ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.02.2019
Просмотров: 1919
Скачиваний: 11
1
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
Кафедра «Управление эксплуатационной работой, станции и узлы»
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СОРТИРОВОЧНОЙ СТАНЦИИ
Методические указания и задание к курсовому проекту № 1
по дисциплине «Управление эксплуатационной работой»
для обучающихся по специальности 23.05.04 (190401)
«Эксплуатация железных дорог»
заочной формы обучения
Составители: В.И. Александров
П.Б. Романова
О.А. Бондаренко
Н.А. Муковнина
Самара
2015
3706
2
УДК 656.22.05
Организация работы сортировочной станции : методические указания и задание
к курсовому проекту № 1 по дисциплине «Управление эксплуатационной работой» для
обучающихся по специальности 23.05.04 (190401) «Эксплуатация железных дорог» заоч-
ной формы обучения / составители : В.И. Александров, П.Б. Романова, О.А. Бондаренко,
Н.А. Муковнина. – Самара : СамГУПС, 2015. – 48 с.
Приведены методические указания к выполнению курсового проекта для студентов
по рассматриваемой дисциплине.
Методические указания необходимы для того, чтобы научить студентов навыкам
творческой разработки прогрессивных технологических процессов сортировочных стан-
ций, руководствуясь типовым технологическим процессом.
Утверждены на заседании кафедры «УЭРСУ» 13.12.2014 г., протокол № 4.
Печатаются по решению редакционно-издательского совета университета.
Составители: Александров Владимир Иванович
Романова Полина Борисовна
Бондаренко Оксана Александровна
Муковнина Наталья Анатольевна
Рецензенты: помощник начальника Куйбышевской железной дороги – филиала
ОАО «РЖД», к.т.н., доцент Мохонько В.П.
к.т.н., профессор, заведующий кафедрой «БПГКР» СамГУПС
Н.В. Эрлих
Под редакцией составителей
Компьютерная верстка: Е.А. Самсонова
Подписано в печать 02.07.2015. Формат 60*90 1/16.
Усл. печ. л. 3,0. Заказ 122.
© Самарский государственный университет путей сообщения, 2015
3
ВВЕДЕНИЕ
Согласно рабочей программе дисциплины, разработанной на основании Федераль-
ного государственного образовательного стандарта ВПО третьего поколения, рабочего
учебного плана и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по специальности 190401 «Экс-
плуатация железных дорог» целями освоения учебной дисциплины «Управление экс-
плуатационной работой» является подготовка специалистов к профессиональной дея-
тельности в области организации и управления перевозочным процессом на железнодо-
рожном транспорте, разработке технологий, систем управления, безопасности движения
поездов и охраны труда.
Задачами освоения учебной дисциплины «Управление эксплуатационной работой»
являются:
- формирование умения организовывать по прогрессивной технологии работу раз-
дельных пунктов и железнодорожных узлов;
- получение навыков для проведения единой технической политики в области орга-
низации перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа;
- формирование способности обеспечивать безопасность движения и эксплуатации
железнодорожного транспорта, выполнять законодательство Российской Федерации об
охране труда, пожарной безопасности и защите окружающей природной среды;
- формирование умения реализовывать стратегии предприятия для достижения наи-
большей эффективности производства и качества работ при организации перевозок пас-
сажиров, грузов, грузобагажа и багажа;
- формирование умения разрабатывать эффективные схемы организации поездной и
маневровой работы на железнодорожном транспорте;
- формирование умения разрабатывать и внедрять с учетом требований рыночной
конъюнктуры и современных достижений науки и техники меры по совершенствованию
систем управления на железнодорожном транспорте;
- формирование способности организовывать работу коллектива исполнителей, вы-
бирать, обосновывать и реализовывать управленческие решения;
- формирование способности организовывать и управлять перевозочным процессом,
коммерческой работой в сфере грузовых перевозок железнодорожным транспортом;
- формирование умения осуществлять контроль и управление системами организа-
ции движения поездов и маневровой работы;
- формирование умения разрабатывать планы, программы и методики проведения
исследований объектов профессиональной деятельности;
- формирование умения находить компромисс между различными требованиями
(стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) при долгосрочном и кратко-
срочном планировании эксплуатационной работы железнодорожного транспорта и вы-
бором рационального решения;
- получение навыков участия в фундаментальных и прикладных исследованиях в
области профессиональной деятельности;
- получение навыков по сбору научной информации, подготовке обзоров, аннота-
ций, составление рефератов и отчетов, библиографий; анализу информации по объектам
исследования; участия в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ раз-
личного уровня; выступления с докладами и сообщениями по тематике проводимых ис-
следований, распространение и популяризация профессиональных знаний; воспитатель-
ная работа с обучающимися.
4
В 2007 г. Съезд железнодорожников РФ рассмотрел «Стратегию развития железно-
дорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года».
Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030
года направлена на решение следующих государственных задач:
- формирование доступной и устойчивой транспортной системы как инфраструктурно-
го базиса для обеспечения транспортной целостности, независимости и обороноспособно-
сти страны, социально-экономического роста российской экономики и создания условий
для реализации конституционных прав граждан на свободу перемещения;
- снижение совокупных транспортных народно-хозяйственных издержек; интегра-
ция в мировую транспортную систему;
- приведение уровня качества и безопасности перевозок в соответствие с требова-
ниями населения и экономики и лучшими мировыми стандартами на основе технологи-
ческого и технического «прорывного» развития железнодорожного транспорта;
- повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта;
- поддержание социальной стабильности на железнодорожном транспорте; обеспече-
ние прав граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду.
Одно из важнейших направлений научно-технического развития ОАО «РЖД» – сис-
тема управления перевозочным процессом и транспортная логистика, в котором выделе-
но 4 позиции, в т.ч. оптимизация перевозок на основе экономических критериев.
Другое важнейшее направление – корпоративная система управления качеством, в
котором выделено 6 позиций, в т.ч. снижение издержек за счет оптимизации бизнес и
технологических процессов.
Исходя из этих двух важнейших направлений научно-технического развития ОАО
«РЖД», а также из целей и задач освоения учебной дисциплины «Управление эксплуата-
ционной работой», в курсовом проекте № 1 «Организация работы сортировочной стан-
ции» требуется разработать технологический процесс, рассчитать с применением ПК
оптимальные по экономическому критерию параметры технологии работы станции, по-
строить суточный план-график работы станции.
Задание на выполнение курсового проекта дает общее направление разработки
предложенной темы и может быть дополнено или скорректировано преподавателем.
Содержание курсового проекта:
1. Технико-эксплуатационная характеристика станции и примыкающих к ней линий.
2. Специализация парков и путей.
3. Разработка технологии работы парка приема.
4. Разработка технологии работы сортировочной горки.
5. Разработка технологии работы сортировочного парка.
6. Разработка технологии работы парка отправления.
7. Исследование и выбор с применением ПК оптимальных (по экономическому кри-
терию) параметров технологии работы станции.
8. Разработка суточного плана-графика работы станции.
9. Расчет показателей работы станции.
Курсовой проект должен представлять собой четко и кратко изложенное решение в
форме описаний, пояснений, расчетных формул, таблиц и рисунков. Графическая часть
должна содержать разработанный суточный план-график работы станции на формате А1
ватмана.
5
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Студент должен знать: о транспортных характеристиках и транспортном состоя-
нии грузов; об основных характеристиках подвижного состава и транспортном оборудо-
вании для перевозки грузов; о структуре и функциях транспортно-грузовых систем, их
устройстве, технико-эксплуатационных характеристиках, об определении производи-
тельности погрузочно-разгрузочных машин и установок; о телемеханическом и автома-
тическом управлении погрузочно-разгрузочными машинами и установками; об автома-
тизированных и механизированных складах; об организационной структуре и планиро-
вании работы подразделений, занятых погрузочно-разгрузочными работами; о проекти-
ровании транспортно-складских комплексов; методах математического анализа и моде-
лирования, теоретического и экспериментального исследования; основных понятиях о
транспорте, транспортных системах; взаимосвязь, развития транспортных систем; миро-
вых тенденциях развития различных видов транспорта; основных характеристиках раз-
личных видов транспорта; технику и технологии, организацию работы, инженерные со-
оружения, системы управления; критериях выбора вида транспорта, стратегии развития
железнодорожного транспорта; устройстве железнодорожного пути, верхнем и нижнем
строении пути; основах ведения путевого хозяйства; путевых машинах и механизмах;
технологических процессах производства путевых работ; управлении путевым хозяйст-
вом; железнодорожном подвижном составе, его устройстве, технической и коммерче-
ской эксплуатации, системе их технического обслуживания и ремонта, основах тяговых
расчетов; транспортных характеристиках груза, тары, упаковки и маркировки груза; си-
лах действующих на груз при перемещении; требованиях к размещению и хранению
грузов; основных характеристиках подвижного состава и транспортного оборудования
для перевозки скоропортящихся грузов, организации и технологии перевозок, органо-
лептических методах проверки качества грузов.
Студент должен уметь: выполнять выбор рационального типа подвижного состава
для перевозки грузов; выполнять расчеты основных параметров транспортно-грузовых
комплексов; разрабатывать проекты транспортно-складских комплексов; определять
технико-экономические показатели вариантов решения, использовать основные про-
граммные средства, пользоваться глобальными информационными ресурсами, совре-
менными средствами телекоммуникации при обеспечении функционирования транс-
портных систем; использовать методы статистического анализа и современные инфор-
мационные технологии для эффективного использования техники в транспортно-
технологических системах; осуществлять экспертизу технической документации, надзор
и контроль состояния и эксплуатации подвижного состава, объектов транспортной ин-
фраструктуры, выявлять резервы, устанавливать причины неисправностей и недостатков
в работе, принимать меры по их устранению и повышению эффективности использова-
ния.
Студент должен владеть: инструкциями, правилами перевозок грузов, норматив-
ными актами, техническими условиями погрузки и крепления грузов в вагонах и контей-
нерах; методами технико-экономического обоснования при принятии решения о разви-
тии транспортно-складского комплекса; технико-экономическими расчетами механиза-
ции и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ; основными методами, способами
и средствами получения, хранения и переработки информации, наличием навыков рабо-
ты с компьютером как средством управления информацией; автоматизированными сис-
темами управления базами данных; методами определения сопротивления движению по-
езда, его массы;