Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Педагогика игры).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
Игра как форма организации жизни и деятельности детишек в детском саду опирается на это публичное начало и употребляет его. Конкретно в этих критериях, т. е. по отношению к организации жизни детишек в детском саду и их деятельности, появится и настоятельно потребуют воплощения широкие воспитательные задачки, которые связаны с ежедневной жизнью детского коллектива, подобные, как воспитание норм публичного поведения, привычек жизни в коллективе, формирование особенности и т. д.
Суть в том, что почти все из этих задач в педагогике детсада решались словесно, в виде внушения детям, не делая упор на ход детской жизни. К примеру, отлично известен факт, что воспитателям нередко приходится иметь дело с конфликтами, которые возникают меж детками в их играх. Явление полностью объяснимое, в связи с тем, что игра для малыша — полное проявление его личности. Столкновения и разногласия тут естественны. Противоестественно другое — то, что эти явления нередко разглядывают как нечто случайное и воспитатели не числятся с тем, что в этих фактах отражены значительные черты детской жизни[8].
Задействуя игру как форму организации жизни детишек, необходимо достигнуть того, чтоб эта жизнь была увлекательна, содержательна, легка для детского коллектива и для некоторого малыша, чтоб в ней были ситуации, которые побуждают детишек к более высочайшим формам публичного поведения и эмоциям. Воспитание будет при всем этом производиться планомерно и планомерно, не в виде внушения детям условий — быть правдивым, делиться с другими и т. д., а в самой организации их игровой деятельности.
Чтоб игры стали настоящим устроителем жизни детишек, их - динамичной работы, интересов и потребностей, нужно, чтоб в практике воспитания было достояние и обилие игр. Этим создается обилие детских интересов, поднимается уровень запросов, всесторонне развивающих детишек. Только при этих критериях формируются личные склонности, методности и интересы.
Игры с правилами (подвижные и дидактические) также формируют у детишек способности публичного поведения — общие действия и цели, качества личности — храбрость, правдивость и т. д.
В играх, придумывающие сами дети, — ролевых, строительных, музыкальных, подвижных и остальных — тоже есть эти общественные качества.
Развитие педагогики игры соединено с тем, чтоб поставить игры на службу задачкам нравственного воспитания...[9]
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
2.1 Формы и методы дидактической игры
В современной дидактике есть разные подходы и варианты классификаций способов обучения. Одной из таковых классификаций является всераспространенная систематизация способов обучения по источнику получения познаний (словесные, приятные и практические способы).
Различают общую и частную дидактики.
Общая дидактика изучит процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, критериями, в которых он протекает, также плодами, к которым он приводит. Она изучает закономерности, анализирует зависимости, которые обусловливают ход и показатели процесса обучения, описывает способы, организационные формы и средства, которые обеспечивают воплощение намеченных целей и задач.
Частные дидактики анализируют закономерности протекания процесса, содержание, формы и способы обучения разных учебных предметов.
Частные дидактики называют методиками обучения (соответственного учебного предмета).
Как наука дидактика занимается разработкой вопросов:
-Для чего учить? (цели образования, обучения).
- Кого учить? (субъекты обучения).
- Какие тактики обучения более продуктивны? (принципы обучения).
- Чему учить? (содержание образования, обучения).
- Как учить? (способы обучения).
- Как организовать обучение? (формы организации обучения).
- Какие нужны средства обучения? (учебники, учебные пособия, компьютерные программы, дидактический материал и др.).
- Что достигается в итоге обучения? (аспекты и характеристики, характеризующие показатели обучения).
- Как проконтролировать и оценить показатели обучения? (способы контроля и оценки итогов обучения)[10].
Частные дидактики в основном нацелены на практику обучения, имеют свой понятийно-терминологический аппарат, употребляют определенные способы исследования. Это дозволяет утверждать, что по отношению к личным методикам дидактика делает методологическую функцию, т.е. является их теоретической основой.
Словесные способы. Их главное назначение — сообщение учебной инфы с помощью слов (устного и печатного) с внедрением логических, организационных и технических приемов. Главные способы этой группы: рассказ, разговор, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность преподавателя, применяющего эти способы, подразумевает подобные деяния: постановка главного вопроса, подлежащего исследованию; выявление признаков; определение начальных позиций в анализе действий и объектов; сопоставление, обобщение; формулировка заключений и т.д. Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой инфы, выполнении разных записей, зарисовке чертежей, схем, работе с предъявляемым дидактическим материалом и т.д[11].
Наглядные методы. Главное назначение — сообщение учебной инфы с помощью разных средств наглядности. Основные способы: демонстрация опытов, демонстрация натуральных объектов, демонстрация приятных пособий (предметов, схем, таблиц, муляжей, макетов и т.д.), просмотр видеофильмов, кинофильмов, телевизионных передач и т.д. Деятельность преподавателя производится в форме постановки главного вопроса и его исследования на основании приобретенных данных из разных приятных источников, которые показывает сам педагог либо обучаемые. Деятельность обучаемых заключается в наблюдении за демонстрациями, которые проводит преподаватель либо сам обучаемый, осмысление приобретенных данных и принятие главной дидактической цели определенного урока, реализация разных записей, схем, зарисовок и т.д.
Практические способы. Главное назначение — получение информации на основании практических действий, которые выполняются обучающимся либо обучаемым в процессе организации разных практических работ. Главные способы: практические и лабораторные работы, упражнения. Деятельность преподавателя заключается в постановке главного вопроса, подлежащего исследованию в процессе проведения разных практических работ, которые были исполнены самим обучающим. Деятельность обучаемых содержит в себе осмысление практических действий, которые демонстрируются преподавателем, собственных практических действий, реализация разных записей, зарисовок, схем и принятие главной дидактической цели урока.
Иной всераспространенной систематизацией способов обучения является систематизация, которая была предложена М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером. Они давали разделять способы обучения зависимо от характера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучаемого материала (пояснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, отчасти-поисковые и научные)[12].
Объяснительно-иллюстративный способ (информационно-рецептивный). Главное назначение — организация усвоения информации обучаемым методом сообщения им учебного материала и обеспечения его удачного восприятия. Данный способ — один из более экономичных методов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта. Деятельность преподавателя ориентирована на сообщение учебной инфы с внедрением разных дидактических средств (приятных пособий, текстов и т.д.). Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой инфы.
Репродуктивный способ. Главное назначение — формирование способностей и умений использования и внедрения приобретенных знаний. Для решения этой задачки преподаватель разрабатывает и применяет разные упражнения и задачки, употребляет аннотации (алгоритмы) и элементы программированного обучения. Деятельность обуаемых заключается в овладении приемами реализации отдельных упражнений при решении разных видов задач и овладении общим методом практических действий[13].
Проблемный способ (проблемное изложение). Главное назначение — раскрытие в изучаемом учебном материале разных проблем и демонстрация методов их решения. Деятельность педагога — выявление и систематизация вопросов, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и демонстрация методов их проверки, постановка вопросов в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. Деятельность обучаемых заключается не лишь в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных заключений, да и в прослеживании логики их подтверждения, также фиксации движения мысли преподавателя (трудность, догадка, подтверждение надежности либо ложности выдвинутых догадок и т.д.).
Есть и иные систематизации способов обучения. Это разъясняется трудностью объекта исследования и значимостью методического оснащения педагогического процесса. Выбор практиками способов обучения зависит от целого ряда критерий. К примеру, от общих задач образования; особенностей изучаемого предмета; возрастных особенностей обучающихся и их уровня подготовленности; уровня проф способностей преподавателя; вещественной оснащенности; задач и задач определенного урока и др
2.2 Дидактические игры
Особенный вариант педагогического общения представляют дидактические игры, в процессе которых цели обучения достигаются при помощи и средством решения игровых задач. Управляя действием игры, педагог сразу и управляет учебно-познавательной деятельностью, и связывает ее с положительным мотивационным и эмоциональным фоном игры, с увлеченностью состязания. На уровне дошкольного обучения главной точкой приложения дидактических игр является фактически процесс игрового обучения, обучения через игру. Обучаясь правилам игры, ребенок узнает мир вокруг нас, основы отношений меж членами коллектива, обучается самоконтролю, приобретает способности планирования поведения. При обучении детишек младшего школьного возраста дидактические игры все в большей степени стают формами для передачи полностью определенных познаний и способностей. Особенное значение в этих упражнениях имеют игровые моменты уроков, которые связаны с упражнениями, закреплением пройденного материала, со снятием напряжения и усталости детишек[14].
Не наименьшее значение имеет внедрение дидактических игр для задач активации внимания и заинтригованности детишек при исследовании естественнонаучных дисциплин. К примеру, при исследовании темы «Система декартовых координат на плоскости» преподавателю арифметики естественно применять пользующуюся популярностью в числе учащихся школ игру «Морской бой». В процессе игры при правильных комментах педагога дети естественным образом усваивают не лишь понятия декартовых координат, системы отсчета, абсциссы, ординаты, но и поболее трудные понятия. Вправду, в критериях игры легче удостовериться в том, что положение точки на плоскости определяется 2-мя, но не одной и не 3-мя координатами, по мере необходимости педагогу легче ввести понятия полного либо ортогонального базиса. В критериях той же практической игры легче ввести требование одинаковости «систем отсчета» для всех участвующих, понятие траектории перемещения как функции изменения координат и т.д.
Дидактическую базу могут иметь и имитационные, деловые игры, в процессе которых учащиеся в процессе состязания выбирают тот либо другой лучший путь решения задачки. При исследовании четких наук этого рода игры могут быть соединены фактически с решением любого типа задач, которые связаны с измерением. К примеру, в теме по определению площади многоугольников можно применять игры типа «проектировщик интерьера» либо «строитель пригородного дома», при исследовании основ тригонометрии — игры типа определения расстояния до звезд либо до субмарины противника. Особенное распространение приобрело применение деловых игр для практики профессионального, промышленного обучения, в системах переквалификации и увеличения квалификации профессионалов.
В большинстве этих случаев педагог имеет дело с ситуацией, в какой обучение направлено на приобретение определенных навыков и умений действовать в верно определенной роли, к примеру, в роли устроителя производства, менеджера по продажам, управляющего делопроизводством и пр. Во всех этих ситуациях обучение комфортно проводить в виде ролевых игр, в которых слушатели могут многократно разыгрывать варианты решения одной и той же задачки, всякий раз меняясь ролями. Принципное значение в процессе таковых деловых? игр приобретает послеигровой разбор итогов, вероятных стратегий, линий поведения, мотиваций.
Специфичной разновидностью дидактических, деловых игр являются педагогические игры, которые связаны с моделированием преподавателических ситуаций и их ролевым разыгрыванием со слушателями педагогических образовательных организаций. Проигрывание стратегий и вариантов проведения фрагментов урока в критериях актуализации педагогических и психических познаний развивает педагогическое мышление, тренирует способности внедрения методических приемов, умение трудиться в настоящей учебной обстановке. Моделирование ситуаций микропреподавания дозволяет слушателям оттачивать разные приемы и навыки образовательной работы, которые связаны с умением овладевать вниманием аудитории, выдерживать правильную скорость изложения материала, выделять автономные богатые по содержанию части в процессе процесса объяснения, улучшать практику сочетания наглядности и информативности изложения. Все эти практические и игровые приемы в итоге ведут к наработке интуиции обучения. Заметим, что для выработки интуиции в хоть какой предметной области и, как следствие этого, педагогической интуиции в частности, достаточным условием является овладение человеком системой практических и теоретических познаний в такой области[15].