Файл: Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности (Стресс. Физиология и анатомия стресса, его классификация и воздействие на организм, в целом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Калмыкова О. Ю. Организационный стресс / О.Ю. Калмыкова, Н.В. Соловова,

А.В. Гагаринский. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2014. С – 35.

Водопьянова Н.В. Стресс – менеджмент / Н.В. Водопьянова учебник для бакалавриата и магистратуры 2-е издание, исправленное и дополненное –М.: Москва-Юрайт, 2018. С – 23-24.

Юров Ю.В., Психологическая коррекция стресса и стрессовых расстройств /Ю.В. Юров, А.И. Григорьев, А.Ю. Юров Практическое руководство для студентов отделений «Педагогика и психология» и «Логопедия», изучающих дисциплину «Психологические основы адаптации и реабилитации» Воронежский госпедуниверситет. Воронеж: редакционно-издательское оформление, 2011. С - 20.

с

Калмыкова О. Ю. Организационный стресс / О.Ю. Калмыкова, Н.В. Соловова,

А.В. Гагаринский. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2014. С – 35.

Водопьянова Н.В. Стресс – менеджмент / Н.В. Водопьянова учебник для бакалавриата и магистратуры 2-е издание, исправленное и дополненное –М.: Москва-Юрайт, 2018. С – 24.

Юров Ю.В., Психологическая коррекция стресса и стрессовых расстройств /Ю.В. Юров, А.И. Григорьев, А.Ю. Юров Практическое руководство для студентов отделений «Педагогика и психология» и «Логопедия», изучающих дисциплину «Психологические основы адаптации и реабилитации» Воронежский госпедуниверситет. Воронеж: редакционно-издательское оформление, 2011. С - 20.

с

Интерес к субъективным параметрам психологического стресса связан с тем, что они являются тонким индикатором психической устойчивости (адаптированности к стрессовой ситуации) и опосредованно характеризуют отношение (когнитивную оценку) к стресс-факторам.

Заключение

В настоящих условиях жизнедеятельности, современному человеку, ведущему активный, а зачастую, напряженный образ жизни, важно использовать приемы саморегуляции и психогигиенические программы, позволяющие поддерживать работоспособность и созидать собственное психологическое здоровье.

Служба персонала должна обладать арсеналом и моделями психологической помощи и коррекции стрессовых состояний сотрудников, постоянно быть вовлечена в жизнедеятельность организации, в частности в профессиональную активность сотрудников, вовремя реагировать и адекватно отвечать на возникающие стрессогенные факторы, устраняя их, по возможности и помогая сотрудникам при появлении деструктивных источников, угрожающих их жизненному и профессиональному балансу. Также служба персонала может обучать сотрудников методам саморегуляции, психогигиены и восстановления, необходимые в современном перегруженном стрессами мире.


Библиография

Бильданова В.Р. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалее­ва. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. – 142 с.

Гринберг М. Стрессоустойчивый мозг / М. Гринберг Управляйте эмоциональной реакцией с помощью осознанности – М.: ОАО ИГ "Весь", 2016. – 336 с.

Калмыкова О. Ю. Организационный стресс / О.Ю. Калмыкова, Н.В. Соловова,

А.В. Гагаринский. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2014. – 117 с.

Водопьянова Н.В. Стресс – менеджмент / Н.В. Водопьянова учебник для бакалавриата и магистратуры 2-е издание, исправленное и дополненное –М.: Москва-Юрайт, 2018 - 28 с.

Водопьянова Н.Е. Синдром ≪выгорания≫ в профессиях системы ≪человек – человек≫ / Н.Е. Водопьянова. - СПб., 2005. – 258 с.

Вачугов Д.Д., Кислякова Н.А. Практикум по менеджменту: деловые игры. – М.: Высшая школа, 1998. – 175 с.

Юров Ю.В., Психологическая коррекция стресса и стрессовых расстройств /Ю.В. Юров, А.И. Григорьев, А.Ю. Юров Практическое руководство для студентов отделений «Педагогика и психология» и «Логопедия», изучающих дисциплину «Психологические основы адаптации и реабилитации» Воронежский госпедуниверситет. Воронеж: редакционно-издательское оформление, 2011. – 40 с.

Приложение 1

Методическое обеспечение оценки стрессовых симптомов и состояний

Инвентаризация симптомов стресса

Т. Иванченко и соавторы

Вводные замечания

Методика позволяет развить наблюдательность к стрессовым признакам, осуществить самооценку частоты их проявления и степень подверженности негативным последствиям стресса.

Опросник «Инвентаризация симптомов стресса»

Инструкция: прочитайте вопросы и оцените, как часто проявляются нижеперечисленные симптомы.

Водопьянова Н.В. Стресс – менеджмент / Н.В. Водопьянова учебник для бакалавриата и магистратуры 2-е издание, исправленное и дополненное – М.: Москва-Юрайт, 2018. С – 24.

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

До 30 баллов. Вы живете спокойно и разумно, справляетесь с проблемами, которые преподносит жизнь. Вы не страдаете ни ложной скромностью, ни излишним честолюбием. Однако советуем вам проверить свои ответы вместе с хорошо знающим вас человеком: люди, имеющие такую сумму баллов, часто видят себя в розовом свете.


Водопьянова Н.В. Стресс – менеджмент / Н.В. Водопьянова учебник для бакалавриата и магистратуры 2-е издание, исправленное и дополненное – М.: Москва-Юрайт, 2018. С – 24-25.

31—45 баллов. Для вашей жизни характерны активная деятельность и напряжение. Вы подвержены стрессу как в положительном смысле слова (стремитесь добиться чего-либо), так и в отрицательном (хватает проблем и забот). По всей видимости, вы и впредь будете жить так же, постарайтесь только выделить немного времени для себя.

45—60 баллов. Ваша жизнь — непрекращающаяся борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Вы довольно зависимы от чужих оценок, что постоянно держит вас в состоянии стресса. Подобный образ жизни, может быть, приведет вас к успеху на личном фронте или в профессиональном отношении, но вряд ли это доставит вам радость. Все утечет, как вода сквозь пальцы. Избегайте ненужных споров, подавляйте гнев, вызванный мелочами, не пытайтесь всегда добиться максимума, время от времени отказывайтесь от того или иного плана.

Более 60 баллов. Вы живете, как шофер, который жмет одновременно и на газ, и на тормоз. Поменяйте жизненный уклад. Испытываемый вами стресс угрожает и вашему здоровью, и вашему будущему. Если перемена образа жизни представляется вам невозможной, постарайтесь хотя бы отреагировать на рекомендацию.

Симптоматический опросник «Самочувствие

в экстремальных условиях»

А. Волков, Н. Водопьянова

Вводные замечания

Симптоматический опросник был разработан для выявления предрасположенности военнослужащих к патологическим стресс-реакциям в экстремальных условиях. Практический опыт показывает, что значительное число молодых людей не справляется с адаптацией к военной и морской службе в период первых 3—4 месяцев. Наиболее часто это проявляется в психосоматических и эмоциональных расстройствах (патологических стресс-реакциях). Опросник позволяет определить предрасположенность к патологическим стресс-реакциям и невротическим расстройствам в экстремальных условиях военной службы последующим симптомам самочувствия: психофизическое истощение (сниженная психическая и физическая активность), нарушение волевой регуляции, неустойчивость эмоционального фона и настроения (эмоциональная неустойчивость), вегетативная неустойчивость, нарушение сна, тревога и страхи, склонность к зависимости. Методика создана на основе клинико-психологического обследования 1500 здоровых военнослужащих и 133 военнослужащих, впервые заболевших неврозами и неврозоподобными состояниями в первый год военной службы. Возраст обследованных 18—35 лет. Из наблюдаемых признаков, относящихся к феноменологии неврозов, были отобраны 42, которые наиболее часто встречались у 133 военнослужащих, заболевших невротическими расстройствами вследствие работы в экстремальных условиях военной службы. Многолетнее применение данного метода показало высокую валидность и надежность данной методики.


Водопьянова Н.В. Стресс – менеджмент / Н.В. Водопьянова учебник для бакалавриата и магистратуры 2-е издание, исправленное и дополненное – М.: Москва-Юрайт, 2018. С – 25-26.

Симптоматический опросник самочувствия (СОС)

Инструкция: предлагаемый опросник выявляет особенности вашего самочувствия в данный период времени. Вам необходимо однозначно ответить на 42 вопроса: либо ≪да≫, либо ≪нет≫.

Водопьянова Н.В. Стресс – менеджмент / Н.В. Водопьянова учебник для бакалавриата и магистратуры 2-е издание, исправленное и дополненное – М.: Москва-Юрайт, 2018. С – 26.

Водопьянова Н.В. Стресс – менеджмент / Н.В. Водопьянова учебник для бакалавриата и магистратуры 2-е издание, исправленное и дополненное – М.: Москва-Юрайт, 2018. С – 27.

Водопьянова Н.В. Стресс – менеджмент / Н.В. Водопьянова учебник для бакалавриата и магистратуры 2-е издание, исправленное и дополненное- М.: Москва-Юрайт, 2018. С – 28.

Обработка и оценка результатов. Ответы ≪да≫ — 1 балл, ≪нет≫ - 0 баллов. В соответствии с ≪ключом≫ подсчитываются суммы баллов по каждой шкале и общее количество набранных баллов — суммарный показатель невротизации.

До 15 баллов. Высокий уровень психологической устойчивости к экстремальным условиям, состояние хорошей адаптированности. 16—26 баллов. Средний уровень психологической устойчивости к экстремальным условиям, состояние удовлетворительной адаптированности.

Водопьянова Н.В. Стресс – менеджмент / Н.В. Водопьянова учебник для бакалавриата и магистратуры 2-е издание, исправленное и дополненное – М.: Москва-Юрайт, 2018. С – 28.

Экспресс-методика

«Психологический климат в группе»

Диагностическая цель. Изучение психологического климата в малой группе.

Обработка и интерпретация результатов. Обработка результатов проводится качественно. Если все отметки находятся в первом столбце ≪Нет≫, то результат можно интерпретировать как ≪идеальный коллектив≫, которых на практике не бывает. Чем больше отметок в столбцах ≪Иногда≫ и особенно ≪Да≫, тем выше опасность конфликтных ситуаций и хуже психологический климат в коллективе.

Вачугов Д.Д., Кислякова Н.А. Практикум по менеджменту: деловые игры. – М.: Высшая школа, 1998. – С – 100.


.

Опросник «Профессиональное выгорание» (ПВ)

Данная методика была разработана нами на основе модели К. Маслач и С. Джексон. В опроснике содержатся 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с рабочей деятельностью. Состоит он из трех субшкал (эмоциональное истощение, деперсонализация и персональные достижения). Ответы оцениваются по 7-балльной шкале измерений и варьируют от ≪никогда≫ (0 баллов) до ≪всегда≫ (6 баллов). Существуют варианты опросника для разных профессиональных групп. О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам эмоционального истощения и деперсонализации и низкие – по шкале персональных достижений. Ниже представлены варианты опросника для различных групп профессий и ключ, позволяющий определить персональные характеристики выгорания.

Инструкция. Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, бывают ли у вас такие мысли или чувства. На бланке для ответов обозначьте, как часто вы испытываете те или иные переживания. Позиция ≪0≫ – никогда; позиция ≪6≫ – ежедневно. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующей частоте переживаний того или иного чувства.

Водопьянова Н.Е. Синдром ≪выгорания≫ в профессиях системы ≪человек – человек≫ / Н.Е. Водопьянова. - СПб., 2005. С – 123-124.

Водопьянова Н.Е. Синдром ≪выгорания≫ в профессиях системы ≪человек – человек≫ / Н.Е. Водопьянова. - СПб., 2005. С – 130.

Опросник ПВ для инженерно-технических работников

1. К концу рабочей недели я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2. К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.

3. Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу.

4. Результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

5. Меня раздражают подчиненные, которые жалуются или высказывают свои претензии (недовольство).

6. Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным человеком*.

7. При разговоре с агрессивными или конфликтными работниками я умею договориться и избежать конфликтов.

8. Я чувствую угнетенность и апатию.

9. Я легко могу повлиять на продуктивность работы моих подчиненных.

10. В последнее время я стал более черствым (бесчувственным) во взаимоотношениях с подчиненными.

11. Люди, с которыми мне приходится работать, неинтересны для меня. Они скорее утомляют, чем радуют меня.