Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Педагогика игры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Игры I блока

1-й вариант (основной)

Дидактическая задача: формировать уме­ние организовывать рабочее место.

Правила игры. С включением музыки раздается команда «Начали!». Водящий оп­ределенного ряда раздает инструменты и материалы каждому игроку. После выполне­ния задания водящий поднимает синий фла­жок. Игрок не имеет права прикасаться к предметам, пока водящий не положит их на стол, после этого он должен разложить все предметы на условные места. Выигрывает тот ряд учащихся, водящий которого пер­вым раздаст все предметы, а игроки за это же время выполнят свое задание. На выпол­нение действий отводится 5-7 минут.

Сюжет игры.

— Дети, сначала нам нужно определить во­дящих. Предлагаю сегодня быть водящими тем учащимся, которые сидят слева за вторы­ми партами. (Дети выходят.) Посмотрите, по­жалуйста, что лежит в ваших поддонах, и по­думайте, какие предметы вы раздадите первы­ми, а какие потом. Остальные учащиеся дол­жны подумать, куда они положат полученные предметы. Игра начнется по моей команде.

Водящие раздают инструменты и матери­алы. Каждый решает свою задачу: кто-то вна­чале раздает ножницы, кто-то бумагу. Учащи­еся раскладывают предметы на свои места. Окончившие раздачу водящие берут со стола учителя синий флажок.

Итог игры.

— У нас уже есть победителя, опустим в копилку этого ряда красную фишку. Как вы думаете, почему этот ряд победил? (Ответы учащихся.)

Таким образом, вводя в урок дидактичес­кую игру I блока, можно за короткий срок приучить учащихся иметь все необходимое для работы под рукой, содержать в чистоте рабочее место.

Игры II блока

Дидактическая задача: формирование умения анализировать представленную конс­трукцию и определять технологию ее выпол­нения.

Правила игры. Каждой команде предос­тавляется возможность ответить на одинако­вое количество вопросов. За правильный от­вет — красная фишка в копилку ряда.

Сюжет игры.

— Дети, я приглашаю вас принять учас­тие в новом соревновании, которое поможет вам разобраться в конструкции изделия и оп­ределить технологию его выполнения. Вам предстоит ответить на вопросы, правильный ответ оценивается одной красной фишкой, дополнение — двумя.

Итак, что это? (Учитель демонстрирует небольшой шарик.) Верно, это украшение на елку — ребристый шар. (Обращается к водя­щим.) Возьмите с моего стола шары, рассмот­рите их с игроками команды и ответьте на вопросы: из чего сделан шар? Может ли он быть другого цвета? Что можно сказать о его размерах? Из скольких деталей он состоит?


Дети рассматривают изделия. По мере то­го как дети отвечают на вопросы, учитель опускает в копилки красные фишки.

Итог игры.

— Подсчитав количество заработан­ных фишек, их оказалось поровну у каждого ряда игроков. Значит, проигравших нет.

Следующая игра называется «Продолжи речь». Она поможет нам узнать технологию выполнения изделия. За правильное описа­ние демонстрируемых трудовых действий присуждается красная фишка. Вам поможет инструкционная карта. Я буду показывать, а вы комментируйте мои действия. Для того чтобы сделать елочный шар, я беру... (Учи­тель показывает цветную бумагу.) Затем я...

Игра продолжается.

— Для того чтобы определить победителя в данной игре, надо быстро составить план предстоящей работы. За правильное состав­ление плана — красная фишка.

Итог игры:

— Подсчитав количество красных фишек, мы пришли к выводу, что счет один — один, проигравших вновь нет. Благодаря игре мы разобрались не только в конструкции изде­лия, но и в том, как его сделать. Игры II блока направлены на формирование у учащихся умения анализировать обра­зец, разбираться в его конструкции, состав­лять план работы. Каждый ученик получает возможность самостоятельно прийти к опре­деленному выводу.

Игры III блока.

Дидактическая задача: определить тот вид операции, который предстоит выполнить (разметка, вырезание, склеивание и т.п.). Проиллюстрируем это на примерах.

Сюжет игры.

— Дети, прежде чем сделать апплика­цию, вы должны заготовить детали по шаб­лону. Наша игра называется «Волшебный шаблон». Красную фишку получит тот, кто правильно обведет шаблон. А что значит правильно? Левой рукой надо плотно при­жать шаблон: обводить карандашом, зажа­тым в правой руке, начинать движение «из-под» руки, а заканчивать «под рукой». Линия карандаша должна быть одинарной. Приго­товились, начали!

Для формирования у учащихся умения правильно работать с клеем и ножницами проводятся игры «Клей-невидимка», «Нож­ницы-художницы». Правила этих игр предус­матривают, кроме общих указаний начала иг­ры, специальную инструкцию пользования данными предметами. Причем эти выводы дети проговаривают сами, а учитель их толь­ко обобщает.

Например:

— Как вы думаете, почему игра называет­ся «Клей-невидимка»? Верно, ведь поделка должна быть чистой, то есть правильно скле­енной. Для этого клей наносится тонким сло­ем на обратную сторону детали.

К этой же группе игр относится игра «Экономия». Одним из условий проведения этой игры является то, что учащиеся получа­ют определенное количество материала (бу­маги, ткани и т.п.), которого достаточно для заготовки нужного количества деталей[21].


Практика показывает, что разработанные дидактические игры способствуют проведе­нию урока в комфортных условиях. Учащие­ся в более короткий срок усваивают трудовые умения, приучаются самостоятельно анали­зировать образец, составлять план предстоя­щей работы, совершенствуя конструкции из­делий. За счет экономии учебного времени удается выполнять более сложные изделия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя научную работу, исследовав материалы по педагогике и в частности по дидактической игре. Проведя ряд практических занятий с школьниками можно сделать последующие заключения.

Более много отражает дидактическую суть и роль самостоятельных работ в учебно-воспитательном процессе систематизация, основанием которой являются передовые интерпретации частно-дидактических задач, сущности познавательных задач и специфичности учебно-познавательной деятельности.

Тип самостоятельных работ те, частно-дидактическая цель которых — формирование у обучаемых умений выявлять во наружном плане то, что от них требуется, на базе этого им метода деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в критериях задания (т.е. формирование познаний и деятельности первого уровня по В.П. Беспалько). Познавательная деятельность обучаемых при всем этом обязана заключаться в узнавании объектов этой области познаний при повторном восприятии информации о них либо повторных действий с ними.

Познавательная деятельность обучаемых в данном случае заключается в точном проигрывании либо частичном реконструировании, изменении структуры и содержания усвоенной до этого информации. Это подразумевает надобность рассматривать это описание объекта, раз­личные вероятные пути реализации задания, выбирать более правильные из них либо последовательно отыскивать логически следую­щие вереницей методы решения.

Познание и учет показанных соответствующих особенностей самостоятельных работ каждого типа должно лежать в базе своевременного и поочередного включения их в учебный процесс. Если подобное включение орга­низуется и с учетом дидактических задач этапов обучения, то тогда можно разговаривать о том, что самостоятельная работа обучаемых реализуется в качестве органичного элемента целостной системы обучения и воспитания.

Главное внимание при разработке методик обучения должно быть обращено на условия и способы:

— точного определения задач функционирования учебного процесса и каждого его шага;


— учета и реализации специфичности психологических устройств деятельности учебной познавательной деятельности и в данной связи сотрудничества деятельностей обучающего и обучаемых (способов, средств и организационных форм обучения);

— согласования специфичности психологических устройств усвоения познаний со спецификой познавательных задач разного типа, методов подачи и усвоения учебной информации, педагогическими возможностями раз­личных информационных структур управления в системе «педагог — учащийся», способов и организационных форм обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 2. Казань, 2017
  2. Белкин Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 2015.
  3. Белкин Е.Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методик обучения//Нач.школа.-2013.-№4.-С.11-20
  4. Вайнер М.Э. Коррекция поведения школьников с помощью игры//Начальная школа.-2014.-№1.-С.9-14
  5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 2015,№6.
  6. Герасков М. Основи на дидактиката.-София,2014
  7. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология.-М.:Гардарики,2015.-С.129-132
  8. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. - Ереван: Луйе, 2016.
  9. Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. - М., 2015.
  10. Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры // Начальная школа. 2015. №11-12.
  11. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия/Под ред.М.Н.Колмаковой.- М.:просвещение,2014.-С.344
  12. Кроль В.М. Психология и педагогика:Учебное пособие.-М.:Высш. школа,2014.-С.262-267
  13. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М: Педагогика. 2014
  14. Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2016.
  15. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. М.: ВЛАДОС, 2016.
  16. Педагогика:Учебник/Под ред. Л.П. Крившенко.-М.:проспект,2014.-С.232-234
  17. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. — М.: Просвещение, 2016
  18. Прядехо А.А. Алгоритм развития познавательных способностей учащихся//Педагогика.-2015.-№3.-С.8-15
  19. Ситаров В.А. :Учебное пособие для студентов/Под ред. В.А.Сластенина.-М.:Академия,2014.-С.4
  20. Усова А. // Роль игры в воспитании детей. - М., 2015. - С. 9-18.

  1. Прядехо А.А. Алгоритм развития познавательных способностей учащихся//Педагогика.-2015.-№3.-С.8-15

  2. Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2016.

  3. Педагогика:Учебник/Под ред. Л.П. Крившенко.-М.:проспект,2014.-С.232-234

  4. Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры // Начальная школа. 2015. №11-12.

  5. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М: Педагогика. 2014

  6. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. - Ереван: Луйе, 2016.

  7. Кроль В.М. Психология и педагогика:Учебное пособие.-М.:Высш. школа,2014.-С.262-267

  8. Белкин Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 2015.

  9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 2015,№6.

  10. Белкин Е.Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методик обучения//Нач.школа.-2013.-№4.-С.11-20

  11. Вайнер М.Э. Коррекция поведения школьников с помощью игры//Начальная школа.-2014.-№1.-С.9-14

  12. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология.-М.:Гардарики,2015.-С.129-132

  13. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия/Под ред.М.Н.Колмаковой.- М.:просвещение,2014.-С.344

  14. Герасков М. Основи на дидактиката.-София,2014

  15. Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. - М., 2015.

  16. Усова А. // Роль игры в воспитании детей. - М., 2015. - С. 9-18.

  17. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ.пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. М.: ВЛАДОС, 2016.

  18. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. — М.: Просвещение, 2016

  19. Ситаров В.А. :Учебное пособие для студентов/Под ред. В.А.Сластенина.-М.:Академия,2014.-С.4

  20. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М: Педагогика. 2014

  21. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 2. Казань, 2017