Файл: Введение в педпрофессию(шпоры).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 1450

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Общая характеристика и особенности педагогической профессии

Профессия педагога является одной из наиболее древних в истории человечества. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. С момента своего существования человек всегда испытывал потребность учить – передавать опыт младшему поколению и учиться – овладевать сознательно, целенаправленно опытом жизни. В глубокой древности, когда разделения труда еще не было, все члены общины или племени – и взрослые, и дети – участвовали на равных в добывании пищи – главного смысла существования человека в те далекие времена. По мере приобретения жизненного опыта в борьбе с природой за свое существование у людей возникла необходимость передавать приобретенные знания подрастающему поколению. Эту функцию в древности выполняли старейшины рода – самые уважаемые и умудренные опытом люди. Они образовали первую социальную группу людей – воспитателей, прямой обязанностью которой стала передача опыта. В современном понимании «воспитатель» определяется как человек, воспитывающий кого-либо. Слово «педагог» (от греч. pais – дитя, ago – веду, воспитываю) обозначает в буквальном смысле детоводитель. В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу, а также совершать с ними прогулки. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. Слово «учитель», видимо, появилось, когда человечество осознало ценность и необходимость организации специальной деятельности детей, направленной на приобретение ими знаний и умений, то есть обучения. Учитель – тот, кто наставляет, обучает. В древнем Вавилоне и Египте, Сирии, учителями чаще всего были жрецы, в древней Греции – наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрубы, дидаскалы. В Древнем Риме роль учителей выполняли государственные чиновники, которые хорошо знали науки, языки, культуру и обычаи разных народов. На Руси детей учили «мастера грамоты». Они обучали детей письму и чтению в семьях, у себя дома, а также при монастырях и церквях. Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, Великим учителем китайцы называли Конфуция. О его разговорах с учениками ходят легенды. В одной из легенд учитель советует ученику «обогатить» обширную и густо населенную страну. «Но она и так богата. Чем же ее обогатить?» - спрашивает ученик. «Обучи ее!» - восклицает учитель. Чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. Сегодня каждый учитель использует слова «урок», «класс», «обучение», которые вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога. Профессия педагога была для Я. А. Коменского «превосходна, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества. Швейцарский педагог И. Г. Песталоцци потратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: «Все – для других, ничего – для себя». Великим педагогом России был К. Д. Ушинский [98] – отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, «Родное слово» переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. Всемирное значение приобрело теоретическое наследие А. С. Макаренко [53]. Особое значение имеет созданная А. С. Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работу воспитателя самой трудной, самой ответственной, объясняя это тем, что она от личности не только большого напряжения, но и больших сил, больших способностей. Значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес В. А. Сухомлинский [92]– директор Павлышской средней школы на Полтавщине. Воспитание во имя счастья ребенка – таков гуманистический смысл педагогических трудов В. А. Сухомлинского, а его практическая деятельность – убедительное доказательство тому, что без веры в возможности ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны.


























2.Сущность и содержание педагогической профессии

Профессия учителя имеет огромное значение в обществе, так как все другие виды труда осваиваются в ходе специально организованной целенаправленной педагогической деятельности. Профессией принято называть вид труда с определенной системой требований к человеку (А.С. Роботова и др.). Профессия как род трудовой деятельности требует специальной подготовки и является источником существования. Специальность – вид занятий в рамках данной профессии.

Педагогическая специальность–вид деятельности в рамках педагогической профессии, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией. Например, профессия – учитель, специальность – учитель русского языка и литературы.

Педагогическая специализация - определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности, связанный с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста. Педагогическая квалификация – уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач (квалификации бакалавра, магистра).

В настоящее время в обыденной и научной речи используются два понятия: учитель и педагог. Сравним определения этих понятий. «Учитель – лицо, передающее другим освоенные им знания, умения, приобретенный опыт, свое понимание жизни и отношение к ней. В более узком смысле – должность преподавателя одного или нескольких учебных предметов в общеобразовательной школе» .

«Педагог – общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности. По социальному статусу педагоги подразделяются на два вида: а) профессионалы, т.е. лица, работающие за плату и обычно имеющие специальную подготовку; б) лица, реально выполняющие обучающие и воспитательные функции, будучи специалистами в других областях. К числу неформальных педагогов могут быть отнесены родители, разного рода наставника, лидеры малых групп, научных школ и т.д., чьи знания и опыт становятся достоянием других» .

Таким образом, понятие «педагог» более широкое и является родовым по отношению к остальным (воспитатель, учитель, преподаватель). Круг лиц, имеющих педагогическую профессию, велик. К ним, например, относятся, воспитатель детского сада, школьный учитель, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель группы продленного дня, педагог дополнительного образования, домашний учитель, преподаватель лицея, колледжа, училища, вуза, института повышения квалификации, курсов переподготовки специалистов разного профиля; мастер производственного обучения и т.д.


Итак, в детском саду – воспитатель; в училище, колледже, вузе и т.п. - преподаватель; в школе – учитель. При всем различии педагогических профессий у них есть общая цель, свойственная педагогической деятельности, - приобщение человека к ценностям культуры. Цель педагогического труда – воспитание, обучение, развитие. Основное же содержание педагогической профессии – взаимоотношения с людьми.

Педагогическая профессия требует от человека специальных знаний и умений в той или иной области. Кроме того, он должен хорошо знать деятельность учащихся, процессом воспитания и обучения которых он руководит.

Вместе с тем, профессия педагога отличается от других профессий, входящих в группу «человек-человек» тем, что она относится одновременно и к классу преобразующих профессий, и к классу управляющих профессий. Деятельность педагога направлена не только на становление и преобразование личности, но и на управление процессом ее интеллектуального, эмоционального, духовного и физического развития. Таким образом, педагогическая профессия требует и человековедческой, и специальной подготовки.

Кроме того, эта профессия относится к группе профессий, которые осуществляются в условиях повышенной моральной ответственности (за здоровье и жизнь людей или за большие материальные ценности). В профессии педагога наряду с другими заключено одно очень важное противоречие. С одной стороны, эта профессия одна из самых массовых, а с другой – орудиями труда для данной профессии являются функциональные средства организма.

Поэтому человеку, претендующему на эту профессию, важно иметь не только хорошее здоровье, но и необходимые для этой профессии задатки, которые разовьются в способности, а также в соответствующие знания и умения. Подчеркнем, многое зависит от природных предпосылок, задатков личности, от психологической готовности личности, ее стремления (желания) хорошо выполнять социальные и профессиональные функции педагога.









































3. Особенности педагогической профессии

В научной литературе, посвященной вопросам выбора профессии, профессиональной подготовки, профессиональной пригодности термин «профессия» употребляется в следующих значениях: • общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями; • область приложения сил человека; • реальность, творчески формируемая субъектом. Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенности и образе мышления. По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа «человек-человек» также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача – понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требует от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки – человековедческой и специальной. В труде учителя всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало. С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. А с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее: развивает личность, её творческую индивидуальность. Педагогическая деятельность имеет коллективный характер. В педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействий в качественное преобразование субъекта деятельности – воспитанника. С осознанием закономерного усиления коллективистских начал в педагогической профессии всё шире входит в обиход понятие совокупного субъекта педагогической деятельности. Под совокупным субъектом в широком плане понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком – круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику. Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающий ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей. Внутри каждой конкретной профессии происходит разделение труда в зависимости от специализации работника. Поэтому существует такое понятие как специальность. Педагогическая специальность – вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия – учитель, а специальности в рамках данной профессии различны: учитель физики и информатики, учитель иностранного языка, учитель русского языка и литературы, учитель истории. На основании полученной в вузе специальности присваивается та или иная квалификация (дипломированный специалист, магистр и т.д.). Педагогическая квалификация – уровень и вид профессионально- педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач. Помимо профессии и специальности каждый человек может занимать какую-то определенную должность на своей работе. Должность – это служебная обязанность в учреждении или на предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью. Например, директором или его заместителем в образовательном учреждении может быть человек любой педагогической специальности: учитель русского языка, истории, математики и т.д. На современном этапе в области образования все больше проявляется действие закона обобщенного характера труда. В условиях все более явно проявляющейся внутрипрофессиональной дифференциации деятельность педагогов разных специальностей характеризуется тем не менее общими однородными элементами. Все более отмечается общность решаемых организационных и сугубо педагогических задач. В связи с этим осознание общего и особенного в разных видах педагогической деятельности, а также целостности педагогического процесса является важнейшей характеристикой педагогического мышления современного учителя.












































4. Образование как социокультурный феномен

Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.

Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию.

Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе. Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех поколений.

Образование можно рассматривать как своеобразный способ вхождения человека в мир науки и культуры. Термин «культура» в переводе с латинского языка означает «взращивание, совершенствование», а применительно к человеку – это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Исходя из данной трактовки культура является и предпосылкой, и результатом образования человека. В процессе образования человек осваивает культурные ценности – исторические, художественные, архитектурные и пр.

Поскольку содержание образования черпается и пополняется из наследия науки и культуры, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и выполняет следующие социокультурные функции:

- вхождение человека в мир науки и культуры;

- социализация человека;

- обеспечение преемственности поколений;

- обеспечение трансляции культурных ценностей;

- обеспечение сохранения и развития национальных традиций;

- способствование активному ускорению культурных перемен в общественной жизни.

Образование является средством трансляции культуры, овладевая которой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным развивать и приумножать потенциал мировой цивилизации.


Образование имеет в своей основе русское слово «образ», что говорит о том, что изначальная сущность образования заключалась в создании, окультуривании человека по образу, мысленно воссоздаваемом в определенной эпохе (спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный и инициативный предприниматель, гармонично развитая личность).

В общекультурном контексте образование метафорично описывается автором одной из современных концепций образования (В.Ф. Сидоренко). Он ассоциирует образование и культуру с «большим дыханием» по аналогии с вдохом и выдохом как совместное, ритмичное действие. «Для себя образование – это образ культуры, а для культуры оно – образование культуры, точнее ее воспроизводство через образование, а для социума образование – это его «легкие». На «вдохе» образование «втягивает» в себя всю культуру, обретая тем самым содержание и предмет для творческого воспроизводства и само становясь особой формой к образам культуры. На «выдохе» культура воспроизводится, давая социуму культурную форму и дееспособность».

Образование как социальное явление определяется как относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.









































5. Основные законы и институты системы образования РБ

Современная система образования формировалась постепенно в соответствии с конкретными общественно-историческими условиями. Вначале она включала только образовательные учреждения. В Древней Руси школы действовали при монастырях, церквях.

По мере развития производства и усложнения социально-экономических отношений в обществе происходит непрерывный рост численности и специализация образовательно-воспитательных учреждений, а также возрастание их ступенчатости. Вплоть до конца XIX в. основной была начальная школа, в дальнейшем над ней стали надстраиваться средние и старшие классы общеобразовательной школы. В ХIХ в. стала развиваться сеть детских садов и яслей. Кроме того, создавались и развивались специальные средние и высшие учебные заведения для профессиональной подготовки инженерно-технических работников среднего и высшего звена, а также специалистов в области культуры и управления.

Интенсивное развитие производства, особенно в ХХ в. обусловило необходимость подготовки квалифицированных кадров рабочих и создания для этого профессионально-технических учебных заведений (училищ).

Создавались также общегосударственные и местные органы управления образовательными учреждениями. Все это привело к созданию в каждой стране своей специфической системы образования. Под системой образования понимают совокупность государственных образовательных стандартов и программ, реализующих их уче6но-воспитательных учреждений и органов управления образованием. Данное понятие характеризует систему образования в трех аспектах: в определенном социальном масштабе (система образования в отдельной стране, регионе);