ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.02.2019
Просмотров: 1215
Скачиваний: 2
6
1.3. Сборочно-разборочные участки
В сборочно-разборочных участках производится разборка, очистка, мойка и
сборка после ремонта отдельных узлов и деталей. Очистка узлов производится в
обдувочных и дробометных установках с выделением в воздушную среду металли-
ческой, металлоабразивной и других видов пыли. Мойка деталей и узлов осущест-
вляется в моечных машинах и ваннах с применением растворов каустической,
кальцинированной соды и моющих порошков. На предприятиях железнодорожно-
го транспорта используют флотационные и иные устройства по очистке загрязнен-
ной воды от вредных примесей.
1.4. Участки сварки и резки металлов
На ремонтных заводах и в депо производятся электродуговая сварка
электродами на фиксированных рабочих местах, общих площадках ремонтных
цехов и территории, газовая сварка и резка металлов, полуавтоматическая свар-
ка проволокой, контактная сварка, наплавка металлов, плазменная резка и свар-
ка, а также сварка в защитной среде. На участках сварки и резки металлов со-
став и масса выделяющихся вредных веществ зависят от вида и режимов техно-
логического процесса и от свойств используемых сварочных и свариваемых ма-
териалов. Характеристика вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу при
различных типах сварочных работ, приведена в таблице 3.
Таблица 3
Загрязнители, выбрасываемые в атмосферный воздух
при производстве сварочных работ
Сварочный процесс
Загрязнители
Термическая резка
Окись углерода, окись азота, окись металлов
Дуговая сварка
Окись углерода, азота, пыль, сварочные аэрозоли, оксиды метал-
лов, фториды, фтористый водород
Электрошлаковая сварка То же
Контактная сварка
Сварочные аэрозоли, оксиды металлов, марганец и его соединения
Наибольшие выделения вредных веществ происходят при ручной электро-
дуговой сварке покрытыми электродами. Так, например, при расходе 1 кг элек-
тродов в процессе ручной дуговой сварки образуется 40 г пыли, 2 г фтористого
водорода, 1,5 г оксидов углерода и азота. При полуавтоматической и автомати-
ческой сварке в защитной среде и без нее общая масса выделяемых вредных
веществ меньше в 1,5–2, а при сварке под флюсом – в 4–6 раза. Химический со-
став выделяющейся при сварке пыли зависит в основном от состава сварочных
материалов (проволоки, покрытий, флюсов) и в меньшей степени от состава сва-
риваемых металлов.
7
При газовой и плазменной резке металлов количество выделяющихся за-
грязняющих веществ зависит от длины и толщины разрезаемого металла. Пыль
представляет собой конденсат оксидов металлов. Размер ее частиц не превы-
шает 2 мкм, а химический состав пыли определяется главным образом маркой
разрезаемого материала. При резке обычно выделяются токсичные соединения
хрома, никеля, марганца и вредные газы – оксид углерода, оксиды азота; при
пламенной резке образуется также озон.
Наплавка поверхности катания крестовин, стрелочных переводов произ-
водится электродами ЦНИИИН-4. На одну крестовину наплавляется до 3 кг элек-
тродов, при этом выделяется сварочный аэрозоль, состоящий из оксидов (вес, %):
железа 90–93; хрома 5–8; марганца и никеля 1; кремния 0,2; титана 0,1.
1.5. Участки механической обработки древесины
На участках механической обработки древесины в локомотивных, вагонных
депо и ремонтных заводах производятся технологические процессы пиления,
строгания, фрезерования и сверления древесины на деревообрабатывающих
станках. Основным выделяющимся загрязняющим веществом на участках явля-
ется древесная пыль.
Удельные показатели выделяемой древесной пыли зависят от времени
работы и типа каждой единицы оборудования. «Чистое» время работы на том
или ином станке в день определяется руководителем участка.
Для снижения выбросов древесной пыли в атмосферу используют в основ-
ном циклоны.
1.6. Медницкое отделение
При проведении медницких работ (пайке) используются мягкие припои,
плавящиеся при температуре 180–230 °С. Эти припои в основном – ПОС-30,
ПОС-40 и ПОС60 – содержат свинец и олово, поэтому при пайке в воздух выде-
ляются их аэрозоли. Размер частиц составляет 0,7–7 мкм. Объемы выбросов аэ-
розолей зависят от продолжительности пайки и количества рабочих постов.
1.7. Участки по изготовлению пластмассовых
и резинотехнических изделий
На ряде ремонтных предприятий производится изготовление пластмассо-
вых и резинотехнических изделий. Технологические процессы включают в себя
операции по прессованию изделий, нагреву реактопластов в
литьевых машинах,
таблетированию порошков и механической обработке пластмасс. На каждой
операции происходит выброс загрязняющих веществ с большим перечнем на-
8
именований, например, стирол, оксид углерода, уксусная кислота, непредель-
ные углеводороды, метилметакрилат, фенол, формальдегид, пыль и др.
1.8. Экипировка локомотивов сухим песком
В локомотивных депо одним из технологических процессов, связанных с
выделением загрязняющих веществ в атмосферный воздух, является приготов-
ление сухого песка и заправка его в локомотивы. Песок используется для увели-
чения сцепления колес локомотива с рельсами и при торможении поезда. Техно-
логический процесс приготовления сухого песка состоит из сушки песка в печи,
за счет сгорания топлива и его транспортировки в емкостные хранилища и бун-
кера. Выбросы загрязняющих веществ, связанных со сжиганием топлива, опре-
деляются по методике, используемой для котельных. Удельные выбросы пыли -
оксида кремния, кг/т сухого песка составляют: сушка песка в печи – 2,0; загрузка
песка в хранилище – 4,0; в раздаточный бункер – 1,5; локомотив – 7,5.
1.9. Аккумуляторные участки
Практически во всех подразделениях железнодорожного транспорта ис-
пользуют аккумуляторные батареи. При работе с ними в воздух выделяются газы
– водород и кислород; аэрозоли серной кислоты, щелочи, масел; свинца. Коли-
чество выделяющихся газов зависит от многих параметров процесса заряда ак-
кумуляторных батарей – степень разрядки и изношенности батареи, температу-
ры, времени заряда и др. Наибольшее выделение газов наблюдается в конце за-
ряда. Основным загрязняющим веществом является аэрозоль серной кислоты.
Расчет выбросов, выделяющихся от всех источников на аккумуляторных
участках, ведется через удельное выделение аэрозоля серной кислоты, которое
для свинцовых аккумуляторных батарей принято равным 1 мг/Ач (ампер-час).
При разборке и сборке аккумуляторных батарей при отливке свинцовых клемм и
межэлементных соединений выделяется свинец. Удельный выброс свинца на
единицу площади зеркала плавильного тигля, г/с
⋅м
2
обычно принимают равным
0,0013. Кроме того, при разборке и сборке аккумуляторных батарей используется
битумная мастика, при разогреве которой выделяется аэрозоль масла, для кото-
рого за удельный выброс принимают 0,003 г/с м
2
.
1.10. Шпалопропиточные предприятия
На шпалопропиточных заводах (ШПЗ) железнодорожного транспорта про-
изводится подготовка и пропитка деревянных шпал, идущих на восстановление,
ремонт и строительство железнодорожного полотна. ШПЗ являются потребителями
большого количества химических веществ, поэтому и выбросы загрязнителей в воз-
душную среду отличаются большим многообразием.
9
Шпалы пропитываются антисептиком, в составе которого используются ка-
менноугольные и сланцевые масла. Процесс пропитки длится от 2 до 8 часов в
зависимости от способа пропитки и породы древесины при температуре около
200 °С. Пропитанные шпалы подаются на склад готовой продукции.
Пропитка шпал антисептиком сопровождается выделением в воздушную
среду нафталина, антрацена, аценафтена, бензола, толуола, этилбензола, кси-
лола и фенола. Качественный и количественный состав выделяющихся газов
при пропитке шпал каменноугольным маслом почти вдвое снижается за счет
применения нефтяного разбавителя. Выбросы от места пропитки шпал выводят-
ся через воздуховоды местной и вытяжной общеобменной вентиляции. Остыва-
ние пропитанных шпал происходит на открытом воздухе, поэтому выбросы без
очистки поступают в атмосферу.
Генеральным направлением в экологическом оздоровлении ШПЗ является
усовершенствование технологических процессов, обеспечивающих максималь-
ное сокращение, либо полную ликвидацию выбросов в атмосферу.
1.11. Окрасочные цеха и участки
Под нанесением окрасочного покрытия понимают нанесение на поверх-
ность изделия декоративных или защитных материалов в жидкой или порошко-
образной форме. Такими материалами служат обычные краски на растворите-
лях, полироли, лаки и водорастворимые краски. Выбросы летучих органических
соединений (ЛОС) возникают вследствие испарения растворителей, входящих в
состав красок или применяемых для очистки поверхности перед окрашиванием.
Основным фактором, влияющим на величину выбросов, является количество ле-
тучего вещества, содержащегося в краске. Обычные краски содержат примерно
50 % сухого вещества и 50 % органических растворителей. Кроме того, для
уменьшения толщины покрытия к краске перед применением могут добавляться
и другие растворители. Для удаления растворителей после нанесения покрытия
поверхность подвергается воздушной или тепловой сушке.
Технология окрашивания развивается быстрыми темпами и в результате
интенсивных исследований становится возможным применение так называемых
альтернативных красок с низким содержанием растворителя. В некоторых аль-
тернативных красках все же содержится некоторое количество растворителя, на-
пример, в краске на водной основе и в покрытии с высоким содержанием сухого
остатка. Содержание органических растворителей в таких покрытиях составляет
менее 30 %. Покрытия из порошкового материала вообще не содержат органиче-
ских растворителей.
В России технологический процесс окрашивания кузовов подвижного соста-
ва состоит из подготовки поверхности под окраску, нанесения лакокрасочных ма-
териалов, сушки и декоративной отделки покрытия. Качество лакокрасочных по-
крытий зависит от качества подготовки окрашиваемых поверхностей. Вагон очи-
10
щают и промывают кислыми или щелочными моющими средствами в соответст-
вии с технологической инструкцией ТИ 32-ЦЛ-18/61-99. Подвагонное оборудова-
ние и все поверхности под вагоном перед окрашиванием очищают от грязи, на-
слоений ржавчины и промывают 2–3 % растворами моющих средств в соответ-
ствии с технологической инструкцией ТИ 020-01124328-00.
При обмывке подвижного состава в атмосферный воздух может выделять-
ся: пыли до 10 мг/м
3
, паров щелочи (едкого натра) – до 1,5–2,0 мг/м
3
, карбоната
натрия до 1,0–5,0 мг/м
3
. После обмывки металлические поверхности, подлежа-
щие окрашиванию, очищают от ржавчины, старого разрушившегося покрытия,
потеков, наплывов, утолщений и т.п. Старую краску снимают механическим, хи-
мическим, термическим или смешанным способами.
При механической зачистке с помощью щеток, абразивов, дробеструйным
способом в воздух выделяются оксиды железа, пленкообразующие вещества,
пигменты – оксиды свинца, хрома, цинка, титана, входящие в состав лакокрасоч-
ных материалов. Загрязнение воздушной среды зависит от рецептуры исполь-
зуемых средств. Например, кислотная очищающая паста состоит из кислот сер-
ной, соляной, фосфорной, керосина, воды и инфузорной земли.
Термическая очистка поверхностей от краски состоит в обработке ее кисло-
родно-ацетиленовым или газовым пламенем с помощью специальной горелки.
Вспученную при нагреве краску удаляют шпателем. При такой технологии в воз-
душную среду, наряду с оксидом углерода и углеводородами, источником кото-
рых являются сжигаемые в горелках газы, выделяются продукты термоокисли-
тельной деструкции и горения пленкообразующих веществ, оксиды свинца, хро-
ма, цинка, титана, входящие в состав лакокрасочных материалов.
Старый окрасочный слой, величина которого составляет в среднем 50 % по
ГОСТ 17437, подлежит утилизации. Норма расхода лакокрасочных материалов
составляет 108 кг на один вагон (ЦЛПВ-46; ЦХН-1). Сухой остаток окрасочного
слоя составит 54 кг; остальные 54 кг теряются в виде аэрозоля и паров.
Окраска (нанесение лакокрасочных материалов) подвижного состава про-
изводится в основном кистью и валиком. Подвагонное оборудование окрашива-
ется методом пневматического распыления на открытом воздухе. При окраске
кистью и валиком в воздух рабочей зоны попадают лишь пары растворителей, а
при пневматическом – практически все ингредиенты лакокрасочных материалов.
Подготовка поверхности кузова под окраску включает в себя также грунто-
вание, шпатлевание и шлифование. Лакокрасочные материалы представляют
собой многокомпонентные смеси, включающие в себя различные пленкообра-
зующие вещества, пластификаторы, пигменты и растворители.
Нанесение лакокрасочных покрытий сопровождается выделением в воз-
душную среду паров растворителей и аэрозоля краски. При использовании рас-
творителей, шпатлевок, грунтовок, лаков и эмалей поступающие в воздух пары
содержат: ацетон, бензол, бутил ацетат, бутиловый спирт, ксилол, метилэтилке-
тон, сольвент-нафта, толуол, уайт-спирит, хлорбензол, циклогексан, этилгли-