Файл: Финансовая политика и её реализация в рф (Теоретические основы формирования финансовой политики государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По целенаправленности и разрешаемым задачам выделяют следующие три главных типа финансовой политики[6]:

  • стабилизации, при данном типе осуществляется поддержка уже имеющегося уровня производства и ценовое равновесие;
  • экономического роста, в данной ситуации финансовое регулирование направлено на рост уровня занятости и объемов ВВП;
  • политика ограничения деловой активности, главная задача данной политики сократить инфляционный спрос, оставить на нужном уровне роста ВВП, нивелирование кризиса перепроизводства.

Также выделяют такие типы финансовой политики как: классическая, планово-директивная и регулирующая.

Классическая финансовая политика основана на признании не большого значения государства в е

Рынок выступает саморегулятором экономического роста. Государству выполняет роль «ночного сторожа», что ведет к сокращению до минимального уровня расходов общественного характера.

Планово-директивная политика основана на главной роли натуральных показателей плана, перераспределении денежных ресурсов в финансовой системе государства, государственных предприятий и отраслевых министерств на основе жестких планов, централизацию и перераспределение с помощью бюджета основной части финансовых ресурсов.

Регулирующая финансовая политика (основоположник Дж. М. Кейнс) основана на вмешательстве государства в развитие экономики через специальные финансово-кредитные инструменты (бюджет, налоы, процентные ставки и т.д.)[7].

Политика государства — это участие в государственных делах, которое определяет форму, задачи, а также содержание его деятельности. Политика показывает отношение государства на мировой и на внутренней арене. 

Финансовая политика может быть внешняя и внутренняя. Внешняя финансовая политика регулирует отношения между государствами; внутренняя - отношения внутри государства.

Так как государственная финансовая политика - это совокупность способов и путей воздействия государства на деятельность финансовой системы, то она может охватывать как внешнюю, так и внутреннюю политику. Основной целью этого воздействия выступает укрепление экономического (а значит, и политического) потенциала государства.

Финансовую политику можно разделить на виды также по таким признакам как:

  • по территориальному выделяют общегосударственную, региональную и местную финансовую политику;
  • по временному критерию финансовая политика может быть долгосрочная и краткосрочная.

Создание финансовой политики на определенном уровне управления дает возможность в будущем обеспечить финансовую базу развития как государства в общем, так и отдельного территори­ального и муниципального образования.

Долгосрочная финансовая политика - это  долгосрочный курс финансовой политики, который рассчитан на перспективу и направлен разрешение значимых задач.

Краткосрочная финансовая политика направлена на разрешение задач в определенный период развития страны с помощью своевременного изменения методов организации финансовых связей.

В зависимости от объектов воздействия можно выделить финансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов, в сфере функционирования субъектов хозяйствования.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны[8].

Формирование эффективной финансовой политики зачастую связано непосредственно с экономическими особенностями конкретного государства. Стоит учитывать состояние экономики в государстве, экономические отношения с другими странами, историю развития этого государства.

1.3. Направления государственной финансовой политики

Проводя финансовую политику, государство осуществляет мобилизацию финансовых ресурсов всей страны и распределяет их в соответствии с определенной социально-экономической политикой в данный период времени. На современном этапе Правительство РФ занимается вопросами в области стабилизации финансовой политики, разработки мер по улучшению финансовой деятельности, подготовки точной финансовой стратегии.

Также определяются основные концепции развития финансов, формируются направления их использования, осуществляется организация финансовых отношений, распределяются финансовые ресурсы в соответствии с главными направлениями экономического и социального развития.

Составляющими финансовой политики являются бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, инвестиционная и социальная политика, где основополагающую роль играет бюджетная политика, которая влияет на финансовую базу государства, реализует функцию финансового обеспечения выполнения государством своих функций; осуществляет поддержку финансовой стабильности в стране; способствует созданию финансовых стимулов для социально-экономического развития[9].


В бюджетной политике сформированы основные стратегические цели развития государства. К их числу относится: 

  • усовершенствование нормативно-правового регулирования бюджетного процесса;
  • улучшение качества предоставляемых государственных программ;
  • развитие финансовых взаимоотношений местных бюджетов с бюджетами субъектов РФ;
  • улучшение качества и эффективности оказания государственных услуг;
  • оптимизация расходов на оплату труда;
  • эффективное и грамотное расходование бюджетных ассигнований при осуществлении капитальных вложений;
  • проведение прозрачного и открытого бюджетного планирования; управление государственным долгом и государственными финансовыми активами эффективно и разумно.

С помощью бюджетной политики осуществляется распределение расходов между бюджетами разных уровней, управление государственным долгом, выявляется какими способами и из каких источников будет покрываться дефицит бюджета.

Одной из важнейших частей финансовой политики является налоговая политика, отвечающая за своевременную и полную уплату налогов. В современной экономике налоги играют огромную роль, так как относятся к ключевому каналу наполнения доходной части бюджета, являются посредниками финансовых отношений государства с юридическими и физическими лицами. Эффективная налоговая политика влияет на благосостояние государственной казны и на уровень её экономики.

Если же рассматривать политику в области международных финансов, то можно увидеть то, что она сосредоточена на интеграции России в мировую финансовую систему; сокращении внешнего долга; сотрудничестве со странами центральной и юго-восточной Азии, укреплении позиции в МВФ; повышении стабильности рубля по отношению к иностранным валютам; укреплении и развитии международных экономических связей.

Финансовая политика России учитывает конкуренцию, которая существует на мировом рынке. Поэтому деятельность государства направлена на финансовую поддержку отечественных производителей и экспортеров, защиту интересов национальных компаний за рубежом, привлечение иностранных инвестиций в экономику страны.

К основным направлениям финансовой политики на современном этапе относится[10]:

  • изменение расходов бюджета, путем сокращения расходов, направленных на финансирование убыточных хозяйств;
  • совершенствование и развитие рынка ценных бумаг;
  • увеличение бюджетных расходов на социальные нужды;
  • совершенствование страхового рынка с помощью создания частных страховых компаний, новых форм страхования
  • создание условий, которые обеспечат усиление инвестирования свободных финансовых средств в материальное производство;
  • регулирование уровня инфляции и процентных ставок с целью содействия росту рентабельности реального сектора экономики;
  • проведение налоговой реформы, призванной побуждать экономические субъекты расширять производство, увеличивать доход, переходить к легальной хозяйственной деятельности
  • реструктуризация финансовых потоков в хозяйстве, сокращение дотаций из бюджета
  • обеспечение устойчивости и равновесия доходов и расходов бюджета и др.

Таким образом, финансовая политика на современном этапе стремится обеспечить финансовую стабильность, поддержать рост экономики страны в долгосрочном периоде, повысить уровень благосостояния населения.
 

2. Анализ финансовой политики России в современных условиях

2.1. Общая ситуация в финансовой политики РФ

В таблице 1 представлены макроэкономические показатели, оказывающие влияние на исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таблица 1

Основные макроэкономические показатели

Показатель

2015

2016

2017

Валовой внутренний продукт, млрд рублей

83232,6

85 917,8

92 081,9

Валовой внутренний продукт, прирост в % к предыдущему году

-2,8

-0,2

1,5

Индекс потребительских цен, прирост в % к декабрю предыдущего года

12,9

5,4

2,5

Индекс промышленного производства, прирост в % к декабрю предыдущего года

1,2

1,3

1,0

Оборот розничной торговли, прирост в % к предыдущему году

-10,0

-4,6

1,2

Реальные располагаемые денежные доходы населения, прирост в % к предыдущему году

-3,2

-5,8

-1,7

Реальная заработная плата работников организаций, прирост в % к предыдущему году

-9,0

0,8

3,4

Уровень общей безработицы, %

5,6

5,5

5,2

Экспорт товаров, млрд долл. США

343,5

281,9

353,7

Импорт товаров, млрд долл. США

182,7

191,6

237,9

Курс долл. США (среднегодовой), рублей/долл. США

60,7

66,9

58,3

Средняя цена на нефть марки «Юралс», долл. США/барр. за год

51,2

41,7

53,0

Источник: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=122395

В 2017 году российская экономика перешла к восстановительной стадии роста. После спада ВВП в 2016 году на 0,2% по итогам 2017 года рост экономики составил 1,5%, что значительно оптимистичнее первоначальных прогнозов (0,6%), учтенных при формировании Федерального закона от 19 декабря 2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – Федеральный закон № 415-ФЗ)[11]. Инфляция по итогам года достигла исторически минимального уровня в 2,5%. По сравнению с 2016 годом рост цен замедлился во всех сегментах потребительского рынка. Снижение темпов продовольственной инфляции обусловлено хорошим урожаем (как в 2016/2017, так и в 2017/2018 сельскохозяйственных годах), а также благоприятной конъюнктурой мировых рынков продовольствия.


В сегменте непродовольственных товаров рост цен замедлился, в том числе благодаря укреплению рубля (58,3 рублей/долл. США после 66,9 рублей/ долл. США в 2016 году). Сдерживающее влияние на инфляцию в сфере услуг оказали более умеренные темпы роста цен на коммунальные услуги при неизменном нормативном уровне индексации та- рифов (4% как в 2017, так и в 2016 году). Предсказуемый уровень инфляции и его низкие значения способствовали снижению неопределенности в экономике и улучшению настроений потребителей. Существенный вклад в рост капитальных вложений внесли закупки машин и оборудования – как отечественного, так и зарубежного. При этом инвестиционный импорт из стран дальнего зарубежья на протяжение всего года сохранял высокие темпы роста.

В целом отмечаемый впервые за последние 3 года рост физического объема импорта обеспечил отрицательный вклад в прирост ВВП в 2017 году (−3,5 процентного пункта). По предвари- тельной оценке Банка России, по сравнению с 2016 годом стоимостной объем импорта товаров вырос на 24,2% – до 237,9 млрд. долл. США. Физические объемы экспорта товаров и услуг по итогам года ускорились, однако их динамика во многом сдерживалась условиями выполнения Россией обязательств по сокращению добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+[12].

Вклад в прирост ВВП экспорта в 2017 году составил +1,4 процентного пункта. Стоимостный объем экспорта товаров вслед за восходящей динамикой цен на нефть вырос по сравнению с 2016 годом на 25,5% и составил 353,7 млрд долл. США.

2.2. Оценка основных показателей реализации финансовой политики

Основные показатели исполнения федерального бюджета за представлены в таблице 2 и на рисунке 1.

Таблица 2

Основные показатели исполнения федерального бюджета в 2015–2017 годах млрд. рублей

Показатель

2015 год

2016 год

2017 год

ВВП

83 387,2

85 917,8

92 081,9

Цена на нефть марки «Юралс», долл. США/барр.

51,2

41,7

53,0

Курс доллара США к рублю

60,7

66,9

58,3

Инфляция, в %

12,9

5,4

2,5

ДОХОДЫ, в % к:

13 659,2

13460,0

15 088,9

ВВП

16,4

15,6

16,4

закону о федеральном бюджете

103,1

100,7

102,5

предыдущему году

94,2

98,5

112,1

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в % к:

5 862,7

4 844,0

5 971,9

ВВП

7,0

5,6

6,5

предыдущему году

78,9

82,6

123,3

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в % к:

7 796,6

8 616,0

9 117,0

ВВП

9,4

10,0

9,9

предыдущему году

110,4

110,5

105,8

РАСХОДЫ, в % к:

15 620,3

16 416,4

16 420,3

ВВП

18,7

19,1

17,8

уточненной росписи

98,5

98,7

96,5

предыдущему году

105,3

105,1

100,02

ДЕФИЦИТ (-)/ПРОФИЦИТ (+), в % к:

-1 961,0

-2 956,4

-1 331,4

ВВП

-2,4

-3,4

-1,4

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЙ ДЕФИЦИТ (-), в % к:

-7 823,7

-7 800,4

-7 303,3

ВВП

-9,4

-9,1

-7,9