Файл: Коммерческая деятельность как категория рыночной экономике: содержание, цели, формирование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Коммерческая деятельность — это рыночная деятельность, цель которой в первую очередь получение прибыли или рыночного дохода. Раньше термин «коммерция», или «коммерческая деятельность», первоначально означал лишь торговую, деятельность на рынке, целью которой было получение прибыли от разного рода торговых операций.

Сегодня коммерческая деятельность — часть предпринимательской деятельности и отличается от неё только тем, что не охватывает сам процесс производства товара.

Коммерческая деятельность связана с реализацией товаров и услуг; деятельностью по снабжению предприятия материальными ресурсами; с торгово-посреднической деятельностью.

Целью исследования является разработка предложений по повышению эффективности коммерческой деятельности ООО «Скала».

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть теоретические основы формирования коммерческой деятельности.
  2. Провести анализ коммерческой деятельности ООО «Скала».
  3. Разработать практические рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности в ООО «Скала».

Объектом исследования выступает компания ООО «Скала».

Предметом исследования выступает процесс формирования коммерческой деятельности.

В процессе предпринятого исследования в рамках диалектического и системного подходов использовались такие методы, как структурный, функциональный, сравнительный, монографический, реализованы прин­ципы единства исторического и логического, конкретного и абстрактного, общего и особенного, а также методы статистических группировок, гра­фического, экономико-математического анализа.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Сущность управления организации в условиях рынка

Управление  предстает как социальный процесс сознательного, на достоверном знании основанного систематического воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) посредством принятия решения, осуществления планирования, организации и контроля, необходимых для того, чтобы обеспечить эффективное функционирование и развитие социальной системы (организации), достижение ею поставленной цели[1].


Если на вопрос «когда появился менеджмент» вы ответите «с появлением человека», ошибки не будет. Ведь система управления действительно появилась в ту самую пору, когда люди объединялись в племена и буквально выживали в дикой природе. История развития менеджмента будет интересна не только профессионалам этой отрасли, но и обывателю. От простого общения между людьми он развился в систему научных знаний. И даже стал отдельным видом деятельности.

Современное понятие «менеджмент» несколько более широкое, чем «управление»[2].

Основные этапы развития менеджмента можно приурочить к определенным событиям в истории человечества. Ведь именно под воздействием деятельности людей возникла необходимость упорядочить и оптимизировать взаимоотношения. Поэтому появление и становление ремесленного, а затем и промышленного производства являются основополагающими факторами менеджмента. Теоретики обобщали накопленный практический опыт и создавали свои методики управления, добавляя недостающие элементы.

Таким образом, появились школы менеджмента, каждая из которых ставила во главу угла какой-то один аспект: равноправие, максимизация производительности, психологические характеристики наемных рабочих и т.д.[3]

Несмотря на то, что управлению несколько тысяч лет, только конец XIX - начало XX века считаются периодом зарождения науки менеджмента. Ведь именно в это время активно развивалось социально-рыночное хозяйствование, а значит, понадобился и механизм его регулирования. И, безусловно, мы называем местом появления этой науки западный мир. Следует помнить, что западный менеджмент – субкультура со своими нормами и ценностями, живущая по своим законам – не может быть без адаптации применен в других странах.

Но, поскольку управление – это целый ряд технических процедур по планированию, организации, контролю и мотивации, объединенным функциональными связями, мы обязаны изучать мировой опыт и применять его на практике. Разнообразие интересов управления

Становление и развитие менеджмента породило множество направлений и течений. Со временем выделились специализации – стратегический менеджмент, инновационный, региональный, финансовый, социальный, тайм-менеджмент, самоменеджмент и т. д.[4]

Современные реалии заставляют приспосабливать аппарат управления к динамично развивающейся среде с жесткой конкуренцией. Мнения профессионалов в этом плане расходятся. Одни полностью отрицают важность организационно-экономических методов, другие предлагают назначать ответственного за каждую функцию управления.


Практический опыт показывает, что применение только функционального подхода ведет к снижению эффективности менеджмента.

В современном менеджменте выделяют четыре подхода, которые позволяют по-разному взглянуть на организацию и процесс управления. Это количественный, процессный подход, системный, ситуационный, возникшие в ХХ веке.

1.2 Коммерческая деятельность: цель и задачи

Коммерческая деятельность – это совокупность процессов, включающих в себя операции по совершению купли и продажи товаров и услуг, а также удовлетворение требований покупателей[5].

Целью коммерческой деятельности является также развитие товарного рынка, получение максимальной прибыли и снижение уровня издержек. В ходе коммерческой деятельности постоянно происходит анализ потребностей рынка, согласование уровня производства и уровня потребления, расширение имеющихся рынков и появление новых.

Коммерческая деятельность является одним из важнейших факторов обеспечения эффективного функционирования экономической системы в рыночных условиях хозяйствования. Коммерческая деятельность —  это древнейший из видов деятельности человека.

Эта деятельность появилась вследствие разделения труда и определялась вначале в примитивных формах натурального обмена. Со временем совершенствовались способы производства и усложнялись формы коммерческой деятельности.

Были созданы банки – это организации, позволяющие накапливать капиталы для осуществления крупных проектов, страховые компании были призваны защитить от различных рисков, а также биржи – облегчающие процесс поиска торговых партнеров.

Коммерческая деятельность сегодня — это неотъемлемая часть жизнедеятельности любого производства.

Коммерческая деятельность сегодня представляет собой часть предпринимательской деятельности на товарном рынке и имеет отличие от нее по большому счету лишь в том, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги. В более широком смысле любая организация, которая предлагает на рынок продукты труда своих работников, а, значит, участвующая в процессе обмена, может быть отнесена к категории субъектов продажи. В условиях рыночной экономики господствующими являются товарно-денежные отношения. Ввиду этого, практически каждый продукт труда, произведенный на предприятиях, обязательно продается и покупается, то есть проходит через стадию обмена.


Продавцы и покупатели товара заключают сделки купли-продажи, осуществляют сбыт и закупки товаров, оказывают посреднические и другие услуги. Профессиональные действия коммерсанта осуществляется в сфере производства и товарного обращения и направлена на обеспечение функционирования предприятий всех организационно-правовых форм в целях рациональной организации коммерческой деятельности с учетом отраслевой, региональной и номенклатурной специфики предприятия[6].

Нужно подчеркнуть, что деятельность коммерческая можно сказать завершает весь процесс товарного производства, и от нее во многом зависит конечный результат работы всей организации. То есть через коммерческую деятельность осуществляется связь самой организации, производящей товар, с конечными потребителями ее продукции и услуг.

Коммерческие организации обычно работают с конкретным товаром, поставщиком и покупателем и функционируют, пока есть и необходимость и возможность продать товар или услугу, то есть пока есть спрос. Для этого на рынке товаров и услуг обязательно должен быть достигнут баланс интересов продавца и покупателя.

Коммерческая деятельность ориентирована на взаимную выгоду продавцов и покупателей. Для коммерческих предпринимателей (продавцов) выгодой является прибыль, полученная от сделки, а для покупателей — непосредственно сам товар (услуга), который наилучшим образом удовлетворяет их потребность. От коммерческой деятельности ожидается адекватная реакция на постоянные изменения рыночной ситуации — это способствует более устойчивому положению торгового предприятия на рынке. Также очень важна и ориентация на покупателя.

Торговое предприятие любой формы собственности существует исключительно для потребителей и благодаря потребителям. Поэтому естественно, что все внимание и средства коммерческой деятельности должны быть направлены на реализацию пожеланий и запросов покупателей.

Поэтому необходимо своевременно реагировать на изменяющиеся условия. В процессе коммерческой деятельности специалисты изучают спрос населения и рынок сбыта товаров, выявляют источники поступления и поставщиков товаров, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламно-информационной деятельностью. Кроме того,  проводится большая работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, оказанию торговых услуг. Все эти виды деятельности взаимосвязаны и выполняются в определенной последовательности.


Коммерческая деятельность включает в себя и формирование коммерческой политики, то есть определение текущих и перспективных задач коммерческой деятельности и способов их решения. Эта политика зависит прежде всего от экономики товарного рынка, от целей торгового предприятия, а также от его реальных возможностей. Коммерческая стратегия позволяет усиливать свое влияние на рынке, находить и успешно реализовывать новые рыночные возможности, расширять товарный ассортимент, повышать конкурентоспособность и уровень торгового обслуживания[7].

Для этого выявляют предпочтения покупателей на необходимые товары, платежеспособный спрос, соотношение между спросом и предложением. Коммерческий успех определяется соотношением между расходами, связанными с коммерческой деятельностью, и прибылью, полученной от нее. А это связано с взаимовыгодными сделками, а также с компетенцией и предприимчивостью самого коммерсанта.

Все функции коммерческой деятельности условно делят на две группы: непосредственно приносящие прибавочную стоимость и участвующие в формировании доходов. Таким образом, деятельность коммерческая представляет собой совокупность правовых, финансово-экономических и организационных знаний и действий, которые совместно направлены на усовершенствование процессов купли-продажи товаров и услуг для наилучшего удовлетворения спроса покупателей и получения ожидаемой прибыли. В условиях переменчивого рынка современным коммерсантам каждый день приходится сталкиваться со множеством проблем, которые невозможно решать без учета законов рынка, выявления причинно-следственных связей в коммерческих процессах, без теоретических и практических знаний в различных областях: экономике, праве, финансах, менеджменте, маркетинге и так далее.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СКАЛА»

2.1 Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия ООО «Скала»