Файл: Эффективность менеджмента организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА КОМПАНИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Критерий и показатель тесно связаны, ведь научно обоснованный выбор критерия во многом определяет верный выбор системы показателей. Напротив, качество показателя обусловливает тем, как глубоко и объективно он характеризует принятый критерий. Критерии и показатели эффективности менеджмента показано в таблице 2.

Таблица 2

Критерии и показатели эффективности менеджмента[12]

Классификационный признак

Критерии и показатели эффективности менеджмента

Содержание эффективности Объект оценки

Сфера проявления Уровень управления Динамичность Целевое назначения Метод оценки Комплексность оценки

Экономическая, социальная Полная, локальная Внутренняя, внешняя

Эффективность управления предприятием, регионом, государством

Статическая, динамическая

Абсолютная, сравнительная ( относительная) Плановая, фактическая, нормативная (потенциальная), проектная условная

Ресурсный, затратный Честный интегральный

Каждый из критериев и показателей эффективности менеджмента обладает своей целевой направленностью, имеет содержание и место в оценке системы управления. Изучение каждого из них составляет определенную область. Следовательно, совокупность всех критериев и показателей эффективности менеджмента необходимо анализировать как систему форм и видов эффективности, которые образуют совместно с сущностью структуру этой категории.

Нужно отметить, что эффективность менеджмента, система его критериев и показателей в разных сферах хозяйственной деятельности предприятия имеют определенные особенности, отражающие их специфику.

Оценка эффективности менеджмента считается сравнительно трудной, вследствие этого имеется немалое количество критериев и методов такой оценки, они учитывают разнообразные факторы, которые влияют на эффективность. Эффективность менеджмента – это управление деятельностью предприятия с минимальными издержками и максимальными результатами. Критерием эффективности менеджмента компании считается наиболее полное удовлетворение запросов потребителя при высоком качестве обслуживания и рациональности использовании всех видов ресурсов.

Критерий должен не только констатировать наличие эффективности менеджмента компании, но и четко оценивать ее уровень. В случае лишь констатации критерием эффективности менеджмента компании неизбежна субъективность оценки. При этом количественная оценка уровня эффективности менеджмента должна исходить из показателей планирования, учета и анализа деятельности хозяйственной деятельности каждого предприятия. Известен индикаторный подход, при котором уровень эффективности менеджмента компании определяется с помощью, так называемых индикаторов. Индикаторы рассматриваются как пороговые значения показателей, характеризующих деятельность предприятия.[13]


По нашему мнению, учет и контроль являются способами обеспечения эффективности менеджмента компании, а экономический анализ является средством диагностики эффективности деятельности предприятия.

Взаимосвязь учета и контроля с процессом обеспечения эффективности менеджмента предприятия показано на рисунке 2.[14]

База для принятия управленческих решений в целях прогнозирования безопасного экономического поведения

Устойчивое экономическое состояние

Эффективность менеджмента предприятия

Способы обеспечения эффективности деятельности предприятия

Рис. 2- Взаимосвязь учета и контроля с процессом обеспечения эффективности менеджмента предприятия

Учет

Знание экономического состояния предприятия

Контроль

Знание негативных факторов хозяйственной жизни

+

+

Эффективность – соотношение между затратами и результатом. Критерием эффективности менеджмента предприятия считается более полное удовлетворение запросов потребителя при высоком качестве обслуживания и рациональности использовании всех видов ресурсов.[15]

В качестве основного эффективности деятельности менеджмента предприятия некоторые исследователи рассматривают получаемую в результате взаимодействия с субъектами внешней среды прибыль, которой предприятия могут уже распоряжаться по своему усмотрению, т.е. чистая прибыль. При отсутствии прибыли или, более того, убытках, нельзя говорить о соблюдении интересов эффективности деятельности предприятия.

Напротив, в этом случае перед предприятием реально стоит угроза банкротства. Следовательно, предлагаемый подход к выбору критерия оценки эффективности менеджмента строится на получении предприятием прибыли, а значит, и эффективности управления.

Оценка экономической эффективности менеджмента на микроуровне предусматривает анализ показателей, традиционно используемых при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия: прироста объемов реализованной продукции, прибыли, рентабельности, фондоотдачи, фондоемкости, капиталоемкости, продуктивности труда и др.[16]

В системе оценки эффективности менеджмента предприятия очень важными считаются группа показателей деловой активности предприятия, характеризующая оборачиваемость капитала предприятия.[17]


В целом, кроме оценки финансового состояния производственно- хозяйственной деятельности предприятия, важнейшими показателями, характеризующими состояние эффективности менеджмента предприятия, по мнению многих авторов, является оценка его технического уровня. Техническая сторона производства имеет первостепенное значение для экономики предприятия. От нее зависит рост производительности труда, экономное расходование сырья, материалов, электроэнергии, выпуск продукции высшего качества.

Другие количественные показатели деятельности системы управления в менеджменте включают: трудовые ресурсы.

Трудовые ресурсы считаются активной частью производительных сил, а это означает, организация их деятельности и эффективность использования напрямую влияют на результаты эффективности менеджмента.

Эффективность производства может увеличиваться даже при сокращении объема реализации, но это допустимо только, если качество продукции повышается стремительными темпами, чем темпы уменьшения объема выпуска и реализации продукции.

Улучшение качества производимой продукции можно добиться за счет многих факторов, таких как техническое совершенствование производства, проведение работ по модернизации и т.д.

Содержание основных показателей эффективности менеджмента проиллюстрировано таблицей 3.[18]

Таблица 3

Основные показатели для эффективности менеджмента[19]

Обобщающие показатели

Показатели эффективности использования труда (персонала)

Показатели эффективности использования производственных

фондов

Показатели эффективности использования финансовых средств

  • производство чистой продукции на единицу затрат ресурсов;
  • прибыль на единицу общих затрат;
  • рентабельность производства;
  • затраты на 1 рубль товарной продукции;
  • доля прироста продукции за счет интенсификации производства;

-

народнохозяйственный эффект использования единицы продукции;

  • темп роста производительности труда;
  • доля прироста продукции за счет увеличения производительности труда;
  • абсолютное и относительное высвобождение работников;
  • коэффициент использования полезного фонда рабочего времени;
  • трудоемкость

единицы продукции; - зарплатоемкость

  • общая фондоотдача;
  • фондоотдача активной части основных фондов;
  • рентабельность основных фондов;
  • фондоемкость единицы продукции;
  • материалоемкость единицы продукции;
  • коэффициент использования наиважнейших видов сырья и материалов;
  • оборачиваемость оборотных средств; - рентабельность оборотных средств; - относительное высвобождение оборотных средств; - удельные капитальные вложения (на единицу прироста мощности или продукции);
  • рентабельность капитальных вложений;
  • срок окупаемости капитальных вложений и др.

Уровень экономической эффективности менеджмента зависит от разнообразия взаимосвязанных факторов. Для каждой отрасли предприятия в результате ее технико-экономических особенностей свойственны характерные факторы эффективности.

Принятие управленческих решений считается главным инструментом контролирующего влияния, в конечном счете, на развитие решений, их принятие, реализацию и контроль.

Оценка эффективности принятия управленческих решений играет значительную роль в деятельности всей компании. На этапе принятия управленческого решения нужно делать значительную работу по разработке лучшего варианта постановления, чтобы в дальше избегать и некачественной и неэффективной работы.

Большинство российских авторов для оценки эффективности менеджмента предлагают общеизвестные методы анализа внешней и внутренней среды предприятия, чаще всего заимствованные из зарубежной практики, а именно: SWOT- анализ, PEST -анализ, матрицы БКГ, Мак-Кинси и т.п. Однако не так уж часто в отечественной и зарубежной литературе встречаются комплексные методики анализа предприятия, которые могли бы применяться в практике оценки эффективности менеджмента. Все они обладают различной степенью полноты анализируемых факторов, хотя последовательность действий в ходе анализа в целом одинакова.[20]

Отдельное значение обладают показатели социальной эффективности управления это и рост научно-технического уровня управления, и степень интеграции процессов управления, и увеличение квалификации менеджеров, и рост уровня обоснованности принимаемых решений, и развитие организационной культуры и управляемость системы, и удовлетворенность трудом, и повышение общественного доверия, и усиление социальной ответственности организации и экологические последствия.[21]

Вследствие рационализации управления если получается добиться значительного уровня приведенных выше показателей, тогда совершается

положительный сдвиг в организации системы управления и при этом тогда достигается экономический эффект и эффективность. В науке управления некоторые проблемы оценки эффективности менеджмента применительно к условиям деятельности предприятий в настоящее время поставлены, но все еще далеки от своего решения.

Предприятия всегда учитывают затраты, направленные на достижение того или иного результата. В основе их прогресса, на наш взгляд лежит, повышение уровня эффективности предприятия, под которым, в первую очередь, понимается экономическая результативность хозяйственной деятельности. При этом необходимо сравнивать ожидаемую ценность того, что будет получено, с ожидаемой ценностью того, что будет потеряно. В практических расчетах это определяется отношением результатов работы предприятия к затратным процессам.


Относительная эффективность определяется как отношение полного эффекта управления к затратам

Следовательно, в обобщенном виде необходимо выделить следующие критерии эффективности менеджмента:[22]

  1. Действенность это уровень достижения целей компании;
  2. экономичность это соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов;
  3. качество это соответствие характеристики продукции или услуг стандартам и запросам потребителей;
  4. прибыльность это соотношение между доходами и суммарными издержками;
  5. продуктивность это соотношение объема продукции за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых и др.)
  6. качество трудовой жизни это условия труда всего персонала компании;
  7. инновационная активность это внедрение новшеств в различных функциональных областях деятельности организации .[23]

Каждому этому варианту эффективности менеджмента отвечает установленное значение критерия эффективности, и задача управления заключается в том, чтобы найти такой вариант управления, при котором соответственный критерий приобретает лучшее значение.

Подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что оценка эффективности менеджмента считается сравнительно сложной, вследствие этого имеется значительное число критериев и методов данной оценки, которые учитывают разнообразные факторы, влияющие на эффективность.

Пути повышения эффективности менеджмента компании

Повышение эффективности управления считается необходимой составляющей успешной деятельности любой компании.

На сегодняшний день имеется большое число методов повышения эффективности менеджмента, данный из которых сконцентрирован или на самого управляющего, его индивидуальные и профессиональные качества, или на какой-либо элемент управленческой деятельности.

Работа по повышению эффективности управления должна возникать с любого элемента, улучшение которого наиболее важно для компании.

Важно только при этом взаимную связь элементов друг с другом.

Разработка по повышению эффективности менеджмента требует больших единовременных затрат, эксплуатационных расходов, затрат живого труда.

При реализации крупных затрат нужно провести все расчеты по оценке эффективности.

Для этого необходимо установить:[24]