Файл: Адаптация первоклассника к обучению в школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок в данный период.
  2. Основным или ведущим типом деятельности.
  3. Основными психическими новообразованиями [13].

Значение каждого возрастного периода определяется его местом в общем цикле развития ребенка.

Первоклассник - это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности. В первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще испытывают потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями, структура семьи и взаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влияние на школьников, однако расширение контактов с внешней социальной средой приводит к тому, что все более сильное влияние на них оказывают другие взрослые.

Очень важной для ребенка младшего школьного возраста является педагог,- его роль. В педагогическом общении улыбка является непременным атрибутом диалога. Чем моложе собеседник, тем более нуждается он впоощрении своих действий молчаливой улыбкой старших. Не только в процессе обучения, но в условиях неофициального общения потребность детей младшего школьного и подросткового возраста в стимулировании улыбкой велика. Поэтому скупость педагога на этот мимический элемент невербального общения увеличивает и без того большую возрастную дистанцию между ними.

Различные формы обращения взрослых с ребенком и характер тех оценок, которые они ему дают, своим результатом имеют развитие у него тех или других самооценок. В одних случаях у него развивается убеждение, что он очень умен, в других - что он некрасив, глуп и т.п. Эти развивающиеся у детей под прямым действием взрослых самооценки сказываются на складывании у них критериев оценки других людей.

Отношения между школьниками постоянно меняются. Если в возрасте от 3 до 6 лет дети строят свои отношения в основном под надзором родителей, то от 6 до 12 лет школьники большую часть времени проводят без родительского присмотра. У младших школьников дружеские отношения формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность.

Именно группа сверстников становится для ребенка тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.


В школьные годы группы сверстников формируются по принципам пола, возраста, социально-экономического статуса семей, к которым принадлежат дети.

Большое влияние на детей оказывает их непосредственное окружение: семья, детский сад, школа, товарищи и друзья. Общение с окружающими ребенка людьми является важным условием его развития. Ребенок с момента рождения является существом социальным, общественным (Выготский Л.С). Особенно большое значение для развития ребенка имеет его общение со взрослыми людьми. У них он перенимает необходимые для жизни знания и опыт. В процессе общения с окружающими у ребенка формируется потребность в людях, которая становится важнейшим источником его разностороннего развития.

Непосредственное окружение ребенка может оказывать на него не только положительное, но и отрицательное влияние. Учитель не может забыть, что среди родителей встречаются люди, вредно влияющие на развитие детей. Нередки случаи отрицательного влияния на детей со стороны их товарищей и друзей, особенно старших по возрасту. Поэтому воспитателю важно хорошо знать характер непосредственной среды ребенка, изучить влияние различных условий на его развитие. При этом следует помнить, что воздействие среды на ребенка происходит не механически, а через его отношение к требованиям общества, к людям, его окружающих. Степень воздействия этих требований зависит от внутренней позиции ребенка.

Значит, характер любого влияния среды зависит об богатства личности, от ее потребностей и стремлений. Поэтому, сталкиваясь с фактами отрицательного влияния среды на ребенка, учитель должен стремиться к духовному обогащению личности воспитанника, к развитию самостоятельностиего суждений и действий, развивать в нем отрицательное отношение к этим влияниям. При таком подходе к делу воспитанник из объекта влияния среды превращается в активного ее преобразователя.

В период дошкольного детства основным видом деятельности детей является игра. В играх расширяется кругозор ребенка, развиваются его умственные способности (сообразительность, догадка, смекалка), начинают формироваться черты характера и нравственные качества. Наряду с игрой, определенное значение в жизни дошкольника приобретает трудовая деятельность. Взрослые включают ребенка в труд по самообслуживанию, вооружают его первоначальными умениями и навыками, формируют нравственные и волевые качества. Учитывая возраст детей, родители, учителя и воспитатели часто сочетают трудовые занятия с игрой.


Обучение не выделяется Д.Б.Элькониным в качестве самостоятельного вида деятельности в дошкольном возрасте, но считается, что оно должно быть вплетено во все основные виды деятельности ребенка, в результате чего постепенно у ребенка должна возникать тенденция чему-то учиться. Подчеркивается также значимость для развития ребенка освоения им форм элементарного труда, т.к. между ребенком и взрослым при этом должны установиться отношения реальной взаимопомощи, координации действий и распределения обязанностей.

Д.Б.Эльконин отмечал, что характерной особенностью дошкольного возраста является то, что именно в этот период ориентировочная часть действия отделяется от исполнительской. Сама же ориентировочная деятельность развивается в этот период очень интенсивно, возникая из материальной практической деятельности, и носит при этом мануальный сенсорный характер.

В соответствии с концепцией Д.Б.Эльконина, в результате полноценного прохождения ребенком дошкольного возраста у него должны возникнуть следующие новообразования: первый схематический абрис цельного детского мировоззрения, его первые этические представления о том, «что такое хорошо и что какое плохо», соподчинение мотивов, позволяющее ребенку преодолевать непосредственные желания, действовать обдуманно, настойчиво, преодолевать трудности.

Важнейшим новообразованием является возникновение у ребенка произвольного поведения, которое опосредовано его представлением в форме правила или нормы, что приводит к появлению у него стремления управлять собой и своими поступками.

Кроме того, среди новообразований отмечается возникновение личного сознания ребенка, дающего ему осознание своего места в системе отношений со взрослыми, что обусловливает его стремление к осуществлению общественно значимой и оцениваемой деятельности. Именно такое протекание дошкольного периода было характерно для предыдущего этапа развития нашего общества, однако в настоящее время этот процесс претерпел значительные изменения. Во-первых, в настоящее время следует отметить разнообразие и неоднородность социальной ситуации развития детей дошкольного возраста.

Смысл и содержание работы детских садов в настоящее время также изменился и, вместо игр и сказок, теперь детей старших групп детского сада целенаправленно готовят к школе [8]. Значительно изменились и условия жизнедеятельности детей в дошкольных организациях. Наши наблюдения в процессе посещения занятий детей старшей группы детского сада показали, что в их деятельности часто отсутствуют сюжетно-ролевые игры, воспитателями редко используется сказка, т.к., по их мнению дети часто перевозбуждены и не могут включиться в ее восприятие. При этом воспитатели в процессе занятий с детьми чаще используют дидактические игры, однако стремление подчинить игру решению дидактических задач грозит разрушением игры.


Наблюдения занятий старших дошкольников также показали, что для достаточно большой части детей (примерно 30%) характерен повышенный уровень тревоги, часто они возбуждены, агрессивны, излишне капризны, с трудом подчиняются правилам, что затрудняет их контакт со сверстниками. Воспитатели часто не справляются с детьми, им трудно организовать общую деятельность в группе, что накладывает ограничения на весь ход группового процесса.

Значимым неблагоприятным фактором дошкольного воспитания является и то, что в настоящее время отсутствуют единые требования со стороны взрослых, предъявляемые к детям дома и в детских дошкольных организациях. Усилия значимых для детей взрослых (родителей, воспитателей) не согласованы, в результате чего деятельность в детском саду и дома не составляет для ребенка единой реальности. Именно поэтому ребенок часто просто не включается в процесс, реализуемый взрослыми. Отсутствие единых требований снижает эффективность воспитательного процесса, тормозит формирование у детей волевых компонентов деятельности, самостоятельности, ответственности, а также эмпатии и способности детей заботиться о других, что приводит к обострению акцентуаций характера детей.

Именно эти причины лежат в основе часто наблюдаемых у многих детей личностных искажений в форме акцентуаций характера, которые, по сути, являются психологической защитой от неблагоприятных условий их развития.

Указанные особенности протекания дошкольного периода, безусловно, накладывают отпечаток на возможности адаптации детей к школе. Этап приспособления к школе особенно значим для младшего школьного возраста, т.к. во многом определяет все последующее психическое развитие ребенка и динамику становления его личности, поэтому особенно важно, как встретят его в школе.

Именно такая ситуация является предпосылкой для нарушения педагогической адаптации, т.к. она не только не способствует формированию

положительной учебной мотивации детей, а наоборот, порождает впоследствии массу проблем с их успеваемостью, утомляемостью, агрессивностью или забитостью.

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ


2.1. Программа и методы проведения опытно-экспериментальной работы

Опытно-экспериментальная работа исследования процесса педагогической адаптации первоклассников к обучению в школе основывалась на результатах проведенного теоретического анализа проблемы педагогической адаптации первоклассников к обучению в школе.

В связи с этим в ходе педагогического эксперимента мы должны были решить следующие задачи:

  • провести констатирующее исследование состояние проблемы педагогической адаптации первоклассников к обучению в школе;
  • провести опытно-экспериментальную работу по формированию адаптационно-развивающей образовательной среды первоклассников;

- проанализировать и систематизировать экспериментальные данные.

Ход проведения опытно-экспериментальной работы соответствовал поставленным целям и задачам.

На 1 этапе исследовательского констатирующего эксперимента проводилось исследование уровня адаптации первоклассников к обучению в школе, условий педагогической адаптации, дифференциация первоклассников по уровню адаптации.

На формирующем этапе эксперимента проводились апробация обоснованных в теоретическом исследовании форм и методов, направленных на создание необходимых условий реализации целевой комплексной программы «Формирование адаптационно-развивающей образовательной среды первоклассников».

Среди педагогических и общенаучных методов исследования использовались наблюдение, эксперимент, опрос, методики педагогической и психологической диагностики, методы качественного анализа и интерпретации полученных результатов.

В исследовании принимало участие 52 учащихся первых классов..

Была проведена следующая диагностика. Мотивация учащихся определялась с помощью методики «Мотивация учения». Ребенку в определенной последовательности зачитывались рассказы и одновременно выкладывались в ряд карточки, иллюстрирующие их содержание. В зависимости от пола обследуемого выкладываются карточки со схематичным изображением фигур мальчика или девочки. После прочтения всех рассказов, сопровождаемых демонстрацией соответствующих карточек, ребенку задаются четыре вопроса. Анализируются содержание и обоснованность мотивов каждого выбора. Определяются осознанность и выделяется ведущий мотив.