Файл: Национальная безопасность Российской Федерации: региональный аспект (Общее понятие национальной безопасности и история его возникновения).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие национальная безопасность как многоуровневая система
1.1 Общее понятие «национальная безопасность» и история его возникновения
1.3 Региональная безопасность - составная часть национальной безопасности России
2. Специфика угроз национальной безопасности на региональном уровне
2.1 Общие угрозы национальной безопасности на региональном уровне
2.2 Специфические угрозы национальной безопасности на региональном уровне
Четвертый поток мигрантов связан с исходом русских из Казахстана в 1998 году и проведением контртеррористической операции в Чечне с августа 1999 года по настоящее время.
Пятый поток связан с конфликтом на юго-востоке Украины, откуда на протяжении с июня 2014 по 2018 год выехало более 1,5 миллионов человек.
На территории ЮФО проживает 3110613 вынужденных переселенцев, которые безвозвратно покинули свои прежние места жительства. Тех же, которые рассчитывают вернуться к местам прежнего проживания, а потому считают себя временными жителями субъектов ЮФО, насчитывается 334351 человек[18]. Совершенно очевидно, что такой быстрый прирост населения ЮФО породил массу экономических, жилищных проблем, проблем, связанных с трудоустройством, трудно решаемых в условиях нынешней экономической и политической транзиции.
На сегодняшний день сформировались следующие конфликтные ситуации, связанные с отношениями между представителями диаспор, мигрантов и местным населением: курдской диаспоры и местного населения Красногвардейского района Республики Адыгея, а также Абинского, Апшеронского, Крымского районов Краснодарского края; турецкой диаспоры и местного населения Крымского, Абинского, Апшеронского, Белореченского районов Краснодарского края, Мартыновского, Сальского, Семикаракорского районов Ростовской области; азербайджанской диаспоры и населения ряда районов Волгоградской области; даргинской, ногайской общин и населения Нефтекумского района Ставропольского края; чеченских общин и местного населения Лиманского района Астраханской области, ряда районов Ростовской и Волгоградской областей.
Итак, уровень национальной безопасности на региональном уровне напрямую коррелируется с тем административно-правовым режимом, с тем общественным порядком, который устанавливает местная администрация. Высокий уровень национальной безопасности на региональном уровне обеспечивается в том случае, если её элита (административная, правоохранительная, предпринимательская и др.), во-первых, приводит в соответствии с законодательством страны административно-правовые нормы, а, во-вторых, неукоснительно их исполняет под «надзором» правоохранительных органов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обеспечение безопасности России является крупной научной проблемой, решение которой во многом определяет пути дальнейшего развития страны.
Анализ эволюции стратегии и реальной практики обеспечения национальной безопасности России в последние полтора десятилетия показывает наличие существенных подвижек. Они обусловлены как изменениями в социально-политической системе, так и изменениями взаимоотношений России с другими государствами. Социально-политические изменения, характерные для переходных процессов, существенным образом изменили не только государственные структуры, но и характер их взаимоотношений с обществом. В течение всего переходного периода осуществлялись не только процессы формирования демократических институтов и реальное разгосударствление общественных отношений, но и устранение прежних общественных и индивидуальных поведенческих стереотипов, ориентированных на государственный патернализм. Последний аспект оказался и более сложным, и более затянутым во времени. Проще создать новые государственные структуры и нормативно-правовую базу, нежели отойти от устойчивых политических привычек и навыков. Существо их состояло и состоит, прежде всего, в том, что по традиции проблемы безопасности относятся к компетенции государства и решаются государственными органами. Во-вторых, большая часть проблем общественной и государственной безопасности решалась прежде в закрытом, непубличном режиме. И, в-третьих, приоритетные позиции на протяжении почти всего XX столетия в российской политической практике занимали вопросы внешней и военной безопасности. В 90-е гг. XX в. – начале XXI в. значительно изменились не только приоритеты, но и механизмы решения проблем национальной безопасности.
Прежде всего, здесь изменения коснулись внутренних и внешних аспектов безопасности. На первые позиции ныне вышли вопросы внутренней безопасности и безопасности личности. И дело не только в постулированных законах и доктринах новых приоритетов, характерных для демократического общества, но и в тех реальных процессах, которые развернулись в переходный период. А они захватили пересмотр отношения к собственности, ценности человеческой жизни, соотношению свободы и ответственности, компетенции государства и общества.
На волне приватизации и возникновения нового слоя собственников развернулись теневые экономические отношения, во много раз возросла криминальная деятельность. Под власть неформальных и криминальных отношений попало значительное число чиновников и государственных организаций и служб, призванных обеспечивать безопасность граждан и общества. Это создало принципиально новые проблемы, эффективных рецептов, решения которых пока не видно.
Далее, процесс демократизации государства и разгосударствления социальных отношений обозначил в качестве самостоятельной компетенцию региональных органов власти и управления и в особенности местного самоуправления, что обусловило развитие процессов диверсификации в решении проблем безопасности, в особенности на местном уровне. Однако ни традиций, ни эффективных механизмов, ни ресурсов для этого на региональном уровне пока нет.
В работе нами предпринята попытка доказать, что в решении проблем безопасности региональный уровень становится одним из важнейших в силу целого ряда причин. Страна сделала стратегический выбор в своем развитии (гражданское общество, правовое государство и рыночная экономика), что сопровождается усилением угроз как внутренней, так и внешней безопасности, нарастанием в широком спектре проблем национальной безопасности вопросов безопасности российского социума. Социально-политические и экономические реалии требуют изменения Стратегии национальной безопасности, а также теоретического осмысления роли и места регионального уровня в решении проблем национальной безопасности.
Институт местного самоуправления – важный элемент государственного устройства страны и политической системы современного общества. На региональном уровне власть наиболее приближена к населению, что делает этот уровень власти фундаментом российской системы народовластия, механизмом формирования гражданского общества. Очевидно, в условиях сделанного страной стратегического выбора развития, региональный уровень власти должен претерпеть существенные изменения в контексте самоутверждения муниципалитетов, что, как показано в диссертации, будет способствовать эффективному решению проблем национальной безопасности, превращению региональных территорий в своеобразный ресурс обеспечения высокого уровня потенциала безопасности.
Очевидно, что необходимо усиление информационно-мониторинговой базы по отслеживанию и прогнозированию критических ситуаций на местах. В новых административных структурах местной власти, которые учреждаются в соответствии с Законом о местном самоуправлении, очевидно потребуется выделение сферы ответственности и кадров, обеспечивающих безопасность. Вероятно, на местах нужно будет вести работу и по созданию формирований из взрослого населения, которые должны быть обучены и быстро мобилизованы в условиях угроз. Можно включить эти подразделения в состав войск территориальной обороны или в состав войск национальной гвардии или еще как-то, но они должны быть. Проще это сделать в казачьих регионах, где уже уделяется внимание местной безопасности.
Рассмотренные в работе проблемы, связанные с региональным уровнем обеспечения высокого потенциала национальной безопасности, привели автора к выводу о необходимости проведения более глубокого исследования в последующем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с поправками от 30 декабря 2008 года, 5 февраля, 21 июля 2014). Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об обороне». Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10591/.
Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности». Справочно-правовая система «Консультант Плюс».Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/.
Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». М., 1994.
Федеральный закон РФ по борьбе с терроризмом. Web-сайт: www.fsb.ru.
Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ
25 декабря 2014 г. № Пр-2976). Справочно-правовая система «Консультант Плюс».Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172989/.
Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Справочно-правовая система «Консультант Плюс».Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/.
Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203
«О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы». Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/.
Стратегия социально-экономического развития ЮФО на период до 2020 года. http://ufo.gov.ru/polpred/docs/1075/
-
- Абдулатипов Р.Г Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000.
- Безопасность России: Словарь терминов и определений. М., 1999.
Бенда, В.Н. Основы безопасности государства и военного права в Российской Федерации // В.Н. Бенда. – СПб.: ГУАП, 2005. – 439 с.
Борисов, А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне». – Специально для системы ГАРАНТ, 2015 г.
Волкова, В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа / В.Н. Волкова, А.А. Денисова. – СПб. – Изд-во СПбГТУ,
2011. – С. 512.
-
- Гайнуллина Ф.И. От социальной напряженности к социальному партнерству //Социально-политический журнал. 2016. № 4.
Герасимов, В.В. Организация обороны Российской Федерации в условиях применения противником «традиционных» и «гибридных» методов ведения войны / В.В. Герасимов // Вестник Академии военных наук. – 2016. – 2 (55). – С. 19-23.
-
- Денисенко, П.А., Мелехин, И.В. Сущность правовые аспекты военно-политического управления в Российской Федерации / П.А. Денисенко, И.В. Мелехин // Право и политика. – 2016. – № 12. –С. 71 - 79.
- Доктрины и концепции национальной безопасности США, Франции и Японии // Безопасность. 2017. № 1-12.
- Ефремов, А.В. Комментарий к разделам I-IV Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне». / А.В. Ефремов. – Специально для системы ГАРАНТ, 2018 г.
- Игнатов В.Г. Становление системы государственного и местного управления в современной России. Ростов н/Д., 2002.
- Киреевский И.В. Записка об отношении русского народа к царской власти // И.В. Киреевский. Разум на пути к истине. M., 2002.
- Кокошин, А.А. Стратегическое управление: Теория, ист. опыт, сравнит.анализ, задачи для России // А.А. Кокошин. – М.: МГИМО, РОССПЭН,2013. – 528 с.
- Комментарий к Федеральному закону «Об обороне» (постатейный) / Герасимов А.С., Корнишин С.В., Кудашкин А.В., Писарев А.Н., Фатеев К.В., Фортушин В.Е. – М.: Издательство «За права военнослужащих», 2012.
- Охотский, Е.В. Государственное управление в современной России: учебно-методический комплекс / Е.В. Охотский. Моск. гос. ин-т межд. отношений (ун-т), международный ин-т управления. – М.: МГИМО(У) МИД России, 2016. – 548 с.
- Путин подписал законы о создании Росгвардии ТАСС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tass.ru/politika/3426932.
- Совершенствование системы государственного и военного управления Российской Федерации в современном геополитическом пространстве. / Под общей редакцией С.И. Музякова. – М.: ВАГШ ВС РФ, 2018. – 228 с.
- Талапина, Э.В. Государственное управление в информационном обществе (правовой аспект): монография/ Э.В. Талапина – М.: Юриспруденция, 2015. – 192 с.
- Шойгу С. Важный этап становления МЧС России (по докладу на Всероссийском сборе руководящего состава РСЧС 22 ноября 2010 г.) // Гражданская защита. 2010. №1.
- https://www.altairegion22.ru/gov/administration/isp/territorial/anticorruption/sostoyalas-i-vserossiyskaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-po-teme-protivodeystvie-korruptsii.php
- Декларация по регионализму в Европе [Электронный ресурс]. Принята Ассамблеей регионов Европы 4 дек. 1996 г. в Базеле // Assembly of European Regions: [сайт]. URL: http://aer-www.ameos.net/fileadmin/user_upload/ PressComm/Publications/DeclarationRegionalism/.dam/ l10n/ru/DR_RUSSE.pdf (дата обращения: 09.08.2019).
- Хартия европейской безопасности. Принята на Стамбульской встрече на высшем уровне Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе в ноябре 1999 г. // OSCE: офиц. сайт. URL: http://www.osce.org/ru/ node/125811? download=true (дата обращения: 09.08.2019).
- О мерах по противодействию терроризму [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 15 февр. 2006 г. № 116 // КонсультантПлюс: офиц. сайт компании. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191136#0 (дата обращения: 09.08.2019).
- Мельников В. И. Роль и место региональной безопасности в общегосударственной системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] / Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности. М., 2010. 64 с. URL: http://council.gov.ru/media/ files/41d44f2442cf2e622fef.pdf (дата обращения: 06.08.2019).
- Положение об управлении региональной безопасности Костромской области [Электронный ресурс]. Утв. Постановлением губернатора Костромской области от 27 мая 2012 г. № 116 (в ред. от 17 авг. 2016 г. № 175) // Управление региональной безопасности Костромской области: офиц. сайт. URL: http://www.zn44.ru/pages/department/polojenie.html (дата обращения: 06.08.2019).
- Положение о Главном управлении региональной безопасности Омской области [Электронный ресурс]. Утв. Указом Губернатора Омской области от 25 июня 2004 г. № 133 (в ред. от 6 июля 2015 г. № 114) // Омская Губерния. Главное управление региональной безопасности Омской области: офиц. сайт. URL: http://gugo.omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthorities/executivelist/GURB/pologenie.html (дата обращения: 06.08.2019).
- Советов И. К. Региональная безопасность – составная часть национальной безопасности России // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 2 (74). C. 6–10.
- https://tsargrad.tv/articles/socialnoe-neravenstvo-v-rossii-ustremilos-vverh-chto-dalshe_167937
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
- https://russiaregions.ru/ufo/
-
https://www.altairegion22.ru/gov/administration/isp/territorial/anticorruption/sostoyalas-i-vserossiyskaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-po-teme-protivodeystvie-korruptsii.php ↑
-
Косов Е. Глобализация / Глокализация: где место России в многополярном мире? // Геополитика: информ.-аналит. портал. URL: http://www.geopolitica.ru/Articles/1460/ (дата обращения: 06.10.2016) ↑
-
Декларация по регионализму в Европе [Электронный ресурс]. Принята Ассамблеей регионов Европы 4 дек. 1996 г. в Базеле // Assembly of European Regions: [сайт]. URL: http://aer-www.ameos.net/fileadmin/user_upload/ PressComm/Publications/DeclarationRegionalism/.dam/ l10n/ru/DR_RUSSE.pdf (дата обращения: 09.08.2019). ↑
-
Там же. ↑
-
Там же. ↑
-
Хартия европейской безопасности. Принята на Стамбульской встрече на высшем уровне Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе в ноябре 1999 г. // OSCE: офиц. сайт. URL: http://www.osce.org/ru/ node/125811? download=true (дата обращения: 09.08.2019). ↑
-
Там же. ↑
-
О мерах по противодействию терроризму [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 15 февр. 2006 г. № 116 // КонсультантПлюс: офиц. сайт компании. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191136#0 (дата обращения: 09.08.2019). ↑
-
О безопасности… ↑
-
П. 44 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации... ↑
-
П. 64 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации… ↑
-
Мельников В. И. Роль и место региональной безопасности в общегосударственной системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] / Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности. М., 2010. 64 с. URL: http://council.gov.ru/media/ files/41d44f2442cf2e622fef.pdf (дата обращения: 06.08.2019). ↑
-
Положение об управлении региональной безопасности Костромской области [Электронный ресурс]. Утв. Постановлением губернатора Костромской области от 27 мая 2012 г. № 116 (в ред. от 17 авг. 2016 г. № 175) // Управление региональной безопасности Костромской области: офиц. сайт. URL: http://www.zn44.ru/pages/department/polojenie.html (дата обращения: 06.08.2019). ↑
-
Положение о Главном управлении региональной безопасности Омской области [Электронный ресурс]. Утв. Указом Губернатора Омской области от 25 июня 2004 г. № 133 (в ред. от 6 июля 2015 г. № 114) // Омская Губерния. Главное управление региональной безопасности Омской области: офиц. сайт. URL: http://gugo.omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthorities/executivelist/GURB/pologenie.html (дата обращения: 06.11.2016). ↑
-
Советов И. К. Региональная безопасность – составная часть национальной безопасности России // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 2 (74). C. 6–10. ↑
-
https://tsargrad.tv/articles/socialnoe-neravenstvo-v-rossii-ustremilos-vverh-chto-dalshe_167937 ↑
-
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 ↑
-
https://russiaregions.ru/ufo/ ↑