Файл: Финансовая политика и её реализация в рф (Теоретические основы формирования финансовой политики государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 231

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источник: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=122395

По сравнению с 2016 годом снижение дефицита федерального бюджета в 2017 году составило 2 процентных пункта к ВВП в основном за счет увеличения поступления нефтегазовых доходов на 0,9 процентного пункта к ВВП, или 1 127,9 млрд. рублей, обусловленного фактическим ростом цен на нефть марки «Юралс» (2017 год – 53,0 долл. США/барр., 2016 год – 41,7 долл. США/барр.) и газ природный (2017 год – 192,1 долл. США/тыс. куб. м, 2016 год – 167,7 долл. США/тыс. куб. м). В 2017 году продолжилась тенденция к снижению ненефтегазового дефицита федерального бюджета, который уменьшился на 1,2 процентного пункта к ВВП по сравнению с 2016 годом[13].

Расходы федерального бюджета снизились на 1,3 процентного пункта к ВВП, на данное обстоятельство повлиял рост ВВП. В реальном выражении объем расходов федерального бюджета снизился и составил 97,6% к расходам 2016 года (информация об исполнении расходов федерального бюджета представлена в разделе 5 «Расходы федерального бюджета» настоящего издания).

Рисунок 1 - Динамика показателей исполнения федерального бюджета в 2015–2017 годах, в % к ВВП

Фактический объем поступивших доходов в 2017 году на 368,6 млрд рублей (на 2,5%) превысил уровень доходов, предусмотренный Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», в том числе за счет нефтегазовых доходов – на 176,7 млрд рублей (3,0%), ненефтегазовых – 191,9 млрд рублей (2,2%). По итогам 2017 года нефтегазовые доходы поступили в сумме 5 971,9 млрд рублей, ненефтегазовые доходы – 9 117,0 млрд рублей

Структура расходов в 2017 году представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Структура расходов федерального бюджета в 2017 году, %

Источник: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=122395

В 2017 году наибольшую долю в объеме расходов федерального бюджета составили:

  • межбюджетные трансферты (33,2% общего объема расходов), в том числе: бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (22,9%); бюджетам субъектов Российской Федерации (10,3%);
  • закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (20,6%);
  • расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями (16,3%).

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14 ноября 2017 года № 315-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2018 году» утверждены основные направления использования в 2018 году на те же цели остатков средств федерального бюджета за 2017 год:


– бюджетных ассигнований на оплату государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в 2017 году;

– бюджетных ассигнований на оплату государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, расчеты по которым в 2017 году осуществлялись с применением казначейского обеспечения обязательств;

– бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации;

– бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда;

– бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам, предоставление которых осуществлялось в пределах суммы, не- обходимой для оплаты денежных обязательств получателей субсидий, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии;

– бюджетных ассигнований на реализацию решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по обеспечению отдельных мероприятий в сфере общегосударственных вопросов, национальной обороны, национальной безопасности и право- охранительной деятельности, исследования и использования космического пространства, развития оборонно-промышленного комплекса. Иные остатки средств федерального бюджета за 2017 год подлежат направлению в 2018 году в резервный фонд Правительства Российской Федерации.

В структуре бюджетной системы Российской Фе­дерации результаты исполнения бюджетов в 2017 году сложились следующим образом[13, с. 141]:

– федеральный бюджет исполнен с дефицитом в сумме 1 331,4 млрд рублей (в 2016 году испол­нен с дефицитом в сумме 2 956,4 млрд рублей);

– консолидированные бюджеты субъектов Россий­ской Федерации исполнены с дефицитом в сумме 51,9 млрд рублей (в 2016 году дефицит составил 12,6 млрд рублей);

– бюджеты муниципальных районов исполнены с дефицитом в сумме 5,4 млрд рублей (в 2016 году исполнены с профицитом – 11,4 млрд. рублей);

– бюджеты городских округов исполнены с дефи­цитом в сумме 29,5 млрд рублей (в 2016 году дефицит составил 16,3 млрд рублей);

– бюджеты внутригородских муниципальных обра­зований городов федерального значения испол­нены с профицитом в сумме 0,5 млрд рублей (в 2016 году исполнены с профицитом в сумме 0,3 млрд рублей);

– бюджеты городских округов с внутригородским делением исполнены с дефицитом в сумме 1,1 млрд рублей (в 2016 году исполнены с дефи­цитом в сумме 0,4 млрд рублей);

– бюджеты внутригородских районов исполне­ны с профицитом в сумме 0,06 млрд рублей (в 2016 году исполнены с профицитом в сумме 0,2 млрд рублей);


– бюджеты городских поселений исполнены с дефи­цитом в сумме 1,9 млрд рублей (в 2016 году ис­полнены с дефицитом в сумме 3,3 млрд рублей);

– бюджеты сельских поселений исполнены с про­фицитом в сумме 0,9 млрд рублей (в 2016 году исполнены с дефицитом в сумме 2,0 млрд рублей).

2.3 Направления финансовой политики РФ

Основная задача, которую ставит перед собой бюджетная политика это понижение инфляционного уровня, уменьшение ставок по кредитам, а также усовершенствование различных производств в силу санкций и импортозамещения.

В таблице 3 представлены основные параметры проекта федерального бюджета на 2018-2020 гг.

Таблица 3

Основные параметры проекта федерального бюджета на 2018-2020 гг., млрд руб.

Показатель

2018

2019

2020

Доходы всего млрд руб.

15258

15555

16285

В % к предыдущему году

103,7

101,9

104,7

В % к ВВП

15,7

15,1

14,8

В том числе нефтегазовые

5479,6

5247,5

5440,4

В % к ВВП

5,6

5,1

4,9

Расходы всего млрд руб.

16529

16374

17166

В % к предыдущему году

98,8

99,1

104,8

В % к ВВП

17,0

15,9

15,6

В том числе на научные исследования млн руб.

362,2

351,1

346,6

Дефицит (-) / Профицит (+)

млрд руб.

-1271,4

-819,1

-869,9

в % к ВВП

-1,3

-0,8

-0,8

Источник: http://komitet-bn.km.duma.gov.ru

Доходы бюджета за 2018–2020 гг. растут на 10,6% в номинальном выражении. При этом планируется некоторое снижение доли доходов относительно ВВП.

Расходы бюджета снижаются в первые два года трехлетки. В целом за три года они все же вырастут в номинальном выражении, но совершенно незначительно – на 2,6%, что не компенсирует инфляцию.


Согласно экспертным прогнозам рост мировой экономики возобновится, а санкции продолжат свое действие в полную силу. В связи с этим ожидается, что ВВП вырастет на полтора процента.

Бюджетная политики направит свои силы на улучшение социально-экономического развития, а в частности, на следующие направления:

  • добиться цены в сорок долларов за баррель на нефть «Юралс»;
  • удержать среднегодовую цену доллара 68 рублей за доллар;
  • Рост ВВП 1,7 процента;
  • уровень инфляции 4 процента.

Дефицит бюджета — основная проблема экономики страны, и, чтобы её разрешить, необходимо уменьшать количество денежных средств, получаемых из Резервного фонда собственно на борьбу с дефицитом бюджета.

Также проблемой для экономики является то, что число пенсионеров растет. В стране плохие условия для работающего населения. Процент работающих падает с каждым днем из-за того, что нет возможности пройти переквалификацию или переподготовку. Мобильность кадров не повышается.

С началом 2018 года государство обязует все государственные компании, в том числе и банки, выплачивать дивиденды в размере половины процентов от чистой прибыли. Эти поступления поспособствуют увеличению государственного бюджета и привлекут на фондовый рынок новых вкладчиков.

Налоги подвергнутся жесткому контролю и учету. Будут созданы базы налогоплательщиков с полной информацией о них.

Также любое розничное предприятие обязано будет иметь кассовый аппарат и производить все действия с деньгами через этот аппарат.

Чтобы простимулировать инвесторов к активным действиям, предложен следующий комплекс мер[14]:

  • ввести льготы по выплате налогов для предприятия, которые создают инфраструктуру на Дальнем Востоке;
  • снизить налоговый вычет для новых предприятий.

Основной задачей ставится завершение преобразований в структуре экономики страны. Это позволит не зависеть от колебаний цен на топливо и привлечь инвесторов как внутри страны, так и с внешней стороны.

Таким образом, повышение эффективности бюджетной политики во многом зависит от следующих факторов: предприятия должны отчислять долю от чистой прибыли в размере половины этой прибыли; требуется пересмотр условий ведения бизнеса, они должны стать равными и справедливыми для всех; сфера нефти и газа должна подвергнуть изменениям собственную систему налогообложений, налог на добычу должен быть увеличен, а таможенная пошлина наоборот понижена. Региональные бюджеты должны увеличить свои доходы и отменить льготы, предоставляемые из местных бюджетов. Расходы региональных бюджетов требуют оптимизации. Только когда все эти условия будут выполнены, экономика Российской Федерации начнет свой рост вверх.


3. Перспективы развития финансовой политики РФ на современном этапе развития

3.1. Основные финансовые проблемы в РФ

Государственный финансовый контроль имеет существенное значение для качества государственного управления, в частности управления финансовой безопасностью страны. Для нашей страны важным условием построения благополучного и сильного государства и защиты интересов граждан является организация качественного контроля за исполнением бюджета Российской Федерации, а также за надлежащим использованием имущества государства.

Для построения государственного финансового контроля, который будет отвечать требованиям демократического общества, и который будет способствовать более эффективному развитию финансовой системы России, необходимо преодолеть множество препятствий и решить не мало проблем, которые требуют скорейшего решения. На сегодняшний день анализ проблем государственного финансового контроля является актуальным, поскольку от их решения зависит какими темпами развивается общество и как государство будет выполнять свои задачи по социально-экономическому благополучию своих граждан.

В России сейчас не находит свое отражение не только единая система финансового контроля, но и единая схема ее формирования. Эти трудности связаны со становлением рыночной экономики и неимением образцов, которые имели бы возможность служить указателем в становлении данной системы. Следовательно, мероприятия по совершенствованию и улучшению организации финансового контроля нужно начинать с раскрытия имеющихся проблем, которые сдерживают достижение поставленных задач и причин, которые создают эти трудности[15].

Проблемы государственного финансового контроля:

- проблема создания единой концепции государственного финансового контроля, как единой системы с общепринятыми взглядами на цели, способы, формы, а также задачи государственного финансового контроля;

- отсутствие федерального закона, который определял бы возможности и границы государственного финансового контроля в отношении как бюджетных учреждений, так и всех юридических лиц, можно сказать, что на данный момент это является настоящей преградой для решения поставленных задач финансовой политики страны. Жесткое установление задач и целей государственного финансового контроля играет большое значение в данной ситуации;