ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 1171

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11 

кольацетат, этиловый спирт, этил целлюлозу, этилацетат, формальдегид, бензин 
и  другие  загрязняющие  вещества.  Испарение  растворителя  из  нанесенных  на 
поверхность красок и лаков обычно продолжается достаточно длительное время 
после их применения. 

Продолжительность  этого  процесса  (т.е.  сушки)  зависит  от  температуры, 

влажности, освещения и т.д. По зарубежным данным при промышленном приме-
нении 80 % растворителя испаряется сразу же после использования и 20 % – в 
последующий час. Выбросы в атмосферный воздух от цехов и участков окраски 
составляют в среднем 50,0 % от выбросов всего предприятия за год. Источника-
ми выбросов паров органических растворителей и лакокрасочных аэрозолей яв-
ляются участки ручной, безвоздушной и пневматической окраски подвижного со-
става, хранения лакокрасочных материалов, ручной очистки подвижного состава 
скребками,  шарошками,  пневматическим  электроинструментом,  дробеструйной 
очистки  подвижного  состава,  а  также  продувочные  камеры  и  отделение  подго-
товки лакокрасочных материалов. 

 

1.12. Заводы по ремонту подвижного состава 

 
Железнодорожный  транспорт  России  располагает  обширной  базой  по  ре-

монту  подвижного  состава  и  производству  запасных  частей.  Номенклатура  про-
дукции заводов составляет более 15000 наименований. 

На некоторых заводах из-за недостатка производственных площадей работы 

по  ремонту  подвижного  состава  проводятся  под  открытым  небом.  Например,  на 
вагоноремонтных  заводах  (ВРЗ),  ремонтирующих  пассажирские  вагоны,  из 754-х 
ремонтных позиций 196, т.е. 26 % находятся вне производственных помещений. 

Вредные  вещества  содержатся  в  выбросах  ремонтно-сборочного,  металло-

обрабатывающего,  кузнечно-прессового,  окрасочного  и  других  производств.  Сле-
дует отметить, что из всех вредных веществ, поступающих в воздушный бассейн 
от  ВРЗ,  наибольший  ущерб  наносят  следующие  ингредиенты – свинец,  окислы 
азота, сернистый ангидрид, соли токсичных металлов, газообразные компоненты 
лакокрасочных  материалов.  Значительно  осложняет  экологическую  обстановку  в 
районах размещения ВРЗ отсутствие газо-пылеулавливающих установок. Анализ 
экологического  ущерба  по  отдельным  ВРЗ  показал,  что  применяемое  газоочист-
ное оборудование позволяет улавливать только твердые ингредиенты. 

Значительный  ущерб  атмосфере  наносят  локомотиво-ремонтные  заводы. 

Практически все заводы по ремонту локомотивов расположены в крупных, густо-
населенных городах. 

Наиболее  опасными  с  точки  зрения  загрязнения  атмосферы  заводскими 

производствами  являются:  литейный,  кузнечный,  механический,  сборочный,  ок-
расочный цеха; гальваническое, пропиточное, сушильное, сварочное отделения, 
а также заводские котельные, работающие, как правило, на угле и мазуте. В ре-
зультате  в  атмосферу  поступает  значительное  количество  особо  опасных  твер-


background image

12 

дых  и  газообразных  примесей,  среди  них  такие,  как:  пары  свинца,  щелочей,  ки-
слот, бенз(а)пирен, пятиокись ванадия и т.д. 

 

1.13. Локомотивные депо 

 
Локомотивные  депо  являются  одним  из  самых  многочисленных  видов 

предприятий железнодорожного транспорта, наносящих значительный ущерб ок-
ружающей природной среде. Следует отметить, что из всех видов ремонта и об-
служивания локомотивов, наиболее опасными с точки зрения загрязнения атмо-
сферы являются большой периодический (ТР-2) и подъемочный (ТР-3) ремонты. 
Кроме  того,  источниками  загрязнения  атмосферы  являются  цехи  технического 
обслуживания (ТО-2 и ТО-3), а также пропиточно-сушильное, механическое, куз-
нечное, гальваническое, сварочное, аккумуляторное отделения; малярные участ-
ки, химчистка и котельные. 

Характеристикой  технологических  процессов  локомотивного  депо  с  точки 

зрения загрязнения атмосферы может служить перечень загрязняющих веществ 
(табл. 4). 

 

Таблица 4 

Вещества, загрязняющие атмосферу от технологических процессов  

локомотивного депо 

 

Загрязнители 

Газы 

Пары 

Аэрозоли 

Пыль 

Окись углерода 

Окислы азота 

Фосфористый водород 

Мышьяковистый 

геодород 

Сернистый газ 

Азота двуокись 

Хлористый водород 

 
 
 

Бензин 

Гидролизный спирт 

Ксилол, толуол,  

бензол, ацетон 

Керосин 

Серная кислота 

Бензин авиационный

Скипидар 

Тринатрийфосфат 

Соляная кислота 

Окись железа 

Алюминий 

Эфир 

Масло 

Дизельное топливо 

Керосин 

Масло 

Акролеин 

Окислы этилена 

Марганец 

Окислы железа 

Фтор 

Щелочь 

Углеводороды 

Свинец 

Лаки 

Краски 

Цинк 

Хромовый ангидрид 

Окись никеля 

Окись меди 

Хлорвинил 

Уголь 

Двуокись кремния 

Оксид железа 

Окись меди 

Наждачная пыль 

Древесная пыль 

Окись алюминия 

Щелочь 

Косточковая крошка 

Свинец 

Слюда 

 

Наиболее опасными с этой точки зрения являются депо, производящие ка-

питальный  и  деповской  ремонт  цистерн  из-под  химических  грузов  и  нефтепро-
дуктов, а также вагонные депо по ремонту пассажирских вагонов. Это связано с 


background image

13 

тем, что во-первых, пассажирские вагоны, более чем на 40% состоят из пласти-
ковых и синтетических изделий, что приводит к необходимости литья пластмасс 
в специальных отделениях;  во-вторых, значительные выбросы войлочной пыли, 
растворимых солей никеля, хромовых соединений, паров кислот, щелочей посту-
пают в атмосферу с полировальных и гальванических отделений и участков. 

Вредные вещества, выбрасываемые вагонными депо, превосходят по сво-

ему перечню локомотивные депо в связи с большим разнообразием технологий. 
Дополнительно вредные вещества выделяются при промывке цистерн, внутрен-
ней  отделке  пассажирских  вагонов,  при  окрасочных  работах  и  восстановлении 
старых лакокрасочных покрытий. 

 

1.14. Вагонные депо 

 
Вагонные депо, как и локомотивные, также являются одним из самых мно-

гочисленных источников загрязнения воздушной среды, причем состав ингреди-
ентов в этих выбросах достаточно многообразен. Всего на сети железных дорог 
России – более 250 вагонных  депо.  Состав  и  объем  выбросов  зависит  как  от 
мощности депо и разнообразия технологических процессов его работы, так и от 
вида ремонтируемого подвижного состава. Вещества, загрязняющие атмосферу 
от технологических процессов вагонных депо, приведены в табл. 5. 

 

Таблица 5 

Вещества, загрязняющие атмосферу  

от технологических процессов вагонных депо 

 

Загрязняющие вещества 

Газы 

Пары 

Аэрозоли 

Пыль 

Фосфористый 

водород 

Мышьяковистый 

водород 

Окись углерода 

Сернистый газ 

Двуокись азота 

Керосин 

Ксилол 
Толуол 
Бензол 

Фенол 

Формальдегид 

Уайт-спирит,  

ацетон 

Акролеин 

Бензин 

Масло 

Медь 

Железо 

Цинк 

Серная кислота 

Соляная кислота 

Аммиак 

Свинец 

Углеводороды 

Сварочный (марганец, 

железо, окись углеро-

да) 

Красочный (толуол, 

ксилол, бензол,  

скипидар) 

Щелочь 

Масло 

Свинец 

Хлористый водород 

Никель 

Медь 

Хромовый ангидрид 

Окислы железа 

Старая краска 

Уголь 

Глина 

Древесная 

Двуокись кремния 

Железа оксид 

Свинец 

Корундовая (марганец, 

двуокись кремния) 

Щелочь 

Хлопчатобумажная 

Дерматин 

Вискоза 

Карборундовая 

(алюминий, железо,  

двуокись кремния) 

Цинк 

Слюда 

 


background image

14 

Наиболее опасными с этой точки зрения являются депо, производящие ка-

питальный  и  деповской  ремонт  цистерн  из-под  химических  грузов  и  нефтепро-
дуктов, а также вагонные депо по ремонту пассажирских вагонов. Это связано с 
тем, что, во-первых, пассажирские вагоны, более чем на 40% состоят из пласти-
ковых и синтетических изделий, что приводит к необходимости литья пластмасс 
в специальных отделениях;  во-вторых, значительные выбросы войлочной пыли, 
растворимых солей никеля, хромовых соединений, паров кислот, щелочей посту-
пают в атмосферу с полировальных и гальванических отделений и участков. 

Вредные вещества, выбрасываемые вагонными депо, превосходят по сво-

ему перечню локомотивные депо в связи с большим разнообразием технологий. 
Дополнительно вредные вещества выделяются при промывке цистерн, внутрен-
ней  отделке  пассажирских  вагонов,  при  окрасочных  работах  и  восстановлении 
старых лакокрасочных покрытий. 

 

1.15. Промывочно-пропарочные станции 

 
Промывочно-пропарочные    станции  наносят  значительный  ущерб  воздуш-

ной среде из-за значительного количества выбрасываемых углеводородов, орга-
нических соединений, нефтепродуктов. 

Следует отметить, что на железнодорожном транспорте РФ самостоятель-

но  либо  в  составе  вагонных  депо  функционирует  около 40 промывочно-
припарочных  станций  (ППС),  где  производится  обработка  и  очистка  наливных 
цистерн от остаточных нефтепродуктов. 

Технологический  процесс очистки цистерн включает следующие операции, 

связанные  с  выделением  в  воздушную  среду  загрязняющих  веществ:  пропарка 
цистерн, промывка горячей водой, продувка и удаление остаточных газов из цис-
терны (дегазация). 

Согласно  данным  ВНИИЖТа    удельные  выделения  загрязняющих  веществ  в 

атмосферу при обработке 1 цистерны емкостью 60 т из-под светлых нефтепродуктов 
(бензин, керосин, дизельное топливо) составляют: бензол – 4,55 кг, ксилол – 2,77 кг, 
углеводороды – 8,47 кг,  при  обработке 1 цистерны  емкостью 60 т  из-под  темных 
нефтепродуктов (мазут, нефть): углеводороды – 3,97 кг. В табл. 6 приведены удель-
ные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу при обработке 1 цистерны. 

 

Таблица 6 

Удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу 

при обработке 1 цистерны на ППС, г/с 

 

Вид обработки 

Вид нефтепродуктов 

светлые (бензин, керосин) 

темные (мазут, нефть) 

бензол 

ксилол 

углеводороды 

углеводороды 

Пропарки 2,0 1,0  4,0 

0,8 

Промывка 0,3  0,2  0,5 

0,5 

Дегазация 1,7  1,0  3,0 

3,0 


background image

15 

1.16. Нормативы загрязнения атмосферного воздуха 

 
Особенностью нормирования качества атмосферного воздуха является зави-

симость воздействия загрязняющих веществ, присутствующих в воздухе, на здоро-
вье населения не только от значения их концентраций, но и от продолжительности 
временного интервала, в течение которого человек дышит данным воздухом. 

Поэтому  в  Российской  Федерации,  как  и  во  всем  мире,  для  загрязняющих 

веществ, как правило, установлены 2 норматива: 

• 

норматив,  рассчитанный  на  короткий  период  воздействия  загрязняющих 

веществ.  Данный  норматив  называется  «предельно  допустимые  максимально–
разовые концентрации»; 

• 

норматив, рассчитанный на более продолжительный период воздействия 

(8 часов, сутки, по некоторым веществам год). В Российской Федерации данный 
норматив  устанавливается  для 24 часов  и  называется  «предельно  допустимые 
среднесуточные концентрации». 

ПДК –  предельная  допустимая  концентрация  загрязняющего  вещества  в 

атмосферном  воздухе – концентрация,  не  оказывающая  в  течение  всей  жизни 
прямого  или косвенного неблагоприятного действия на настоящее или будущее 
поколение, не снижающая работоспособности человека, не ухудшающая его са-
мочувствия  и  санитарно-бытовых  условий  жизни.  Величины  ПДК  приведены  в 
мг/м3. (ГН 2.1.6.695-98) 

Таблица 7 

 

Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в РФ 

Вещество 

Класс опасности

ПДК

МР

, мг/м

3

  ПДК

СС

, мг/м

3

1  Оксид углерода 

2  Диоксид азота 

0,2 

0,04 

3  Оксид азота 

0,4 

0,06 

4  Углеводороды суммарные 

– 

– 

– 

5  Метан 

– 

50 

– 

6  Диоксид серы 

0,5 

0,05 

7  Аммиак 

0,2 

0,04 

8  Сероводород 

0,008 

– 

9  Озон 

0,16 

0,03 

10 Формальдегид 

0,035 

0,003 

11 Фенол 

0,01 

0,003 

12 Бензол 

0,3 

0,1 

13 Толуол 

0,6 

– 

14 Параксилол 

0,3 

– 

15 Стирол 

0,04 

0,002 

16 Этилбензол 

0,02 

– 

17 Нафталин 

0,003 

– 

18 Взвешенные вещества 

0,5 

0,15