ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 1167

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

1.3. Сборочно-разборочные участки 

 
В  сборочно-разборочных  участках  производится  разборка,  очистка,  мойка  и 

сборка  после  ремонта  отдельных  узлов  и  деталей.  Очистка  узлов  производится  в 
обдувочных и дробометных установках с выделением в воздушную среду металли-
ческой, металлоабразивной и других видов пыли. Мойка деталей и узлов осущест-
вляется  в  моечных  машинах  и  ваннах  с  применением  растворов  каустической, 
кальцинированной соды и моющих порошков. На предприятиях железнодорожно-
го транспорта используют флотационные и иные устройства по очистке загрязнен-
ной воды от вредных примесей. 

 

1.4. Участки сварки и резки металлов 

 
На   ремонтных   заводах и в депо  производятся   электродуговая сварка 

электродами  на  фиксированных  рабочих  местах,  общих  площадках  ремонтных 
цехов и территории, газовая сварка и резка металлов, полуавтоматическая свар-
ка проволокой, контактная сварка, наплавка металлов, плазменная резка и свар-
ка,  а  также  сварка  в  защитной  среде.  На  участках  сварки  и  резки  металлов  со-
став и масса выделяющихся вредных веществ зависят от вида и режимов техно-
логического процесса и от свойств используемых сварочных и свариваемых ма-
териалов.  Характеристика  вредных  веществ,  выбрасываемых  в  атмосферу  при 
различных типах сварочных работ, приведена в таблице 3. 

 

Таблица 3 

Загрязнители, выбрасываемые в атмосферный воздух  

при производстве сварочных работ 

 

Сварочный процесс 

Загрязнители 

Термическая резка 

Окись углерода, окись азота, окись металлов 

Дуговая сварка 

Окись углерода, азота, пыль, сварочные аэрозоли, оксиды метал-
лов, фториды, фтористый водород 

Электрошлаковая сварка  То же 

Контактная сварка 

Сварочные аэрозоли, оксиды металлов, марганец и его соединения 

 
Наибольшие выделения вредных веществ происходят при ручной электро-

дуговой сварке покрытыми  электродами. Так, например, при расходе 1 кг элек-
тродов в процессе ручной дуговой сварки образуется 40 г пыли, 2 г фтористого 
водорода, 1,5 г оксидов углерода и азота. При полуавтоматической и автомати-
ческой сварке   в защитной среде и без нее общая масса выделяемых вредных 
веществ меньше в 1,5–2, а при сварке под флюсом – в 4–6 раза. Химический со-
став выделяющейся при сварке пыли зависит в основном от состава сварочных 
материалов (проволоки, покрытий, флюсов) и в меньшей степени от состава сва-
риваемых металлов. 


background image

При  газовой  и  плазменной  резке  металлов  количество  выделяющихся  за-

грязняющих веществ зависит от длины и толщины разрезаемого металла. Пыль 
представляет  собой  конденсат  оксидов  металлов.  Размер  ее  частиц  не  превы-
шает 2 мкм,  а  химический  состав  пыли  определяется  главным  образом  маркой 
разрезаемого материала. При резке обычно выделяются токсичные  соединения 
хрома,  никеля,  марганца  и  вредные  газы – оксид  углерода,  оксиды  азота;  при 
пламенной резке образуется также озон. 

Наплавка  поверхности  катания  крестовин,  стрелочных  переводов  произ-

водится электродами ЦНИИИН-4. На одну крестовину наплавляется до 3 кг элек-
тродов, при этом выделяется сварочный аэрозоль, состоящий из оксидов (вес, %): 
железа 90–93; хрома 5–8; марганца и никеля 1; кремния 0,2; титана 0,1. 

 

1.5. Участки механической обработки древесины 

 
На участках механической обработки древесины в локомотивных, вагонных 

депо  и  ремонтных  заводах  производятся  технологические  процессы  пиления, 
строгания,  фрезерования  и  сверления  древесины  на  деревообрабатывающих 
станках. Основным выделяющимся загрязняющим веществом на участках явля-
ется древесная пыль. 

Удельные  показатели  выделяемой  древесной    пыли  зависят  от  времени 

работы  и  типа  каждой  единицы  оборудования. «Чистое»  время  работы  на  том 
или ином станке в день определяется руководителем участка. 

Для снижения выбросов древесной пыли в атмосферу используют в основ-

ном циклоны. 

 

1.6. Медницкое отделение 

 
При  проведении  медницких  работ  (пайке)  используются  мягкие  припои, 

плавящиеся  при  температуре 180–230 °С.  Эти  припои  в  основном – ПОС-30, 
ПОС-40 и ПОС60 – содержат свинец и олово, поэтому при пайке в воздух выде-
ляются их аэрозоли. Размер частиц составляет 0,7–7 мкм. Объемы выбросов аэ-
розолей зависят от продолжительности пайки и количества рабочих постов. 

 

1.7. Участки по изготовлению пластмассовых  

и резинотехнических изделий 

 
На  ряде  ремонтных  предприятий  производится  изготовление  пластмассо-

вых  и  резинотехнических  изделий.  Технологические  процессы  включают  в  себя 
операции по прессованию изделий, нагреву реактопластов в

 

литьевых машинах, 

таблетированию  порошков  и  механической  обработке  пластмасс.  На  каждой 
операции  происходит  выброс  загрязняющих  веществ  с  большим  перечнем  на-


background image

именований,  например,  стирол,  оксид  углерода,  уксусная  кислота,  непредель-
ные углеводороды, метилметакрилат, фенол, формальдегид, пыль и др. 

 

1.8. Экипировка локомотивов сухим песком 

 
В  локомотивных  депо  одним  из  технологических  процессов,  связанных  с 

выделением  загрязняющих  веществ  в  атмосферный  воздух,  является  приготов-
ление сухого песка и заправка его в локомотивы. Песок используется для увели-
чения сцепления колес локомотива с рельсами и при торможении поезда. Техно-
логический  процесс  приготовления  сухого  песка  состоит  из  сушки  песка  в  печи, 
за счет сгорания топлива и его транспортировки в емкостные хранилища и бун-
кера.  Выбросы  загрязняющих  веществ,  связанных  со  сжиганием  топлива,  опре-
деляются по методике,  используемой для котельных. Удельные выбросы пыли - 
оксида кремния, кг/т сухого песка составляют: сушка песка в печи – 2,0; загрузка 
песка в хранилище – 4,0; в раздаточный бункер – 1,5; локомотив – 7,5. 

 

1.9. Аккумуляторные участки 

 
Практически  во  всех  подразделениях  железнодорожного  транспорта  ис-

пользуют аккумуляторные батареи. При работе с ними в воздух выделяются газы 
– водород и  кислород;  аэрозоли серной кислоты, щелочи, масел; свинца. Коли-
чество выделяющихся газов зависит от многих параметров процесса заряда ак-
кумуляторных  батарей – степень  разрядки  и  изношенности  батареи,  температу-
ры, времени заряда и др. Наибольшее выделение газов наблюдается в конце за-
ряда. Основным загрязняющим веществом является аэрозоль серной кислоты. 

Расчет  выбросов,  выделяющихся  от  всех  источников  на  аккумуляторных 

участках, ведется через удельное выделение аэрозоля серной кислоты, которое 
для  свинцовых  аккумуляторных  батарей  принято  равным 1 мг/Ач  (ампер-час).  
При разборке и сборке аккумуляторных батарей при отливке свинцовых клемм и 
межэлементных  соединений  выделяется  свинец.  Удельный  выброс  свинца  на 
единицу  площади  зеркала  плавильного  тигля,  г/с

⋅м

2

  обычно  принимают  равным 

0,0013. Кроме того, при разборке и сборке аккумуляторных батарей используется 
битумная мастика, при разогреве которой выделяется аэрозоль масла, для кото-
рого за удельный выброс принимают 0,003 г/с м

2

 

1.10. Шпалопропиточные предприятия 

 
На  шпалопропиточных  заводах  (ШПЗ)  железнодорожного  транспорта  про-

изводится подготовка и пропитка деревянных шпал, идущих на восстановление, 
ремонт и строительство железнодорожного полотна. ШПЗ являются потребителями 
большого количества химических веществ, поэтому и выбросы загрязнителей в воз-
душную среду отличаются большим многообразием. 


background image

Шпалы пропитываются антисептиком, в составе которого используются ка-

менноугольные  и  сланцевые  масла.  Процесс  пропитки длится от 2 до 8 часов в 
зависимости  от  способа  пропитки  и  породы  древесины  при  температуре  около 
200 °С. Пропитанные шпалы подаются на склад готовой продукции. 

Пропитка  шпал  антисептиком  сопровождается  выделением  в  воздушную 

среду  нафталина,  антрацена,  аценафтена,  бензола,  толуола,  этилбензола,  кси-
лола  и  фенола.  Качественный  и  количественный  состав  выделяющихся  газов 
при  пропитке  шпал  каменноугольным  маслом  почти  вдвое  снижается  за  счет 
применения нефтяного разбавителя. Выбросы от места пропитки шпал выводят-
ся через воздуховоды местной и вытяжной общеобменной вентиляции. Остыва-
ние  пропитанных  шпал  происходит  на  открытом  воздухе,  поэтому  выбросы  без 
очистки поступают в атмосферу. 

Генеральным направлением в экологическом оздоровлении ШПЗ является 

усовершенствование  технологических  процессов,  обеспечивающих  максималь-
ное сокращение, либо полную ликвидацию выбросов в атмосферу. 

 

1.11. Окрасочные цеха и участки 

 
Под  нанесением  окрасочного  покрытия  понимают  нанесение  на  поверх-

ность  изделия  декоративных  или  защитных  материалов  в  жидкой  или  порошко-
образной  форме.  Такими  материалами  служат  обычные  краски  на  растворите-
лях,  полироли,  лаки  и  водорастворимые  краски.  Выбросы  летучих  органических 
соединений (ЛОС) возникают вследствие испарения растворителей, входящих в 
состав красок или применяемых для очистки поверхности перед окрашиванием. 
Основным фактором, влияющим на величину выбросов, является количество ле-
тучего  вещества,  содержащегося  в  краске.  Обычные  краски  содержат  примерно 
50 % сухого  вещества  и 50 % органических  растворителей.  Кроме  того,  для 
уменьшения толщины покрытия к краске перед применением могут добавляться 
и другие растворители. Для удаления растворителей после нанесения покрытия 
поверхность подвергается воздушной или тепловой сушке. 

Технология  окрашивания  развивается  быстрыми  темпами  и  в  результате 

интенсивных  исследований  становится  возможным  применение  так  называемых 
альтернативных  красок  с  низким  содержанием  растворителя.  В  некоторых  аль-
тернативных красках все же содержится некоторое количество растворителя, на-
пример, в краске на водной основе и в покрытии с высоким содержанием сухого 
остатка. Содержание органических растворителей в таких покрытиях составляет 
менее 30 %. Покрытия из порошкового материала вообще не содержат органиче-
ских растворителей. 

В России технологический процесс окрашивания кузовов подвижного соста-

ва состоит из подготовки поверхности под окраску, нанесения лакокрасочных ма-
териалов, сушки и декоративной отделки покрытия. Качество лакокрасочных по-
крытий зависит от качества подготовки окрашиваемых поверхностей. Вагон очи-


background image

10 

щают и промывают кислыми или щелочными моющими средствами в соответст-
вии с технологической инструкцией ТИ 32-ЦЛ-18/61-99. Подвагонное оборудова-
ние и все поверхности под вагоном перед окрашиванием очищают от грязи, на-
слоений  ржавчины  и  промывают 2–3 % растворами  моющих  средств  в  соответ-
ствии с технологической инструкцией ТИ 020-01124328-00. 

При обмывке подвижного состава в атмосферный воздух может выделять-

ся: пыли до 10 мг/м

3

, паров щелочи (едкого натра) – до 1,5–2,0 мг/м

3

, карбоната 

натрия    до 1,0–5,0 мг/м

3

.  После  обмывки  металлические  поверхности,  подлежа-

щие  окрашиванию,  очищают  от  ржавчины,  старого  разрушившегося  покрытия, 
потеков, наплывов,  утолщений  и  т.п.  Старую  краску  снимают  механическим,  хи-
мическим, термическим или смешанным способами. 

При  механической  зачистке  с  помощью  щеток,  абразивов,  дробеструйным 

способом  в  воздух  выделяются  оксиды  железа,  пленкообразующие  вещества, 
пигменты – оксиды свинца, хрома, цинка, титана, входящие в состав лакокрасоч-
ных  материалов.  Загрязнение  воздушной  среды  зависит  от  рецептуры  исполь-
зуемых  средств.  Например,  кислотная  очищающая  паста  состоит  из  кислот  сер-
ной, соляной, фосфорной, керосина, воды и инфузорной земли. 

Термическая очистка поверхностей от краски состоит в обработке ее кисло-

родно-ацетиленовым  или  газовым  пламенем  с  помощью  специальной  горелки. 
Вспученную  при нагреве краску удаляют шпателем. При такой технологии в воз-
душную  среду,  наряду  с  оксидом  углерода  и  углеводородами,  источником  кото-
рых  являются  сжигаемые  в  горелках  газы,  выделяются  продукты  термоокисли-
тельной деструкции и горения пленкообразующих веществ, оксиды свинца, хро-
ма, цинка, титана, входящие в состав лакокрасочных материалов. 

Старый окрасочный слой, величина которого составляет в среднем 50 % по 

ГОСТ 17437, подлежит  утилизации.  Норма  расхода  лакокрасочных  материалов 
составляет 108 кг  на  один  вагон  (ЦЛПВ-46;  ЦХН-1).  Сухой  остаток  окрасочного 
слоя составит 54 кг; остальные 54 кг теряются в виде аэрозоля и паров. 

Окраска  (нанесение  лакокрасочных  материалов)  подвижного  состава  про-

изводится  в  основном  кистью  и  валиком.  Подвагонное  оборудование  окрашива-
ется  методом  пневматического  распыления  на  открытом  воздухе.  При  окраске 
кистью и валиком в воздух рабочей зоны попадают лишь пары растворителей, а 
при пневматическом – практически все ингредиенты лакокрасочных материалов. 

Подготовка  поверхности  кузова  под  окраску  включает  в  себя  также  грунто-

вание,  шпатлевание  и  шлифование.  Лакокрасочные  материалы  представляют 
собой  многокомпонентные  смеси,  включающие  в  себя  различные  пленкообра-
зующие вещества, пластификаторы, пигменты и растворители. 

Нанесение  лакокрасочных  покрытий  сопровождается  выделением  в  воз-

душную среду паров растворителей и аэрозоля краски. При использовании рас-
творителей,  шпатлевок,  грунтовок,  лаков  и  эмалей  поступающие  в  воздух  пары 
содержат: ацетон, бензол, бутил ацетат, бутиловый спирт, ксилол, метилэтилке-
тон,  сольвент-нафта,  толуол,  уайт-спирит,  хлорбензол,  циклогексан,  этилгли-