников[11].

В связи с этим норма нового Закона N 136-ФЗ, действующего порядка назначения главы администрации муниципального образования, является сомнительной с точки зрения конституционности. Ранее две трети состава конкурсной комиссии муниципального района, городского округа и внутригородского муниципального образования города федерального значения назначались представительным органом соответствующего муниципального образования, а одна треть - законодательным (представительным). ) полномочия субъекта Федерации по предложению высшего должностного лица субъекта Федерации. В настоящее время в муниципальном округе, городском округе, городском округе с внутрирайонным округом, городском агломерации города федерального значения только половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта федерации) (ч. 5 ст. 37 Закона N 131-ФЗ), что противоречит ст. , 12 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует организационную изоляцию местных органов власти от органов государственной власти и устанавливает правило, согласно которому местные органы власти не входят в систему органов государственной власти.

Конечно, следует иметь в виду, что согласно ч. 6 ст. 37 Закона N 131-ФЗ лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом соответствующего муниципального образования. Но только из числа кандидатов, предложенных конкурсной комиссией по итогам конкурса. Нетрудно предположить, что, поскольку «назначенцы» главы субъекта Федерации будут составлять половину членов конкурсной комиссии, как правило, кандидаты, необходимые руководителю субъекта Федерации, будут обсуждены и приняты представительным органом. Таким образом, увеличение числа представителей государственных органов в тендерном комитете фактически ставит органы местного самоуправления под контроль региональных органов, ограничивая их независимость.


Таким образом, проблемная ситуация состоит в том, что конституционное разделение государственной власти, признание местного самоуправления в качестве одной из независимых форм демократии противоречит реальному состоянию организации деятельности граждан и соответствующих органов самоуправления в определенная территория. Существует значительная задержка в реализации законодательных положений о самоуправлении.

Следующая актуальная проблема внедрения местного самоуправления в Российской Федерации - это проблема недофинансирования муниципальных образований.

В своей статье А.А. Копина отмечает, что «эта проблема обсуждалась давно, но в кризисный период ее серьезность только возрастает».

Как отмечается в ее работе, Е.С. Шугрина, «ключевой проблемой является огромный разрыв между объемом полномочий и объемом финансовых ресурсов для их реализации. Существующие различные виды межбюджетных трансфертов недостаточны для полного осуществления всех полномочий, которыми наделены местные органы власти. »

Анализируя проблемы реализации местного самоуправления, следует сказать, что проблемы внедрения местного самоуправления в России, которые остаются при отсутствии надлежащих финансово-экономических основ местного самоуправления, остаются глобальными.

Организационные, правовые и кадровые проблемы создают сложные условия для совершенствования практики местного самоуправления. Органы местного самоуправления часто отстранены от населения и его насущных проблем, чрезмерно зависят от органов власти субъектов Российской Федерации, не могут вырабатывать согласованные решения и допускают несоблюдение законодательства и местного самоуправления. коррупция.

Совершенствование местного самоуправления должно одновременно развиваться по нескольким направлениям, включая развитие организационных основ местного самоуправления, укрепление его финансовой, материальной базы, формирование благоприятной информационной среды деятельности муниципальных образований и т.д. В то же время изучение практики организации местного самоуправления в Российской Федерации показывает, что недостаточно задействован ресурс оптимизации используемых моделей организации местного самоуправления.


2.2. Предложения по совершенствованию местного самоуправления в Российской Федерации

Важнейшей составной частью процесса совершенствования политической системы в России является реорганизация механизма государственной власти. Качественно новый элемент здесь - реализация концепции местного самоуправления, которое, как показывает опыт многих развитых стран, является необходимой структурой демократического режима в правовом государстве. Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации местной жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать и деконцентрировать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, тем самым стимулируя активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.

Российское государство всегда традиционно отличалось высокой степенью централизации управления. Но ни один из периодов в истории Российского государства нельзя считать свободным от элементов самоуправления. Даже в периоды наивысшего расцвета Российского чиновничьего централизованного государства элементы самоуправления сохранялись в городах и сельских общинах.

Размышляя над кардинальными проблемами современной России, можно обнаружить, во-первых, что все они имеют корни, уходящие в глубокую древность, а во-вторых, что у многих из них есть свои аналоги в прошлом. Ни один цикл когда-либо проводимых радикальных реформ у нас в стране завершен не был, и это обусловило как бы «круговое» движение исторического процесса. Более того, всю отечественную историю в той или иной степени характеризует противостояние двух основных тенденций - реформ и контрреформ. Но сегодня, особо настораживает и тревожит то обстоятельство, что обращение к пройденному нашей страной опыту все чаще напоминает известный афоризм об истории как науке, оправдывающей ошибки в настоящем ссылкой на аналогичные ошибки в прошлом.

В числе основных факторов истории, прежде всего, следует отметить характерную для России пространственную и геополитическую ситуацию, специфические механизмы функционирования местного самоуправления и сословного строя и, самое важное, - особую роль государства и его институтов в регулировании социальных отношений[12].

Развитие муниципального управления и местного самоуправления находятся сегодня на переднем плане демократических преобразований и формирования гражданского общества в России. Это – важнейшая задача, решение которой определяет прочность системы гражданских институтов, и возможности эффективной организации хозяйственной жизни на территории России.