ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.02.2019
Просмотров: 1916
Скачиваний: 1
1.Предмет и задачи возрастной психологии, ее структура.
Возрастная психология – отрасль психологич науки, изучающая закономерности этапов психич развития и формир. личности на протяжении онтогенеза человека. Предмет ВП – развитие, возраст. Разделы ВП – детская пстхология, психология юности, психология зрелой личности, старости. Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. Особенности психологического возраста: многомерность, обратность. Зависит от направленности мотивации на прошлое или на будущее. Возраст — временная хар-ка развития, выражающая длительность существования индивида с момента его рождения (кол-во прожитых лет).Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно "плавают" границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей. Детство - предмет возрастной психологии по Обуховой - период усиленного развития, изменений и обучения.
В
большинстве источников возрастная
психология определяется как наука о
фактах и закономерностях психического
развития здорового человека. Структура:
Возрастная
психология изучает процесс развития
психических функций и личности на
протяжении всей жизни человека.
Выделяется
3 раздела возрастной психологии:1)детская
психология (от рождения до 17 лет);2)
психология
взрослых, зрелых возрастов;3)
геронтология
или психология пожилого возраста.
Задачи
пед психологии:1)
изучение психики ученика; 2)психологическое
обоснование отбора учебного материала
подлежащего усвоению; 3) изучение психики
учителя; 4)оказание помощи в формулировании
целей образования. Предмет
пед психологии
– факты, механизмы, закономерности,
освоения социокультурного опыта человекм
и вызываемое этим процесса освоения
изменения в уровне интеллектуального
и личностного развития человека
(ребенка), как субъекта ч деятельности,
организуемой и управляемой педагогом
в разных цлях образовательного процесса.
2.Методы исследования в возрастной и педагогической психологии. Основные методы исследования: наблюдения (самонаблюдение) - в педагогической психологии используется, как правило, для изучения стиля деятельности учащихся и педагогов. 1) испытуемый не должен знать, что за ним наблюдают; 2) наблюдатель не имеет права вмешиваться в деятельность испытуемого, т. е. вся активность последнего должна протекать максимально естественно. Необходимо вести наблюдение по заранее составленной программе и фиксировать те проявления активности испытуемых, которые соответствуют его целям и задачам. Основной недостаток указанного метода состоит в следующем: исследователю приходится распределять внимание между выполнением общей для группы деятельности и собственно наблюдением, вследствие чего повышается риск утраты части получаемой информации, которая может оказаться важной для исследования; беседа - представляет собой устный свободный опрос, основные вопросы для которого исследователь готовит заранее, но в целом ход беседы определяется, скорее, ответами опрашиваемого. Беседа может быть как самостоятельным, так и вспомогательным методом исследования, когда полученные в ней сведения затем используются при дальнейшем изучении испытуемых другими методами; интервью, анкетирование - проводится в письменной форме, все входящие в текст анкеты вопросы готовятся заранее. Анкета считается наиболее оперативным видом опроса, позволяющим собрать большие массивы данных в короткие сроки. В начале анкеты должно содержаться обращение к опрашиваемым с разъяснением целей проводимого опроса (если знание опрашиваемых о цели опроса может повлиять на итоговые результаты, истинные цели раскрывать не следует). Основная часть анкеты содержит вопросы, отражающие интересующую исследователя информацию; эксперимент - выделяют два основных вида психологического эксперимента: лабораторный и естественный. В педагогической психологии гораздо чаще используется естественный эксперимент, проводящийся в повседневных условиях жизни и деятельности испытуемых. Испытуемые могут знать о факте проведения эксперимента, но исследователь может и не поставить их в известность об этом, если их осведомленность способна оказать влияние на полученный результат; тестирование - тестирование продуцирует деятельность испытуемого в условиях искусственной ситуации.
3.Факторы и движущие силы психического развития. Психическое развитие – сложное эволюционное поступат. движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные изменения в интеллектуальной, личностной и деятельной сферах жизни человека. Движущие силы развития: противоречия. Факторы: 1)биологический фактор(задаток); 2)социальный фактор (способность); 3)собственная активность человека;
4.Закономерности психического развития. Психическое развитие – сложное эволюционное поступат. движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные изменения в интеллектуальной, личностной и деятельной сферах жизни человека. Выгоцкий Л. С. Выделял 4 особенности детского развития:1) цикличность; 2) неравномерность; 3) метаморфозы в детском развитии; 4) эволюция и ингволюция. В психическом развитии человека сущ-ют стабильные периоды - относительно длительные процесса развитий без резких перемен. Кризисные (критические) – непроолжительные бурные стадии, в течение которых происходит значительные сдвиги в развитии. Особенности детских кризисов: 1) относит. трудновоспитуемость ребенка, 2) ребенок в критические периоды теряет из приобретенной прежде,3) кризис наступает незаметно (видна только сердцевина). Сензитивные – периоды повышенной восприимчивости индивида и определенного рода воздействия со стороны социума. Кризисные периоды: 1. Кризис новорожденности, 2. Кризис одного года, 3. Кризис трех лет, 4. Кризис 6-7 лет, 5. Подростковый кризис, 6. Кризис ранней юности, 7. Кризис юности, 8. Кризис молодости 30 лет, 9. Кризис взрослости 40-45,10. Кризис старости 55-60
5.Основные подходы к изучению психического развития человека. В философии сложилось несколько методологических установок при подходе к проблеме развития. Первый подход – натурализм – развитие есть созревание имеющихся способностей, склонностей и т.д. Второй подход – историзм – субъективизация (формирование субъектности человека). Основные признаки развития (по работам Л.С. Выготского и др.) это качественные изменения, появление новообразований, перестройка связей между сторонами объекта. Выделяются 2 основных типа развития: 1) Преформирующий тип – когда в самом начале заданы стадии, которые пройдет явление и конечный результат, который явление достигнет (эмбриональное развитие); 2) Непреформирующий тип – когда путь развития непредопределен заранее (историческое развитие, развитие ребенка). Отечественная теория психического развития. Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Л.С. Выготский сформулировал законы психического развития:1) детское развития имеет сложную организацию во времени: ритм развития не совпадает с ритмом времени. Ритм развития меняется в разные возрастные периоды; 2) неравномерность (в развитии ребенка стабильные периоды сменяются критическими периодами); 3) сензитивность психического развития (в развитии ребенка есть наиболее чувствительные периоды, когда психика способна воспринимать внешние воздействия); 4) компенсация (проявляется в способности психики компенсировать недостаток одних функций за счет развития других; например у слепых людей обостряются другие качества – слух, тактильные ощущения, обоняние). Выготский выделил 2 уровня (зоны) психического развития: 1) Зона актуального развития (ЗАР) - те ЗУН, действия, которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок может делать самостоятельно. 2) Зона ближайшего развития (ЗБР) - задачи, которые сегодня ребенок может выполнить при помощи взрослого, а завтра – самостоятельно. А.К. Маркова выделяла третий уровень развития – зона ближайшего саморазвития.
6.Основные теории психического развития в зарубежной психологии. Теория Зигмунда Фрейда. Анализ свободных ассоциаций пациентов привел З.Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по З.Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. З.Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого.В первые годы своей работы З.Фрейд представлял психическую жизнь состоящей из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Источником инстинктивного заряда, придающего поведению мотивационную силу, он считал бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. З.Фрейд обозначил ее термином "либидо". Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. В предсознательном теснятся психические переживания и образы, которые без особого труда могут стать предметом осознания. Сознание не пассивно отражает процессы, которые содержатся в сфере бессознательного, но находится с ними в состоянии постоянного антагонизма, конфликта, вызванного необходимостью подавлять сексуальные влечения. Оральная стадия (0-1 год). Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух "фаз - ранней и поздней, занимающих первый и второй полугодия жизни. Она характеризуется двумя последовательными действиями (сосание и укус). Ведущая эрогенная область на этой стадии - рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Сосание, по З.Фрейду, это тип сексуальных проявлений ребенка. Если бы младенец мог выразить свои переживания, то это было бы, несомненно, признание, что "сосание материнской Груди есть самая важная вещь в жизни". Анальная стадия (1-3 года), как и оральная, состоит из двух фаз. На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. Здесь ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает здесь конфликтный характер. Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии, по мнению психоаналитиков, - аккуратность, опрятность, пунктуальность; упрямство, скрытность, агрессивность; накопительство, экономность, склонность к коллекционированию. Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция "Я" полностью контролирует потребности "Оно"; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения. Генитальная стадия (12- I8 лет) - характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения З.Фрейда, стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона. Теория Эрика Эриксопа так. же, как и теория Анны Фрейд, возникла из практики психоанализа. Э. Эриксон создал психоаналитическую концепцию об отношениях "Я" и общества. Задача младенческого возраста - формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения. Задача раннего возраста - борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность. Задача игрового возраста - развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания. В период обучения в школе встает новая задача - формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности. В подростковом и раннем юношеском возрасте появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи - неуверенность в понимании собственного "Я" ("диффузия идентичности"). Задача конца юности и начала зрелости - поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества. Задача зрелого периода - борьба творческих сил человека против косности и застоя. Период старости характеризуется становлением окончательного цельного представления о себе, своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию.
7.Культурно-историческая
теория развития высших психических
функций Л.С. Выготского. Одним
из наиболее важных направлений,
сформировавшихся в 20—30 гг., стала
«культурно-историческая теория»,
разработанная Львом Семеновичем
Выготским (1896—1934). Л. С. Важнейшее отличие
деятельности человека от поведения
животных заключается, согласно положениям
марксизма, в использовании человеком
орудий труда для преобразования мира
и сохранении этих орудий.
Л.
С. Выготский задается вопросом: возможно
ли найти нечто аналогичное применительно
к внутреннему, психическому миру
человека? Не располагает ли сознание
особыми орудиями, направленными (в
отличие от орудий труда) — не вовне, а
внутрь, на овладение собственной
психической жизнью и — на этой основе
— собственным поведением? Он различает
два уровня психического — натуральные
и высшие психические функции, причем
предметом психологии считает историю
развития высших психических функций.
Натуральные функции даны человеку как
природному существу. Это механическое
запоминание, не предполагающее специальных
способов переработки информации (скажем,
мнемотехник), непроизвольное внимание,
проявляющееся, например, в повороте
головы к источнику громкого звука.
Целенаправленное мышление, творческое
воображение, логическое "запоминание,
произвольное внимание — примеры высших
психических функций; одной из важнейших
их характеристик является
опосред-ствованность, то есть наличие
средства, при помощи которого они
организуются. Высшие психические
функции, пишет Л. С. Выготский, возникают
в процессе сотрудничества и социального
общения — и они же развиваются из
примитивных корней на основе низших,
то есть социогенез высших психических
функций и есть их естественная история.
Центральный момент — возникновение
символической деятельности, овладение
словесным знаком. Именно он выступает
тем средством, которое, став внутренним,
кардинально преобразует психическую
жизнь. Знак вначале выступает как
внешний, вспомогательный стимул. Всякая
высшая психическая функция, указывает
Л. С. Выготский, в своем развитии проходит
две стадии. Первоначально она существует
как форма взаимодействия между людьми
и лишь позже — как полностью внутренний
процесс; это обозначается как переход
от интерпсихического к интрапсихическому.
8.Проблема периодизации
возрастного психического развития
человека. Л.
С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:
1. Для
1 группы характерно построение периодизации
на основе
внешнего, но
связанного с самим процессом развития
критерия. Примером могут служить
периодизации, созданные по биогенетическому
принципу.
Представитель преформизма
К.Бюлер считал,
что стадии развития ребенка - это
инстинкт, дрессура, интеллект. В
периодизации Рене
Заззо системы
воспитания и обучения совпадают с
этапами детства. П.
П. Блонский предлагал
по смене зубов (физиологический признак)
у детей выделять беззубое детство,
молочнозубое и период постоянных зубов.
2. Для
2 группы характерно то, что периодизации
построены на основе одного, произвольно
выбранного автором, внутреннего
критерия. З.Фрейд рассматривал
развитие ребенка лишь через призму его
полового созревания. В периодизации Э.
Эриксона выделяются
восемь стадий человеческой жизни,
которые представляют собой серию
критических периодов. Ж.Пиаже предложил
возрастную периодизацию на основе
изменений в умственном развитии детей.
3. 3
группа периодизаций выделяет периоды на
основе существенных критериев,
признаков. К
таким периодизациям можно отнести
периодизацию В.
И.Слободчикова, Л. С. Выготского, Д.
Б.Эльконина.
Периодизация
психического развития Л. С. Выготского.
Он ввел понятия психологические
новообразования и социальная
ситуация развития (характер
отношений между ребенком и обществом,
которые складываются в данный период).
Л.С.Выготский считал, что исследование
переходов от одного периода развития
к другому дает возможность раскрыть
внутренние противоречия развития.
Центральным моментом при рассмотрении
динамики психического развития был для
Л.С.Выготского анализ социальной ситуации
развития. Распад старой и возникновение
основ новой социальной ситуации развития,
по мысли Выготского, и составляет главное
содержание критических возрастов.
Выделяя два пути
развития: критический
(возникает внезапно, протекает бурно)
и литический
(спокойный), Выготский заметил, что
критический период имеет позитивные
сдвиги - переход от одних форм поведения
к новым формам. Он выделил в нем три
этапа: 1) предкритический - отказ от
прежних форм отношений и поведения;2)
критический - идет поиск новых форм
поведения;3) посткритический - отработка
усвоенных форм поведения. Критический
период может быть просто переходным
при соответствующей ситуации развития
и изменении отношений со взрослыми. Л.
С. Выготский выделял в качестве критических
периодов детства возраст около 1 года,
3 года, 6-7 лет, период новорожденности и
подростковый период. Чередование
стабильных и критических периодов по
Л. С. Выготскому: Кризис
новорожденности. Младший
возраст (2 месяца - 1 год). Противоречия
между максимальной социальностью
младенца и минимальными возможностями
общения. Кризис
1 года. Раннее
детство (1-3 года). Деятельность "серьезная
игра",
предметно-орудийная. Появляются
жест,ходьба, речь. Кризис
3 лет. Дошкольный
возраст (3-7 лет). Тенденция к эмансипации
(отделению от взрослого) и тенденция не
к аффективной, а к волевой форме поведения.
Возникновение "Я
сам".
Кризис 7
лет. Школьный
возраст (8-12 лет). Утрата детской
непосредственности из-за дифференциации
внутренней и внешней жизни. Возникновение
обобщений, логики чувств, переживания
приобретают смысл, появляется самооценка.
Кризис 13
лет. Пубертатный
возраст (14-18 лет). Чувство взрослости -
ощущение своей личности, развитие
самосознания.
9. Концепция периодизации психического развития Д.Б.Эльконина. Наиболее приемлема периодизация развития, предложенная выдающимся специалистом в области детской и педагогической психологии Д.Б. Элькониным. Она представляет собой нечто среднее между эмпирической периодизацией, сложившейся на основе реального жизненного опыта, и периодизацией теоретической, возможной при идеальных условиях обучения и воспитания детей. Концепция Д.Б. Эльконина: Период от рождения до окончания школы Эльконин разделил на семь этапов. 1. Младенчество: от рождения до 1 г.2. Раннее детство: от 1 г. до 3 лет. 3. Младший и средний дошкольный возраст: от 3 до 4–5 лет. 4. Старший дошкольный возраст: от 4–5 до 6–7 лет. 5. Младший школьный возраст: от 6–7 до 10–11 лет. 6. Подростковый возраст: от 10–11 до 14–15 лет. 7. Ранний юношеский возраст: от 14–15 до 16–17 лет. Весь процесс развития можно разделить на три этапа: дошкольное детство – от рождения до 6–7 лет; младший школьный возраст – от 6–7 до 10–11 лет; средний и старший школьный возраст – от 10–11 до 16–17 лет. Личностное развитие детей осуществляется через воспроизведение и моделирование межличностных отношений взрослых людей и проявляемых в них качеств личности, а также в процессе общения ребенка с другими детьми во время сюжетно-ролевых игр. Здесь он сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых трудно быть понятым сверстниками и выглядеть более взрослым. Процесс развития начинается в младенческом возрасте с того, что ребенок начинает узнавать родителей и оживляться при их появлении. Таким образом происходит общение ребенка с взрослым. В начале раннего возраста происходит манипулирование предметами и начинает формироваться практический, сенсомоторный интеллект. Одновременно идет интенсивное развитие вербального (речевого) общения.
10.Психологическая характеристика возраста. Стадия младенчества. Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе противоречие, ребенок максимально нуждается во взрослом и в то же время не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на протяжении всего периода младенчества.
Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности — непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. - Предмет этой деятельности — другой человек. Но если предмет деятельности — другой человек, то эта деятельность суть общение. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого. Так, очень скоро голосовые реакции ребенка приобретают характер эмоционально активного призыва. Социальная ситуация психического развития ребенка младенческого возраста — ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, социальная ситуация комфорта. Второе основное новообразование этого возраста — появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Новообразования: первые шаги и первые слова. Ведущая деятельность: непосредственное эмоциональное общение ребенка и матери. Кризис одного года. Ребенок переходит к предметно-манипулятивной деятельности с предметами, но эта деятельность может успешно осуществляться только совместно со взрослыми. Кризис проявляется в том, что ребенок хочет действовать сам, но не владеет предметными действиями. Ранний возраст. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен.