Файл: Основные функции в системе менеджмента (на примере ООО «ТелеГлобал»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из причин возникновения кризисных ситуации на многих российских предприятиях является низкий уровень менеджмента. В большинстве случаев именно неквалифицированные и ошибочные действия руководства приводят большое количество субъектов ведения хозяйства на границу банкротства.

Менеджмент является основным процессом управления всеми ресурсами предприятия, в том числе, исполняя функции планирования, организации, контроля и мотивации.

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что сущность почти всех процессов на предприятии выражается в его функциях. Функция менеджмента – это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управления и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления. Сущность и содержание функций менеджмента определяется перечнем целей и задач, выполняемых для реализации данных функции. Следовательно, состав функции управления зависит от особенностей производства и сложности бизнес-процессов.

В современных условиях глобализации экономики и расширения хозяйственной деятельности отдельно взятого субъекта предпринимательства состав функций управления усложняется.

Функции менеджмента отражают сам процесс управления, формируют вид управленческой деятельности. Функции менеджмента способствуют правильной расстановке приоритетов, грамотному анализу цели и положения, формированию благополучной и продуктивной производственной среды. Они являются главным оружием в любой системе управления, которые способны дать эффективный результат.

Понятие функций менеджмента используется во всех областях знаний и сферах деятельности, в том числе и в социально-экономических системах. Действительно, категория «функция менеджмента» является базовой в системе управления организацией.

Объект исследования – компания ООО «ТелеГлобал».

Предмет исследования – функции в системе менеджмента в компании ООО «ТелеГлобал».

Цель работы – углубленный анализ теоретических положений об основных функциях в системе менеджмента, а также их исследование в рамках функционирования компании ООО «ТелеГлобал».

Для реализации поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:

- изучить понятие и сущность менеджмента;

- охарактеризовать общие функции менеджмента;

- исследовать конкретные функции менеджмента;

- привести общие сведения о предприятии ООО «ТелеГлобал», и дать характеристику его деятельности;


- проанализировать кадровый состав ООО «ТелеГлобал»;

- охарактеризовать систему менеджмента в ООО «ТелеГлобал»;

- выявить основные аспекты на пути к совершенствованию процесса принятия управленческих решений в ООО «ТелеГлобал»;

- привести предложения по совершенствованию системы управления ООО «ТелеГлобал».

Теоретическую основу данного исследования составили труды таких авторов, как: Колношенко В.И., Варламова Т.П., Шаш Н.Н., Сарафанова Е.В., Борисов А.Б., Кураков Л.П., Кураков А.Л., Кураков В.Л., Румянцева Е.Е., Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б., Розенберг Д.М., Тощенко Ж.Т., Максимов А.Н., Осипова А.Г., Зарецкий, А.Д., Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., Музапарханов Г.Б., Байгабулова К.К., Веснин В.Р., Левченко В.А., Петров А.Н., Демидовец В.П., Степаненко Е.И., Котлер Ф., Загарских О.А., Удалов Ф.Е., Алёхина О.Ф., Гапонова О.С., Балашов, А.П., Кабушкин Н.И.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕНЕДЖМЕНТЕ И ЕГО ФУНКЦИЯХ: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1 Понятие и сущность менеджмента

Представители эмпирической научной школы менеджмента на различных этапах его становления и эволюции постоянное внимание уделяли научному исследованию и обоснованию его базовых понятий [9, с. 13]. Таким понятием, прежде всего, является понятие «менеджмент», которое и сегодня не является устоявшейся областью знаний.

В отечественной литературе дано большое количество определений менеджмента. В «Экономическом словаре» менеджмент определяется как успешное управление, как деятельность, которая удается и получается. При этом указывается, что менеджмент является многозначным [3, с. 380].

В «Большом экономическом словаре» менеджмент определяется как рациональное управление современным производством, тесно связанное с улучшением организации и внедрения новых технологий и методов управления для повышения эффективности производства и бизнеса. Основная цель менеджмента - получение высокой прибыли производства при минимальных затратах [2, с. 244].

Большой словарь-справочник «Экономика и право» определяет «менеджмента» как управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и используемых для повышения эффективности производства и увеличения прибылей [11, с. 301].


Новая экономическая энциклопедия рассматривает менеджмент как систему управления предприятием, фирмой, учреждением, коммерческой организацией или как предпринимательское управление [19, с. 288].

«Современный экономический словарь» определяет менеджмент как: совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и его персоналом. Цель менеджмента - достижение максимальной эффективности производства и лучшего использования ресурсного потенциала предприятия (фирмы, компании, учреждения) [17, с. 200].

В «Бизнес-словаре» понятие «менеджмент» определяется как совокупность принципов, методов, средств и форм управления экономическим субъектом для улучшения эффективности его деятельности, снижения затрат и увеличения прибыли [18, с. 175].

По Ж. Т. Тощенко, менеджмент – это способы и методы познания и регулирования экономических и социальных процессов в организациях [21, с. 38].

В терминологическом словаре «Бизнес и менеджмент» менеджмент рассматривается как частное лицо или группа лиц, которая отвечает за изучение, анализ, формулирование управленческих решений и принятие необходимых действий на благо организации. И несёт ответственность за функции прогнозирования, планирования, координации деятельности, мотивации, коммуникации, контроля [18, с. 255].

Резюмируя приведённые определения можно сказать, что менеджмент - это сумма определенных технологий для увеличения эффективности деятельности любой системы на уровне организации (предприятия, фирмы, учреждения) с целью увеличения прибыли.

Таким образом, менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов, преимущественно базирующихся на экономических механизмах.

Менеджмент - детище рыночной экономики. Он появился благодаря потребности бизнеса в эффективном управлении. Поэтому основной целью менеджмента является получение максимальной прибыли, или доходности, в деятельности организации путем минимизации затрат за счёт рациональной организации производственного процесса. Включая управление производством и развитие технологической базы, а также эффективного использования кадрового потенциала при одновременном повышении мотивации, творческой активности каждого сотрудника [13, с. 329].

Обращение к научной литературе позволяет отметить, что категория «менеджмент» не имеет однозначного толкования среди ученых, и тем более практиков [7, с. 66]. Усложняет его понимание тот факт, что в научной литературе существует более 300 определений, раскрывающих, что такое менеджмент. Таким образом, наблюдается отсутствие понятийного единства.


Следует признать, что наиболее полно раскрывает сущность менеджмента представитель классической (административной) школы менеджмента Анри Файоль, рассматривающий его как совокупность процессов планирования, организации, мотивации и контроля, объединенных между собой коммуникацией и принятием решений. Если первые четыре ученый относит к функциям менеджмента, то последние два компонента он называл технологиями менеджмента. Главный предмет исследования менеджмента как науки – информация – как важнейший источник для коммуникации и принятия решения [14, с. 300].

Вместе с тем, дальнейшее развитие теории и практики менеджмента расширяло взгляды на данный феномен. Использование в управленческой практике системного, процессного и ситуационного подхода усложняет однозначное понимание менеджмента.

Более того, среди теоретиков не прекращаются споры о том, чем на сегодня является менеджмент – это наука, искусство и практика? [15, с. 144].

Попытка категорично ответить на данный вопрос приводит к выводу о том, что обязательность профессиональной подготовка и компетентности менеджера не вызывает сомнений, в то же время прочные научные знания в области управления не гарантируют успех без соответствующей практики, отражающей специфику управленческого труда в тех или иных организациях, представляющих разные отрасли деятельности, будь-то государственная служба или коммерческое предприятие. Умение эффективно использовать практический опыт и научные знания позволяет раскрыться мастерству и искусству [7, с. 68; 14, с. 302].

В свою очередь, российский исследователь проблем менеджмента А.Д. Зарецкий рассматривает менеджмент как вид коммерческого управления. Коммерция предполагает извлечение прибыли – главный критерий деятельности менеджера. Менеджер должен выстраивать субъект-субъектное взаимодействие с подчиненными таким образом, чтобы извлечь из него максимальную прибыль [7, с. 69].

Важно отметить, что традиционно менеджмент в зависимости от типа организации (государственной или коммерческой) делится на подвиды в зависимости от структурных подразделений (администрирование, производство, маркетинг, финансы, кадры, инновации и т.п.), и, несмотря на разницу в организационно-правовых формах, суть и содержание работы менеджера принципиально не меняется – достижение определенного эффекта, контроль над ситуацией и управление желаемыми изменениями. Этот факт позволяет не считать менеджмент как сугубо коммерческий вид управления [15, с. 145].


Управление предприятием требует исполнения персоналом множества различных управленческих работ. Раскрыть суть управленческой деятельности позволяет ответ на вопрос: чем занимаются менеджеры, и какие функции они выполняют в общей структуре организации или предприятия [4, с. 90].

Проблемы, решаемые в процессе управленческой деятельности, сводятся к определению конкретных и ясных целей развития предприятия, установлению их приоритетности, очередности и последовательности их реализации. На этой основе разрабатываются задачи и пути из решения, определяются потребности в ресурсах и изыскиваются источники этих ресурсов, а также разрабатываются способы эффективного контроля за своевременным и правильным выполнением задач [4, с. 91].

Единый процесс управления предприятием расчленяется на специализированные функции с целью закрепления отдельных видов работ за исполнителями и упорядочения тем самым процесса управления [4, с. 91].

Функции – это основная категория управления, в которой объединены содержание управленческой деятельности, ее принципы и методы. Под функцией менеджмента понимается четко очерченный круг вопросов и заданий, которые решаются определенным должностным лицом или структурными подразделениями аппарата управления в процессе управления предприятием. Функции управления отражают конкретное содержание управленческой деятельности менеджера, аппарата управления, характеризуют вид этой деятельности, совокупность обязанностей, закрепленных за отдельным работником, подразделением, назначение каждого конкретного звена управления. Функции менеджмента объединяют в себе принципы, методы и содержание управленческой деятельности [12, с. 155].

Каждая функция направлена на решение специфических, разнообразных и сложных задач взаимодействия между отдельными подразделениями организации, требующих проведения большого комплекса мероприятий. Задача определения основных направлений развития производства и их ресурсного обеспечения решается через функцию планирования; задачи налаживания организационного взаимодействия между подразделениями в ходе выполнения решений и достижения плановых показателей – через функции организации; задача проверки исполнения и сравнения результатов с плановыми показателями – через функцию контроля. Таким образом, содержание каждой функции управления определяется спецификой задач, которые решаются в рамках конкретной функции [16, с. 174].

Впервые ввел понятие функций управления А.Файоль. Они положены в основу науки управления и имеют такое определение: