Файл: Органы местного самоуправления (Анализ понятия местного самоуправления. Правовой статус органов местного самоуправления в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Конституция Российской Федерации[1] устанавливает один из важнейших элементов основ конституционного строя - местное самоуправление, которое играет роль в системе управления государственными делами как способ и форма демократии на муниципальном уровне.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации люди имеют право осуществлять свою власть не только через органы государственной власти, но и через органы местного самоуправления, которые имеют большое значение для выполнения общественно значимых задач.

Местное самоуправление — это уровень публичной власти, ближайший к населению, предназначенный для решения вопросов прямой поддержки средств к существованию. Органы местного самоуправления выполняют функции первого звена государственной власти, к которому граждане обращаются для решения местных вопросов, связанных с условиями их повседневной жизни на определенной территории.

В настоящее время российское общество решает задачи проведения широкого спектра реформ во всех сферах жизни. На повестке дня стоит задача формирования современного гражданского общества и построения правового государства. Успешная реализация этих задач будет зависеть от сочетания различных факторов, и в первую очередь от участия граждан Российской Федерации в этих процессах. Одним из основных условий устойчивого развития гражданского общества и правопорядка в России является активное участие граждан в общественно-политических процессах, в том числе на муниципальном уровне.

Актуальность темы обусловлена тем, что на фоне происходящих в Российской Федерации сложных, глобальных реформ в различных сферах общественной жизни, направленных на организацию ее новой государственности, особое значение приобретают проблемы власти, демократии, управления и самоуправления. Степень их развитости свидетельствует о качестве формирования правового государства, построение которого является одним из многочисленных способов выхода России из сложившегося политического и экономического кризиса. Проблема формирования и реализации местного самоуправления в РФ является особо актуальной потому как местные органы власти во всем мире играют решающую роль в содействии развитию и улучшению уровня жизни населения.

Объектом исследования курсовой работы являются социально-общественные отношения, возникающие в ходе реализации местного самоуправления в Российской Федерации.


Предметом исследования выступают проблемы организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, и реализации функций органов власти в системе местного самоуправления.

Целью работы является изучение особенностей органов местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе и тенденций его дальнейшего развития.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- дать общую характеристику местного самоуправления в РФ;

- провести анализ понятия местного самоуправления, определить правовой статус органов местного самоуправления в Российской Федерации;

- исследовать модели и структуру органов местного самоуправления, и порядок их формирования;

- выявить проблемы формирования и реализации местного самоуправления в РФ;

- внести предложения по совершенствованию местного самоуправления в РФ.

В процессе исследования мы опирались на мнения разных авторов пособий и книг, таких как Васильев В.И., Авакьян С.А., Бабун Р.В., Зотов В.Б., Кириллова А.Н., Виноградова П.А., Казанник А.И., Костюков А.Н., Кутафин О.Е., Фадеев В.И., Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н., Шугрина Е.С.

В работе также широко использовались Интернет-источники в режиме свободного доступа, которые обогатили фактологическую базу исследования.

Структура работы обусловлена целью исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. Общая характеристика местного самоуправления в Российской Федерации

1.1. Анализ понятия местного самоуправления. Правовой статус органов местного самоуправления в Российской Федерации

Определение понятия местного самоуправления во многом определяется теорией, выбранной государством, или совокупностью теорий этого самоуправления. Теория местного самоуправления формируется на основе существующего практического опыта как отдельного государства, так и группы государств. В свою очередь на основе теорий местного самоуправления формируются концепции местного самоуправления.


В литературе описаны несколько понятий, которые характеризуются на основе теории местного самоуправления.

Первая концепция (англосаксонская) основана на социальной теории местного самоуправления, которая сочетает в себе теорию свободного сообщества, экономическую теорию и частично правовую теорию. Теория свободного сообщества была основана на идеях естественного права. Он нашел применение в Конституции Бельгии 1831 года, в которой содержалась статья об управлении сообществом и признал наряду с законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти муниципальную власть.

Вторая концепция - европейская континентальная, построена на основе государственной теории самоуправления. Государственная теория самоуправления была разработана Лоренцем Штейном и Рудольфом Гнейстом. Затем, более подробно, его основные положения были разработаны в России И.Д. Беляев, В.П. Безобразов А.И. Васильчиков, А. Градовский, Н.И. Лазаревский и другие ученые. Суть этой теории заключается в том, что органы местного самоуправления являются государственными органами, их компетенция не является какой-то особенной, особенной, естественной, но целиком создается и регулируется государством. Отношения между самоуправлением и государством выражаются через реализацию государственных дел, налоговую политику, принятие законов о самоуправлении, проведение выборов, содействие в военной мобилизации, обеспечение общественного порядка, социального обеспечения.

Государственная теория самоуправления наиболее близка к реальной жизни. Если государство принимает реальный закон об образовании местного самоуправления - оно существует, а не принимает - не может быть самоуправления, что характерно для современного периода в России, когда люди привыкли к организующей роли. государство, «командование сверху».

Изучение политической теории местного самоуправления. Можно выделить один из них, созданный Р. Гнейстом, суть местного самоуправления в том, что оно осуществляется почетными представителями местного населения, выполняющими свои обязанности бесплатно. Смягченной формой этой теории является учение О. Майера, согласно которому сущность самоуправления состоит в том, чтобы выполнять в нем официальные функции только в порядке второстепенных, непрофильных занятий.

В соответствии со ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления, местное самоуправление понимается как закон и реальная способность местных органов власти регулировать и управлять значительной частью государственных дел, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. В ст. 1 Закона РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР», местное самоуправление определялось как организация деятельности граждан для самостоятельного, под свою ответственность, решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его национальных, этнических и иных особенностей на основе законодательства Российской Федерации.


Стоит сказать, что местное самоуправление имеет не только признаки публичной власти, это своего рода социальная власть, потому что в дополнение к властным отношениям местное самоуправление характеризуется управленческими отношениями, которые представляют собой сочетание социальных связей, которые развиваться в результате решения жителями местных проблем. А жители связаны общей целью - решением местных проблем.

Местное самоуправление как элемент политической системы общества свидетельствует о том, что в России наряду с интересами личности и государства признаются и местные интересы, связанные с решением вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования и гарантировано.

Современные определения понятия «местное самоуправление», как правило, основаны на одних и тех же положениях.

В настоящее время понятие местного самоуправления можно раскрыть в следующих аспектах.

Во-первых, местное самоуправление связано с правом граждан и местного сообщества самостоятельно управлять местными делами. В ч. 1 Статья 130 Конституции Российской Федерации предусматривает, что местное самоуправление в Российской Федерации предусматривает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Во-вторых, местное самоуправление - это форма демократии, то есть способ, которым люди осуществляют свою власть. В том числе ч. 1, 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации предусматривает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) указано, что местное самоуправление Государственное управление в Российской Федерации является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населения непосредственно и (или) через местные органы власти по вопросам местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и других местных традиций.

В-третьих, местное самоуправление является одной из основ конституционного строя, основополагающим принципом организации власти, который наряду с принципом разделения властей (горизонтальное разделение властей) определяет систему управления (вертикальное разделение властей) , В ст. 12 Конституции Российской Федерации говорится, что в Российской Федерации местное самоуправление признается и гарантируется, местное самоуправление в пределах своих полномочий является независимым, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.


В-четвертых, местное самоуправление является институтом организации и предоставления муниципальных услуг. Более того, под муниципальные услуги, которые предоставляются по месту жительства лица и за предоставление которых местные органы власти несут определенную ответственность. Но это не означает, что эти услуги должны предоставляться местными властями, но они несут ответственность за то, чтобы люди имели возможность получать эти услуги на территории. Однако использование термина «муниципальные услуги» не означает, что они должны предоставляться самими местными властями. Но они несут ответственность за то, чтобы люди имели возможность получать эти услуги на территории муниципалитета.[2]

Таким образом, местное самоуправление является конституционной ценностью, гарантированной и защищенной особым образом.

Следует отметить, что Конституция Российской Федерации, признающая и гарантирующая местное самоуправление, не содержит юридического определения термина «местное самоуправление». Это доступно в ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Местное самоуправление в Российской Федерации определяется как единая система самоорганизации и деятельности населения, состоящая из институтов прямой и представительной демократии. Этот вывод основан на том, что в соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами посредством референдума, выборов, иных форм прямого волеизъявления, через выборные и иные органы местного самоуправления. Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления избираются населением напрямую и (или) формируются представительным органом муниципалитет, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2). Аппарат муниципальной власти включает, наряду с местными органами власти, должностных лиц местного самоуправления. Те из них, кто уполномочен непосредственно решать вопросы местного значения от своего имени, а не от имени местных органов власти, занимают место в аппарате муниципального управления, аналогичное аппарату местного самоуправления. В действующем законодательстве это главы муниципалитетов в качестве выборных должностных лиц местного самоуправления. самостоятельно.