Файл: Прогнозная оценка спроса на рынке товаров (услуг) (Содержание исследования рынка товаров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Состояние рынка товаров определяется его конъюнктурой — сложившейся на рынке экономической ситуации, которая играет существенную роль в коммерческом деле. В условиях рыночной экономики предприятие будет успешно работать, если его целью будет являться, не продажа того, что произведено, а производство того, что нужно потребителям. Актуальность темы курсовой работы связана с необходимостью постоянно изучать и анализировать основные характеристики рынка, такие как спрос, предложение, требования покупателей к товару, емкость и перспективы развития рынка, и заключается в необходимости разработки рекомендаций по дальнейшему продвижению продукции и закрепления своих позиций на рынках Республики Казахстан и других регионов ближнего и дальнего затнгежья.

В данной курсовой работе рассмотрены вопросы изучения покупательского спроса на продукцию предприятия ТОО «Металлург» из чего можно заключить, что объектом исследования курсовой работы выступает потребительский спрос на товар, а предметом исследования — деятельность предприятия ТОО «Металлург» по сбыту своей продукции.

Целью данной работы является изучение и прогнозирование спроса на продукцию предприятия и на основе данного исследования разработка предложений и рекомендаций по повышению эффективности сбытовой деятельности организации на примере ТОО «Металлург». Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением следующих задач:

1) освоение методов изучения спроса;

2) освоение методов прогнозирования спроса;

3) использование результатов исследования спроса в принятии маркетинговых решений.

В курсовой работе используются такие методы исследования, как:

1) анализ учебно-методической литературы;

2) анализ бухгалтерской, финансовой, статистической отчетности и коммерческой документации рассматриваемого предприятия;

3) структурный анализ;

4) синтез и логическое обобщение;

5) анкетирование;

6) экономико-математическое моделирование.

Структура данной курсовой работы соответствует её задачам. Работа состоит из введения, трех взаимосвязанных частей, заключения, списка использованных источников и приложений.

В первом разделе курсовой работы рассмотрены теоретические аспекты, касающиеся содержания исследования, методов изучения и прогнозирования спроса потребителей.

Второй раздел работы содержит краткую характеристику хозяйственной деятельности ТОО «Металлург», анализ объемов отгрузки продукции и существующего потребительского спроса на предприятии.


Третья глава содержит прогнозные расчеты спроса, а также некоторые предложения по продвижению продукции и стимулированию спроса.

1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО СПРОСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА

1.1. Содержание исследования рынка товаров

Коммерческая деятельность предприятия должна базироваться на исследованиях рынков товаров: анализ рыночных процессов, изучение спроса и предложения на товары, причинно-следственных связей, характера и предпосылок развития целевых рынков. Первая задача — оценка рыночного окружения: состояние реальной конъюнктуры рынков, конкурентная стратегия и коммерческие условия, вторая — выявление структуры спроса и предложения, их сочетания и сбалансированность, третья — выработка альтернативных решений по обследуемым объектам и их использование в прогнозируемом периоде.

Обязательным условием исследования рынка является рабочая гипотеза. Она представляет собой обоснованное предположение путей решения поставленных задач на основе закономерностей и тенденций развития рынка. По существу, смысл исследования заключается в проверке рабочей гипотезы. Такой подход ориентирует на получение вероятностной информации, подтверждающей выдвинутую гипотезу.

Чем крупнее предприятие, тем больше оно уделяет внимание изучению рынка. В США товарно-рыночное исследование регулярно проводят около 90% компаний и фирм, в Германии и Англии — 75–80%. В затнгежных странах существуют специализированные исследовательские организации, которые выполняют комплексные обследования рынка по методикам маркетинга.

Рынок как сфера обмена рассматривается в совокупности: производство, распределение, потребление. Производство ориентировано на конкретный рынок товаров. Важное значение имеет количественная оценка сформированного предложения товара. Структура предложения подвержена изменениям как в результате увеличения выпуска уже освоенных товаров, так и за счет вновь созданных товаров. Распределение формируется под влиянием товарно-материальных потоков, предназначенных к реализации на рынке. Источниками доведения товаров от производителя до потребителя служат каналы распределения. В зависимости от контингента потребителей и запросов на товары каналы распределения имеют различное предназначение и целевое использование. Потребление определяется прежде всего спросом населения: покупательские возможности и потребности, мотивы покупки, потребительские свойства товаров. Рынок устанавливает и пропорции потребления исходя из конкретно предлагаемых товаров и цен. Таким образом, потребительский рынок, регулируется спросом и предложением товаров, потребностями и возможностями покупателей.


Модель развития рынка непосредственно связана с прогнозными явлениями. Прогноз — это предвидение экономического развития рынка и спроса потребителей при определенных стимулирующих условиях. Предметом вероятного прогнозирования спроса являются факторы, оказывающие воздействие на его структуру и объем, динамику в прошлом, настоящем и определенном будущем. Такая постановка вопроса связана со всей цепочкой комплексного изучения рыночного спроса, направленного на более полное удовлетворение запросов потребителей. Следует отметить, что потребительские требования — главное условие в определении как качественных, так и количественных изменений в реализуемых товарах. Именно оценка покупателями потребительских параметров товара становится фактором, влияющим на его выпуск.

При комплексном исследовании спроса и потребительских требований целесообразно использовать маркетинг, ориентированный на усредненного потребителя, или «концентрированный» маркетинг, рассчитанный на различные группы населения. Требования маркетинга распространяются на структуру товарного предложения, с одной стороны, и на повышение избирательности спроса и его развитие, с другой. Следовательно, маркетинг призван согласовать производство и потребление товаров, обеспечивая сбалансированность спроса и предложения.

Американские маркетологи считают, что интересы и покупательские требования обусловлены социально-экономическим положением населения. Иными словами, спрос и потребности человека формируются под влиянием характерных признаков общественных классов и типологии личностных факторов. Опыт затнгежных фирм показывает, что многие из них преуспевают в коммерческом деле благодаря использованию целенаправленного маркетингового исследования рынка товаров (рисунок 1.1).

Эта возможность реализуется на основе отработанной методологии маркетинга.

Состояние рынка товаров определяется его конъюнктурой. Конъюнктура — это сложившаяся на рынке экономическая ситуация, которая играет существенную роль в коммерческом деле. Предметами конъюнктуры являются участники рынка, структура и объем движения товаров на рынке, спрос и потребление товаров, динамика цен, политика конкурентов, коммерческие условия реализации продукции. На целевых рынках эти элементы действуют с неодинаковой интенсивностью и длительностью. Причем один и тот же элемент может влиять по-разному в различное время.

Постоянное изучением прогнозирование конъюнктуры — необходимое условие для успешной торговли. Знание конъюнктуры позволяет рационально маневрировать и использовать ресурсы, продавать товар по выгодным ценам,


Изучение потенциальных возможностей фирмы

Исследование рынка

Изучение форм и методов торговли

Изучение и анализ условий рынка

Анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы

Изучение деятельности фирм-конкурентов

Анализ спроса

Анализ перспектив развития рынка

Анализ предложения

Анализ конкуренто-способности продукции

Изучение фирм-покупателей товара

Анализ требований потребителя к товару

Исследование коммерческой практики, эконо-мических, право-вых, торгово-поли-тических условий

Анализ конкуренто-способности фирмы

Рисунок 1.1 — Структура маркетингового исследования

в соответствии с ожидаемой обстановкой на рынке расширять или сокращать производство товаров.

В затнгежной практике существует множество методов прогнозирования конъюнктуры рынка, отличающихся инструментарием, областью применения и обоснованностью. Наиболее часто используются методы:

1) экстраполяции. Метод экстраполяции предполагает проведение анализа конъюнктуры рынка за предшествующий период и установление тенденций его развития в ближайшей перспективе;

2) экспертных оценок. Метод экспертных оценок основан на изучении и сопоставлении экспертами конъюнктурных показателей в настоящем и будущем в целях принятия прогнозных решений;

3) математического моделирования. Метод математического моделирования связан с определением функциональной зависимости между отдельными конъюнктурными показателями.

В качестве исходной информации о состоянии рынка и формировании спроса в исследуемый период и на перспективу могут служить следующие источники:

1) официальная государственная статистика, которая содержит экономические, социальные, демографические, этнические и другие материалы, отражающие динамику рынка и используемые для его изучения на уровне региона, республики, страны;

2) отраслевая и ведомственная статистика — сведения, содержащиеся в официальной отраслевой и ведомственной статистике. Такая информация выполняет основную или вспомогательную функцию;

3) панельные обследования, или систематически повторяющиеся опросы одной и той же группы потребителей, осуществляемые в форме личной беседы. На основе периодического опрашивания потребителей устанавливаются динамика их потребностей и возможности, связанные с приобретением товаров;

4) опросы потребителей — ответы респондентов на определенно поставленные вопросы в ходе обследования. Путем интервьюирования или анкетирования изучаются мотивы, предпочтения и намерения потребителей, а также их оценки используемых и обновляемых товаров;


5) машиносчитывающие данные о движении товара, полученные с помощью считывающих устройств компьютеров. Они позволяют фиксировать повседневное движение товаров, темпы их потребления и вести учет. Количественный учет реализации товаров отражает складывающийся спрос по каждой товарной позиции. Автоматизированная технология товародвижения все больше применяется в фирменных (специализированных) магазинах и складском хозяйстве;

6) экспертные оценки — аргументированная точка зрения высококвалифицированных специалистов по существу изучаемых явлений, т.е. компетентные оценки тех или иных объектов, процессов, товаров;

7) тестирование — метод социально-психологического изучения поведения потребителей, посредством которого фиксируется их отношение к тому или иному явлению, связанному с покупкой товара;

8) эксперимент, дающий наиболее точные результаты исследования конкретного объекта. Примером могут служить данные опроса покупателей до и после проведения рекламы реализуемого товара.

1.2 Изучение спроса потребителей и методы его прогнозирования

Спрос — это сложное социально-экономическое явление. К его основным слагаемым, или детерминантам, относятся: потребительские требования, мотивы покупки, платежеспособность потребителей, объем спроса, динамика цен. Цели изучения спроса — аналитический учет всей его структуры и использование результатов в коммерческой работе торгового предприятия.

Оценка складывающегося спроса базируется на совокупности информации, полученной в результате обследования (опроса) потребителей продукции. Носителям информации свойственны определенные признаки и предназначение. Социально-экономическая информация представляет собой данные о потребностях и покупательской способности, тенденциях развития спроса и его зависимости от социального положения покупателей (уровня доходов, денежного эквивалента, жизнеобеспеченности). Субъективно-психологическая информация характеризует мотивы приобретения товаров, отказа от покупок, устойчивость вкусов и привычки покупателей. Товароведческая информация отражает потребительские оценки свойств товаров, параметры их качества, отношения покупателей к форме и отделке изделий, требования к расфасовке и упаковке. Определенную группу представляет социально-демографическая информация, характеризующая контингент покупателей, сведения о месте их проживания, возрасте и семейном положении. Опрос населения дает возможность получить также информацию о конкретных условиях продажи товаров, режиме и распорядке работы торговых предприятий, обслуживании покупателей, эффективности рекламных мероприятий и др.