Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Педагогика игры).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
Игры I блока
1-й вариант (основной)
Дидактическая задача: формировать умение организовывать рабочее место.
Правила игры. С включением музыки раздается команда «Начали!». Водящий определенного ряда раздает инструменты и материалы каждому игроку. После выполнения задания водящий поднимает синий флажок. Игрок не имеет права прикасаться к предметам, пока водящий не положит их на стол, после этого он должен разложить все предметы на условные места. Выигрывает тот ряд учащихся, водящий которого первым раздаст все предметы, а игроки за это же время выполнят свое задание. На выполнение действий отводится 5-7 минут.
Сюжет игры.
— Дети, сначала нам нужно определить водящих. Предлагаю сегодня быть водящими тем учащимся, которые сидят слева за вторыми партами. (Дети выходят.) Посмотрите, пожалуйста, что лежит в ваших поддонах, и подумайте, какие предметы вы раздадите первыми, а какие потом. Остальные учащиеся должны подумать, куда они положат полученные предметы. Игра начнется по моей команде.
Водящие раздают инструменты и материалы. Каждый решает свою задачу: кто-то вначале раздает ножницы, кто-то бумагу. Учащиеся раскладывают предметы на свои места. Окончившие раздачу водящие берут со стола учителя синий флажок.
Итог игры.
— У нас уже есть победителя, опустим в копилку этого ряда красную фишку. Как вы думаете, почему этот ряд победил? (Ответы учащихся.)
Таким образом, вводя в урок дидактическую игру I блока, можно за короткий срок приучить учащихся иметь все необходимое для работы под рукой, содержать в чистоте рабочее место.
Игры II блока
Дидактическая задача: формирование умения анализировать представленную конструкцию и определять технологию ее выполнения.
Правила игры. Каждой команде предоставляется возможность ответить на одинаковое количество вопросов. За правильный ответ — красная фишка в копилку ряда.
Сюжет игры.
— Дети, я приглашаю вас принять участие в новом соревновании, которое поможет вам разобраться в конструкции изделия и определить технологию его выполнения. Вам предстоит ответить на вопросы, правильный ответ оценивается одной красной фишкой, дополнение — двумя.
Итак, что это? (Учитель демонстрирует небольшой шарик.) Верно, это украшение на елку — ребристый шар. (Обращается к водящим.) Возьмите с моего стола шары, рассмотрите их с игроками команды и ответьте на вопросы: из чего сделан шар? Может ли он быть другого цвета? Что можно сказать о его размерах? Из скольких деталей он состоит?
Дети рассматривают изделия. По мере того как дети отвечают на вопросы, учитель опускает в копилки красные фишки.
Итог игры.
— Подсчитав количество заработанных фишек, их оказалось поровну у каждого ряда игроков. Значит, проигравших нет.
Следующая игра называется «Продолжи речь». Она поможет нам узнать технологию выполнения изделия. За правильное описание демонстрируемых трудовых действий присуждается красная фишка. Вам поможет инструкционная карта. Я буду показывать, а вы комментируйте мои действия. Для того чтобы сделать елочный шар, я беру... (Учитель показывает цветную бумагу.) Затем я...
Игра продолжается.
— Для того чтобы определить победителя в данной игре, надо быстро составить план предстоящей работы. За правильное составление плана — красная фишка.
Итог игры:
— Подсчитав количество красных фишек, мы пришли к выводу, что счет один — один, проигравших вновь нет. Благодаря игре мы разобрались не только в конструкции изделия, но и в том, как его сделать. Игры II блока направлены на формирование у учащихся умения анализировать образец, разбираться в его конструкции, составлять план работы. Каждый ученик получает возможность самостоятельно прийти к определенному выводу.
Игры III блока.
Дидактическая задача: определить тот вид операции, который предстоит выполнить (разметка, вырезание, склеивание и т.п.). Проиллюстрируем это на примерах.
Сюжет игры.
— Дети, прежде чем сделать аппликацию, вы должны заготовить детали по шаблону. Наша игра называется «Волшебный шаблон». Красную фишку получит тот, кто правильно обведет шаблон. А что значит правильно? Левой рукой надо плотно прижать шаблон: обводить карандашом, зажатым в правой руке, начинать движение «из-под» руки, а заканчивать «под рукой». Линия карандаша должна быть одинарной. Приготовились, начали!
Для формирования у учащихся умения правильно работать с клеем и ножницами проводятся игры «Клей-невидимка», «Ножницы-художницы». Правила этих игр предусматривают, кроме общих указаний начала игры, специальную инструкцию пользования данными предметами. Причем эти выводы дети проговаривают сами, а учитель их только обобщает.
Например:
— Как вы думаете, почему игра называется «Клей-невидимка»? Верно, ведь поделка должна быть чистой, то есть правильно склеенной. Для этого клей наносится тонким слоем на обратную сторону детали.
К этой же группе игр относится игра «Экономия». Одним из условий проведения этой игры является то, что учащиеся получают определенное количество материала (бумаги, ткани и т.п.), которого достаточно для заготовки нужного количества деталей[21].
Практика показывает, что разработанные дидактические игры способствуют проведению урока в комфортных условиях. Учащиеся в более короткий срок усваивают трудовые умения, приучаются самостоятельно анализировать образец, составлять план предстоящей работы, совершенствуя конструкции изделий. За счет экономии учебного времени удается выполнять более сложные изделия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя научную работу, исследовав материалы по педагогике и в частности по дидактической игре. Проведя ряд практических занятий с школьниками можно сделать последующие заключения.
Более много отражает дидактическую суть и роль самостоятельных работ в учебно-воспитательном процессе систематизация, основанием которой являются передовые интерпретации частно-дидактических задач, сущности познавательных задач и специфичности учебно-познавательной деятельности.
Тип самостоятельных работ те, частно-дидактическая цель которых — формирование у обучаемых умений выявлять во наружном плане то, что от них требуется, на базе этого им метода деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в критериях задания (т.е. формирование познаний и деятельности первого уровня по В.П. Беспалько). Познавательная деятельность обучаемых при всем этом обязана заключаться в узнавании объектов этой области познаний при повторном восприятии информации о них либо повторных действий с ними.
Познавательная деятельность обучаемых в данном случае заключается в точном проигрывании либо частичном реконструировании, изменении структуры и содержания усвоенной до этого информации. Это подразумевает надобность рассматривать это описание объекта, различные вероятные пути реализации задания, выбирать более правильные из них либо последовательно отыскивать логически следующие вереницей методы решения.
Познание и учет показанных соответствующих особенностей самостоятельных работ каждого типа должно лежать в базе своевременного и поочередного включения их в учебный процесс. Если подобное включение организуется и с учетом дидактических задач этапов обучения, то тогда можно разговаривать о том, что самостоятельная работа обучаемых реализуется в качестве органичного элемента целостной системы обучения и воспитания.
Главное внимание при разработке методик обучения должно быть обращено на условия и способы:
— точного определения задач функционирования учебного процесса и каждого его шага;
— учета и реализации специфичности психологических устройств деятельности учебной познавательной деятельности и в данной связи сотрудничества деятельностей обучающего и обучаемых (способов, средств и организационных форм обучения);
— согласования специфичности психологических устройств усвоения познаний со спецификой познавательных задач разного типа, методов подачи и усвоения учебной информации, педагогическими возможностями различных информационных структур управления в системе «педагог — учащийся», способов и организационных форм обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 2. Казань, 2017
- Белкин Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 2015.
- Белкин Е.Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методик обучения//Нач.школа.-2013.-№4.-С.11-20
- Вайнер М.Э. Коррекция поведения школьников с помощью игры//Начальная школа.-2014.-№1.-С.9-14
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 2015,№6.
- Герасков М. Основи на дидактиката.-София,2014
- Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология.-М.:Гардарики,2015.-С.129-132
- Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. - Ереван: Луйе, 2016.
- Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. - М., 2015.
- Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры // Начальная школа. 2015. №11-12.
- История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия/Под ред.М.Н.Колмаковой.- М.:просвещение,2014.-С.344
- Кроль В.М. Психология и педагогика:Учебное пособие.-М.:Высш. школа,2014.-С.262-267
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М: Педагогика. 2014
- Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2016.
- Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. М.: ВЛАДОС, 2016.
- Педагогика:Учебник/Под ред. Л.П. Крившенко.-М.:проспект,2014.-С.232-234
- Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. — М.: Просвещение, 2016
- Прядехо А.А. Алгоритм развития познавательных способностей учащихся//Педагогика.-2015.-№3.-С.8-15
- Ситаров В.А. :Учебное пособие для студентов/Под ред. В.А.Сластенина.-М.:Академия,2014.-С.4
- Усова А. // Роль игры в воспитании детей. - М., 2015. - С. 9-18.
-
Прядехо А.А. Алгоритм развития познавательных способностей учащихся//Педагогика.-2015.-№3.-С.8-15 ↑
-
Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2016. ↑
-
Педагогика:Учебник/Под ред. Л.П. Крившенко.-М.:проспект,2014.-С.232-234 ↑
-
Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры // Начальная школа. 2015. №11-12. ↑
-
Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М: Педагогика. 2014 ↑
-
Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. - Ереван: Луйе, 2016. ↑
-
Кроль В.М. Психология и педагогика:Учебное пособие.-М.:Высш. школа,2014.-С.262-267 ↑
-
Белкин Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 2015. ↑
-
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 2015,№6. ↑
-
Белкин Е.Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методик обучения//Нач.школа.-2013.-№4.-С.11-20 ↑
-
Вайнер М.Э. Коррекция поведения школьников с помощью игры//Начальная школа.-2014.-№1.-С.9-14 ↑
-
Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология.-М.:Гардарики,2015.-С.129-132 ↑
-
История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия/Под ред.М.Н.Колмаковой.- М.:просвещение,2014.-С.344 ↑
-
Герасков М. Основи на дидактиката.-София,2014 ↑
-
Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. - М., 2015. ↑
-
Усова А. // Роль игры в воспитании детей. - М., 2015. - С. 9-18. ↑
-
Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ.пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. М.: ВЛАДОС, 2016. ↑
-
Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. — М.: Просвещение, 2016 ↑
-
Ситаров В.А. :Учебное пособие для студентов/Под ред. В.А.Сластенина.-М.:Академия,2014.-С.4 ↑
-
Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М: Педагогика. 2014 ↑
-
Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 2. Казань, 2017 ↑