ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.02.2019
Просмотров: 1918
Скачиваний: 1
q Периферийные качества – качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность педагогической деятельности, однако, способствующие ее успешности. (Доброжелательность, приветливость, артистичность, мудрость, оптимизм.)
q Негативные качества – качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда. (Выделение любимчиков и постылых детей, неуравновешенность, мстительность, высокомерие, рассеянность.)
q Профессионально – недопустимые качества ведут к профессиональной непригодности. (Наличие вредных привычек, рукоприкладство, грубость, беспринципность, нравственная нечистоплотность, безответственность.)
58. Общие и специальные способности педагога.
Для того чтобы успешно
справляться со своей работой, педагог
должен иметь незаурядные общие и
специальные способности. В число общих
способностей входят
те, которые определяют высокие результаты
в любой человеческой деятельности, а
к специальным относятся
те, от которых зависит успех именно
педагогической деятельности, обучения
и воспитания детей. На общих способностях
мы останавливаться не будем, так как
они связаны не только с педагогической
деятельностью, а специальные способности
рассмотрим
подробнее. К ним можно
отнести:
— способность видеть и
чувствовать, понимает ли учащийся
изучаемый материал, устанавливать
степень и характер такого понимания;
—
способность самостоятельно подбирать
учебный материал, определять оптимальные
средства и эффективные методы обучения;
—
способность по-разному излагать,
доступным образом объяснять один и тот
же учебный материал с тем, чтобы обеспечить
его понимание и усвоение всеми учащимися;
—
способность строить обучение с учетом
индивидуальности учащихся, обеспечивая
быстрое и глубокое усвоение ими знаний,
умений и навыков;
— способность за
сравнительно короткий срок добиваться
усвоения значительного объема информации,
ускоренного интеллектуального и
нравственного развития всех учащихся;
—
способность правильно строить урок,
совершенствуя свое преподавательское
мастерство от занятия к занятию;
—
способность передавать свой опыт другим
учителям и в свою очередь учиться на их
примерах;
— способность
к самообучению, включая поиск и творческую
переработку полезной для обучения
информации, а также ее непосредственное
использование в педагоги ческой
деятельности;
— способность формировать
у учащихся нужную мотивацию и структуру
учебной деятельности (учения).
детей.
Особый класс специальных
педагогических способностей составляют
способности к воспитанию детей. Среди
них в качестве главных можно выделить
следующие:
1. Способность правильно
оценивать внутреннее состояние другого
человека, сочувствовать, сопереживать
ему (способность к эмпатии).
2.
Способность быть примером и образцом
для подражания со стороны детей в мыслях,
чувствах и поступках.
3. Способность
вызывать у ребенка благородные чувства,
желание и стремление становиться лучше,
делать людям добро, добиваться высоких
нравственных целей.
4. Способность
приспосабливать воспитательные
воздействия к индивидуальным особенностям
воспитываемого ребенка.
5. Способность
вселять в человека уверенность,
успокаивать его, стимулировать к
самосовершенствованию.
6. Способность
находить нужный стиль общения с каждым
ребенком, добиваться его расположения
и взаимопонимания.
7. Способность
вызывать к себе уважение со стороны
воспитываемого, пользоваться неформальным
признанием с его стороны, иметь авторитет
среди детей.
59. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
Общее понятие о стиле педагогической деятельности.Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем исполнения. В общем смысле понятие «стиль» подразумевает наличие некоей устойчивой системы способов и приемов осуществления деятельности. Эта система является стабильной чертой, проявляющейся в различных условиях, при которых приходится выполнять данную деятельность.
Основными областями проявления индивидуального стиля педагогической деятельности являются:
› темперамент (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);
› характер реакции на те или иные педагогические ситуации, а также на различные действия и поступки учеников;
› выбор методов обучения;
› выбор средств воспитания;
› стиль педагогического общения;
› применение средств психолого-педагогического воздействия на учащихся, в том числе предпочтение тех или иных видов поощрений и наказаний.
Классификация стилей педагогической деятельности в зависимости от ее характера.Наиболее полное собственно деятельностное представление о стилях педагогической деятельности было предложено А. К. Марковой.[46]Основаниями классификации стилей деятельности в данном случае стали: а) ее содержательные характеристики (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда); б) степень представленности ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в труде; в) динамические характеристики (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.); г) результативность (уровень знаний и умений учеников, их интерес к предмету)
Учитель с эмоционально-импровизационным стилем (ЭИС) отличается от представителей других стилей преимущественной ориентацией на процесс обучения. Он логично и интересно строит объяснение нового материала, однако может настолько увлечься собственным объяснением, что теряет обратную связь с учениками, не считает нужным прерываться и уточнять, поняли ли они его.
Для учителя с эмоционально-методичным стилем (ЭМС) характерна ориентация в равной степени на процесс и результат обучения. Он адекватно планирует учебный процесс, поэтапно отрабатывая весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся – как сильных, так и слабых.
Учитель с рассуждающе-методичным стилем (РМС) ориентирован преимущественно на результаты обучения и адекватно планирует учебный процесс. От представителей остальных стилей его отличает консервативность в выборе средств и способов педагогической деятельности: используется малый стандартный набор методов обучения, отдается предпочтение воспроизведению учащимися изученного материала, индивидуальные творческие задания практически не задаются, коллективные обсуждения чрезвычайно редки.
Стили руководства коллективом в деятельности педагога.Педагогическая деятельность связана в первую очередь с управлением и руководством учебной деятельностью учеников, поэтому применительно к ней можно считать правомерным использовать классификацию стилей руководства, предложенную К. Левиным. Он выделил три стиля руководства: авторитарный, демократический и либерально-попустительский
60. Содержание и особенности психолого-педагогического сопровождения учения школьников.
Проблема адаптации
первоклассника к обучению в школе
является одной из самых важных для
педагогики и психологии образования,
так как от того, как ребенок адаптируется
в школе, насколько успешно пройдут его
первые месяцы и первый год в образовательном
учреждении, зависит не только успешность
его обучения, отношение к учению, учителю
и сверстникам, но и способность к
дальнейшему психическому, личностному
и социальному развитию.
Профессиональная
и личностная позиция педагога-психолога,
отражающая ценностно-смысловую основу
сопровождающей деятельности, реализуется
в следующих принципах:
-
приоритетность целей, ценностей и потребностей развития внутреннего мира самого ребенка;
-
опора на наличные силы и потенциальные возможности личности, вера в эти возможности;
-
ориентация на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми, самим собой и самостоятельно преодолевать трудности;
-
безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства ребёнка.
сопровождения,
предложенного М.Р.Битяновой, педагог-психолог
решает три основные задачи.
Первая. Отслеживание
особенностей психологического развития
ребенка на различных этапах обучения
(диагностический минимум). Показатели
развития ребенка сравниваются с
содержанием психолого-педагогического
статуса. В случае соответствия можно
делать вывод о благополучном развитии,
и дальнейшее развитие направлять на
создание условий для перехода на
следующий этап возрастного развития.
В случае несоответствия изучается
причина и принимается решение о путях
коррекции: либо снижаются требования
для данного ребенка, либо развиваются
его возможности.
Вторая. Создание
в данной педагогической среде
психологических условий для полноценного
развития каждого ребенка в
рамках его возрастных и индивидуальных
возможностей. Данная задача решается
с помощью таких средств, как просвещение,
активное психологическое обучение
родителей, педагогов и самих детей,
методическая помощь, развивающая
психологическаяработа.Третья. Создание
специальных психологических условий
для оказания помощи детям, испытывающим
трудности психологического развития.
Многие дети в пределах возрастной нормы
не реализуют свой потенциал, "не
берут" из данной им педагогической
среды то, что им в принципе под силу
взять. На них также ориентирована
специальная работа школьного психолога.
Данная задача решается средствами
коррекционно-развивающей, консультационной,
методической и социально-диспетчерской
работы.В организационной модели
сопровождения М.Р.Битяновой, которой
придерживаемся и мы, в качестве "базисных
элементов" выделяются: социально-психологический
статус –
характеристика требований-возможностей
ребенка определенного возраста,
представляющая некий ориентир,
содержательную основу для диагностики,
коррекционной и развивающей
работы; диагностический
минимум (набор
методик), позволяющий выявлять те или
иные показатели развития: психолого-педагогический
консилиум как
метод "сборки" целостного портрета
ребёнка и класса и выработки стратегии
сопровождения и конкретизации содержания
работы.
-
Предмет и задачи возрастной психологии, ее структура.
-
Методы исследования в возрастной и педагогической психологии.
-
Факторы и движущие силы психического развития.
-
Закономерности психического развития.
-
Основные подходы к изучению психического развития человека.
-
Основные теории психического развития в зарубежной психологии.
-
Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского.
-
Проблема периодизации возрастного психического развития человека.
-
Концепция периодизации психического развития Д.Б.Эльконина.
-
Психологическая характеристика возраста.
-
Психическое развитие ребенка в младенчестве.
-
Психическое развитие ребенка в раннем возрасте.
-
Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.
-
Возрастные особенности познавательной сферы дошкольника.
-
Развитие личности в дошкольном возрасте.
-
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
-
Возрастные особенности познавательной сферы младшего школьника.
-
Развитие личности в младшем школьном возрасте.
-
Учение как ведущий вид деятельности младшего школьника.
-
Основные психологические новообразования младшего школьника.
-
Возрастные особенности познавательной сферы подростка.
-
Развитие личности в подростковом возрасте.
-
Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.
-
Основные психологические новообразования подросткового возраста.
-
Специфика общения подростка с родителями и учителями.
-
Возрастные особенности познавательной деятельности старшего школьника.
-
Развитие личности в старшем школьном возрасте.
-
Характеристика ведущего вида деятельности старшего школьника.
-
Основные психологические новообразования старшего школьника.
-
Профессиональное самоопределение старших школьников. Мотивы выбора профессии.
-
Предмет и задачи педагогической психологии.
-
Психологическая характеристика обучения.
-
Соотношение обучения и развития. Понятие о зоне актуального и ближайшего развития.
-
Понятие о научении. Виды и механизмы научения.
-
Психологические основы программированного обучения. Его возможности и ограничения.
-
Теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.
-
Психологические основы развивающего обучения.
-
Психологические основы проблемного обучения.
-
Развитие внимания, восприятия и памяти в обучении.
-
Развитие мышления и воображения в обучении.
-
Психологические условия формирования знаний.
-
Психологические условия формирования учебных умений и навыков.
-
Психологический анализ урока.
-
Структура учения.
-
Мотивация учения и условия ее формирования.
-
Психологические факторы, определяющие успех и неудачи в учении.
-
Психологическая сущность воспитания. Теории воспитания.
-
Основные закономерности развития личности.
-
Самовоспитание как высшая форма самоуправления личности.
-
Воспитательные возможности коллектива.
-
Психологические механизмы формирования свойств личности.
-
Стратегии психологического воздействия: «императивная», «манипулятивная», «диалогическая».
-
Педагогическая деятельность и ее структура.
-
Характеристика педагогического общения.
-
Психологическая характеристика педагогической оценки.
-
Психологическая характеристика профессионально-педагогической направленности.
-
Профессионально значимые качества педагога.
-
Общие и специальные способности педагога.
-
Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности.
-
Содержание и особенности психолого-педагогического сопровождения учения школьников.