Файл: Органы местного самоуправления (Анализ понятия местного самоуправления. Правовой статус органов местного самоуправления в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. Совершенствование местного самоуправления на этапе реального реформирования невозможно без детальной разработки законодательного регулирования всех аспектов общественных отношений его деятельности. Полноценное развитие законодательства о местном самоуправлении является также залогом развития демократии в нашей стране, создания правового государства.

Совершенствование местного самоуправления должно одновременно развиваться по нескольким направлениям, включая развитие организационных основ местного самоуправления, укрепление его финансовой, материальной базы, формирование благоприятной информационной среды деятельности муниципальных образований и т.д.

Местное самоуправление в Российской Федерации функционирует на основе целой системы нормативно-правовых актов, разработанных на каждом из этих трех уровней.

Сегодня в числе актуальных проблем лежат проблемы несовершенства правовых основ местного самоуправления.

Так, в проводимом Общероссийском Конгрессе муниципальных образований обсуждались проблемы несовершенства законодательства, регулирующего местное самоуправление, давалась оценка состояния местного самоуправления в Российской Федерации, рассматривались предложения по его совершенствованию. На основании этих обсуждений составлен Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации и предложения советов муниципальных образований по совершенствованию организации и осуществления местного самоуправления[13].

По своей структуре Доклад состоит из двух частей. Первая - федеральная - посвящена обобщенной оценке состояния местного самоуправления и предложениям по его совершенствованию. Вторая - региональная – является одновременно логическим продолжением основной, первой, части и содержит в качестве приложения материалы, поступившие из советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

На основе анализа региональных докладов и материалов, представленных советами муниципальных образований субъектов Российской Федерации, особый интерес представляют следующие предложения Ростовской области:

1. Продолжить уточнение полномочий органов местного самоуправления в целях исключения пересечения между различными видами муниципальных образований.

2. В настоящее время в большинстве субъектов приняты законы, регулирующие вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Однако законодательно не предусмотрено ограничений ни по количеству государственных полномочий, передаваемых одному и тому же муниципальному образованию, ни по условиям, с которыми должно быть связано решение о передаче полномочий в конкретных случаях.


При таких обстоятельствах муниципальные образования предлагают пункт 5 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ дополнить абзацем следующего содержания: «Ответственность за исполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, наступает только после получения финансового обеспечения этих полномочий из соответствующего бюджета».

Дополнить статью 70 Федерального закона № 131-ФЗ об ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами следующим предложением: «В пределах расходных обязательств, предусмотренных местным бюджетом».

3. Предлагается исключить из перечней вопросов местного значения вопросы, не свойственные муниципальному уровню, такие как профилактика терроризма и экстремизма, предоставление помещений для работы участковым уполномоченным полиции, а также жилых помещений таким работникам и членам их семей, создание и содержание аварийно-спасательных служб и формирований, мобилизационная подготовка муниципальных предприятий и учреждений, организация переработки и утилизации бытовых и промышленных отходов, лесной контроль. Эти вопросы могут быть отнесены к ведению органов местного самоуправления только в виде отдельных государственных полномочий, переданных в установленном порядке.

4. Возвратить в перечни вопросов местного значения городских округов и муниципальных районов практическую организацию предоставления услуг в важнейших отраслях социальной сферы: социальная поддержка и социальное обслуживание отдельных групп населения, первичное здравоохранение, опека и попечительство.

На основе анализа сложившейся финансово-экономической ситуации в муниципальных образованиях Российской Федерации в целях увеличения ресурсной самостоятельности местных бюджетов муниципалитеты предлагают расширить перечень и нормативы налогов, поступающих в местные бюджеты по следующим направлениям.

- Увеличить нормативы отчислений в местные бюджеты от НДФЛ на 20% и более (к данному увеличению не относить закрепленный ст. 58 Бюджетного кодекса РФ дополнительный норматив, заменяющий часть дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности).

- Закрепить за местными бюджетами постоянные нормативы отчислений от налогов и специальных налоговых режимов, на развитие налогооблагаемой базы которых непосредственно могут влиять органы местного самоуправления, и включить в систему местных налогов единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.


- Продолжить работу по сплошному обследованию объектов недвижимости в целях актуализации базы данных объектов налогообложения и привести в соответствие данные похозяйственного учёта объектов недвижимости в муниципальных образованиях. И др.

Исходя из вышеизложенного, реализация предложений внесенных муниципальными образованиями будет способствовать совершенствованию качества законопроектной деятельности в области местного самоуправления, а предлагаемые меры по увеличению доходов местных бюджетов позволят сократить дисбаланс между реальными потребностями местных бюджетов в финансовом обеспечении возложенных на органы местного самоуправления полномочий по решению вопросов местных бюджетов и их доходной базой.

Заключение

Роль местного самоуправления в обществе велика. Однако реальных достижений в ее становлении и развитии в современной России оказалось меньше, чем препятствий. Одной из основных проблем, сдерживающих развитие местного самоуправления в России, является слабость гражданского общества, низкий уровень социальной активности, низкая правовая культура населения, отсутствие знаний о природе и возможностях самоуправления.

Исследования показали, что наиболее значительная часть доходов бюджета местного самоуправления - это налоговые поступления. Доходы местных бюджетов формируются как за счет местных налогов, так и за счет поступлений от ряда федеральных и региональных налогов в соответствии с законодательно установленным капиталом.

Местные налоги и сборы - обязательные отчисления в местные бюджеты, устанавливаются самостоятельно представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В связи с тем, что доход от местных налогов в местных бюджетах составляет всего несколько процентов, это налог на прибыль (НДФЛ) и налог на добавленную стоимость (НДС), предлагается сохранить эти отчисления в качестве гарантированного дохода местного бюджета. Этот метод будет гораздо более эффективным, чем введение новых местных налогов или сборов.

Следующей проблемой реализации местного самоуправления являются задачи, вытекающие из положений Конституции Российской Федерации и закрепленные в Жилищном кодексе Российской Федерации, - обязанность государства предоставлять жилье гражданам, нуждающимся в Российская Федерация. Эти задачи не выполнимы для муниципалитетов, особенно не выполнимо для поселений. Фактически, это необеспеченные обязательства, возлагаемые на муниципалитеты государством. Было бы логично, чтобы государство приняло решение соответствующего вопроса, передав его муниципалитетам в качестве отдельной государственной власти.


Местное самоуправление в России все еще не стоит на ногах и нуждается в государственной поддержке. Его укрепление имеет огромное политическое, экономическое и социальное значение, является ключевым условием устойчивого социально-экономического развития России. Важнейшая роль в этом отводится выполнению положений Федерального закона 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Список использованной литературы

Законодательные и нормативные правовые акты

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014, в "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985)// Собрание законодательства РФ, 07.09.1998, N 36, ст. 4466
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823
  4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 26.07.2019, с изм. от 10.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.07.2019) // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14
  5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822
  6. Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005) (документ утратил силу) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 28.08.1995, N 35, ст. 3506
  7. Федеральный закон от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ (ред. от 03.02.2015) "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 02.06.2014. N 22. Ст. 2770
  8. Закон СССР от 09.04.1990 "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" (Фактически утратил силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации")// "Свод законов СССР", т. 1, с. 267, 1990 г.
  9. Закон РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" (документ утратил силу) //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991 г., N 29, ст. 1010)

Научная литература

  1. Авакьян С.А., Арбузкин А.М., Кененова И.П. Современные проблемы организации публичной власти: монография / рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2018. 596 с.
  2. Бабун Р.В., Зотов В.Б., Кириллова А.Н. Система муниципального управления: Учебник для вузов / под ред. В.Б. Зотова. 3-е изд., перераб. и доп. Спб.: Питер Пресс, 2018. 560 с.
  3. Виноградова П.А. монография: Правовые основы местного самоуправления: глава в монографии. М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 47 с.
  4. Казанник А.И., Костюков А.Н. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. М.: Проспект, 2018. Т. 2. 528 с.
  5. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Учебник: Муниципальное право Российской Федерации / под ред. О.Е. Кутафин.- 3-е изд., перераб.и доп.- М.: Проспект, 2018. 672 c.
  6. Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России: учебник / под ред. Н.В. Постового. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2018. 448 с.
  7. Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России: учебник / под ред. Н.В. Постового. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2018. 456 с.
  8. Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебник / Е.С. Шугрина. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 576 с.

Другие источники (информационные агентства и интернет-сайты)

  1. Бабичев И.В. Статья: О некоторых актуальных тенденциях и задачах развития местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 3.
  2. Васильев В.И. Статья: Правовой статус местного самоуправления: перемены и ожидания // Журнал российского права. 2018. N 11. С. 51 - 59.
  3. Елькина А.В. Статья: Органы местного самоуправления - элемент системы местного самоуправления: общая характеристика. Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 9./СПС КонсультантПлюс, 2019
  4. Копина А.А., Копин Д.В. Статья: Курортный сбор: история, зарубежный опыт и перспективы // Налоги. 2018. N 20. С. 1, 3 - 12.
  5. Кокотов А.Н. Статья: О системе и структуре органов местного самоуправления. Государственная власть и местное самоуправление. 2018. N 3.
  6. Кудрявцев В.В. Статья: О праве общественных объединений на участие в формировании органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. N 7.
  7. Тимофеев Н.С. Статья: Местное самоуправление как ожидание новогодней ночи (к 150-летию земства). Конституционное и муниципальное право, 2018. N 5.
  8. Шугрина Е.С. Стаья: Новый этап муниципальной реформы или контрреформирование контрреформ? // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 4.
  9. Шугрина Е.С. Статья: Понятие местного самоуправления как конституционной ценности. Юридический мир. 2018. N 2.
  10. Доклад Общероссийского Конгресса муниципальных образований "О состоянии местного самоуправления в Российской Федерации и предложения по совершенствованию организации и осуществлению местного самоуправления" . http://www.smosk.ru – по состоянию на 15 ноября 2016
  11. Текущий сайт https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40397
  12. Текущий сайт http://www.kremlin.ru/transcripts/21097.
  13. Текущий сайт http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka) -6&02
  14. Текущий сайт http://sciff.ru/2016/07/16/stanovlenie/