Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Педагогика игры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Игра как форма организации жизни и деятельности детишек в детском саду опирается на это публичное начало и употребляет его. Конкретно в этих критериях, т. е. по отношению к организации жизни детишек в детском саду и их деятельности, появится и на­стоятельно потребуют воплощения широкие воспитательные задачки, которые связаны с ежедневной жизнью детского коллектива, подобные, как воспитание норм публичного поведения, привычек жизни в коллективе, формирование особенности и т. д.

Суть в том, что почти все из этих задач в педагогике детсада решались словесно, в виде внушения детям, не делая упор на ход детской жизни. К примеру, отлично известен факт, что воспитателям нередко приходится иметь дело с конфликтами, которые возникают меж детками в их играх. Явление полностью объяснимое, в связи с тем, что игра для малыша — полное проявление его личности. Столкновения и разногласия тут естественны. Противоестественно другое — то, что эти явления нередко разглядывают как нечто случайное и воспитатели не числятся с тем, что в этих фактах отражены значительные черты детской жизни[8].

Задействуя игру как форму организации жизни детишек, необходимо достигнуть того, чтоб эта жизнь была увлекательна, содержательна, легка для детского коллектива и для некоторого малыша, чтоб в ней были ситуации, которые побуждают детишек к более высочайшим формам публичного поведения и эмоциям. Воспитание будет при всем этом производиться планомерно и планомерно, не в виде внушения детям условий — быть правдивым, делиться с дру­гими и т. д., а в самой организации их игровой деятельности.

Чтоб игры стали настоящим устроителем жизни детишек, их - динамичной работы, интересов и потребностей, нужно, чтоб в практике воспитания было достояние и обилие игр. Этим создается обилие детских интересов, поднимается уровень запросов, всесторонне развивающих детишек. Только при этих критериях формируются личные склонности, методности и интересы.

Игры с правилами (подвижные и дидактические) также формируют у детишек способности публичного поведения — общие действия и цели, качества личности — храбрость, правдивость и т. д.

В играх, придумывающие сами дети, — ролевых, строи­тельных, музыкальных, подвижных и остальных — тоже есть эти общественные качества.

Развитие педагогики игры соединено с тем, чтоб поставить игры на службу задачкам нравственного воспитания...[9]


ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

2.1 Формы и методы дидактической игры

В современной дидактике есть разные подходы и ва­рианты классификаций способов обучения. Одной из таковых класси­фикаций является всераспространенная систематизация способов обучения по источнику получения познаний (словесные, приятные и практические способы).

Различают общую и частную дидактики.

Общая дидактика изучит процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, критериями, в которых он протекает, также плодами, к которым он приводит. Она изучает закономерности, анализирует зависимости, которые обусловливают ход и показатели процесса обучения, описывает способы, организационные формы и средства, которые обеспечивают воплощение намеченных целей и задач.

Частные дидактики анализируют закономерности протекания процесса, содержание, формы и способы обучения разных учебных предметов.

Частные дидактики называют методиками обучения (соответственного учебного предмета).

Как наука дидактика занимается разработкой вопросов:

-Для чего учить? (цели образования, обучения).

- Кого учить? (субъекты обучения).

- Какие тактики обучения более продуктивны? (принципы обучения).

- Чему учить? (содержание образования, обучения).

- Как учить? (способы обучения).

- Как организовать обучение? (формы организации обучения).

- Какие нужны средства обучения? (учебники, учебные пособия, компьютерные программы, дидактический материал и др.).

- Что достигается в итоге обучения? (аспекты и характеристики, характеризующие показатели обучения).

- Как проконтролировать и оценить показатели обучения? (способы контроля и оценки итогов обучения)[10].

Частные дидактики в основном нацелены на практику обучения, имеют свой понятийно-терминологический аппарат, употребляют определенные способы исследования. Это дозволяет утверждать, что по отношению к личным методикам дидактика делает методологическую функцию, т.е. является их теоретической основой.

Словесные способы. Их главное назначение — сообщение учебной инфы с помощью слов (устного и печатного) с внедрением логических, организационных и технических приемов. Главные способы этой группы: рассказ, разговор, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность преподавателя, применяющего эти способы, подразумевает подобные деяния: постановка главного вопроса, подлежащего исследованию; выявление признаков; определение начальных позиций в анализе действий и объектов; сопоставление, обобщение; формулировка заключений и т.д. Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой инфы, выполнении разных записей, зарисовке чертежей, схем, работе с предъявляемым дидактическим материалом и т.д[11].


Наглядные методы. Главное назначение — сообщение учебной инфы с помощью разных средств наглядности. Основные способы: демонстрация опытов, демонстрация натуральных объектов, демонстрация приятных пособий (предметов, схем, таблиц, муляжей, макетов и т.д.), просмотр видеофильмов, кинофильмов, телевизионных передач и т.д. Деятельность преподавателя производится в форме постановки главного вопроса и его исследования на основании приобретенных данных из разных приятных источников, которые показывает сам педагог либо обучаемые. Деятельность обучаемых заключается в наблюдении за демонстрациями, которые проводит преподаватель либо сам обучаемый, осмысление приобретенных данных и принятие главной дидактической цели определенного урока, реализация разных записей, схем, зарисовок и т.д.

Практические способы. Главное назначение — получение информации на основании практических действий, которые выполняются обучающимся либо обучаемым в процессе организации разных практических работ. Главные способы: практические и лабораторные работы, упражнения. Деятельность преподавателя заключается в постановке главного вопроса, подлежащего исследованию в процессе проведения разных практических работ, которые были исполнены самим обучающим. Деятельность обучаемых содержит в себе осмысление практических действий, которые демонстрируются преподавателем, собствен­ных практических действий, реализация разных записей, зарисовок, схем и принятие главной дидактической цели урока.

Иной всераспространенной систематизацией способов обучения является систематизация, которая была предложена М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером. Они давали разделять способы обучения зависимо от характера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучае­мого материала (пояснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, отчасти-поисковые и научные)[12].

Объяснительно-иллюстративный способ (информационно-рецептивный). Главное назначение — организация усвоения информации обучаемым методом сообщения им учебного материала и обеспечения его удачного восприятия. Данный способ — один из более экономичных методов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта. Деятельность преподавателя ориентирована на сооб­щение учебной инфы с внедрением разных дидактических средств (приятных пособий, текстов и т.д.). Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой инфы.


Репродуктивный способ. Главное назначение — формирование способностей и умений использования и внедрения приобретенных знаний. Для решения этой задачки преподаватель разрабатывает и применяет разные упражнения и задачки, употребляет аннотации (алгорит­мы) и элементы программированного обучения. Деятельность обу­аемых заключается в овладении приемами реализации отдель­ных упражнений при решении разных видов задач и овладении общим методом практических действий[13].

Проблемный способ (проблемное изложение). Главное назначение — раскрытие в изучаемом учебном материале разных проблем и демонстрация методов их решения. Деятельность педагога — выявление и систематизация вопросов, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и демонстрация методов их проверки, постановка вопросов в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. Деятельность обучаемых заключается не лишь в восприятии, осмыслении и за­поминании готовых научных заключений, да и в прослеживании логики их подтверждения, также фиксации движения мысли преподавателя (трудность, догадка, подтверждение надежности либо ложности выдвинутых догадок и т.д.).

Есть и иные систематизации способов обучения. Это разъясняется трудностью объекта исследования и значимостью ме­тодического оснащения педагогического процесса. Выбор практиками способов обучения зависит от целого ряда критерий. К примеру, от общих задач образования; особенностей изучаемого предмета; возрастных особенностей обучающихся и их уровня подготовленности; уровня проф способностей преподавателя; вещественной оснащенности; задач и задач определенного урока и др

2.2 Дидактические игры

Особенный вариант педагогического общения представляют дидак­тические игры, в процессе которых цели обучения достигаются при помо­щи и средством решения игровых задач. Управляя действием игры, педагог сразу и управляет учебно-познавательной дея­тельностью, и связывает ее с положительным мотивационным и эмо­циональным фоном игры, с увлеченностью состязания. На уровне дошкольного обучения главной точкой приложения дидактических игр является фактически процесс игрового обучения, обучения через игру. Обучаясь правилам игры, ребенок узнает мир вокруг нас, ос­новы отношений меж членами коллектива, обучается самоконтролю, приобретает способности планирования поведения. При обучении детишек младшего школьного возраста дидактические игры все в большей степени стают формами для передачи полностью определенных познаний и способностей. Особенное значение в этих упражнениях имеют игровые моменты уроков, которые связаны с упражнениями, закреплением пройден­ного материала, со снятием напряжения и усталости детишек[14].


Не наименьшее значение имеет внедрение дидактических игр для задач активации внимания и заинтригованности детишек при исследовании естественнонаучных дисциплин. К примеру, при исследовании темы «Сис­тема декартовых координат на плоскости» преподавателю арифметики есте­ственно применять пользующуюся популярностью в числе учащихся школ игру «Морской бой». В процессе игры при правильных комментах педагога дети естественным образом усваивают не лишь понятия декартовых коор­динат, системы отсчета, абсциссы, ординаты, но и поболее трудные по­нятия. Вправду, в критериях игры легче удостовериться в том, что по­ложение точки на плоскости определяется 2-мя, но не одной и не 3-мя координатами, по мере необходимости педагогу легче ввести понятия полного либо ортогонального базиса. В критериях той же практической игры легче ввести требование одинаковости «систем отсчета» для всех участвующих, понятие траектории перемещения как функции изменения координат и т.д.

Дидактическую базу могут иметь и имитационные, деловые игры, в процессе которых учащиеся в процессе состязания выбирают тот либо другой лучший путь решения задачки. При исследовании четких наук этого рода игры могут быть соединены фактически с решением любого типа задач, которые связаны с измерением. К примеру, в теме по определению площади многоугольников можно применять игры типа «проектировщик интерьера» либо «строитель пригородного дома», при исследовании основ тригонометрии — игры типа определения расстояния до звезд либо до субмарины противника. Особенное распространение приобрело применение деловых игр для практики профессионального, промышленного обучения, в системах переквалификации и увеличения квалификации профессионалов.

В большинстве этих случаев педагог имеет дело с ситуацией, в какой обучение направлено на приобретение определенных навыков и умений действовать в верно определенной роли, к примеру, в роли устроителя производства, менеджера по продажам, управляющего делопроизводством и пр. Во всех этих ситуациях обучение комфортно проводить в виде ролевых игр, в которых слушатели могут многократно разыгрывать варианты решения одной и той же задачки, всякий раз меняясь ролями. Принципное значение в процессе таковых деловых? игр приобретает послеигровой разбор итогов, вероятных стратегий, линий поведения, мотиваций.

Специфичной разновидностью дидактических, деловых игр являются педагогические игры, которые связаны с моделированием преподавателических ситуаций и их ролевым разыгрыванием со слушателями педагогических образовательных организаций. Проигрывание стратегий и вариантов проведения фрагментов урока в критериях актуализации педагогических и психических познаний развивает педагогическое мышление, тренирует способности внедрения методических приемов, умение трудиться в настоящей учебной обстановке. Моделирование ситуаций микропреподавания дозволяет слушателям оттачивать разные приемы и навы­ки образовательной работы, которые связаны с умением овладевать вниманием аудитории, выдерживать правильную скорость изложения материала, выделять автономные богатые по содержанию части в процессе процесса объ­яснения, улучшать практику сочетания наглядности и информативности изложения. Все эти практические и игровые приемы в итоге ведут к наработке интуиции обучения. Заметим, что для выработки интуиции в хоть какой предметной области и, как следствие этого, педагогической интуиции в частности, достаточным условием является овладение человеком системой практических и теоретических познаний в такой области[15].