Файл: Адаптация первоклассника к обучению в школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Со стороны дошкольного образовательного организация преемственность - это обеспечение того развития, которое необходимо для дошкольников при переходе в школу.

Подготовку детей к школе, исходя из представлений педагогики развития, мы понимаем как формирование психологической готовности к обучению, умения общаться в кругу сверстников и старших по возрасту, умения заботиться о своем здоровье. Интеллектуальная готовность дошкольников к обучению в школе включает в себя концентрацию внимания, аналитическое мышление при запоминании, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.

Эмоциональная зрелость, в основном, понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность в течение длительного времени выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками, умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Соблюдение преемственности со стороны школы предполагает использование того, что приобрел ребенок в дошкольном образовательном организации, для совершенствования всего накопленного на более высоком уровне.

Поэтому образование детей дошкольного и младшего школьного возраста предполагает, прежде всего, согласование путей оптимизации общения, организацию режима, предупреждение заболеваемости и укрепление здоровья, развитие познавательных способностей и коррекцию выявленных затруднений.

Моделирование педагогической работы на данномэтапе.

1. Научно-методическое, информационное обеспечение:

- изучение методических рекомендаций по подготовке детей к школе, изучение и анализ программ начальной школы и дошкольного образовательного организация, нормативных документов;

- выставка литературы «Подготовка детей к школе»;

  • тематическая выставка для родителей «Ваш ребенок идет в школу», «Что должен знать и уметь первоклассник»;
  • информирование о методах определения готовности детей к школе;
  • выставка и обзор литературы «Особенности развития личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста».

2. Работа с педагогическим коллективом:

  • посещение занятий в подготовительной группе детского сада по теме «Методика и формы проведения занятий с детьми дошкольного возраста», «Организация предметно-развивающей среды»;
  • посещение занятий в первом классе по теме «Особенности организации учебно-познавательной деятельности младших школьников», «Организация предметно-развивающей среды»;

3. Работа с учащимися, воспитанниками:

  • целевая обзорная экскурсия в школу;
  • проведение учащимися 3-4 классов с детьми подготовительной группы спортивного праздника «Веселые старты»;
  • конкурс рисунков детей подготовительной группы и учащихся 1 класса «Мир, в котором я живу»;
  • работа психолога с детьми, испытывающими трудности в общении со сверстниками, взрослыми. Работа логопеда с детьми.
  • родительское собрание «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе»;

2 этап. Формирование адаптационно-развивающей образовательной среды первоклассников.

Цель: обеспечить взаимодействие школы, семьи в вопросах формирования необходимой образовательной среды, способствующей более успешной адаптации первоклассников.

Образовательная среда - это целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая определяется теми конкретными задачами, которые школа ставит и решает в своей деятельности. Она проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются (к средствам относятся выбираемые школой учебные программы, организация работы на уроках, тип взаимодействия педагогов с учащимися, качество оценок, стиль неформальных отношений между детьми, организация школьной жизни, материально-техническое оснащение школы, оформление классов и коридоров. Содержательно среда оценивается по тому эффекту в личностном, социальном, интеллектуальном развитии детей, которого она позволяет достичь.

Под адаптационно-развивающей образовательной средой мы понимаем специально организованное образовательное пространство, благоприятное для сохранения физического, психического здоровья ребенка, развития его личности. Для создания адаптационно-развивающей образовательной среды требуется ряд условий. Прежде всего - принятие ребенка таким, как он есть, со всеми его положительными и, возможно, нежелательными проявлениями; создание каждому ребенку ситуации успешности, осознание своей значимости для других. Это возможно, если педагог владеет методами диагностики личностных особенностей своих воспитанников и находит для каждого тот вид деятельности, ту форму участия в общем деле, которые позволяют самоутвердиться в глазах сверстников и взрослых, поверить в свои силы, почувствовать себя значимым для других.

Очень важно при обучении первоклассников в классе организовать учебное и игровое пространства, которые несут различную эмоциональную окраску. Это пространства, которые предназначены для обучения, для общения или уединения, для подвижных занятий и для спокойной работы, для пробы своих возможностей и для демонстрации своих достижений.


В учебном пространстве класса размещаются столы для индивидуальной работы учащихся, которые можно переставлять, объединяя так, чтобы можно было всем сесть в круг для неформального общения. В классе, помимо центральной учебной доски, желательно установить дополнительно еще доску, на которой во время перемен дети могут рисовать, играть в различные игры, составлять кроссворды, загадки и т.п., тем самым не мешая учителю готовиться к уроку.

Игровое пространство служит для сюжетных и подвижных игр в перерывах между занятиями. В первое время учащиеся могут приносить и свои любимые домашние игрушки.

На развитие учебно-познавательной мотивации большое значение оказывает стиль взаимоотношений учителя и учащегося в процессе обучения. При авторитарном стиле взаимоотношений учителя и учащихся главным в процессе обучения всегда является учитель. Это снижает возможности развития учебно-познавательной мотивации, затрудняет формирование у ученика контролирующей деятельности, желания учиться и интереса к учению.

Для обучения в первом классе учащихся экспериментальной группы мы считали важным организовать учебное и игровое пространства, несущие различную эмоциональную окраску. Это пространства, которые предназначены для обучения, для общения или уединения, для подвижных занятий и для спокойной работы, для пробы своих возможностей и для демонстрации своих достижений.

Игровое пространство служило для сюжетных и подвижных игр в перерывах между занятиями. В первое время учащиеся приносили и свои любимые домашние игрушки.

На развитие учебно-познавательной мотивации большое значение оказывает стиль взаимоотношений учителя и учащегося в процессе обучения. При авторитарном стиле взаимоотношений учителя и учащихся главным в процессе обучения всегда является учитель. Это снижает возможности развития учебно-познавательной мотивации, затрудняет формирование у ученика контролирующей деятельности, желания учиться и интереса к учению.

Стиль общения учителя и первоклассника должен учитывать особенности поведения ребенка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие поэтому впечатление ничего не знающих или невнимательных. И те, и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.


Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения - обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т.п. Это не только успокаивает ребенка, но вселяет в него уверенность, ощущение того, что взрослый хорошо к нему относится. Необходимо обратить особое внимание на это положение, так как для первоклассника существенно важно доброе,позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.

Учитель должен помнить, что требования к выполнению школьных норм поведения вводятся постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий. Со стороны учителя недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо и мягко еще и еще раз повторять необходимое правило.

Опыт показывает, что никакое самое хорошее детское организацие не может полностью заменить семью, семейное воспитание. Воспитатели и учителя отлично знают, в каких семьях занимаются с детьми, а в каких нет. В дошкольном образовательном организации прививают многие полезные навыки, учат рисованию, начальному счету, письму и чтению. Но если занятиями ребенка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребенок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности в работе. Некоторых детей такое невнимательное отношение родителей глубоко обижает, они замыкаются, перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам дошкольника и первоклассника придает особое значение всем достижениям ребенка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любого рода заданий, принимается всегда с благодарностью и способствует близости родителей и детей.

Уже в дошкольном возрасте, а особенно в начальной школе нужно воспитывать ответственное отношение к делу, поручениям, своим обязанностям. Формирование этих качеств начинается с внимательного, серьезного отношения родителей к делам ребенка. Все должно быть замечено родителями.

Общение ребенка со взрослыми имеет большое значение в подготовке смены одной ведущей деятельности на другую. Семья должна дополнять школу, обеспечивая ребенку непосредственное эмоциональное общение, атмосферу любви и взаимопомощи, воспитывая у ребенка самостоятельность, ответственное отношение к своим обязанностям.


С детьми проводились занятия по программе «Основы коммуникации» (авторы Шипицына Л.М., Воронова А.П., Защиринская О.В., Нилова Т.А.), которая учитывает все сложности начального этапа обучения детей и их возрастные особенности.

Главная цель программы - дать детям знания об искусстве человеческих взаимоотношений, сформировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, приобрести навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности и творческому характеру учебной деятельности. Программа убеждает детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, является путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Программа включает в себя 8 основных разделов, направленных на формирование у детей коммуникативных навыков.

Раздел 1. Языки общения (навыки общения с внешним миром).

Раздел 2. Тайна моего «Я» (умение видеть и понимать себя).

Раздел 3. Как мы видим друг друга (умение видеть и понимать сверстников).

Раздел 4. Этот странный взрослый мир (общение со взрослыми).

Раздел 5. Фантазия характеров (оценка человеческих поступков и отношений).

Раздел 6. Умение владеть собой.

Раздел 7. Культура общения (этикет, или как себя вести).

Раздел 8. Мальчик и девочка (взаимоотношения полов).

Содержание педагогической работы на 2 этапе.

1 .Научно-методическое, информационное обеспечение:

  • Подготовка по результатам диагностики рекомендаций по обучению, воспитанию ребенка для учителей, родителей;

- Выставка учебно-методической, программной литературы поразвитию личности ребенка;

  • Подготовка к проведению психолого-педагогического консилиума по формированию адаптационно-развивающей образовательной среды;
  • Подготовка памяток для родителей, учителей, учащихся по преодолению трудностей в обучении, воспитании.
  • Организация тематических выставок психолого-педагогической литературы в помощь учителям и родителям;

- Сбор и анализ информации по итогам наблюдений за учащимися в
урочное и внеурочное время.

2. Работа с педагогическим коллективом:

  • Консультационный день;
  • Участие в диагностическом исследовании учащихся по определению уровня адаптации;
  • Работа по самообразованию: изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме, организация дифференцированного обучения с учетом результатов диагностики их уровня адаптации. Взаимопосещение уроков;