Файл: МУ к практич.занят..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 4958

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы и задания 1. Какой концепции маркетинга придерживается IBM? Подтвердите ответ примерами. 2. Каким образом IBM создает благоприятную микросреду маркетинга? Цель этих мероприятий. 3. Опишите отличительные особенности комплекса маркетинга концерна IBM и его конкурентные преимущества


Модель покупательского поведения. Рынок как объект маркетинга


Цель занятия закрепить знания в области поведения потребителей, изучения спроса, анализа рынка.


  1. Перечень вопросов для обсуждения


  1. Какие виды спроса Вам известны?

  2. Что такое иррациональный спрос? Приведите пример данного вида спроса.

  3. Для чего необходима матрица потребностей?

  4. Что влияет на потребность?

  5. Чем отличается слабосопряженная потребность от высокосопряженной?

  6. Как потребитель принимает решение о покупке?

  7. Опишите модель поведения покупателя.

8. Методы маркетинга по изучению спроса.

9. Модели, используемые для принятия прогнозных решений.

10. Ситуационный анализ рынка.

11. Оценка рыночных возможностей предприятия с учетом целей и ресурсов.

12. Составление прогноза развития рынка.

Дискуссия. 1. Какова структура мер по прогнозированию рынка? Рассматривается конкретный пример. 2. Расскажите о влиянии факторов культурного уровня на выбор потребителем магазинов для совершения покупки. Соотнесите этапы процесса принятия решения о вашей недавней покупке (обуви, одежды, бытовой техники и др.).

Практическое задание: привести примеры, подтверждающие возможность прогнозирования оптимального продуктового портфеля.

Темы докладов и презентаций:

1. Факторы, влияющие на выбор охвата рынка

2. Маркетинг – специфическая функция управления

3. Принципы организации внешнеторгового маркетинга

4. Этапы разработки и структура стратегической маркетинговой программы промышлен-ного предприятия

5. Сегментирование корпоративного рынка

6. Маркетинговая деятельность поставщика.

7.Характеристика и особенности клиентского рынка в России.

8. Товары потребительского спроса и товарная стратегия фирм, их производящих.

9. Приверженность к поставщику как результат покупательского поведения

10.Различие маркетинговых исследований на потребительских и промышленных рынках

11. Потребительская новизна товара как критерий его конкурентоспособности


Решение практических заданий

Ситуационная задача 1.

Потребительские предпочтения на рынке холодильников Из-за ограниченности площадей жилых помещений большинство домовладельцев используют двудверные или многодверные холодильники-морозильники, и только некоторые предпочитают раздельные холодильники и морозильники. Они используются для хранения свежих и мороженых пищевых продуктов, так как в настоящее время увеличивается число работающих домашних хозяек и в связи с этим увеличивается объем одноразовых покупок. Однако склонность японцев покупать свежие продукты ежедневно сохранится еще некоторое время. Обычаи в закупках (%): покупают продукты почти каждый день — 53,2; покупают продукты сразу на несколько дней — 22,0; нет определенной тенденции — 23,6; не ответили — 1,2. Необходимо увеличить емкость холодильников: 57,2% домашних хозяек, которые участвовали в настоящем опросе, выразили такое желание. Во многом это связано с новой планировкой жилья, где площадь кухни намного увеличивается. Рынок холодильников маленьких размеров также растет, но он зависит совсем от других факторов, таких, как увеличение количества одиноких людей, необходимость второго холодильника в спальне или гостиной. Несмотря на то, что только незначительная часть рынка домашних холодильников признала импортные товары, объем импорта возрастает, что подтверждается результатами маркетинговых исследований, приведенными ниже. 1) Использование холодильников по странам-производителям: Япония (в настоящее время и ранее) — 98,8%; США или страны Европы (в настоящее время) — 0,8%; США или страны Европы (ранее) — 1,3%; другие страны (в настоящее время и ранее) — 0,6%. 2) Перспективы использования холодильников: предполагают использовать товар в будущем — 99,3%; не обращают внимания на страну-производителя — 17,8%; предпочитают использовать товар, произведенный в Японии — 79,0%; предпочитают использовать товар, произведенный в других странах, — 0,3%; не ответили — 0,7%. С развитием рынка холодильников больших размеров усиливается деление рынка на сегменты пользователей холодильников большого и маленького размеров. С точки зрения их функциональности развивается производство многодверных моделей и моделей с другими дополнительными функциями, в то же время делается акцент на дизайн, увеличение емкости и использование новых типов изоляционных материалов. По данным опроса, технические характеристики холодильников должны отвечать следующим требованиям: низкий расход электроэнергии — 80,1%; высокое охлаждение и замораживающая мощность—70,8 %; бесшумная работа — 65,2%; рациональное использование полезной площади — 62,1%. Предпочтение потребителей американских и европейских холодильников обусловлено главным образом параметрами их качества, а также экономичностью и ценами, что иллюстрируется приведенными ниже данными: число потребителей — большая емкость — 37,9%; большая морозильная емкость — 16,7%; лучшее использование полезной площади — 13,6%; большая холодильная и морозильная мощность — 12,3%; более долговечный — 10,4%; более привлекательный дизайн и краски — 10,0%; ниже цены — 8,6%; меньший расход энергии — 4,7%. При ответе на вопрос, какую страну-производителя они бы предпочли при покупке следующего холодильника, 2,2% опрошенных сообщили, что они выберут продукцию США или Европы; 17,8% сказали, что им все равно. Таким образом, 20% населения Японии предположительно могут купить продукцию, сделанную в США или Европе.


Вопросы и задания 1. Предложите критерии сегментации японского рынка холодильников и опишите наиболее емкие сегменты. 2. Целесообразно ли для европейских и американских фирм увеличение продаж холодильников в стране? Какие аргументы «за» и «против» вы могли бы привести? 3. Если на предыдущий вопрос вы ответили положительно, порекомендуйте инофирмам целевой сегмент на японском рынке холодильников и разработайте позиционирование для их товара.


Ситуационная задача 2.

В 1988 г. в Японии было произведено 970 млн. штук шариковых ручек. Каждая семья в среднем расходовала за год на приобретение этого товара 297 йен. Шариковые ручки как высокого, так и низкого качества, всегда имеются в продаже, однако такие новинки, как ручки с чернилами на водной основе, со стирающимися чернилами, а также модернизированные (со встроенными кварцевыми часами или калькулятором) стали доступными сравнительно недавно. Опрос, касающийся использования шариковых ручек в Японии, показал, что 96,2% ручек, предпочитаемых покупателем, — японского производства; 19,0% опрошенных пользовались когда-либо или пользуются в настоящий момент ручками американского или европейского производства. Характеристики шариковых ручек, на которые обращают внимание японцы: а) большинство (76%) считает, что имеющиеся ручки вполне удовлетворительны; б) среди опрошенных — две равные группы, одна из которых обращает внимание на качество и легкость письма с помощью шариковых ручек, а другая — нет. Большинство (62,9%) опрошенных желает в будущем использовать хорошие ручки, не обращая внимания на страну-производителя. Однако 29,6% ответили, что они будут покупать шариковые ручки, изготовленные в Японии, показывая тем самым сравнительно высокую степень преданности японским товарам. Хотят использовать высококачественные ручки — 5,7%. Обращают внимание на качество и легкость письма — 12,6%. Не обращают внимание на качество и легкость письма — 14,3%. Потребители хотели бы иметь ручки, которые характеризовались следующими особенностями: товарным знаком — 5,7%; привлекательным оформлением — 45,1%; длительным использованием — 28,7%; дешевизной — 17,7%; высоким качеством — 24,3%; высококлассным внешним видом — 4,3%; «любая пригодна» — 34,5%. Французская компания — изготовитель шариковых ручек, воодушевленная успехом фирмы BJC France по «взламыванию границ» американского рынка шариковых ручек, прорабатывала возможность выхода на японский рынок. Анализируя вышеприведенную информацию, вице- президент по маркетингу фирмы счел необходимым выяснить более подробно, ручки каких производителей предпочитают покупать японцы сегодня и какова будет перспектива. Результаты опроса. 1. Страна—производитель используемого товара: Япония (в настоящее время и ранее) — 96,2%; США или страны Европы (в настоящее время) — 7,7%; США или страны Европы — 11,3%; другие страны (в настоящее время или ранее) — 6,6%; не ответили — 0,7%. 2. Перспективы использования товаров: предполагают использовать товар в будущем — 95,8%; не обращают внимания на страну-производителя — 62,9%; предпочитают использовать товар, произведенный в США или Европе, — 3,0%; предпочитают использовать товар, произведенный в Японии, — 29,6%; предпочитают использовать товар, произведенный в других странах, — 0,3%; не предполагают использовать товар в будущем — 3,3%; не ответили — 0,9%.


Вопросы и задания. Может ли французская фирма рассчитывать на выявление целевого сегмента или ниши на японском рынке? Если может, то почему? 2. Каким образом, учитывая предпочтение покупателей, а также другие факторы, целесообразно позиционировать товар? 3. Предложите ваши рекомендации для разработки комплекса маркетинга французской фирме, предполагающей продажу шариковых ручек на японском рынке.


Под спросом понимается количество товара, которое отдельные покупатели готовы купить по некоторой цене. Закон спроса показывает, что между объемом покупок и ценой существует обратная связь. На величину спроса на товар влияет много факторов: потребность покупателя в данном товаре, доход потребителя, цены товара- заменителя и т.д. И не всегда просто определить кривую спроса. Один из методов определения спроса на товар - это использование кривых безразличия и бюджетных линий.

Кривые безразличия оценивают сочетания количеств потребляемых товаров с точки зрения их полезности. Кривая безразличия соответствует лишь одному значению полезности. Чтобы сделать более полезным набор товаров, нужно сдвинуть кривую безразличия (но это может выходить за пределы возможностей покупателя).

Бюджетные линии характеризуют сочетания количества потребляемых товаров с точки зрения возможности покупателя. Точка касания кривой безразличия и бюджетной линии определяет максимальную полезность сочетания товаров для потребителя, исходя из его возможностей.

Задание. Известно, что бюджет потребителя составляет 12 условных денежных единиц и обеспечивает приобретение 8 единиц товара А по цене 1,5 усл. ден. ед. или 12 единиц товара Б по цене 1 усл. ден. ед. В приведенной ниже таблице представлены сочетания товаров А и Б, дающие одинаковые полезности потребителю. Проведя совместный анализ кривых безразличия и бюджетных линий построить кривую спроса для товара Б, если цена на него будет меняться следующим образом: 0,8 усл. ден. ед., 1,5 усл. ден. ед., 2 усл. ден. ед., а бюджет потребителя не меняется. Кривую безразличия и бюджетные линии строить в одних осях координат. Кривую спроса для товара Б построить отдельно.


Количество единиц

товара А

Количество единиц

товара Б

12

2

5

4

4

6

3

8

2

12


Товарная политика предприятия.

Ассортиментная политика предприятия



Цель занятия закрепить знания в области товарной политики, жизненного цикла товара, создания новых товаров, конкурентоспособности товара.

  1. Перечень вопросов для обсуждения

    1. Связь товара с целевым рынком, сегментом целевого рынка.

    2. Сегментационный подход к деятельности предприятия на рынке.

    3. Жизненный цикл товара, его этапы.

    4. Товарная политика как эффективное средство конкурентной борьбы.

    5. Организация разработки и постановки на производство конкурентоспособного товара.

    6. Формирование товарного портфеля на предприятии.

    7. Создание новых товаров, факторы успеха в создании пионерных товаров и товаров рыночной новизны.

    8. Целенаправленная товарная политика как фактор обеспечения устойчивого коммерческого успеха предприятия в условиях конкурентного рынка.

    9. Сервис в пользу покупателя (конечного пользователя) товара как обязательных атрибут товара, важнейший фактор конкурентоспособности.


Дискуссия. Велика ли роль маркировки, дизайна и упаковки как факторов повышения конкурентоспособности изделия? Подтвердить свое мнение конкретными примерами.

Темы докладов:

1. Анализ и создание стоимости нового товара

2. Марка, бренд, товарный знак

3. Товары потребительского спроса и товарная стратегия охвата рынка

4. Инновационная деятельность

5. Сущность марчендайзинга

6. Промышленные инновации и патентная защита

7. Промышленные рынки и продукты

8. Основные проблемы планирования ассортимента средств производства

9. франчайзинг как особая форма реализации прав на производство отдельных товаров

10. Жизненный цикл товар производственного назначения

11. Стратегия развития продуктового ряда

12. Товар, его уровни, марочное название

13. Товарная политика промышленного предприятия


Решение практических заданий

Ситуационная задача 1.

Венгерская фирма «Эмэкс» экспортирует основные продукты питания. На одном из потенциальных внешних рынков сбыта сложилась ситуация неудовлетворенного спроса. Таким образом, выход на новый рынок для «Эмэкса» оказался очень легким. В первый год покупателями товаров «Эмэкса» выступали почти исключительно частные предприниматели. 80% реализации составляли массовые товары, остальное пришлось на долю защищенных патентом и товарным знаком фирменных изделий. (Набор изделий состоял из 25 наименований, из которых фирменными были 80%). На следующий год экспорт вырос в 3,1 раза. Здесь уже 88% закупила государственная организация-импортер. Количество наименований изделий увеличилось до 45 и из них фирменные изделия составили уже 44%. На третий год также намечались перспективы расширения продаж. При заключении новых сделок необходимо было принимать во внимание, что в данном случае речь идет о рынке развивающейся страны; товары, поставленные по заключенным на второй год работы на рынке сделкам, попадут к конечному потребителю не раньше II квартала следующего года, поскольку отгрузки осуществляются в IV квартале года заключения контрактов; рынок при возрастании конкуренции постепенно начал насыщаться; покупатели из частного сектора начали работать во всех районах страны и они профессионально разбираются в вопросах сбыта товара; государственная организация-импортер из-за отсутствия специалистов и сбытовой сети с трудом реализует товары; для сбыта фирменных изделий необходимы значительные усилия по их продвижению; в интересах развития местной промышленности государственная организация-импортер заботится об импорте полуфабрикатов («Эмэкс» экспортирует и их). «Эмэкс» организовал в стране-импортере выставку, где крупнейшие специалисты могли ознакомиться с уже экспортируемыми и 6 новыми фирменными изделиями. С рекламной точки зрения выставка хорошо удалась. Далее, «Эмэкс» командировал на рынок специалиста, чтобы он организовал для представителя фирмы службу по работе с покупателями, которая могла бы, кроме всего прочего, помочь государственной организации реализовать импортируемое продовольствие.


Вопросы и задание 1. Почему фирмой «Эмэкс» было принято решение выйти на рынок развивающейся страны? 2. Какое положение удалось занять фирме на рынке продуктов питания через два года? 3. Какие меры приняла фирма «Эмэкс» для укрепления своих позиций на внешнем рынке?


Ситуационная задача 2.

Западногерманский производитель садоводческих систем стоит перед проблемой стагнирования (застой) рынка посевного материала и удобрений. Половина домашних хозяйств в ФРГ имеет сады (всего 10 млн. садов площадью примерно 230 м2 каждый в среднем). Однако ежегодно прибавляется только около 2,3% общей площади газонов. Около 30% собственников газонов имеют с ними проблемы. Одна из причин — низкокачественный посевной материал: не отвечающий принятым размерам рост летом и низкая устойчивость к болезням. Кроме того, он плохо переносит частое скашивание и через несколько лет быстро дегенерирует. Удобрение и поливка против сорняков имеют только поверхностный эффект, так как качество основной поросли зависит от посевного материала, в связи с чем восстановление газона должно быть капитальным. Более того, изменяются требования владельцев газона к его особенностям. Вместо репрезентативности и декоративности предпочтение отдается сильному и крепкому гаьечу, который способен выдержать нагрузку, т.е. спорт, игры и т.д. Однако красивый и качественный газон можно получить только путем полного пересева уже ранее засеянной территории высококачественным посевным материалом. Но при этом газоном вообще нельзя пользоваться три месяца и он достаточно дорог. Исследования, которые производитель проводит в этой области, показывают, что засев высококачественного посевного материала на месте уже существующего дегенерировавшего газона дает только оптический эффект. Для того чтобы получить действительно качественный газон, необходима специальная обработка почвы, прежде всего с применением соответствующих удобрений. Система восстановления газона, которую предлагает производитель, состоит в использовании следующих продуктов: посевной материал, удобрения для корней рассады, специальные удобрения для травы и необходимое садоводческое оборудование для повседневной деятельности, т.е. косьбы, внесения удобрений, поливки, уборки и т.д. Главная часть этой системы — результат исследований и развития производителя. Выгода потребителя заключается в том, что старый, дегенерировавший газон полностью обновляется в течение короткого времени (около 6 недель). При этом цена составляет 1/7 цены нового газона. Кажущаяся сложность этой системы и анализ сбыта показали, что классическим сбытовым путем эта система на рынке укрепиться не смогла.

Вопросы и задания 1. Проанализируйте маркетинговую ситуацию и опишите маркетинговую проблему, перед которой стоит производитель. 2. По результатам анализа разработайте маркетинговую концепцию и шаги по ее претворению в жизнь.


Смотрите также файлы