Файл: МПМ экзамен, Коробова О.В..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 2950

Скачиваний: 46

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 МПМ как педагогическая наука. Ее объект, предмет, задачи, методы исследования, связь с другими науками.

Методика обучения математике младших школьников — очень древняя и очень молодая наука. Обучение счету и вычислениям составляло необходимую часть обучения в древнеегипетских школах. Об обучении счету рассказывают наскальные росписи эпохи палеолита. К первым учебным пособиям для обучения детей математике можно отнести «Арифметику» Магницкого (1703) и книгу В.А. Лая «Руководство к первоначальному обучению арифметике, основанное на результатах дидактических опытов».

три «вечных» вопроса методики обучения предметному содержанию:

1. Зачем обучать? Какова цель обучения маленького ребенка математике? Нужно ли это? И если нужно, то зачем?


2. Чему обучать? Какому содержанию следует обучать? Каков должен быть список математических понятий, предназначенных для изучения с ребенком? Есть ли какие-то критерии отбора этого содержания, иерархия его построения (последовательность) и чем они обоснованы?


3. Как обучать? Какие способы организации деятельности ребенка

(методы, приемы, средства, формы обучения) следует отбирать и применять для того, чтобы ребенок мог с пользой усваивать отобранное содержание? Что понимать при этом под «пользой»: количество знаний и умений ребенка или что-то другое? Как учитывать при организации обучения психологические особенности возраста и индивидуальные различия детей, но в то же время «укладываться» в отведенное время (учебный план, программа, режим дня), а также учитывать реальное наполнение класса в связи с принятой в нашей стране системой коллективного обучения (классно-урочная система)?


Объект исследования этой науки — процесс математического развития и процесс формирования математических знаний и представлений ребенка младшего школьного возраста, в котором можно выделить следующие компоненты: цель обучения (Зачем учить?), содержание (Чему учить?) и деятельность учителя и деятельность ребенка (Как учить?). Эти компоненты образуют методическую систему, в которой изменение одного из компонентов вызовет изменение другого.

Цели и задачи:

общеобразовательные (овладение учащимися определённого объёма математических ЗУНов в соответствии с программой), воспитательные (формирование мировоззрения, важнейших моральных качеств, готовности к труду), развивающие (развитие логических структур и математического стиля мышления), практические (формирование умения применять математические знания в конкретных ситуациях, при решении практических задач).


Таким образом, процесс развития методических наук тесно связан с процессом развития других педагогических, психологических и естественных наук.

взаимосвязь методики обучения математике в начальной школе с другими науками:


Например, философские и педагогические идеи играют основополагающую и направляющую роль в процессе разработки методической теории. Метод анализа литературы (составление библиографий, конспектирование, реферирование, составление тезисов, планов, выписывание цитат и т. п.) является универсальным и используется в любой науке. Метод анализа программ и учебников является общеупотребимым во всех дидактических и методических науках. Из педагогики и психологии методика заимствует метод наблюдения, анкетирования, беседы; из математики — методы статистического анализа и т. д.


2.Начальный курс математики как учебный предмет. Общая характеристика содержания и принципов построения современных программ по математике.


Методика преподавания математики (МПМ) – наука, предметом которой является обучение математике, причём в широком смысле: обучение математике на всех уровнях, начиная с дошкольных учреждений и кончая высшей школой.

В период обучения математике, в начальных классах, учащиеся должны получить следующие математические знания, умения, навыки.

а) понятие о натуральном числе, нуле, натуральном ряде чисел, их свойства, понятие об обыкновенных и десятичных дробях;

б) представления об основных величинах (длине отрезка, стоимости, массе предметов, площади фигур, ёмкости и объёме тел, времени), единицах измерения, величин и их соотношениях;

в) значение метрической системы мер, мер временя и умение практически пользоваться ими.

г) умение проводить четыре основных арифметических действия с многозначными числами и дробями.

д) Умение решать простые и составные задачи (в 3-4 действия).


В настоящее время существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая. Внутри каждой есть свои программы. К традиционной относятся программы: «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.


Школа России: Традиционная программа «Школа России»- М. И. Морро. В курсе математики авторы особое внимание уделяют такой подаче учебного материала, которая создаёт условия для формирования у учащихся интеллектуальных действий, таких, как действия по сравнению математических объектов, проведению их классификации, анализу предложенной ситуации и получению выводов, по выявлению разных функций одного и того же математического объекта и установлению его связей с другими объектами, по выделению существенных признаков и отсеиванию несущественных, по переносу освоенных способов действий и полученных знаний в новые учебные ситуации.

«Гармония»: Н. Б. Истомина. Плюсы этой программы: идет опережающее обучение, входящие в комплект учебники содержат методическую часть, с помощью которой родители могут сами изучить и объяснить ребенку пропущенную тему. В программе используются новые технологии обучения, которые позволяют развивать способности ребенка к логическому мышлению. Примечательно и то, что в комплекте предлагаются задания, рассчитанные на детей разных уровней подготовленности. Но есть и минусы: по математике решение задач начинается только во втором классе, а контрольные работы предлагаются одинаковые для всех классов.


«Начальная школа 21 века»: Начальная школа ХХI век под редакцией Н.Ф. Виноградовой. В этом комплекте очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника, и это единственный комплект, где есть параллельная программа «Учебная деятельность». Материал этой программы рассчитан на сильных эрудированных детей.

«Школа 2100» Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того, следует отметить, что предлагаемый курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами.

«Перспектива»: Дорофеев.помимо прямого эффекта обучения — приобретения определенных знаний, умений, навыков вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений: коммуникативных умений, в том числе умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними; умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза.

«Система Занкова»: Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема здесь обратная традиционной. Сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний, прохождение учебного материала «по спирали».

«Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова»: В этой программе особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов — предельно сложный. Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Дети усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются происхождение и строение числа и т. п.




3. Формирование культуры учебной деятельности младших школьников при усвоении математических знаний, умений и навыков.

3 пути: 1)создание на уроке ситуации успеха для учащихся; 2)применение нетрадиционных методов и форм организации урока; 3)применение мониторинга активности учащихся на уроке.


Формирование побуждений к учению важнейшая проблема. Ученик должен осознавать мотивы учения, т.к. от них зависит проявление его интеллектуальной и волевой активности, формирование его отношения к учебному процессу в целом.

Приёмы формир-я положит-х мотивов учеб. деят-ти:

1. «Удивляй» - привлечение интереса к предстоящей работе необычным, загадочным, проблемным. Побуждение учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.

2. «Интеллектуальная разминка»-вначале урока поднять молча карточку (рисунок, фигура, символ с исходными несколькими данными или вовсе без них).

Дети знают, что вопросов не будет, они сами должны придумать задачу или поставить вопрос. Каждый слушает др.ученика. Оценивается оригинальность и продуктивность творческих усилий. Чем больше ученик придумал новых задач, тем результативнее была его деятельность. Ценность - умение составлять задачу приводит к умению ее решать.

3. «Задай соседу вопрос»- если при выполнении дз встретился с затруднением, то задает вопрос на следующем уроке. Если сосед по парте не может ответить, то этот вопрос адресуется классу или учителю.

4. «Найди ошибку»

5. «Найди лишнее»- В конце урока каждый ученик заполняет таблицу мониторинга активности на уроке.

Для «сильных» учащихся мониторинг поднимает рейтинг пятерки, т.к. мало верно решить и получить результат, необходимо уметь обосновывать, видеть ошибки, искать новые подходы к решению задачи.

Для «слабых» учащихся мониторинг обеспечивает стабильность прилагаемых усилий, направляет на повышение качества процесса деятельности, для них мониторинг является “накопителем” их достижений. Ведь как только заполнится его строка, пусть не за один урок, он получит заветную “4”.

Ценность мониторинга-ни один даже небольшой успех учащегося не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для учащихся, она теперь является регулятором активности учебно–познавательной деятельности учащегося.


4. Урок как основная форма организации обучения математике в начальных классах. Особенности его организации в малокомплектной школе.

Уроки – обязательные систематические занятия, проводимые по строгому расписанию со всеми учащимися класса. Урок - форма организации деят-ти уч-ся, при которой решаются цели и задачи обучения. Руководящая роль на уроке у учителя, т. к. он планирует, организует и контролирует свою деят-ть и деят-ть уч-в. На уроке присутствует постоянная по своему составу гр. детей одного возраста.

Все др.формы организации учеб.деят-ти по математике (экскурсии, индивидуальные и групповые внеурочные занятия, домашние учебные занятия) тесно связаны с уроком.

Этапы урока матем.: 1)оргмомент; 2)подготовка учащихся к активной деятельности; 3)открытие нового знания 4)закрепление знаний, умений и навыков; 5)контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков; 6)подведение итогов.


Труд учителя в малокомплектной школе требует творчества, одержимости, доброты и сердечности, профессионализма и комплексности.

Работа с неск. кл-ми имеет след.ь особенности:

1.Учитель вынужден работать с классом половину (или менее) урока, а в остальное время организовать самост. работу детей;

2. Внимание учителя распределяется между 2 или 3 кл-ми;

3. При выполнении самост.работы дети не могут получить немедленную помощь учителя;

4. Уч-ся должны работать самост.при наличии помех со стороны др.кл.;

5. Учитель должен ежедневно готовиться к 8, 12 урокам.

Требования к организации самост.работе:

1. Самост. работа должна соответствовать программным требованиям;

2. Самост. работа должна развивать логическое мышление;

3. Вся самост.работа должна быть посильной для учеников.

Большое значение для развития навыков самоконтроля имеет приём взаимопроверки. Дети обмениваются тетрадями друг с другом, чтобы проверить самост.работу.


5. Методы и приемы обучения математике младших школьников

Сущ. классификация методов по источнику получения знаний (слово, наглядные средства, практическая деятельность). В соответствии с ней подходом методы можно объединить в 3 гр.:

1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.

2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов.

3. Практ.методы: устные и письм. упр., графические и лабораторные работы.

Выбор метода зависит от особенностей учителя и от ур-ня его методического мастерства. В начале работы учитель исп. методы обучения, которыми он лучше владеет.

Шаблон в методах работы учителя порождает шаблон в познават-й деят-ти уч-в. Поэтому постоянный поиск новых методов обучения, их совершенствование — важное условие успеха в работе учителя.

Критерии выбора метода обучения:

1)Метод должен вытекать из сущности предмета;

2)методика должна определяться целями школы;

3)базироваться на достижениях психологии, на всестороннем знании ребенка, его возрастных особенностей.


6. Методика подготовительной работы к введению натурального числа в условиях действующих программ по математике.

На этапе подготовительной работы натур-ное ч. выступает для уч-ка как целостный наглядный образ. Первые представления детей о ч. связаны с его колич-й характеристикой, они могу отвечать на вопрос: «Сколько?», не владея операцией счёта.

Колич-я характеристика предметных гр. осознаётся уч-м и в процессе установления соответствия между предметными мн-вами (выражение в понятиях «столько же», «больше», «меньше»). Для этого исп-ся: 1) наложение предметов одного мн-ва на предметы др.; 2) расположение предметов одного мн-ва под предметами др.; 3) соединение каждого предмета одного мн-ва с каждым предметом др.

На этом этапе выдел. отдельные эл-ты и готовят к сознательному владению счётом.