Файл: Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности (Стресс. Физиология и анатомия стресса, его классификация и воздействие на организм, в целом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организационные методы/технологии профилактики стресса и его терапия

Для профилактики профессионального стресса работников необходимо внедрить стратегии управления конфликтами и стрессами, а также наладить обратную связь между руководством и персоналом, предоставлять сотрудникам открытую информацию о планируемых нововведениях в кадровой политике и стратегии развития организации. Выделяют структурную группу методов, направленных на эффективную профилактику профессионального стресса:

– метод разъяснения требований к работе;

– метод координации и интеграции;

–метод постановки и использования общеорганизационных комплексных целей;

–метод формирования и использования адекватной системы вознаграждений.

Одним из важнейших показателей благоприятного социально-психологического климата в коллективе является конструктивная организационная культура. Организационная культура – это особое социальное явление, которое значительно влияет на эффективность деятельности работников и организации в целом. Важный фактор снижения затрат заключен в создании конструктивной организационной культуры, на основе которой формируется исполнительская, личная и производственная дисциплина и т. п..

Калмыкова О. Ю. Организационный стресс / О.Ю. Калмыкова, Н.В. Соловова,

А.В. Гагаринский. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2014. С – 32.

Водопьянова Н.В. Стресс – менеджмент / Н.В. Водопьянова учебник для бакалавриата и магистратуры 2-е издание, исправленное и дополненное –М.: Москва-Юрайт, 2018. С – 11.

Юров Ю.В., Психологическая коррекция стресса и стрессовых расстройств /Ю.В. Юров, А.И. Григорьев, А.Ю. Юров Практическое руководство для студентов отделений «Педагогика и психология» и «Логопедия», изучающих дисциплину «Психологические основы адаптации и реабилитации» Воронежский госпедуниверситет. Воронеж: редакционно-издательское оформление, 2011. C – 18.

Конструктивная организационная культура обеспечивает устойчивость трудового поведения персонала; снижает уровень деструктивной конфликтности в трудовом коллективе и повышает уровень конфликтологической компетентности работников; снижает уровень организационной стрессогенности. Влияние организационной среды на формирование благоприятного социально-психологического климата

определяется:

– повышением эффективности совместной деятельности работников;

– улучшением режима рабочего времени;

– формированием сплоченных и эффективных команд;


– активизацией творческого и инновационного подхода к своей профессиональной деятельности;

– понижением уровня конфликтогенности и стрессогенности рабочей среды;

– повышением уровня информированности персонала о деятельности организации;

– формированием лояльности персонала по отношению к организации;

– формированием навыков самооценки и самоконтроля производственного поведения.

Систематический аудит изменений факторов внешней и внутренней среды позволит руководителю своевременно выявлять потенциальные конфликтные зоны и разрабатывать организационные мероприятия по профилактике конфликтов и стрессов на основе конструктивной организационной культуры.

Калмыкова О. Ю. Организационный стресс / О.Ю. Калмыкова, Н.В. Соловова,

А.В. Гагаринский. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2014. С – 32-33.

Водопьянова Н.В. Стресс – менеджмент / Н.В. Водопьянова учебник для бакалавриата и магистратуры 2-е издание, исправленное и дополненное –М.: Москва-Юрайт, 2018. С – 11-12.

Юров Ю.В., Психологическая коррекция стресса и стрессовых расстройств /Ю.В. Юров, А.И. Григорьев, А.Ю. Юров Практическое руководство для студентов отделений «Педагогика и психология» и «Логопедия», изучающих дисциплину «Психологические основы адаптации и реабилитации» Воронежский госпедуниверситет. Воронеж: редакционно-издательское оформление, 2011. С – 18.

с

Руководителю необходимо разработать комплекс универсальных и специфических регламентов продвижения и дальнейшей поддержки организационной культуры.

Профилактика и коррекция отрицательных функциональных состояний, в том числе стрессовых состояний, важна по следующим причинам. Во-первых, функциональные состояния напрямую связаны с эффективностью деятельности человека, под которой понимается не просто результативность, но также оптимальность поставленной перед субъектом деятельности цели. Переживание острых и хронических стресс-состояний приводит к ухудшению таких характеристик труда, как надежность, продуктивность, быстродействие, качество работы, а иногда может быть причиной аварий и травм. Во-вторых, профилактика и коррекция стрессовых состояний важна для сохранения профессионального здоровья. В условиях сверх нагрузок, вызванных разными причинами, затраты внутренних ресурсов могут быть слишком высокими, что отрицательно сказывается на психосоматическом и психосоциальном здоровье человека. Постоянное влияние неблагоприятных стрессовых состояний способствует личностным изменениям (деструкциям, деформациям). Так, например, хронические стрессовые состояния формируют такие качества, как нерешительность, тревожность, апатичность, повышенную истощаемость и др.


Калмыкова О. Ю. Организационный стресс / О.Ю. Калмыкова, Н.В. Соловова,

А.В. Гагаринский. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2014. С – 33.

Водопьянова Н.В. Стресс – менеджмент / Н.В. Водопьянова учебник для бакалавриата и магистратуры 2-е издание, исправленное и дополненное – М.: Москва-Юрайт, 2018. С – 12-13.

Юров Ю.В., Психологическая коррекция стресса и стрессовых расстройств /Ю.В. Юров, А.И. Григорьев, А.Ю. Юров Практическое руководство для студентов отделений «Педагогика и психология» и «Логопедия», изучающих дисциплину «Психологические основы адаптации и реабилитации» Воронежский госпедуниверситет. Воронеж: редакционно-издательское оформление, 2011. С – 19.

Система профилактических мер должна быть направлена на предупреждение развития или на ликвидацию (полную или частичную) уже возникших дезадаптивных или стрессовых состояний. А. Б. Леонова и А. С. Кузнецова выделили следующие особенности профилактических мероприятий:

1. Конкретные цели профилактической работы определяются с учетом специфики конкретной ситуации, конкретной профессиональной группы и типа состояний.

2. Подбор адекватных средств оптимизации функциональных состояний может вестись только на основе конкретизированных целей работы.

К сожалению, не существует универсальных профилактических средств, позволяющих одним и тем же способом предупредить многообразные последствия рабочих стрессов, поэтому профилактические средства должны подбираться в зависимости от типа функционального состояния, личностных особенностей, специфики ситуации и профессиональной деятельности. В связи с этим важной составной частью любых программ психологической профилактики и коррекции является комплексная психодиагностика, включающая в себя методы изучения стрессовых состояний, стрессоустойчивости личности, профессиональных и организационных стресс-факторов, а также стратегий преодолевающего поведения (копинга). Кроме этого одной из задач стресс-менеджмента является оценка эффективности используемых антистрессовых технологий. С этой целью должны разрабатываться надежные диагностические процедуры, позволяющие осуществлять мониторинг изменений объективных и субъективных характеристик стресс-ситуаций до и после применения превентивных программ. Для этого должны быть определены валидные критерии оценки их эффективности: внешняя успешность деятельности, внутренняя удовлетворенность человека работой, улучшение или стабилизация его состояния и настроения, восполнение психологических ресурсов и др.


Калмыкова О. Ю. Организационный стресс / О.Ю. Калмыкова, Н.В. Соловова,

А.В. Гагаринский. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2014. С – 34.

Водопьянова Н.В. Стресс – менеджмент / Н.В. Водопьянова учебник для бакалавриата и магистратуры 2-е издание, исправленное и дополненное – М.: Москва-Юрайт, 2018. С – 13.

Юров Ю.В., Психологическая коррекция стресса и стрессовых расстройств /Ю.В. Юров, А.И. Григорьев, А.Ю. Юров Практическое руководство для студентов отделений «Педагогика и психология» и «Логопедия», изучающих дисциплину «Психологические основы адаптации и реабилитации» Воронежский госпедуниверситет. Воронеж: редакционно-издательское оформление, 2011. С – 19.

Калмыкова О. Ю. Организационный стресс / О.Ю. Калмыкова, Н.В. Соловова,

А.В. Гагаринский. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2014. С – 34.

Водопьянова Н.В. Стресс – менеджмент / Н.В. Водопьянова учебник для бакалавриата и магистратуры 2-е издание, исправленное и дополненное – М.: Москва-Юрайт, 2018. С – 13.

Юров Ю.В., Психологическая коррекция стресса и стрессовых расстройств /Ю.В. Юров, А.И. Григорьев, А.Ю. Юров Практическое руководство для студентов отделений «Педагогика и психология» и «Логопедия», изучающих дисциплину «Психологические основы адаптации и реабилитации» Воронежский госпедуниверситет. Воронеж: редакционно-издательское оформление, 2011. С – 19.

с

Психодиагностика стрессовых симптомов

Ниже представлены методики оценки стресса как ответной реакции на стрессоры среды. Они позволяют дать количественную оценку феноменологических признаков стрессового реагирования и могут быть использованы для диагностики состояний психической напряженности на кратковременные или относительно длительные стрессовые воздействия. Е. П. Ильин считает, что при разных психических состояниях формируются разные системы из различных подсистем, это в значительной мере обусловливает специфику реагирования (состояния). Поэтому, прежде чем приступить к диагностике состояний, необходимо определить их структурную модель, которая будет отражать все необходимые уровни и подсистемы целостной функциональной системы: мотивацию, эмоции, вегетатику и моторику. При диагностике стрессовых состояний трудным является вопрос соотношения объективных и субъективных параметров. А. Б. Леонова считает, что методики субъективной оценки состояний должны иметь профессиональную специализацию, чтобы отражать специфические особенности профессии и структуру трудовой деятельности, а также анализ их постоянных изменений. Это требует тщательности как выбора субъективных параметров состояния, так и их интерпретации. Представленные ниже методики основываются на выявлении наиболее характерных проявлений стресса в субъективных переживаниях, поведении и нарушении физиологических функций. Среди них такие, как:


• ощущение потери контроля над собой;

Калмыкова О. Ю. Организационный стресс / О.Ю. Калмыкова, Н.В. Соловова,

А.В. Гагаринский. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2014. С – 35.

Водопьянова Н.В. Стресс – менеджмент / Н.В. Водопьянова учебник для бакалавриата и магистратуры 2-е издание, исправленное и дополненное –М.: Москва-Юрайт, 2018. С – 23.

Юров Ю.В., Психологическая коррекция стресса и стрессовых расстройств /Ю.В. Юров, А.И. Григорьев, А.Ю. Юров Практическое руководство для студентов отделений «Педагогика и психология» и «Логопедия», изучающих дисциплину «Психологические основы адаптации и реабилитации» Воронежский госпедуниверситет. Воронеж: редакционно-издательское оформление, 2011. С - 19.

с

• дезорганизация продуктивности деятельности (рассеянность, принятие ошибочных решений, снижение работоспособности);

• вялость, апатия, повышенная утомляемость;

• расстройства сна (в том числе, более долгое засыпание, раннее пробуждение);

• нарушения в эмоциональной сфере (раздражительность, снижение настроения, придирчивость, необоснованная критичность)

• нарушение аппетита;

• увеличение количества выпиваемого алкоголя;

• увеличение потребления психоактивных средств (успокаивающих или стимулирующих);

• расстройство половой функции;

• переживание психического дискомфорта и жалобы со стороны нервно-психической сферы;

• нарушение продуктивности познавательных функций (снижение внимания, памяти, мыслительных процессов и др.);

• наличие физического дискомфорта и неприятных ощущений со стороны соматической системы организма (головная боль, боли в мышцах, спине, изжога, повышение давления).

Хорошо известно, что стрессовая симптоматика достаточно разнообразна и изменение психического состояния может проявляться во всех сферах психики. В эмоциональной сфере — это чувство эмоционального подъема или, наоборот, обострение тревоги, апатии, депрессии, эмоционального дискомфорта. В когнитивной — восприятие угрозы, опасности, оценка ситуации как неопределенной. В мотивационной — мобилизация сил или, напротив, капитуляция (избегание, уход от стресс-факторов), потеря мотивации и интересов. В поведенческой сфере — изменение активности, привычных темпов деятельности, часто появление ≪зажатости≫ в исполнительных движениях. Общее для этих изменений — сдвиг интенсивности процессов в соответствующей сфере в сторону увеличения или уменьшения. Интенсивность (величина, продолжительность) стресс-реакций имеет индивидуальный характер и зависит от личностных и нейротипологических особенностей. Знание признаков стрессовых состояний, тонкая саморефлексия стрессовых изменений, а также наблюдательность за проявлениями стресса у других людей —первая ступень в управлении жизненными и профессиональными стрессами.