ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 3514

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Предмет и задачи возрастной психологии, ее структура.

2. Методы исследования в возрастной и педагогической психологии

3. Факторы и движущие силы физического развития

4. Закономерности психического развития.

6«Основные теории психического развития в зарубежной психологии»

7. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского.

8.Проблема периодизации возрастного психического развития человека.

9. Концепция периодизации психического развития Д.Б.Эльконина.

10.Психологическая характеристика возраста. Стадия младенчества. 

11. Психическое развитие ребенка в младенчестве.

12. Психология развития ребенка в раннем возрасте

13. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника

14.Возрастные особенности познавательной сферы дошкольника.

16. Психологическая готовность детей к обучению в школе.

17.Возрастные особенности познавательной сферы младшего школьника.

18. Развитие личности в младшем школьном возрасте.

19.Учение как ведущий вид деятельности младшего школьника.

21.Возрастные особенности познавательной сферы подростка.

22.Развитие личности в подростковом возрасте.

23.Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.

24 Основные психологические новообразования подросткового возраста

25. Специфика общения подростка с родителями и учителями

26. Возрастные особенности познавательной деятельности старшего школьника

27. Развитие личности в старшем школьном возрасте

29 «Основные психологические новообразования старшего школьника»

30. Профессиональное самоопределение старших школьников. Мотивы выбора профессии.

31.Предмет и задачи педагогической психологии.

32. Психологическая характеристика обучения. Проблемное обучение

34. Понятие о научении. Виды и механизмы научения.

35.Психологические основы программированного обучения. Его возможности и ограничения.

36.Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

37 Психологические основы развивающего обучения

38. Психологические основы проблемного обучения.

40. развитие мышления и воображения в обучении

41. Психологические условия формирования знаний

42.Психологические условия формирования учебных умений и навыков.

43.Психологический анализ урока

44.Структура учения.

45. Мотивация учения и условия ее формирования.

46.Психологические факторы, определяющие успех и неудачи в учении. Успех в учении зависит от следующих психологических факторов:

47 Психологическая сущность воспитания. Теории воспитания.

48. Основные закономерности развития личности

49. Самовоспитание как высшая форма самоуправления личности

50. Воспитательные возможности коллектива

52 «Стратегии психологического воздействия: «императивная», «манипулятивная», «диалогическая»»

53. Педагогическая деятельность и её структура.

54. Характеристика педагогического общения

55. Психологическая характеристика педагогической оценки

56.Психологическая характеристика профессионально-педагогической направленности.

57. Профессионально значимые качества педагога.

58.Общие и специальные способности педагога

59.Понятие об индивидуальном стиле пед. деятельности.

60. Содержание и особенности психолого-педагогического сопровождения учения школьников.

  1. Предмет и задачи возрастной психологии, ее структура.

  2. Методы исследования в возрастной и педагогической психологии.

  3. Факторы и движущие силы психического развития.

  4. Закономерности психического развития.

  5. Основные подходы к изучению психического развития человека.

  6. Основные теории психического развития в зарубежной психологии.

  7. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского.

  8. Проблема периодизации возрастного психического развития человека.

  9. Концепция периодизации психического развития Д.Б.Эльконина.

  10. Психологическая характеристика возраста.

  11. Психическое развитие ребенка в младенчестве.

  12. Психическое развитие ребенка в раннем возрасте.

  13. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.

  14. Возрастные особенности познавательной сферы дошкольника.

  15. Развитие личности в дошкольном возрасте.

  16. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

  17. Возрастные особенности познавательной сферы младшего школьника.

  18. Развитие личности в младшем школьном возрасте.

  19. Учение как ведущий вид деятельности младшего школьника.

  20. Основные психологические новообразования младшего школьника.

  21. Возрастные особенности познавательной сферы подростка.

  22. Развитие личности в подростковом возрасте.

  23. Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.

  24. Основные психологические новообразования подросткового возраста.

  25. Специфика общения подростка с родителями и учителями.

  26. Возрастные особенности познавательной деятельности старшего школьника.

  27. Развитие личности в старшем школьном возрасте.

  28. Характеристика ведущего вида деятельности старшего школьника.

  29. Основные психологические новообразования старшего школьника.

  30. Профессиональное самоопределение старших школьников. Мотивы выбора профессии.

  31. Предмет и задачи педагогической психологии.

  32. Психологическая характеристика обучения.

  33. Соотношение обучения и развития. Понятие о зоне актуального и ближайшего развития.

  34. Понятие о научении. Виды и механизмы научения.

  35. Психологические основы программированного обучения. Его возможности и ограничения.

  36. Теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

  37. Психологические основы развивающего обучения.

  38. Психологические основы проблемного обучения.

  39. Развитие внимания, восприятия и памяти в обучении.

  40. Развитие мышления и воображения в обучении.

  41. Психологические условия формирования знаний.

  42. Психологические условия формирования учебных умений и навыков.

  43. Психологический анализ урока.

  44. Структура учения.

  45. Мотивация учения и условия ее формирования.

  46. Психологические факторы, определяющие успех и неудачи в учении.

  47. Психологическая сущность воспитания. Теории воспитания.

  48. Основные закономерности развития личности.

  49. Самовоспитание как высшая форма самоуправления личности.

  50. Воспитательные возможности коллектива.

  51. Психологические механизмы формирования свойств личности.

  52. Стратегии психологического воздействия: «императивная», «манипулятивная», «диалогическая».

  53. Педагогическая деятельность и ее структура.

  54. Характеристика педагогического общения.

  55. Психологическая характеристика педагогической оценки.

  56. Психологическая характеристика профессионально-педагогической направленности.

  57. Профессионально значимые качества педагога.

  58. Общие и специальные способности педагога.

  59. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности.

  60. Содержание и особенности психолого-педагогического сопровождения учения школьников.



1.Предмет и задачи возрастной психологии, ее структура.

Предметом возрастной психологии является возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.

Объект изучения возрастной психологии - развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

Теоретические задачи возрастной психологии - раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития. Исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях. Определение возрастных норм психических функций. Возрастная и клиническая диагностика. Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека.

Проблемы современной возрастной психологии, проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка; проблема разработки разделов возрастной психологии; проблема возрастной периодизации и др.

Выделяется 4 раздела возрастной психологии: ) перинатальная психология (от зачатия до рождения); 2) детская психология (от рождения до 7 лет); 3) психология взрослых, зрелых возрастов; 4) геронтология, или психология пожилого возраста. 


2. Методы исследования в возрастной и педагогической психологии

Методами исследования возрастной психологии являются:

1) наблюдение;2) опрос;3) эксперимент;4) моделирование.

Наблюдение осуществляется посредством наблюдения за субъектом, а получаемые результаты фиксируются. Метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения. По объективным внешне выраженным показателям психолог судит об индивидуальных особенностях протекания психических процессов, психическом состоянии ребенка, чертах его личности, темпераменте, характере.

Опрос используется в педагогической психологии в двух своих разновидностях: беседе и анкетировании. Беседа представляет собой устный свободный опрос, основные вопросы для которого исследователь готовит заранее, но в целом ход беседы определяется, скорее, ответами опрашиваемого. Исследователь должен предоставить испытуемому возможность изложить по данному вопросу все, что он считает нужным, его нельзя перебивать, прерывать, нежелательно поправлять. Как правило, ведущий беседу не сообщает испытуемому о ее целях. Фиксировать ответы испытуемого необходимо так, чтобы не привлекать его внимания и не создавать у него дополнительного эмоционального напряжения (лучше всего путем аудиозаписи).

Анкетирование проводится в письменной форме, все входящие в текст анкеты вопросы готовятся заранее. Анкета считается наиболее оперативным видом опроса, позволяющим собрать большие массивы данных в короткие сроки. В начале анкеты должно содержаться обращение к опрашиваемым с разъяснением целей проводимого опроса (если знание опрашиваемых о цели опроса может повлиять на итоговые результаты, истинные цели раскрывать не следует). Основная часть анкеты содержит вопросы, отражающие интересующую исследователя информацию.


По своей форме вопросы анкеты могут быть закрытыми и открытыми. Отвечая на закрытый вопрос, испытуемый должен выбрать вариант ответа из предложенного списка Открытые вопросы предполагают, что опрашиваемому следует самостоятельно сформулировать ответ.

Эксперимент выгодно отличается от наблюдения тем, что в его рамках исследователь сам создает условия, при которых возникает изучаемое явление. Выделяют два основных вида психологического эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент проводится в искусственной ситуации – в специально оборудованном помещении, с помощью приборов и других приспособлений. С его помощью обычно изучаются психофизические функции человека, особенности познавательных процессов. В педагогической психологии гораздо чаще используется естественный эксперимент, проводящийся в повседневных условиях жизни и деятельности испытуемых.

Моделированиеприменяют в случае недоступности проведения иных методов исследования.В педагогике моделирование успешно применяется для решения важных дидактических задач. Например, педагог-исследователь может разработать модели:оптимизации структуры учебного процесса, активизации познавательной самостоятельности учащихся, личностно-ориентированного подхода к учащимся в учебном процессе.

Методы педагогической психологии:

1)изучение продуктов деятельности обучающихся; 2) опрос в формах беседы и анкетирования; 3)наблюдение; 4)эксперимент; 5)тестирование; 6)социометрическая методика изучения взаимоотношений в коллективе.

1)Продуктами деятельности учащихся могут быть письменные работы, сочинения, музыка, рисунки, изделия. По их содержанию и стилю исполнения исследователь может судить об уровне интеллектуального и личностного развития автора, о переживаемых им во время изготовления продукта психических состояниях, волнующих его жизненных проблемах. Наиболее ценными для педагогов сведениями, получаемыми с помощью такого анализа, являются выводы об уровне усвоения учащимися пройденного материала, их отношении к предмету и т.д.

2)Опрос, 3) Наблюдение, 4)Эксперимент (смотри выше)

5)В строгом смысле слова тестирование есть психодиагностическая процедура. В образовании используются все существующие типы тестов, однако среди всех стандартизированных тестов больше всего тестов достижений, дающих «конечную оценку достижений индивида по завершении обучения, в них основной интерес сосредоточен на том, что индивид может делать к настоящему времени». Их рассматривают как средство объективной оценки и инструмент оптимизации учебных программ. В эти тесты входят задания, при решении которых учащиеся должны продемонстрировать свои знания и умения по учебному предмету.

Все задания в тестах достижений либо имеют одинаковый уровень сложности и оцениваются одинаковым количеством баллов, либо расположены в порядке возрастания сложности, и тогда оценка выполнения каждого задания в баллах зависит от уровня его сложности.


6)Социометрия. Этот метод широко используется в педагогической практике для формирования и перегруппирования учебных коллективов, определения внутригруппового взаимодействия. Исследование проводится следующим образом: членам группы задают вопрос, ответ на который подразумевает выбор среди товарищей по группе партнеров для какой-либо совместной деятельности. Обычно школьникам задают вопросы, связанные с учебной деятельностью («С кем из одноклассников ты хотел бы вместе готовиться к экзамену?»), внеучебной занятостью («С кем из одноклассников ты хотел бы вместе готовить номер художественной самодеятельности?») и т.д. На основе этого делаются выводы о статусе каждого члена в коллективе, наличии у него устойчивых дружеских связей, существовании в коллективе отдельных стойких группировок, наличии в группе явных лидеров и изолированных членов. Такая информация расширяет возможности педагога по взаимодействию с ученическим коллективом, располагая ею, учитель в состоянии существенно повысить эффективность педагогического, и особенно воспитательного, воздействия на учащихся.


3. Факторы и движущие силы физического развития

Психическое развитие личности обусловлено разными факторами, предпосылками и движущими силами. От того, насколько мы их знаем и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека.

1. Факторы психического развития личности - это то, объективно существующее, что с необходимостью определяет ее жизнедеятельность в самом широком смысле этого слова. Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними.

Внешними факторами выступают природно-географическая среда, макросреда, микросреда и общественно-полезная деятельность.

Природно-географическая среда оказывает большое влияние на развитие личности. Известно, например, что выросшие на Крайнем Севере люди более выдержанны, более организованны, умеют ценить время и правильно относиться к тому, чему их обучают.

Макросреда, т. е. общество в совокупности всех его проявлений, также оказывает большое влияние на формирование личности. Так, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан не так, как представитель демократического государства.

Микросреда, т. е. группа, микрогруппа, семья и т. д., также является важной детерминантой формирования личности. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой — совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Общественно-полезная деятельность — это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества.


Внутренними факторами развития личности выступают биогенетические особенности личности и ее психики (анатомо-физиологические и задатки).

Анатомо-физиологические особенности личности — это: •специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в самых разнообразных характеристиках: своеобразии работы всей нервной системы, соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств, поведения и поступков и т. д.; • характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и подверженность последних воздействиям обстоятельств и других людей. Например, слабое зрение и слух человека, естественно, сказываются на его действиях и поступках и должны приниматься во внимание в процессе общения и взаимодействия.

Движущие силы психического развития личности составляют следующие противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.


4. Закономерности психического развития.

Выготский установил 4 закономерности: 1. Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяется на протяжении детства. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи и т.д.) и для развития психики ребенка в целом. Собственно возраст как стадия развития и представляет собой такой цикл, со своим особым темпом и содержанием. 2. Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально. На каждом возрастном этапе поэтому происходит перестройка их связей, изменение соотношения между ними. Развитие отдельной функции зависит от того, в какую систему межфункциональных связей она включена. Восприятие – пример. По мере продвижения от одного возраста к другому возрастает сложность межфункциональных связей. Переход от одной системы к другой совершается иначе и сложнее, чем переход от недифференцированного, лишенного всякой системы сознания к первичной системе. Перестройка старой системы и перерастание ее в новую становится основным путем развития психических функций. 3. «Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом. 4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать.