Файл: Адаптация первоклассника к обучению в школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.Работа с учащимися, воспитанниками:

- Цикл учебных занятий 1 раз в неделю «Основы коммуникации»;

- Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия психолога с детьми,имеющими низкий уровень адаптации (2 раза в неделю);

  • КТД «Моя родословная»;
  • Выставка творческих работ учащихся.

4.Работа с родителями:

- Родительское собрание «Образовательная программа начальнойшколы. Режим дня первоклассника. Как помочь ребенку адаптироваться к
школе. Введение в школьную жизнь»;

- Родительское собрание «Первоклассник в школе и дома. Организациясистемы работы по созданию здоровьесберегающей среды в семье»;

- Коллективное творческое дело «Моя родословная»;

- Родительское собрание «Семейный климат. Типы семейного
воспитания»

3 этап. Психолого-педагогическая поддержка первоклассников, испытывающих трудности в педагогической адаптации к обучению в школе.

Цель: создание системы психолого-педагогической поддержки ребенка в период его педагогической адаптации к обучению в школе.

«Поддержка» в общеупотребительном смысле - это оказание помощи, содействие человеку в решении его индивидуальных проблем. В педагогике это понятие разрабатывалось О.С.Газманом [58]. Суть педагогической поддержки, по О.С.Газману, заключается в различии процессов социализации и индивидуализации. Предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении.

Истоки психологической поддержки заложены в теории самоактуализации А.Маслоу, в уважении к индивидуальной позиции личности в работах К.Роджерса.

Говоря о психологической поддержке, следует отметить, что ее наличие помогает человеку преодолевать трудности в адаптации к новым социальным условиям, справиться с потенциально стрессогенными ситуациями, сохранить свое психическое и физическое здоровье и т.п.

При разработке целевой комплексной программы «Формирование адаптационно-развивающей образовательной среды первоклассников» учитывались следующие положения:

- Психологическая поддержка - это комплекс мероприятий, который следует .применять в период адаптации первоклассников к школе независимо от того, какой уровень эмоционального напряжения диагностируется у детей.

  • Доброжелательные взаимоотношения между участниками образовательного процесса (как взрослыми, так и детьми) в атмосфере психологической поддержки стимулируют развитие индивидуальности каждого ребенка.
  • В процессе психологической поддержки дети обучаются у педагогов формам эффективного сотрудничества с другими людьми и потом могут применять их в любой жизненной ситуации.
  • Атмосфера, которая создается педагогом, стимулирует интеллектуальную, положительную психоэмоциональную, творческую и другие виды активности у первоклассников.

Содержание педагогической работы на 3 этапе.

1 .Научно-методическое, информационное обеспечение:

  • обработка результатов диагностических срезов;
  • подготовка к семинару учителей начальных классов «Работа с детьми, как с субъектами деятельности и общения».

2. Работа с педагогическим коллективом:

  • работа по самообразованию: «Изучение здоровьесберегающих, личностно ориентированных образовательных технологий»;
  • консультационный день (1 раз в неделю);
  • взаимопосещение уроков;
  • семинар учителей начальных классов «Работа с детьми, как с субъектами деятельности и общения»;

3. Работа с детьми.

  • организация и работа клубов по интересам;
  • проведение повторного диагностического исследования уровня адаптации в феврале 2017 г.;
  • «неделя детской книги «Мой друг - книга»;

4.работа с родителями:

  • консультационный день;
  • родительское собрание «Что мы знаем и чего не знаем о детях»;
  • круглый стол «Как мы в семье развиваем самостоятельную деятельность ребенка».

2.3. Результаты формирующего этапа

Заключительный анализ и обобщение материалов опытно-экспериментальной работы показали, что произошло уменьшение количества учащихся с низким уровнем адаптации с 31% до 16% в экспериментальных классах, в контрольных классах за это время произошло снижение с 39% до 32%.

Таблица 3.

Динамика распределения учащихся высокого и низкого уровня

адаптации в контрольной и экспериментальной группе

Группа

Количество учащихся с низким уровнем адаптации, %

Количество учащихся с высоким уровнем адаптации, %

Констатирующий этап

Контрольный этап

Констатирующий этап

Контрольный этап

Контрольная

31

16

29

38

Экспериментальная

39

32

27

29

Доля детей с высоким уровнем адаптации в экспериментальном классе увеличилась с 29% до 38%. В то же время в контрольном классе наблюдалось увеличение с 27% до 29%. У 23% первоклассников увеличился уровень развития мышления; уровень зрительной и слуховой произвольной памяти увеличился у 17%; уровень волевой регуляции, внимания - у 14%; уровень учебной мотивации, адекватной самооценки учебы, поведения, положительного отношения к школе, произвольность поведения увеличился - у 25% первоклассников.


Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод об эффективности организованного нами обучения и воспитания учащихся в соответствии с целевой комплексной программой «Формирование адаптационно-развивающей образовательной среды первоклассников».

Среди средств достижение результата мы особо выделяем целевую комплексную программу «Формирование адаптационно-развивающей образовательной среды первоклассников», которая предусматривает тесное взаимо­действие учащихся, педагогов, родителей.

Непосредственная реализация процесса педагогической адаптации первоклассников к обучению в школе возлагается на педагогов, которые с учетом ожидаемого результата корректируют содержание процесса педагогической адаптации, технологии взаимодействия всех его участников.

Основой педагогической деятельности субъектов педагогической адаптации первоклассников к обучению в школе является реализация основных педагогических функций: поддержка и защита, обучение, воспитание, развитие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начальный период школьного обучения представляет собой один из наиболее важных этапов школьной жизни. В проблематике возрастной и педагогической психологии он выделяется как один из центральных и критических моментов при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Для успешного обучения первоклассников необходимо учитывать особенности их педагогической адаптации к обучению в школе. Основные проблемы, с которыми обычно сталкивается ребенок при поступлении в школу, заключаются в следующем:

  • характер взаимодействия учителя с детьми, как правило, сильно отличается от того, к которому ребенок привык в детском саду: число запретов и предписаний резко увеличивается, отношения взрослых к нарушению правил поведения становится существенно более серьезными;
  • появляется учебное содержание, от усвоения которого зависят самооценка и социальный статус ребенка, что предполагает гораздо большую активность ребенка перед лицом значимых для него взрослых: учителя и родителей;
  • фронтальные формы организации учебного процесса требуют от детей серьезного напряжения и концентрации, т.к. у них недостаточно развиты уровень произвольного внимания и уровень произвольной регуляции. У ребенкачасто отсутствует интерес к такого рода занятиям, вся его деятельность протекает под влиянием внешнего давления учителя. Это приводит к повышенной тревожности, утомляемости и эмоциональному дискомфорту детей. Непривычный для детей распорядок дня и изменившиеся отношения со сверстниками и старшими детьми усугубляют эту ситуацию.

Основными участниками педагогической адаптации выступают дети, родители, педагоги. Нарушение процесса педагогической адаптации понимается нами как нарушение системы отношений первоклассника с собой, с другими людьми и социумом. Очень важно как ребенок выстраивает свои взаимоотношения и, как взаимоотношения взрослых с ребенком выстраиваются вокруг него. Знание характера и содержания психолого-педагогических проблем ребенка, а также способов и результативности их решения, мы считаем особенно важным для принятия профилактических мер: повышенного педагогического внимания, индивидуального обучения, психолого-педагогической коррекции для успешной педагогической адаптации первоклассника к обучению в школе.

Анализ научно-теоретических основ педагогической адаптации первоклассников к обучению в школе, анализ результатов 1-го этапа опытно-экспериментальной работы подвели нас к необходимости разработки специальной программы, направленной на взаимодействие семьи, школы, дошкольного образовательнойорганизации (ДОО) в решении проблемы педагогической адаптации первоклассников к обучению в школе.

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод об эффективности организованного нами обучения и воспитания учащихся в соответствии с целевой комплексной программой «Формирование адаптационно - развивающей образовательной среды первоклассников».

Исходя из этого, мы можем утверждать, что нами была достигнута цель исследования, был решен комплекс задач, поставленных в соответствии с целью работы, и подтвердилась наша гипотеза.

Данное исследование может быть использовано в практическом плане: представленные здесь методики исследований и намеченные пути работы с данной категорией детей могут быть использованы в практике педагогами, психологами и социальными педагогами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азарова Т.В., Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психол./ Азарова Т.В., Битянова М.Р. - М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 2014 г.
  2. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Школа и психологическое здоровье учащихся. - М.: Медицина, 2009. - С.32-43.
  3. Андрющенко, Т.Ю. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения / Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. // Вопросы психологии. -2003, №1.
  4. Артемов, С.Д. Социальные проблемы адаптации / С.Д. Артемов. - М., 2014. - 180с.
  5. Асмолов, А.Г., Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора - к диагностике развития) // Вопросы психологии. - 1992. - №1. - С.6-13.
  6. Баркан, А.И. Типы адаптации первоклассников // Педиатрия. - 2003. №5. - С.40-44.
  7. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. - М.:Эксмо, 2015. - 464
  8. Битянова, М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 352 с. - (Практическая психология в образовании).
  9. Божович, Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.М. Божович. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
  10. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов/Под ред. В.А.Романенко, Н.П.Ничипоренко - Калуга: КГПУ им.К.Э.Циолковского, 2014. - 200 с.
  11. Возрастная психология: краткий курс лекций / М.Е.Хилько, М.С.Ткачева. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 194 с.
  12. Выго
  13. .
  14. Громбах С.М. Психогигиена учебных занятий в школе / Психогигиена детей и подростков / Под ред. Г.Н.Сердюковской и Г.Гельница. - М.: Медицина, 2005. - С.92-114.
  15. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академический проект, 2000. - 184 с.
  16. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А.Беличевой, И.А.Коробейникова, Г.Ф.Кумариной. - М.: Ред-изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2015. - 128 с.
  17. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. - М.: Академия, 2011. - 215 с.
  18. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения / Теории учения: Хрестоматия / Под ред. Н.Ф.Талызиной, И.А.Володарской. - М.: РПО, 1998. - С.17 - 39.
  19. Локалова Н.П. Психологическое развитие как составляющая образования // Вопросы психологии. - 2003. - №1. - С.27-41.
  20. Лусканова Н.Г., Коробейников И.А. Диагностические проблемы школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста / Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая редакция В.М.Астапова, Ю.В.Микадзе. - С-Пб.: Питер, 2011. - С.149-166.
  21. Маклаков Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер,2015. - 583 с.
  22. Милославова, И.А. Роль социальной адаптации / И.А. Милославова. - Л., 2004. - 284с.
  23. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. - 7е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 456 с.
  24. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.2: Психология образования. - 608 с.
  25. Никитина, И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации / И.Н. Никитина. - М., 2010. - 85с.
  26. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. Изд. 4 - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 442 с.
  27. Осмина Е.В. В помощь учителю начальных классов: психологические особенности младшего школьника. - Ижевск: Республиканский инновационный учебно-методический Центр, 2007. - 25 с.
  28. Осмина Е.В. Школьному психологу о младшем школьнике: вопросы психодиагностики и психологической поддержки. - Ижевск: Республиканский инновационный учебно-методический Центр, 2013. - 37 с.
  29. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В.Дубровиной - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.: ил.
  30. Прохоров А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии. - 1990. - №6. - С.68-74.
  31. Психология дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Урунтаева Г.А. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 272 с.
  32. Расти первоклашка: энциклопедия для родителей / М.М. Безруких, Т.А. Параничева, Л.А.Леонова и др., под ред. М.М.Безруких. - М.: Эксмо, 2010. - 640 с.
  33. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер Ком, 2009. - 416 с.
  34. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности //Вестник СПб гос. Унив. 2005.- Серия 6, Выпуск 3. С.72 - 86.
  35. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 529 с.
  36. Смид Р.А. Групповая работа с детьми. - М.: Генезис, 2015. - 258с.
  37. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2013. - 368 с.
  38. Справочник психолога начальной школы / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 442 с.
  39. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ.сред.учеб.заведений/Г.А.Урунтаева - 7е изд.,испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.
  40. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю Психологический справочник учителя. - Второе издание, дополненное и переработанное. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998 - 432 с. - (Практическая психология в образовании).
  41. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2011. - 368 с.
  42. Шутова Т.С. Влияние различных режимов учебной деятельности на школьную адаптацию первоклассников // Психолого-педагогические условия сохранения здоровья учащихся. Материалы научно-практической конференции. / Отв. ред. Н.И.Леонов, С.Ф.Сироткин. - Ижевск, 2014. - С.82- 84.
  43. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Под. Ред. Д.И.Фельдштейна / Вступ. Статья Д.И.Фельдштейн. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 224 с.
  44. Яницкий, М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учеб. пособие для вузов/ М.С. Яницкий. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2009. - 184с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Методики исследования познавательных процессов.

Запоминание шести слов (рыба, печать, дрова, рука, дым, ком) Инструкция: «Запомни шесть слов, которые я сейчас скажу и повтори их» Параметры и критерии оценивания:

    1. скорость запоминания: с первого раза - 0 баллов; со второго раза - 1 балл; с третьего раза - 2 балла; с четвертого раза - 3 балла.
    2. объем непосредственной памяти: после первого предъявления запомнил все слова - 0 баллов; 5 слов - 1 балл; 4 слова - 2 балла; 3 слова - 3 балла.
    3. удержание заданного порядка: после первого предъявления повторил все слова в заданном порядке - 0 баллов; повторил слова в заданном порядке после второго предъявления - 1 балл; повторил после третьего предъявления - 2 балла; повторил после четвертого предъявления - 3 балла.
    4. объем долговременной памяти (воспроизведение названных слов после интерферирующей деятельности): после интерференции повторил все слова - 0 баллов; повторил 5 слов - 1 балл; повторил 4 слова - 2 балла; повторил 3 слова - 3 балла.

Копирование фигуры Рэя-Тэйлора

Инструкция: «Срисуй эту картинку. Чтобы рисунок получился более красивый, я буду давать тебе разноцветные карандаши (смена карандашей производилась в определенной последовательности, которая соответствовала расположению цветов в спектре радуги - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый - и позволяла отследить стратегию копирования)».

Параметры и критерии оценивания:

      1. стратегия копирования: целостная - 0 баллов; частичная - 1 балл; хаотичная - 2 балла.
      2. допущенные при копировании ошибки: без ошибок - 0 баллов; метрические ошибки - 1 балл; негрубые структурные - 2 балла; грубые структурные - 3 балла.

Пересказ рассказа «Галка и голуби»

Инструкция: «Я тебе сейчас расскажу маленькую историю, а ты мне ее перескажешь... Услышала галка, что голубей хорошо кормят. Выкрасилась она в белый цвет и полетела в голубятню. Голуби не узнали ее и впустили. Наелась галка, но не удержалась и закричала по галочьи. Тогда голуби увидели, что это галка и выгнали ее. Галка полетела к своим, но те ее не узнали и тоже не приняли».

Параметры и критерии оценки:

1) понимание смысла и пересказ: точный пересказ основных смысловых составляющих - 0 баллов; пропуск 1-2 пунктов, но ответы на вопросы - 1 балл; пропуск 3-4 пунктов, но ответы на вопросы - 2 балла; пропуск нескольких пунктов и не ответил на наводящие вопросы - 3 балла.