Файл: Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности (Стресс. Физиология и анатомия стресса, его классификация и воздействие на организм, в целом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 238

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема: Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности

Цель данной курсовой работы - высветить наиболее оптимальные и современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности.

Задачами в данной работе являются понимание того, что из себя представляет стресс, его виды и физиология воздействия на психику человека, на этот вопрос отвечает глава 1 данной работы.

Также одной из задач в этом труде является понимание роли отдела персонала в организации, в отношении выявления, управления и устранения стрессогенных факторов и помощи сотрудникам уже испытывающим стресс. Глава 2 освещает и отвечает на вопросы, поставленной задачи.

Одной из важных задач является – выявление методов коррекции психики и поведения наиболее оптимально подходящих для самостоятельного использования сотрудниками, в целях профилактики и устранения стрессовых состояний, а также определение методов и технологий, с помощью которых служба персонала способна решать задачи, связанные выявлением и управлением стрессовых состояний у сотрудников организации, эффективно решать вопросы, связанные с устранением стрессогенных факторов для продолжения оптимальной жизнедеятельности организации. На эти вопросы отвечает глава 3 данной работы.

Глава 1. Стресс. Физиология и анатомия стресса, его классификация и воздействие на организм, в целом.

Физиология и анатомия стресса

Прежде нужно разобраться, каким образом мозг и организм реагируют на стресс. Если в течение длительного периода времени использовать систему, связанную с острым, угрожающим жизни стрессом, это может привести к выгоранию психики и организма в целом. Острые и хронические стрессы – несходные между собой процессы в сознании и теле, приводящие к разным результатам.

Острый стресс представляет собой реакцию на стрессор, длящийся недолгое время и вызывающую, как тревогу и психосоматические симптомы (головную боль, расстройство желудка и т. п.), так и ощущение радости, прилив сил, проявление лучших качеств. Совладав с острым стрессом, можно почувствовать большую уверенность, опыт, цельность.


Хронический стресс – это реакция на стрессор, длящийся больше двух часов или дней. В наше время хронический стресс является почти регулярным в профессиональной деятельности. Ганс Селье рассма­тривал стресс как физиологическую реакцию на физические, химические и органические факторы. Эти реакции доказыва­ют, что:

1. Все биологические организмы имеют врожденные ме­ханизмы поддержания состояния внутреннего баланса или равновесия функционирования своих систем. Сохранение внутреннего равновесия обеспечивается процессами гомеос­тазиса. Поддержание гомеостазиса является жизненно необ­ходимой задачей организма.

Бильданова В.Р. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалее­ва. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. С – 8-9.

Гринберг М. Стрессоустойчивый мозг / М. Гринберг Управляйте эмоциональной реакцией с помощью осознанности – М.: ОАО ИГ "Весь", 2016. С – 15.

Калмыкова О. Ю. Организационный стресс / О.Ю. Калмыкова, Н.В. Соловова,

А.В. Гагаринский. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2014. С – 9.

2. Стрессоры, то есть сильные внешние раздражители, нарушают внутреннее равновесие. Организм реагирует на лю­бой стрессор, приятный или неприятный, неспецифическим физиологическим возбуждением. Эта реакция является за­щитно-приспособительной.

3. Развитие стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Время течения и перехода на каждую ста­дию зависит от уровня резистентности организма, интенсив­ности и длительности воздействия стрессора.

4. Организм имеет ограниченные резервы адаптацион­ных возможностей по предупреждению и купированию стрес­са – их истощение может привести к заболеванию и смерти. Г. Селье обобщил все результаты своих исследований и пришел к выводу, что развитие стрессовой ситуации проходит три ста­дии, который он назвал общим адаптационным синдромом.

Первая стадия проявляется при первом появлении стрессора и носит название стадия тревоги.

Бильданова В.Р. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалее­ва. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. С – 8-9.

Гринберг М. Стрессоустойчивый мозг / М. Гринберг Управляйте эмоциональной реакцией с помощью осознанности – М.: ОАО ИГ "Весь", 2016. С – 15.

Калмыкова О. Ю. Организационный стресс / О.Ю. Калмыкова, Н.В. Соловова,


А.В. Гагаринский. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2014. С – 9-10.

Для этой стадии характерны снижение уровня резистентности организма, на­рушение некоторых соматических и вегетативных функций. Затем организм мобилизует резервы и включает механизмы саморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции эффективны, тревога утихает и организм возвращается к нор­мальной активности. Большинство стрессов разрешается на этой стадии. Такие краткосрочные стрессы могут быть назва­ны острыми реакциями стресса.

Вторя стадия, стадия резистентности (сопротивле­ния), наступает при продолжительном воздействии стрессо­ра, когда возникает необходимость поддержания защитных реакций организма. Происходит сбалансированное расходо­вание адаптационных резервов на фоне адекватного внешним условиям напряжения функциональных систем.

Третья стадия – это стадия истощения. Наступает при нарушении механизмов регуляции защитно-приспособи­тельных механизмов в период борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. Адап­тационные резервы существенно уменьшаются. Сопротивля­емость организма снижается, следствием чего могут стать не только функциональные нарушения, но и морфологические изменения в организме.

Эти три фазы развития стресса можно проследить на большом отрезке времени. Интенсивность реакций человека зависит не столько от характеристик стрессора, сколько от личностной значимости действующего фактора.

Бильданова В.Р. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалее­ва. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. С – 8-9.

Гринберг М. Стрессоустойчивый мозг / М. Гринберг Управляйте эмоциональной реакцией с помощью осознанности – М.: ОАО ИГ "Весь", 2016. С – 15-16.

Калмыкова О. Ю. Организационный стресс / О.Ю. Калмыкова, Н.В. Соловова,

А.В. Гагаринский. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2014. С – 17.

Классификация стрессов

Стрессы, которые испытывает человек, можно класси­фицировать следующим образом.

  1. Эмоционально положительные стрессы и эмоцио­нально отрицательные стрессы.
  2. Кратковременные (острые) стрессы и долгосроч­ные (хронические) стрессы.
  3. Физиологические (соматические, средовые) стрессы и психоэмоциональные стрессы.

В свою очередь, физиологические стрессы можно разде­лить на:

  1. механические;
  2. физические;
  3. химические;
  4. биологические.

Психоэмоциональные стрессы делятся на:

  1. информационные;
  2. эмоциональные.

Эмоциональные стрессы подразделяются на эмоци­онально положительные и эмоционально отрицательные стрессы (в зависимости от личного восприятия события). На­пример, такое важное событие, как перевод в другой отдел у одного человека вызывает эмоции радости и состояние

стресса и, одновремен­но, у другого человека — это неприятность, и абсолютно

дру­гой направленности стресс.

Бильданова В.Р. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалее­ва. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. С – 11.

Гринберг М. Стрессоустойчивый мозг / М. Гринберг Управляйте эмоциональной реакцией с помощью осознанности – М.: ОАО ИГ "Весь", 2016. С – 17.

Калмыкова О. Ю. Организационный стресс / О.Ю. Калмыкова, Н.В. Соловова,

А.В. Гагаринский. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2014. С – 15.

Г. Селье обозначил полезный стресс понятием эустресс. Он может быть вызван позитивными эмоциями и является стрессом слабой силы, мобилизующей человека. Эустресс, вы­званный позитивными эмоциями предполагает эмоциональ­ное состояние, при котором человек осознает все предстоя­щие проблемы или задачи и знает, как их решить, предвкушая положительный результат. Эустресс мобилизует человека – это движущая сила в решении каждодневных задач, их планирования и необходим при полноценной жизни здорового организма. Это состояние именуется — «реакция пробужде­ния». Небольшой выброс адреналина нужен, чтобы быстро проснуться и настроится на предстоящий день, добраться до работы и с удовольствием, максимально эффективно порабо­тать. По сути, данный вид стресса, сохраняет и поддерживает в нас жизнь.

Когда мы рассматриваем эмоционально положитель­ный стресс, то, он казалось, должен порождать положитель­ные эмоции. Однако, у людей со слабым здоровьем повышает­ся шанс получить инфаркт или инсульт, например, от баналь­ного известия о выигрыше, т.е. эустресс может превратиться в деструктивный — дистресс, при низком индивидуальном сопротивлении организма, либо спровоцированном конкрет­ном обстоятельстве.

Негативный вид стресса разрушает весь организм. При­ступ данного вида стресса возникает, чаще всего, неожидан­но, спонтанно, при состоянии напряжения, достигшем кри­тического значения. При этом он может так же являться и результатом «накопленного» стресса, при котором медленно происходит снижение сопротивляемости организма, с после­дующим угасанием. Такое состояние может приобрести хро­нический характер.


Бильданова В.Р. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалее­ва. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. С – 11.

Гринберг М. Стрессоустойчивый мозг / М. Гринберг Управляйте эмоциональной реакцией с помощью осознанности – М.: ОАО ИГ "Весь", 2016. С – 17.

Калмыкова О. Ю. Организационный стресс / О.Ю. Калмыкова, Н.В. Соловова,

А.В. Гагаринский. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2014. С – 15-16.

Если мы говорим об отрицательных последствиях стрес­са (дистрессах), то автоматически считаем его эмоционально отрицательным.

Более тяжёлые последствия для ор­ганизма несет в себе долговременный или, так называемый, хронический стресс.

Истоки стресса находятся не в психике, а в мозге челове­ка и он в одинаковой степени возникает у детей и у взрослых. У человека, попавшего в некомфортную ситуацию, которая так же может плохо для него закончиться, мозг автоматиче­ски начинает выстраивать защиту, т.е. происходит адаптация человека к изменяющимся условиям. Однако если сильные пе­реживания не проходят в течение длительного времени, это может привести к психологическим и физиологическим не­приятным последствиям для человека.

Стресс может негативно отражаться на функциони­ровании всех органов и систем, приводить к комплексным биохимическим и физиологическим нарушениям, например, повышенной утомляемости, снижению иммунитета, измене­нию массы тела, частым проявлениям недомоганий. Очень часто в такой период у людей ощущаются затруднения при дыхании, боли в сердце, напряжение в мышцах, неприятные ощущения при работе пищеварительных органов и т.д. При этом надо всегда помнить, что особенно опасны эмоциональ­ные проявления стрессового напряжения, поскольку они затрагивают разнообразные стороны психики, эмоциональ­ный фон и придают пессимистический оттенок. При про­должительном действии стресса может развиться депрессия, раздражительность, агрессия, гнев, появление аффективных состояний.

Бильданова В.Р. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалее­ва. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. С – 10-11.

Гринберг М. Стрессоустойчивый мозг / М. Гринберг Управляйте эмоциональной реакцией с помощью осознанности – М.: ОАО ИГ "Весь", 2016. С – 18.

Калмыкова О. Ю. Организационный стресс / О.Ю. Калмыкова, Н.В. Соловова,