Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Педагогика игры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Еще одним относительно новым типом дидактических игр в практике увеличения квалификации и проф подготовки педагогов и методистов можно считать организационно-деятелъностные игры. Главное содержание игр этого типа соединено с «погружением» слушателей в мир собственных рефлексий в области образования, обучения и педагогических технологий. Если под рефлексией осознавать способность человека к сознательному изучению и осмыслению самого себя и, в том числе, пониманию того, как он смотрится в очах остальных людей, то в проф плане рефлексирование соединено с многократным и полноценным самоопределением преподавателя, формирова­нием его отношения к для себя как к спецу. Соответствующей чертой организационно-деятельностных игр является их поисковый характер и относительная «раскованность» участвующих, которая позволяет, им форму­лировать свои свои, личные взоры на суть обсуждаемых вопросов.

Одним из типовых методов введения участвующих игр в состояние рефлексивного поведения является специально создаваемое, достаточно твердое и раздражающее поведение ведущего этот игры, когда он повсевременно пробует вывести участвующих игры из размеренного состояния. В конечном итоге участникам игры напрашивается режим оппозиционного практически конфликтного обсуждения, в каком они обязаны выдумывать, вспоминать и поновой формулировать новые и новые подтверждения корректности собственных взглядов на сущность педагогического процесса, способы, методы и формы обучения и воспитания. Показатели таковых игр, в принципе, должны привести к беспристрастной оценке участником игры собственных проф свойств, заслуг, задач и возможностей, к нередко нелицеприятному взору на себя со стороны и, конечно же, к пониманию путей самосовершенствования и увеличения своей квалификации[16].

В текущее время в особенности бурно развивается направление компьютерных дидактических игр. Компьютерные игры используются в качестве средств обучения фактически во всех областях современного о­разования, но, исходя из убеждений образовательной практики, большая их часть представляется довольно никчемной. Суть в том, что подобные программы носят чисто игровой характер и не оказывают помощь в приобретении теоретических либо практических познаний в сфере среднего либо высшего образования. Все же обучающие игровые программы, основанные на комплексе мотиваций заинтригованности, зания нового, соревновательности, получают все большее распространение. Быстродействие, диалоговость, большая емкость памяти, легкость использования образных методов предоставления инфы делают компьютерные, либо, как их все почаще называют, информационные технологии безупречным средством для дидактических игр.


Главные типы таковых игр соединены не лишь с освоением компьютерной грамотности, знакомством с языками программирования, да и со всем комплексом современных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. В принципе по собственной сути компьютерные средства обучения и игры также владеют качествами индивидуаль­ной направленности и подстраиваемости под психические, психофизические и даже психофизиологические свойства пользователя. Переменными критериями игры могут являться подобные характеристики, как скорость предъявления задач, продолжительность времени их показа, размеры, цветовые решения. С помощью меню сам играющий может подбирать условия, вплоть до таковых максимальных случаев, как участие в игре в качестве сценариста[17].

В последнем случае играющий может по собственному желанию, например, избрать один из вероятных вариантов продолжения игры либо сконструировать сам этот вариант. В простом, обычном для сегодняшнего уровня развития игр случае учащийся может изменять параметры игрового процесса в режиме «on line». К примеру, в дидактической компьютерной игре типа «Космический полет» учащийся сам, может поменять стартовую скорость ракеты, угол ее взлета, вес, размер горючего и здесь же видеть, к каким результатам это приведет по прошествии того либо другого количества времени. В игре типа «Распределение напряжений в цепи неизменного тока» учащийся сам может расставлять характеристики, к примеру, в цепи бытового устройства, и видеть послед­ствия собственной работы. Этого рода примеры демонстрируют принципную плодотворность компьютерных технологии для творческой педагогической работы.

Цели дидактических игр при обучении в средней школе, как правило, соединены с активным применением приобретенных познаний, к примеру, в состязаниях по написанию изложений по гуманитарным наукам, при решении кроссвордов, «путешествиях» по географической карте. Перс­пективным является внедрение дидактических игр в критериях ак­тивного исследования зарубежного языка, когда при использовании способов «погружения» в языковую среду учащиеся получают разные ро­левые функции. Совмещение принципов соревновательности, социаль­ного взаимодействия и сотрудничества, заинтригованности как в процессе, так и в итогах делает вероятным значительный прогресс в темпах и успехах обучающихся. При этом данный фуррор так велик и общепризнан, что принцип ролевых функций при «погружении» может считаться визитной карточкой современных дидактических игр.


«Погружение» в языковую среду представляет собой соответствующий пример использования дидактических игр для двуединой цели: обучению некой дисциплине в критериях моделирования (в смысле имитации) определенных соц ситуаций. В качестве остальных примеров можно привести ролевые игры-конференции, ролевые игры-дискуссии на животрепещущие для общества темы, подобные, как трудности экологии, демографии, межнациональных отношений и т.д. Игровой момент, в том числе, связанный с разными ролями, которые поручаются одному и тому же учащемуся, делает вероятным практическое освоение им разных сторон явления, разных точек зрения, которые возникают в обсуждениях, при довольно глубочайшем исследовании хоть какой трудности. Абсолютная актуальность этого использования дидактических игр в особенности наглядна при анализе сложных вопросов, а в результате для обдуманного, полноценного формирования миропонимания юного человека[18].

Обычным примером этого подхода в области естественнонаучных дисциплин является способ «мозгового штурма», когда группе людей (профессионалов либо обучающихся, приветствуется участие разновозрастных обществ) предлагается сыграть в игру особенного типа. Услов­но ее можно назвать дидактической игрой «открой закон». Участникам предлагается вести себя полностью раскованно в умственном смысле, не стесняться высказывать любые, на 1-ый взор, «бредовые» мысли по причине решения заблаговременно данной трудности. Ролевые функции в этот ситуации выбираются естественным образом самими участниками в согласии с их характером, авторитетом, социальным положением и привычками.

Принципиальная составляющая и сразу индикатор личного развития школьника — его поведение. Любые нарушения в развитии личности ученика (неадекватная самооценка, слабенький самоконтроль, искаженные восприятия о для себя и собственных возможностях) закономерно прояв­ляются в его поведении.

В учебной деятельности формирование общественно одобряемого, т.е. случайного, поведения случается в процессе преодоления ребенком проблем при выполнении усложняющихся учебных заданий (потрясающих и домашних).

В игровой деятельности — уже отлично освоенной младшими школьниками — дети легче решают межличностные трудности, получают опыт терпимости, сопоставимости, партнерства, дружбы, также навык ориентации в собственных поступках и в поведении остальных.

Разглядим, какие игры (типы игр) преподаватель может применять.


Игры с правилами, игры-состязания, солидарные игры со ровесниками в работе с импульсивными и недисциплинированными школьниками.

Игры с правилами неплохи тем, что в них верно предусмотрены требования к поведению детишек. Ребенок обязан подчиняться этим требованиям (т.е. не нарушать правила), если он хочет играться и не желает повредить игру.

В играх-состязаниях правила отли­чаются не лишь четкостью, понятностью, да и открытостью: делает ребенок правила игры либо нарушает их — это сразу замечают остальные игроки, что делает наилучшие условия для самостоятельного контроля за своим поведением и сразу за реализацией правил. Игры-состязания — более мощное испытание для импульсивного, нетерпеливого малыша.

Пользующаяся популярностью настольная игра лото — это пример игры с правилами и одновре­менно игры-состязания. Простая на 1-ый взор, она очень полезна для младших учащихся школ с импульсив­ным поведением. От малыша тут потребуется быть внимательным и собранным, чтоб не пропускать у себя на карточке на­зываемые числа; быть сдержанным и не выражать бурно свои эмоции, если объяв­ленная цифра есть; быть терпеливым и не указывать иным игрокам на существующие либо пропущенные ими числа; быть выдержанным и не дуться до слез в слу­чае проигрыша[19].

Долгие солидарные игры со сверст­никами показаны ребятам. Вхождение малыша в роль на долгое время содействует становлению его целеустремленности, а необходимость согласовывать свои деяния с иными игроками помогает ребенку избавиться от негативных свойств, стать более сконцентрированным и внимательным.

Коллективная игра «Раз­ведчики». Класс делится на группы — отряды разведчиков. Каждый отряд выбирает главу. Задачка разведчиков: в течение дня либо нескольких дней найти в комнате предметы, которые издают звуки (к примеру, дверь — поскрипывает, стул — жалобно пищит, щелкает замочек на портфеле, шуршит липучка на рюкзачке). Найдя «звучащий» предмет, ребенок неприметно для других записывает его либо отрисовывают и дает «донесение» главе. Отряды разведчиков соревнуются меж собой. В конце дня (либо в последний день игры) подводятся результаты. Командиры докладывают обнаруженные отря­дом предметы. Одолевает тот отряд, на счету которого их больше.

В коллективных дидактических играх элементы взаимодействия и ориентация на напарника являются не второстепенной, а необходимой составной частью игрового процесса.

Вот, к примеру, игра «Собери кораблик». Дети играют парами (в паре с кон­фликтным ребенком желателен уравнове­шенный либо робкий ровесник). Играющим предлагается эталон: вырезанный из цветной бумаги кораблик. Каждый ребенок должен составить этот же из вы­данного ему набора фрагментов — «дета­лей» кораблика. При этом набор составлен так, что, лишь обменявшись с партнером недостающими деталями, каждый учас­тник игры может точно воспроизвести кораблик. Для усиления игровой мотивации детишек сообщают, что эта игра с секретом, который они должны разгадать, чтоб у них все вышло. Другими словами игра построена таким образом, что без обращения к партнеру и установления контактов с ним игровое задание не быть может выполнено. Равномерно, методом проб и просчетов, дети приходят к осознанию, что «мы должны с тобой поменяться деталями, тогда и у нас все получится». Принимая участие в схожих играх, до этого упрямые, эгоистичные ребята равномерно понимают, что получить ублажение от игры можно лишь при содействии с партнером. Найденная в игре атмосфера взаимодействия, взаимного понимания становится личностно важной для малыша и в предстоящей жизни[20].


Если преподаватель знает коррекционно-развивающие ресурсы каждого типа игр, располагает четкой сведениями о причинах неплодотворного поведения малыша, то он может так расставить акценты в сюжетно-ролевой игре, что она будет продуктивна не лишь для детишек с показательным поведением, да и для всех импульсивных, не­дисциплинированных, брутальных и конформных младших учащихся школ.

ГЛАВА 3. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА УРОКЕ ТРУДА

Подготовка младших школьников к трудовой деятельности остается одной из основных и актуальных задач современной школы. Нача­лом такой подготовки является формирова­ние у учащихся интереса к труду и потреб­ности овладеть определенными трудовыми умениями. Наиболее успешному осущест­влению данной цели способствуют дидакти­ческие игры.

Исследование, проведенное на базе начальных классов школ г.Кемерово, гимна­зии № 1, позволило определить содержание дидакти­ческих игр и объединить их в систему, состо­ящую из трех блоков, уточнить технологию организации и проведения дидактических игр по трудовому обучению (ДИТО):

— блок игр направлен на формирование умений учащихся подготавливать свое рабо­чее место, соблюдать порядок на нем в тече­ние всего урока;

— блок игр направлен на формирование умений учащихся самостоятельно анализиро­вать представленную конструкцию, видеть пу­ти ее совершенствования, определять техноло­гию выполнения, выбирать рациональные тру­довые операции, планировать предстоящую работу и сознательно реализовывать ее;

— блок игр направлен на формирование умений учащихся качественно выполнять трудовые операции

— разметку по шаблону, чертежу, рисунку;

— вырезание заданных фигур, деталей и т.п.;

— сборку изделий и их оформление. Дидактическая задача ДИТО адекватна соответствующей цели, содержащейся в программе по трудовому обучению, и конкре­тизирована задачей данного этапа урока.

Игровые правила включают в себя усло­вия одновременного начала игры, объявления поощрений, выяснение критериев оценки из­делия и правил выполнения заданий.

Сюжет игры предполагает осуществление трудовых операций учащимися в рамках игры и их оценивание.

Итог игры подводится на основе подсчета выигранных фишек после выполнения опре­деленных трудовых действий.

В дидактических играх по трудовому обу­чению в основном сохраняется традиционная структура игр. Для успешного их проведения необходимо заранее подготовить материаль­ную базу. К этому привлекаются и родители учащихся. Так, на первом родительском соб­рании учитель знакомит родителей с выстав­кой изделий, которые предстоит выполнить детям в течение четверти. Кроме того, можно провести для родителей мини-урок по одной из выбранных тем, а затем обсудить вопрос о том, какие материалы и инструменты необхо­димо заранее заготовить для учащихся в предстоящей четверти.