Файл: Проектирование организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что конкурентная рыночная среда предполагает быстрое реагирование на возможные изменения, появляющиеся новые запросы и требования. Особенно это относится к сфере услуг. Поэтому транспортно-экспедиционным предприятиям, к которым относится и объект исследования – компания ООО ТК «ПЭК», чтобы оставаться успешными и конкурентоспособными, нужно эффективно организовывать и управлять своей деятельностью.

Транспортно-экспедиторская деятельность включают в себя широкий и разнообразный комплекс работ, основной задачей которых является перевозка грузов с использованием всех возможных видов транспорта. Транспортно-экспедиционные предприятия являются организациями-посредниками между заказчиком грузоперевозки и непосредственным перевозчиком, предоставляя услуги по поиску исполнителя и транспорта удовлетворяющим критерием перевозки груза.

Курсовая работа посвящена вопросам оценки состояния и проектирования организации деятельности транспортно-экспедиционного предприятия.

Цель исследования – проектирование организационной структуры управления филиала ООО «ПЭК».

Для реализации цели работы необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть сущностные характеристики организационной структуры управления предприятием в современных условиях;
  • определить преимущества различных организационных структур исходя из специфики работы предприятия;
  • дать общую характеристику предприятия ООО «ПЭК»;
  • проанализировать недостатки организационной структуры ООО «ПЭК»;
  • разработать проект рационализации организационной структуры ООО «ПЭК».

Объект исследования – ООО «ПЭК».

Предмет исследования – процесс проектирования и изменения организационной структуры.

Теоретико-методологическая основа исследования представлена следующими методами. Индукция и дедукция – используются при первоначальной обработке исходных данных и составлении связей между факторами исследования. Анализ и синтез – применяется для оценки организационно структуры, что позволяет получить наиболее достоверную картину управленческой ситуации в изучаемой компании. Моделирование поведения сотрудников – является обоснованием для разработки нового проекта организационной структуры. Экономическое прогнозирование – применяется для оценки окупаемости и вероятной эффективности проекта, предложенного в практической части исследования.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ

1.1 Сущность, значение и понятие организационной структуры

Такая категория как «структура» относительно социально-экономических система отражает состав, строение объекта экономики, внутреннюю форму системы. Наличие структуры является отличительной чертой всех социально-экономических систем, так как она делает их целостными.

Отличие между категорией «структуры» и понятием «организационной структуры управления» заключается в том, что в качестве объекта структуризации может выступать само предприятие или организация (структура предприятия, организации), управление и любой элемент системы управления.

Есть большое количество подходов к раскрытию понятия «организационная структура». По этой причине может существовать большое количество определений этого понятия. Ниже мною будут освещены наиболее популярные из них.

В.Б. Ременниковым в учебнике «Теория организации» было дано простое, но довольно содержательное определение, такого понятия как «структура организации». Структура организации является структурой, в которой отражена соподчиненность и состав нескольких ступеней, звеньев, элементов управления, работающих для достижения конкретной цели [10, c.101].

Тут же приведено довольно развернутое определение этого понятия. Организационная структура является логическим взаимоотношением уровней управления и функциональных областей, которое построено в форме, позволяющей максимально эффективно достигнуть целей организации.

А.Я. Кибановым в своем учебнике «Управление персоналом организации» структура организации рассмотрена в качестве системы [14, c.145]. По его словам, структура является целостной системой, разработанной так, чтобы работающие в ней люди могли максимально эффективно добиваться целей, поставленных перед ними.

В.А. Охорзин и К.В. Сафонов в своей «Теория управления» раскрывает понятие «структуры организации» более узко. Организационная структура является способом группировки работ и проведения линии подчинения, объединяющим работы [11, c. 45].


Структура управления представлена в качестве формы реализации управленческих функций. Организационная структура управления с заданными функциями является ее строением (устройством), которое по составу всех элементов соответствует назначению системы. Важнейшие элементы, которые присущи каждой организационной структуре это:

  • отдел (звено);
  • связи;
  • уровень менеджмента.

Э. Кихлер в своем «Управление в организациях» основными элементами организационных структур считают следующие:

  • вертикальное разделение труда;
  • специализированное разделение труда;
  • сфера контроля [7, c. 34].

Отдел или звено является организационно обособленным, самостоятельным подразделением органов управления. Основной принцип его формирования это – выполнение конкретной функции отделом. Связи, которые устанавливаются между отделами связи расположены горизонтально.

Уровень менеджмента это – группа отделов, которая занимает конкретную отрасль в иерархии управления.

Между ступенями иерархии различают горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи – происходят между подчиненными стоящими на одном уровне. Вертикальные связи – это связи последовательного подчинения, от нижнего до верхнего уровня.

Специализированное разделение труда, подразумевает распределение работы по специалистам, т.е. людям, способным выполнить ее эффективнее и лучше, с точки зрения организации как единого механизма. Все организации, кроме самых маленьких, имеют горизонтальное трудовое распределение по линиям специализаций.

Более крупные организации, как правило группируют специалистов рядом, в пределах области функционирования. Выбор областей функционирования (функциональных областей) определяет основную структуру организации, и возможности ее продуктивной работы. Крайне важным является и само осуществление вертикального трудового разделения.

Вертикальное трудовое разделение предполагает разделение координационной работы и по непосредственному выполнению заданий. Оно является необходимым для успешной работы в группе. Вертикальное разделение труда в организациях в итоге ведет к иерархии всех уровней управления.

Центральная характеристика данной иерархии это – формальная подчиненность сотрудников каждого уровня.

Сфера контроля – это число людей, которые подчинены руководителю.

Сфера контроля является важнейшим аспектом структуры организации. Если большое количество лиц подчиняется одному человеку, т.е. широкая сфера контроля, ведущая в результате к плоской структуре управления. Если есть много руководителей с небольшим количеством подчиненных лиц, то имеет место узкая сфера контроля, ведущая к многоуровневой структуре управления.


По этой причине в крупных организациях, в которых задействована плоская структура – меньше уровней управления, чем в схожих по размеру организациях со структурой – многоуровневой.

Является очевидным тот факт, что существование организации происходит во внешней среде, формирующей ее стратегию, уровень и масштаб нововведений. Такие ситуационные факторы, определяют необходимую для функционирования структуру управления, которую должна избрать организация, для продуктивной деятельности.

Особую роль здесь играет и стратегия, так как именно благодаря ей по большей части и определяется организационная структура. При изменении и исполнении какой-либо стратегии руководители всегда должны учитывать ее взаимосвязь со структурой и объединять создание организационной структуры с планированием. Структуры основаны на стратегиях и должны обеспечивать их максимальную эффективность, на сколько это позволяет общая ситуация.

Является крайне важным широкое использование методов и принципов проектирования структуры управления организации основываясь на системный подход. Системность в формировании структуры организации может проявляться в следующих деталях:

  1. нельзя упустить из виду ни одной управленческой задачи, без решения которой реализация цели будет незавершенной;
  2. необходимо выявить и взаимоувязать с этими задачами всю систему функций, ответственности и прав по вертикали;
  3. изучить и организовать все отношения и связи по горизонтали;
  4. найти оптимальный вариант сочетания горизонтального и вертикального управления, обеспечить оптимальное соотношение децентрализации и централизации управления [6, c. 101].

Отсюда следует, что организационная структура в менеджменте является совокупностью подразделений управления, объединенных системой взаимосвязей, необходимых для достижения целей организации.

Таким образом, можно обозначить несколько положений, которые определяют значимость структуры организации:

  1. организационная структура точно определяет обязанности и права сотрудников на всех уровнях управления;
  2. структура организации координирует все функции управления;
  3. качество структуры организации определяет эффективность работы предприятия, его процветание и выживание.
  4. организационная структура конкретной фирмы, определяет организационное поведение ее работников, т.е. качество труда сотрудников и стиль управления.


1.2 Виды организационных структур управления

Структура является логическим взаимоотношением функций функционирования и управления областей, которые построены в форме, позволяющей с максимальным эффектом достигать поставленные цели и задачи организации. Структура производства – это число, состав подразделений, этажей управления в единой системе, элементы которой взаимосвязаны.

Основные правила, формирования структур организации:

  • в структуре должны быть отражены задачи и цели организации;
  • в структуре должны быть отражены принципы разделения труда и объем полномочий;
  • в структуре должны быть отражены отличительные стороны внешней среды;
  • в структуре должны быть отражены сходства между полномочиями и функциями [3].

Структуры управления фирмой принято подразделять на следующие виды:

1. Линейная структура

Особенностью данного вида организационных структур является то, что каждое структурное подразделение находится под главенством руководителя – единоначальника, который наделен всеми полномочиями и осуществляет собственноручное руководство сотрудниками организации и сосредотачивает в себе каждую управленческую функцию (рис.1).

Рис. 1. Линейная организационная структура управления

Линейное управление подразумевает, то, что у всех подчиненных – один руководитель, от которого по единовременному каналу поступают все управленческие команды. В таком случае звенья управления являются полностью ответственными за результат всех действий объектов, которыми они управляют. Здесь происходит пообъектное выделение руководителей, каждым из которых выполняются все типы работ, принимаются решения, касающиеся управления конкретным объектом.

Так как линейная структура подразумевает передачу решений с верхних «этажей управления» по цепочке к нижним, а руководители нижних звеньев подчинены руководителям более высоких уровней над ними, образуется своеобразная иерархия руководства данной организации. В этом случае работает принцип единоначалия, который выражается в том, что каждый подчиненный выполняет поручения одного управляющего. Вышестоящие управленческие органы не имеют прав, на отдачу распоряжений исполнителям, без уведомления их непосредственных руководителей.

В линейных структурах система управления составляется по производственному признаку, учитывая степень концентрации производства, технических особенностей, перечня выпускаемых продуктов и др.