ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.02.2019

Просмотров: 3117

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

42

ФЕ

«

Кафе

М

для обу

234

ЕДЕРАЛЬНОЕ

САМАРС

дра «Техн

ЖЕЛЕ

Методичес
учающихс

Е ГОСУДАРС

СКИЙ ГО

нологии г

ЕЗНОДО

ские указ

ся по спец

оч

СТВЕННОЕ Б

ОСУДАРС

грузовой 

ОРОЖ

зания к пр
циальност

ной и зао

М
Ф

БЮДЖЕТНОЕ

СТВЕННЫ

 
 
 
 
 

и коммер

НЫЕ С

рактическ

ти 23.05.0

очной фор

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

Самара

2017 

 

МИНИСТЕРСТ

ЕДЕРАЛЬНО

 

Е ОБРАЗОВАТ

ЫЙ УНИВ

 

рческой р

СТАНЦ

ким и лаб
04 «Экспл

рм обучен

С

ТВО ТРАНСП

ОЕ АГЕНТСТВ

ТЕЛЬНОЕ УЧ

ВЕРСИТ

аботы, ст

ЦИИ И 

ораторны

луатация ж

ния 

Составител

ОРТА РОССИ

ВО ЖЕЛЕЗНО

ЧРЕЖДЕНИЕ

ТЕТ ПУТЕ

танции и у

УЗЛЫ

ым работа

железных

ли:  А. Б

А. В
Н. Н
А.В
И.Р.

ИЙСКОЙ ФЕД

ОДОРОЖНОГ

Е ВЫСШЕГО О

ЕЙ СООБ

узлы»  

Ы

 

ам 

х дорог»

Б. Фокеев
В. Варлам
Н. Мазько

. Эрлих 

. Андриан

ДЕРАЦИИ 

ГО ТРАНСПО

ОБРАЗОВАН

БЩЕНИЯ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

мов 

о 

нова 

 
 

ОРТА

 

ИЯ 

Я»

 


background image

УДК 656.21 
 
Железнодорожные станции и узлы : методические указания к практическим и ла-

бораторным работам для обучающихся по специальности 23.05.04 «Эксплуатация желез-
ных дорог» очной и заочной форм обучения / А. Б. Фокеев, А. В. Варламов,  Н. Н. Мазь-
ко, А.В. Эрлих, И.Р. Андрианова. –  Самара : СамГУПС, 2017. – 76 с. 

 
 
Методические  указания  составлены  в  соответствии  с  рабочей  программой  дисцип-

лины «Железнодорожные станции у узлы» и содержат теоретические материалы и прак-
тические задачи для углубленного изучения дисциплины «Железнодорожные станции у 
узлы». 

Выполнение практических и лабораторных заданий позволит подробно изучить раз-

делы, которые не входят в рамки выполнения курсовой работы и проектов по дисципли-
не «Железнодорожные станции у узлы»: расчет основных параметров стрелочных пере-
водов,  соединений  станционарных  путей  и  стрелочных  улиц;  расчет  путевого  развития 
на  участковых  станциях;  расчет  высоты  горок  различной  мощности  и  анализ  профилей 
спускной части горки трудного и легкого путей; разработка конструкций горловин, рас-
чет путевого развития и изучение основных устройств на пассажирских и пассажирских 
технических станциях и т.д. 

 
 
Утверждены на заседании кафедры 13.02.2017 г., протокол № 8. 
Печатаются по решению редакционно-издательского совета университета. 
 

 
 

Составители:  Анатолий Борисович Фокеев, к. т. н., доцент 

Александр Васильевич Варламов, к. т. н., доцент 
Наталья Николаевна Мазько, к. т. н., доцент 
Антон Владимирович Эрлих, к. т. н., доцент 
Ирина Ревазовна Андрианова, ст. преподаватель 

 
 
Рецензенты:  Александров В. И., к. т. н., доцент СамГУПС; 

Солдаткин В.И., к. т. н., доцент СамГУПС 

 
 
 
 

Под радакцией составителей 

 
 
Подписано в печать 03.04.2017. Формат 60×90 1/16. 
Усл. печ. л. 4,75. Заказ 35.   
 
 

© Самарский государственный университет путей сообщения, 2017 

 


background image

ВВЕДЕНИЕ  

 

Методические  указания  составлены  в  соответствии  с  рабочей  программой  дисцип-

лины «Железнодорожные станции и узлы». 

Практические  и  лабораторные  занятия  являются  базой  для  формирования  у  обу-

чающихсяследующих компетенций: 

-  ПК-19.  Знать:  технические  и  технологические  нормы  проектирования  станций  и 

узлов в различных условиях; методы проектирования отдельных элементов и основных 
схем станций и узлов; методы выполнения технико-экономических расчетов по выбору 
наиболее  эффективных  решений.  Уметь:  пользоваться  нормативно-справочной  литера-
турой, используемой при проектировании объектов транспортной инфраструктуры; про-
ектировать  элементы  транспортной  инфраструктуры;  разрабатывать  технико-
экономическое  обоснование  проекта  и  выбирать  рациональное  техническое  решение. 
Владеть: методами проектирования объектов транспортной инфраструктуры в соответ-
ствии с техническими и технологическими нормами проектирования в различных усло-
виях; методами расчета параметров устройств раздельных пунктов; методами выполне-
ния технико-экономических расчетов по выбору наиболее эффективных решений. 

- ПК-20. Знать: устройство и техническое оснащение раздельных пунктов и транс-

портных узлов; взаимное расположение и методы расчета основных элементов; способы 
увязки  проектных  решений  с  передовой  технологией  работы  станций  и  узлов;  методы 
увеличения пропускной и перерабатывающей способности станций и узлов. Уметь: раз-
рабатывать схемы раздельных пунктов; разрабатывать проекты реконструкции и строи-
тельства раздельных пунктов; производить расчет пропускной и перерабатывающей спо-
собности станций и узлов, а также их отдельных элементов. Владеть: методами проек-
тирования основных элементов станций и узлов; методами расчета пропускной и перера-
батывающей способности станций и узлов; методами расчета пропускной и перерабаты-
вающей способности отдельных элементов станций и узлов. 

-  ПК-21.  Знать:  порядок  разработки  проектов  строительства  железнодорожных 

станций и входящего в их состав комплекса необходимых устройств. Требования норма-
тивных документов по проектированию станционных устройств; основы геодезии, топо-
графические карты и планы; определение загрузки железнодорожных станций в целом и 
отдельных их подсистем. Уметь: разрабатывать масштабные планы станций с соответст-
вующим  комплексом  устройств;  проектировать  план,  продольный  и  поперечный  про-
филь  станционных  путей;  определять  объемы  работ  по  выполненным  проектам.  Вла-
деть:
 методами масштабного графического отображения объектов транспортной инфра-
структуры;  методиками  определения  мощности  и  загрузки  станционных  устройств;  ме-
тодами расчета строительной стоимости проектируемых железнодорожных станций. 

ПСК-1.6. Знать: технологию работы железнодорожных станций и узлов; специа-

лизацию станций в узле и организацию вагонопотоков; мероприятия по комплексной ме-
ханизации и автоматизации станционных процессов; схемные решения станций и узлов 
по изоляции маршрутов приема и отправления поездов от маневровой работы; специали-
зацию головных и узловых участков для изоляции маршрутов грузового и пассажирского 
движения. Уметь: разрабатывать варианты реконструкции железнодорожных станций и 
узлов; предлагать технические и технологические мероприятия по увеличению пропуск-
ной  способности  транспортных  коридоров,  линий,  участков  и  станций;  разрабатывать 
мероприятия  по  внедрению  скоростного  и  высокоскоростного  движения  поездов.  Вла-
деть:
 методами и  методиками разработки экономически обоснованных предложений по 
развитию и реконструкции железнодорожных станций и узлов; методами и методиками 


background image

по комплексной механизации и автоматизации станционных процессов; методами проек-
тирования  объектов  инфраструктуры  для  внедрения  скоростного  и  высокоскоростного 
движения. 

 

Практические работы по дисциплине выполняются  

в 5 семестре ДФО и в 7 семестр ЗФО 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1 

РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ  ПАРАМЕТРОВ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ 

 
Цель работы: 
научиться определять основные параметры стрелочных переводов. 
 
Задача 1.1.
 Определить полную длину обыкновенных одиночных стрелочных пере-

водов марок 1/11 и 1/9 (рисунок 1.1) и симметричного марки 1/6 (рисунок  1.2) на прие-
мо-отправочных путях. Тип рельсов Р65.  

 

 

 
α – угол крестовины; R

пер

 – радиус переводной кривой (по наружной нити); m – расстояние от оси пе-

редних стыков рамных рельсов до начала остряков; a

– расстояние от начала остряков до центра пере-

вода;  а – расстояние  от  оси  передних  стыков  рамных  рельсов  до  центра  перевода;  b

0

 – расстояние  от 

центра перевода до математического центра крестовины; – расстояние от центра переводов до торца 
крестовины; q

1

 – расстояние от центра крестовины до ее заднего стыка; h – прямая вставка перед кре-

стовиной 

 

Рисунок 1.1 –  Схема обыкновенного стрелочного перевода 

 

 

 
 

Рисунок 1.2 – Схема симметричного стрелочного перевода 


background image

Полная длина стрелочных переводов 
- обыкновенного:

b

a

m

L

п

+

+

=

0

;   

- симметричного:

2

cos

1

`

0

0

α

q

b

a

m

L

п

+

+

+

=

.  

Задача 1.2. Определить  расстояние  между  центрами  смежных  стрелочных  перево-

дов марки 1/11 на приемо-отправочных путях в стесненных условиях в различных вари-
антах укладки (рисунок 1.3). Тип рельсов Р65. 

В  зависимости  от  назначения  путей  и  скорости  движения  поездов  по  ним  длина 

вставки f(если она устраивается) в схемах I, II, III равна 25,00; 12,50; 6,25; 4,50 м. 

 

 

 

Рисунок 1.3 – Схемы взаимного расположения стрелочных переводов 

 

При ответвлении двух параллельных путей в одну (схема IV) и в разные (схема V) 

стороны  расстояние  между  центрами  переводов  зависит  от  ширины  междупутья: 

α

=

sin

e

L

V

.

IV

 
Задача 1.3. Для условий задачи 1.2 определить длину прямой вставки f в схемах IV 

и V (см. рисунок 1.3). 

Расстояние между центрами стрелочных переводов: 
L

IV

 = b

1

 + f

4

 + a

2

L

V

 = b

1

 + f

5

 + b

2

;  L

IV, V

 = e/sinα . 

Следовательно:f

IV

 = e/sinα – (b

1

 + a

2

);f

V

 = e/sinα – (b

1

 + b

2

). 

 
Задача 1.4. На  приемо-отправочных  путях  в  нормальных  условиях  необходимо 

уложить стрелочный перевод марки 1/9 на хорде кривой AFD (рисунок 1.4) и определить 
расчетные элементы. Тип рельсов Р65; радиус существующей кривой R = 300 м, сопря-
гающей кривой r = 272 м; длина, необходимая для укладки перевода, L

п

 = 38 м. 

Из прямоугольного треугольника OO

1

M следует, что 

ϕ

sin

2

1

=

O

O

L

 

или 

)

(

2

sin

r

R

L

=

ϕ

откуда 

=

)

(

2

arcsin

r

R

L

ϕ

Расстояние f = OF – r – OMOM = (R – r) cosφ.  
Тогда F=R –r – (R – r) cosφ;

0

180

ϕ

π

R

FD

AF

=

=

0

180

ϕ

π

R

CD

AB

=

=