Файл: Инновационный менеджмент – сущность и специфика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Решение данной проблемы Кузнец видел в обновлении устаревших производственных фондов. В начале 1960-х гг. под влиянием новой волны научно-технического прогресса американский экономист Э. Денисон сделал попытку найти причины экономического развития в процессе получения знания в рамках инновационного процесса. Особое внимание он уделял образованию и другим факторам, влияющим на подготовку рабочей силы. Денисон увязывал экономическую сущность какого-либо инновационного процесса с прогрессом научного знания как главной производительной силы в современном обществе, которая посредством повышение качества образования и подготовки рабочих кадров увеличивает производство национального продукта.

Одной из экономических моделей, учитывающих важную роль технологических изменений за счет инновационного процесса и обладающей наибольшей новизной, является теория американского экономиста М. Калецки, который в своей концепции исходит из фактора спроса, но оперирует не непрерывной долгосрочной тенденцией экономического роста, а циклами товарного обращения.

Циклическое развитие вызывается эндогенными эффектами, такие как реинвестиции, которые кроме возвратившегося ранее вложенного капитала включают в себя и полученную прибыль. Экзогенные факторы, такие как инновации, результируют в трендообразное развитие. Трендообразное развитие, при этом, предполагает наличие непрерывного потока инноваций. Калецки установил, что в долгосрочной перспективе тренд может приобрести экспоненциальный характер. Новые технические решения Калецки сравнивает с периодическими шоками, которые, в большинстве своём, оказывают стимулирующее воздействие на экономику. В долгосрочной перспективе они уменьшают продолжительность периодов экономического спада и увеличивают периоды экономического роста. [7, с.64]

Таким образом, индикатаром экономического развития начинает выступает полное изменение технологических способов производства.

Инновационные преобразования становятся центральным звеном в системе социально-экономических процессов. Согласно концепциям инновационного развития каждое следующее поколение инноваций в технике и технологии расширяет сферу своего влияния в социальной жизни. Фундаментальным критерием экономического развития становится понимание человеческих и интеллектуальных ресурсов как непреходящих ценностей.

С точки зрения важности ресурсов экономического роста первостепенной является сопряженность интеллектуального потенциала с требованиями научно-технического развития и с трудовой мотивацией, выступающей как поведенческая установка [11, с.78].


Инновационная направленность экономических процессов, в итоге, доказала неэффективность организационных структур и методов традиционного менеджмента, поскольку они не учитывали значение невещественных форм и нетрадиционных качественных факторов экономического роста. На смену концепциям традиционного классического менеджмента приходят новые модели инновационного управления - инновационный менеджмент. Новые теории инновационного развития тесно связаны с концепциями социально-организационных изменений, в то время как более ранние технократические тенденции и течение технологического детерминизма были основаны на представлениях о безусловной технологической рациональности и полезности технологий для человечества. Распространение использования принципов инновационного менеджмента было связано с расширением экономической роли государства. Возможность привлечения финансовых ресурсов для новых инвестиций, осуществляемых крупными финансовыми институтами для поддержки правительственных программ, стала зависеть от того, насколько жизнеспособным окажется проект, оценка эффективности которого осуществлялась с использованием подходов инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент стал выступать средством осуществления контроля над инвестициями в общественный сектор, предприятия которого должны были показать способность обеспечить, по крайней мере, минимальную отдачу для экономики. [12]

Эффективное использование инноваций стало требовать формирования инновационной стратегии и детальной разработки инновацинного процесса. Таким образом, управление инновационной деятельностью определяется имеющимися инновацинными ресурсами, типом иновационных разработок, внутрифирменными, ораслевыми и макроэкономическими условиями.

Наибольший вклад в развитие инновационного менеджмента был внесен Й. Шумпетеров, который стал основоположником понятия «инновации». Им были выделены следующие типичные изменения, влияющие на появление инноваций:

-Новая техника, новые технологические процессы и новое рыночное обеспечение производства;

-Продукция, содержащая новые свойства;

-Новое сырье; Новый способ производства и материально-техническое обеспечение производства;

-Новые рынки сбыта.

Значимыми были работы Гобсона, который связал инновации с новыми рынками, новыми товарами и новыми способами их изготовления. Большой вклад в изучение зарождения и развития инноваций внес Н.Д. Кондратьев, который рассматривал множественность циклов и создал модели их циклов. Данное исследование выявило циклические волны, продолжительность которых 48-55 лет.


Некоторыми специалистами выдвигается мнение, что инновации появились с новыми лабораториями, становлением НИОКР на предприятиях.

В современное время выделяют следующие тенденции: Наличие мощного потенциала НИОКР, технологической компетентности лидеров, критериев успеха; Замедленное производство новых товаров ведет к потери прибыли; Сотрудничество на международном рынке осуществляется на основа обмена «ноу-хау»; Информационные технологии привели к слиянию маркетинга и торговли.

На сегодняшний день инновационный менеджмент развивается и, соответственно, усложняется, сейчас требуется применение новых знаний, новых возможностей и новых выгод в совокупности.

Глава 2. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

2.1. Принципы и задачи инновационного менеджмента

В качестве общих принципов организации инновационного менеджмента исследователи называют [4, с.63]:

1. Целевую ориентацию, то есть организация инноваций, должна способствовать непрерывному потоку инновационного процесса. Здесь непрерывность понимается как целостность инновационной системы, которая должна помочь преодолеть негативные аспекты при передаче информации через этапы инновационного цикла;

2. Системные инновации, то есть наличие четко определенных функций, их исполнителей и взаимодействия между ними;

3. Адаптивность как наиболее адекватно отражающая влияние факторов внешней, внутренней среды предприятия на процессы создания инноваций с учетом тенденций их изменения;

4. Оптимальное сочетание полномочий и ответственности подразделений;

5. Эффективность, то есть организация инновационной деятельности должна способствовать оптимальной эффективности инновационного процесса за счет сокращения инновационного цикла, повышения конкурентоспособности новых продуктов, своевременного реагирования на запросы потребителей и т. д .;

6. Иерархия, то есть обеспечение иерархического взаимодействия между элементами инновационной деятельности на любых вертикальных и горизонтальных уровнях системы.

Ключевыми задачами организации инновационной деятельности любого предприятия являются [6, с. 42]:


Планирование инновационной деятельности организации. Планирование инноваций начинается с формулирования миссии, которая выражается в ориентации деятельности организации на инновации. Следующим шагом является определение стратегических направлений инноваций и постановка целей в каждом из них. Затем руководство организации выбирает инновационную стратегию развития, оптимальную для каждой области. На основе инновационной стратегии формируются долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы, которые реализуются на основе конкретных действий руководителей и работников.

Организация инноваций. Эта функция предназначена для формирования процессов и структур, поддерживающих инновации. Хотя формирование и реализация стратегий, направленных на развитие посредством инноваций, сегодня не редкость, создание специфических структур, позволяющих управлять идеями (потенциальными инновациями), характерно только для небольшого числа компаний.

Мотивация участников инноваций. Мотивация является одним из наиболее обсуждаемых вопросов в управлении. Формирование благоприятной организационной культуры; создание творческой команды, способной достигать цели; создание эффективной системы оплаты труда - все это задачи мотивации персонала.

Системная систематическая оценка результатов инноваций. Инновационная активность должна постоянно оцениваться с целью проверки правильности выбранной стратегии и своевременного принятия корректирующих мер. [7, с.64]

В рыночной экономике инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, ускорять внедрение новейших достижений науки и техники в производство, более полно удовлетворять потребности потребителей в разнообразных высококачественных товарах и услугах, и для этого необходимо сформулировать те необходимые задачи, которые готовы полностью раскрыть эти проблемы и пути их выхода.

Инновационная деятельность организации должна быть ориентирована на решение основных задач [6, с. 85]:

-проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке идей инноваций, лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новых продуктов, новых конструкций и изделий;

- выбор новых видов сырья, материалов для изготовления инноваций;

-выбор новых технологий, ноу-хау и создание технологического процесса производства новых продуктов на их основе;

-проектирование, изготовление, испытание и разработка образцов новой техники, машин, механизмов, приборов;


-проектирование, планирование, внедрение новых организационных и управленческих решений, направленных на внедрение инноваций;

-подготовка кадров, обучение, переподготовка и подбор персонала;

-информационная поддержка инноваций;

- проведение работ по приобретению необходимой документации для регистрации патентов, лицензий, ноу-хау, технологических регламентов, процедур испытаний и т.д .;

-организация организации и проведения маркетинговых исследований и организация каналов сбыта для инноваций;

-организация организации опытного производства и разработки инноваций;

-технологическая подготовка производства и инновации;

-производство и продажа новых продуктов, продуктов.

Наиболее полную классификацию частных задач инноваций дает И. Б. Гудков [6, с. 102]:

1. поддержание высокого технического уровня, разработка новых видов продуктов и процессов, замена устаревших;

2. расширение ассортимента продукции в рамках основной специализации компании, вне основной специализации компании;

3. внедрение стратегических инноваций;

4. коренное обновление и увеличение количества единиц производственного оборудования;

5. сохранение / увеличение доли рынка;

6. проникновение на новые рынки внутри страны и за рубежом:

разработка разработка дифференцированных продуктов и процессов;

научно научно-техническое сопровождение процессов выведения товаров на рынок;

7. повышение конкурентоспособности продукции;

8. Укрепление гибкости производства

9. снижение себестоимости продукции путем:

снижение удельных затрат на рабочую силу;

снизить удельный расход материалов;

снизить снижение энергопотребления;

снизить снижение уровня брака продукции;

снизить снижение затрат на разработку новых продуктов;

10. ускорить проектирование и разработку новых продуктов;

11. улучшение качества продукции;

12. улучшение условий труда;

13. снижение загрязнения окружающей среды.

В результате грамотно поставленных задач инноваций рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными секторами экономики и ее структурами.

Конкретные задачи инновационной деятельности организации определяются ресурсными возможностями самой организации. А ресурсные возможности влияют на масштабы инноваций, полноту охвата социально-экономических проблем, последовательность их решения и получения окончательных результатов.