Файл: Финансовая политика и её реализация в рф (Теоретические основы формирования финансовой политики государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- отсутствие соответствующих мер к нарушителям бюджетного законодательства является одной из существенных проблем эффективного проведения государственного финансового контроля. Ответственность за нарушения в области законодательства в бюджетной сфере устанавливается Бюджетным кодексом РФ, который предусматривает состава нарушений законодательства в бюджетной сфере, и Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, который предусматривает состава нарушений законодательства в бюджетной сфере. Поскольку в Бюджетном кодексе РФ понятия «бюджетного правонарушения» нет, привлечение виновных лиц за бюджетные нарушения невозможно.;

- корректная и гибкая система планирования контрольными органами своих планов проверок является следующей проблемой в организации финансового контроля. Данная система необходима для своевременного выявления фактов необосновного использования бюджетных средств и для быстрого выявления и преследования виновных лиц;

- громоздкая структура органов государственного финансового контроля, что является серьезным препятствием для успешного осуществления экономических реформ. Задачи, которые должны выполнять органы государственного финансового контроля сформулированы размыто, а их деятельность контролируется слабо.

Необходимо укрепить правовой статус уже существующей Счетной палаты РФ. Необходимо разработать систему стандартов (правил) осуществления финансового контроля[16]. Данную разработку необходимо возложить на Министерство финансов РФ, которое имеет опыт в регулировании аудиторской деятельности и в разработке стандартов для независимых аудиторов. Важно отметить, что на сегодняшний день наблюдается необходимость разработки единого типового перечня операций внутреннего финансового контроля, содержащего минимальный набор внутренних операций бюджетных процедур, в отношении которых необходимо осуществление внутреннего финансового контроля, а также необходимость разработки типовых (рамочных) внутренних стандартов органов исполнительной власти.

Также одним из важных проблем была и остается на данный момент подготовка кадров контрольных органов. Постоянно меняется нормативно-правовая база, что в свою очередь обуславливает необходимость регулярного повышения квалификации и профессионального уровня работников контрольных органов.

Исходя из вышеуказанных проблем, можно предложить следующие меры, направленные на улучшение государственного финансового контроля:


- разработка и утверждение концепции государственного финансового контроля, которая должна стать фундаментом при создании и совершенствовании законодательной базы контрольной деятельности и основой для принятия Федерального закона «Об основах государственного финансового контроля в Российской Федерации»;

- принятие Федерального закона «Об основах государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации». Принятие данного закона должно привести к повышению результативности и эффективности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, при этом одновременно должно снижаться избыточное вмешательство государственных органов и органов местного самоуправления в деятельность граждан и организаций;

- нужно разработать и внедрить общие стандарты осуществления контрольных мероприятий для всех органов государственного контроля, завершить процесс стандартизации;

- необходимо создать единую систему информационного обеспечения органов государственного финансового контроля;

- нужно внести изменения в законодательство Российской Федерации: в уголовный кодекс, бюджетный кодекс, гражданский кодекс и административный кодекс;

- исключение дублирования контрольных мероприятий, это можно осуществить при согласовании планов работ до начала календарного года;

- через подготовку, повышение квалификации и профессионализма работников, которые осуществляют контрольную работу, необходимо улучшить кадровое обеспечение государственного контроля;

- усилить взаимодействие органов государственного финансового контроля с правоохранительными органами.

3.2. Пути финансовой стабилизации

Финансовый прогноз для России на 2019 год остается предметом дискуссий для многих экономистов, политиков и чиновников. Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития) традиционно публикует официальный прогноз развития страны на будущие годы. Он включает в себя благоприятный, т.н. «инерционный» (наиболее вероятный) и негативный сценарии. Кроме того, прогнозы экономики и финансов публикуют различные академические и международные организации (Всемирный банк, глобальные рейтинговые агентства и др.). Так как все эти учреждения обычно используют официальные данные, то их прогнозы существенно не отличаются, хотя могут иметь отдельные отклонения, специальные оценки и дополнительные сценарии[17].


Среди главных факторов финансового и социально-экономического развития России в 2019 году следует назвать следующие: Изменение мировых цен на основные сырьевые товары, главным образом, нефть и природный газ. Несмотря на все разговоры о диверсификации экономики именно цены на эти товары определяют доходы государства, компаний и населения страны. Пока они находятся на достаточно высоком уровне, но их значительное (и трудно предсказуемое) снижение может привести к быстрому ухудшению ситуации.

Значительное повышение налогов, избыточная эмиссия денежной массы, запрет на операции с иностранной валютой, отток капитала, а также резкое усиление конфронтации с другими странами могут спровоцировать серьезный социально-экономический кризис.

Наращивание протекционистских мер (повышение ввозных пошлин и т.п.) между крупнейшими странами мира (США, Китай, Япония, страны ЕС) может привести к упадку мировой торговли и к замедлению темпов роста глобальной экономики. Скорее всего, это подтолкнет к снижению цен на основные сырьевые товары и негативно скажется на ситуации в России.

По официальному прогнозу федерального правительства номинальный ВВП РФ в 2019 году увеличится до 106 трлн рублей, однако его реальный рост замедлится до 1,4%. Это ниже предполагаемых темпов роста ВВП в 2018 году и значительно ниже темпов роста глобальной экономики (3-4% в год по большинству прогнозов)[18].

Таким образом, доля России в мировом ВВП продолжит сокращаться. Инфляция, измеряемая по индексу потребительских цен в 2019 году, ускорится до 4,3%, а средний курс доллара США превысит 63 рубля. Большинству населения России не следует ожидать увеличения своих доходов. Согласно прогнозу, рост реальных зарплат жителей страны составит всего 0,8% по отношению к 2018 году.

Экспорт и импорт товаров в 2019 году предположительно останется на стабильном уровне, хотя власти предсказывают небольшое увеличение импорта и, как следствие, снижение положительного сальдо торгового баланса. Однако следует помнить, что этот прогноз основан на сохранении нынешних цен на нефть и другие основные сырьевые товары, экспортируемые из России. Министерство финансов обещает увеличение доходов федерального бюджета в 2019 году как в абсолютных цифрах, так и относительно ВВП (с 17% до 19%).

Одновременно предполагается сократить дефицит бюджета, т.е. превышение расходов над доходами. В 2018 году он составит по предварительным данным 1,4%. Эти показатели не учитывают дефицит региональных и местных бюджетов. Основанием для увеличения доходов и сокращении дефицита федерального бюджета станет рост налогов (НДС с 18% до 20%, возможное увеличение налога на доходы физических лиц и др.). Кроме того, планируемое постепенное повышение пенсионного возраста для мужчин и женщин позволит сократить дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ, который покрывается федеральным правительством. Это мера по мнению властей снизит избыточную нагрузку на экономику и положительно скажется на государственных финансах.


На начало 2018 года суммарный внешний долг РФ, включая обязательства государственных корпораций и банков, составил 519 млрд долларов США. Это больше чем размер золотовалютных резервов страны на ту же дату (433 млрд долларов). Значительная часть внешнего долга должна будет выплачена в 2019 году, хотя Центрабанк и правительство РФ заверяют, что не видят здесь никаких проблем[19].

Следует отметить, что с учетом напряженной внешнеполитической ситуации возможности властей для реструктуризации иностранных займов крайне ограничены. Эксперты Высшей школы экономики называют официальный прогноз финансов в России на 2019 год излишне оптимистичным. По их мнению, даже при сохранении нынешних, достаточно высоких цен на экспортируемые из страны сырьевые товары рост реального ВВП окажется близким к нулю. Принимаемые властями меры стабилизируют показатели государственных финансов, но на экономику в целом окажут скорее негативное влияние. Почти все внутренние инвестиции осуществляются за счет государственных денег и малоэффективны. По мнению независимых экспертов, в следующем году в РФ также продолжится тенденция к увеличению скрытой безработицы и неформальной занятости населения.

3.3. Пути совершенствования финансовой политики РФ

Финансовая политика является частью экономической политики, она представляет совокупность бюджетно - налоговых и других институтов государственной финансовой власти и финансовых инструментов.

Основными показателями экономики развития государства считается состояние жизни населения, конкурентоспособности экономики, человеческий капитал на души населения, индекс экономической свободы, Внутренний Валовый Продукт и Внутренний Национальный Продукт. На данный момент, финансовая политика государства отражает личную сторону функционирования финансов.

Финансы и финансовая система существуют независимо от воли отдельных субъектов, объектов и финансовых отношений в целом, они отражают объективные закономерности развития. Финансовая политика государства проводится уполномоченными государствам организации такие как: налоговая служба, Центральный Банк, бюджетные и внебюджетные фонды и так далее. В отношении организаций различных форм собственности посредством законодательной базы государства.


Большое внимание должно уделяться политике в области управления долговыми обязательствами государства, так как в условиях экономического спада происходят сокращение товарооборота, доходов субъектов хозяйствования, снижение платёжеспособного спроса населения, рост уровняинфляции и увеличение безработицы[20].

Именно на этих стадиях экономического периода, государство практикует стабильную финансовую политику, так как она связана со стимулированием деловой активности субъектов путём снижения налогов и увеличение расходов государства на поддержку социально значимых отраслей экономики.

Деловая активность увеличивается на стадиях экономического оживления и подъёма активности субъектов хозяйствования также растёт реальный объём их доходов и увеличивается объём товарооборота и снижается социальная напряжённость в обществе, следовательно, у государства есть возможность поднять размер мобилизуемых долговые обязательства.

В данных условиях финансовая политика носит сдерживающий характер, который предполагает снижении государственных расходов на момент экономического оживления, подъёма и экономического ограничения, которые возникают у хозяйственных субъектов в результате отчисления средств на уплату налогов, на стадии экономического подъёма для предотвращения снижения темпов экономического роста.

Для того, чтобы достичь стабильности экономического развития функционирования экономики обеспечив на основе действия, при котором налоговые доходы и расходы бюджета автоматически меняются в зависимости от фазы экономического цикла, к которым относится автоматическое изменение налоговых поступлений.

Любое государство для реализации своих функций, задач и определённых целей в жизнь использует финансы. В процессе своего функционирования, государство осуществляет полную деятельность в различных областях общественной жизни. Объектом данной деятельности вступает экономика, а также отдельные составные элементы: цена, денежные обращения, кредиты, финансы, валютные отношения и так далее.

Основой финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долговременную и среднесрочную перспективу применения финансов.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно условие обеспечения её взаимосвязи с другими составными частями экономической политики – ценовой, денежной и кредитной.

В силу особенностей конструкционной системы, в России по большей части в проектировании финансовой политики принадлежат Президенту Российской Федерации, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию устанавливает основные направления финансовой политики на текущий год.