Файл: Теория человеческих потребностей Маслоу (Теория человеческих потребностей Маслоу).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 28525
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теория человеческих потребностей Маслоу
1.1. Мотивация и потребности человека
1.2. Использование теории Маслоу в современной системе управления
2. Анализ деятельности салона красоты «Альянс»
2.1. Характеристика деятельности и кадрового состава салона красоты
3. Совершенствования системы управления персоналом салона красоты «Альянс»
3.1. Разработка мероприятий в целях повышения эффективности системы управления персоналом
3.2. Разработки системы материального стимулирования на основе использования KPI
Административно-организационные методы управления:
- Регулирование взаимоотношений сотрудников посредством положений о структурных подразделениях и должностных инструкций,
- Использование властной мотивации (издание приказов, отдача распоряжений, указаний) при управлении текущей деятельностью предприятия.
Экономические методы управления:
- Материальное стимулирование труда работников: стабильная выплата заработной платы, премирование.
Социально-психологические методы управления:
- Стимулирование труда работников посредством гарантированного предоставления социальных гарантий (больничные листы, выплаты пособий и т.п.).
В салоне красоты предусмотрены следующие направления социальной защиты работников:
- предоставление и оплата очередных и учебных отпусков, а также отпусков по больничному листу
- оказание материальной помощи нуждающимся сотрудникам;
- выплата пособий к юбилейным датам, свадьбе, при уходе на пенсию, на рождение детей и т.п.;
- оплата новогодних подарков в детских садах и школах.
На практике же происходит следующее. Оказание материальной помощи зачастую осуществляется не в полном объеме, который необходим сотруднику, а зависит от решения руководства, на которое, в свою очередь, могут повлиять как межличностные отношения, так и наличие свободных денежных средств на данный момент. Например, в 2017 году из 29 заявлений от сотрудников полностью были удовлетворены 15, частично удовлетворены 12 и 8 остались без внимания.
На решение руководства о выплате пособий к праздничным датам влияет стаж работы сотрудника на предприятии. Таким образом, в салоне красоты «Альянс» полностью и в обязательном порядке осуществляются только те меры социальной защиты сотрудников, которые строго регламентированы трудовым законодательством.
В течение 2017 - 2018 гг. наблюдалась достаточно высокая текучесть кадров: в 2018 году было уволено 4 человека, принято на работу 7 человек (таблица 3).
Таблица 3 – Текучесть кадров
2017 |
2018 |
|
Общая численность |
11 |
14 |
Уволено, в т.ч. |
3 |
4 |
по собственному желанию |
2 |
2 |
Нарушение трудовой дисциплины |
1 |
2 |
Принято, в т.ч. |
3 |
7 |
На освободившиеся должности |
0 |
4 |
На новые должности |
0 |
3 |
Таким образом, на предприятии наблюдается весьма сильная текучесть кадров, что является тревожным симптомом.
Причины увольнений в 2018 году:
- 1 человек (по собственному желанию) – переезд в другой город;
- 1 человек (по собственному желанию) – слишком строгие правила и высокие штрафы;
- 1 человек (нарушение трудовой дисциплины) – систематические опоздания;
- 1 человек (нарушение трудовой дисциплины) – двукратный невыход на работу.
Таким образом, хотя салон имеет жесткую систему внутренних правил и штрафов, причины увольнений являются объективными, поскольку опоздание или невыход мастера на работу приводит к потере клиента, что крайне негативно сказывается на репутации салона.
В то же время, подобная система правил и штрафов затрудняет адаптацию работника на новом месте: к стрессу от нового рабочего места и коллектива, прибавляется стресс от необходимости соблюдать жесткие правила, что снижает уровень мотивации и настрой работника.
2.2. Оценка удовлетворенности коллектива условиями труда
Оценка удовлетворенности коллектива салона красоты существующими условиями труда будет проведена через оценку социально-психологического климата. Социально-психологический климат характеризует общую рабочую атмосферу. Положительная обстановка настраивает на рабочий лад, повышает работоспособность, заинтересованность в результатах работы. И напротив, неблагоприятный климат снижает интерес, мотивацию, заинтересованность в сохранении рабочего места, что негативно сказывается на качестве работы.
При оценке социально-психологического климата салона красоты «Альянс» воспользуемся двумя методами.
В первую очередь, проведем оценку социально-психологического климата по полярным профилям (Приложение 2). Данная методика позволяет определить уровень сформированности коллектива и уровень его развития.
Анкета заполнялась анонимно каждым участником коллектива. Для сохранения анонимности заполнение производилось в электронном виде, а анкета отправлялась через общий почтовый ящик, доступ к которому имел каждый сотрудник. Таким образом, не представлялось возможным отследить, что именно отправил каждую анкету.
Последующая обработка результатов анкеты дала следующие результаты:
Анкета |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Сумма баллов |
9 |
13 |
11 |
9 |
14 |
16 |
9 |
10 |
11 |
8 |
16 |
7 |
10 |
11 |
Рисунок 5 – Сумма баллов по вопросам анкеты
Общая сумма баллов составляет 154.
Определим значение общей оценки:
Общая оценка = 154/14 = 11.
Ключ для анализа (таблица 4):
Таблица 4 – Ключ для анализа
+22 и более |
высокая степень благоприятности |
От 8 до 22 |
средняя степень благоприятности |
От 0 до 8 |
низкая (незначительная) степень благоприятности |
0 до —8 |
начальная неблагоприятность |
8 до —10 |
средняя неблагоприятность |
От —10 и ниже |
сильная неблагоприятность |
Таким образом, общая оценка равна 11, что свидетельствует о средней степени благоприятности в коллективе. В целом, коллектив можно назвать сплоченным, однако существует ряд факторов, которые препятствуют формированию целиком благоприятного климата в коллективе.
Среди основных факторов, которым была дана низкая оценка в ходе проведения опроса, были наиболее часто отмечены следующие:
- Подавленное настроение
- Безразличие к тесным отношениям, общению во внерабочее время
- Отсутствие сопереживания
- Сложность адаптации новичков, отсутствие поддержки
- Учет собственных интересов ставится превыше интересов коллектива.
Далее проведем оценку удовлетворенности конкретными условиями труда. Оценка будет проводиться путем анонимного опроса. Вопросы приведены в таблице 4. При ответе на каждый вопрос сотрудники могут ставить ответы «да, меня все устраивает»; «в целом, устраивает, но нужны доработки» (в этом случае указывается пояснение, что необходимо изменить) и «целиком не устраивает».
Таблица 5 – Исследование удовлетворенности конкретными условиями труда
№ п/п |
Вопросы |
1 |
Размер заработной платы |
2 |
Возможность двусторонней связи с руководителем |
3 |
Информационная обеспеченность |
4 |
Условия на рабочем месте (оснащенность, оборудование, температура и пр.) |
5 |
Взаимоотношение внутри коллектива |
6 |
Система нематериального вознаграждения |
7 |
Рабочий график |
8 |
Система поддержания дисциплины |
Рассмотрим и проанализируем полученные ответы.
- Размер заработной платы – устаивает 88% сотрудников. Размер заработной платы в салоне является достаточно высоким, что устраивает сотрудников.
- Возможность двусторонней связи с руководителем – устраивает 76% сотрудников. В целом, каждый сотрудник имеет возможность напрямую обратиться к администратору или управляющему, и обсудить волнующие вопросы.
- Информационная обеспеченность – устраивает 71% сотрудников. Основная часть информации, которая необходима для обеспечения рабочего процесса, понимания стратегии развития доносится до сотрудников своевременно.
- Условия на рабочем месте – устраивает целиком 100% работников.
- Взаимоотношение внутри коллектива – устраивает частично 71%, не устраивает 29% сотрудников. Среди основных моментов, вызывающих недовольство – конфликты, отсутствие сплоченности, взаимной поддержки.
- Система нематериального вознаграждения – устраивает частично 100% сотрудников, которые высказали пожелания для более системного и разнообразного использования нематериальных методов.
- Рабочий график – устраивает частично 74%, основное недовольство мастеров связано с необходимостью присутствовать на рабочем месте не позже 9.00, даже при отсутствии записи клиентов.
- Система поддержания дисциплины – не устраивает 89% сотрудников. Среди основных моментов, взывающих недовольство – слишком жесткая система правил и штрафов, с которыми согласны не все сотрудники.
Таким образом, кадровый состав салона полностью укомплектован, имеются разработанные правила и положения, регулирующие управление персоналом. Сотрудники имеют достаточно высокий уровень оплаты труда, который полностью зависит от выработки (числа оказанных услуг).
В то же время, в салоне установлена жесткая дисциплина. Имеется серьезная система штрафов, которые являются достаточно высокими. В салоне наблюдается достаточно высокий уровень текучести кадров, который вызван, в первую очередь, нарушениями трудовой дисциплины (опоздания и невыходы на работу). Также наблюдается недостаточно благоприятный уровень социально-психологического климата в коллективе, невысокий уровень сплоченности и межличностных отношений сотрудников.
3. Совершенствования системы управления персоналом салона красоты «Альянс»
3.1. Разработка мероприятий в целях повышения эффективности системы управления персоналом
В ходе анализа было выявлено две основных проблемы в системе управления персоналом салона красоты «Альянс».
В первую очередь, был выявлен недостаточно высокий уровень социально-психологического климата в салоне. Это обусловлено низким уровнем взаимодействия и кооперации между сотрудникми, разделением коллектива на «группировки», кторые прохладно относятся друг к другу. Также напряженнсть сотрудников вызывает жесткая система штрафов.
Кроме того, сложным является процесс адаптации новых членов коллектива: им не оказывется должной помощи и поддержки от коллег; общая напряженность усугубляется ситсемой штрафов, что вызывает высокий уровень дискомфорта. В некоторых случаях новые сотрудники не выдерживают общего давления и увольняются.
Для совершенствовования ситсемы управления персоналом салону красоты «Альянс» необходимо вести работу по двум направлениям:
- Сглаживание жесткой системы штрафов путем дополнения ее системой поощрений (удовлетворение потребности в бузопасности);
- Формирвоание сплоченного коллектива, кторый будет чувствовать себя единой командой (удовлетворение потребности в причастности);
- Формирование системы адаптации новых сорудников (удовлетворение потребности в причастности).
Рассмотрим последовательно все указанные направления.
Первое мероприятие, направленное на совершенствование системы управления персоналом, касается формирования команды через формирование организационной культуры.
Организационная культура – это свод правил и принципов, которые разделаются всеми участниками коллектива, способствуют сплоченности и формированию духа единства у членов коллектива.
Корпоративная культура салона красоты «Альянс» должна содержать следующие пункты:
- Правила общения с клиентом. Общение с посетителями состоит из определенных этапов. Правила описывают каждый из них: встреча, ответы на телефонные звонки, общение, переход между мастерами, оплата оказанных услуг, проводы клиента.
- Ценности салона красоты. В качестве ценностей выступают высокий уровень сервиса, клиентоориентированность, сохранение отличной репутации, хорошее качество услуг, результаты работы.
- Поведение и морально-этические нормы. Персонал салона красоты «Альянс» должен знать, что разрешено, а что недопустимо. Это поможет более эффективно управлять коллективом. К морально-этическим нормам относятся:
- Внешний вид персонала (белый верх, темный низ, удобная обувь, опрятный внешний вид, обязательное наличие легкого макияжа).
- Отношение к вредным привычкам (запрет курения на рабочем месте, перед приемом клиента).
- Общение. Корпоративная культура салона красоты содержит правила общения с клиентами, персонала между собой, общение с руководителем. Необходимо установить запрет на использование ненормативной и неформальной лексики, запрет на обсуждение персоналом личных тем в процессе обслуживания клиента.
Формирование организационной культуры должно быть подкреплено, в первую очередь, проведением ряда тренингов по командообразованию. Профессиональная команда – это группа единомышленников, обладающих единой целью, четкой иерархией, стандартами взаимодействия и функционально-ролевой специализацией. Формирование эффективной команды – длительный и кропотливый процесс. Выходу команды на уровень продуктивной работы может способствовать тренинг, целью которого является развитие навыков формирования эффективной команды и построения успешного взаимодействия в ней.
Помимо проведения тренингов, необходимо организовывать неформальные корпоративные встречи. Перечень подобных встреч представлен в таблице 6:
Таблица 6 – Мероприятия для сплочения коллектива