Файл: Маркетинговый подход к ценообразованию и ценовой политикой предприятия (Понятие, цели и задачи ценообразования и ценовой политики).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 240
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы маркетингового подхода к ценообразованию и ценовой политике предприятия
1.1. Понятие, цели и задачи ценообразования и ценовой политики
1.2. Стратегии и методы ценообразования
1.3. Особенности процесса ценообразования на предприятиях общественного питания
2. Анализ ценовой политики в коммерческой деятельности ООО «Хаген»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ ценообразования и ценовой политики ООО «Хаген»
Исходя из предоставленных данных, можно сделать вывод о том, что деятельность предприятия ООО «Хаген» меняется с каждым годом. Выручка данного заведения в 2019 году, по сравнению с 2017 годом, сократилась на 5,4%, но увеличилась по сравнению с 2018 годом на 15%. Это говорит о том, что ценовая политика и ассортимент предлагаемой продукции меняется в зависимости от сезона, однако не всегда потребители готовы приобретать то, что предлагает ресторан. В 2019 году ситуация относительно стабилизировалась и выручка заведения вновь выросла за счет изменения цен.
Себестоимость продаж является одним из ключевых показателей в финансовой отчетности. Данный показатель отражает все затраты, необходимые на производство продукции и оказание услуг. За 2019 год, по сравнению с 2017 годом, себестоимость продаж уменьшилась на 3,1%, а в сравнении с 2018 годом – увеличилась на 1,8%.
Прибыль от продаж также является достаточно важным показателем. Он изменялся на протяжении исследуемого периода. Если в 2019 году он составлял 8010 тысяч рублей, то в 2017 году – 9614 тысяч рублей, а в 2018 году – только 1753 тысяч рублей. Такое изменение показателей характеризуется также тем, что в городе Смоленск появлялось большое количество конкурентов для данного заведения, которые со временем исчезали и предприятие ООО «Хаген» вновь возвращало свои позиции.
Прибыль до налогообложения отражает в себе разницу между доходами и расходами до того, как из нее вычислили налог. Чистая прибыль представляет собой разницу между доходами от реализации продукции и расходами на ее производство.
Прибыль до налогообложения и чистая прибыль в 2018 году были отрицательными. В то же время у предприятия имелась нераспределенная прибыль 2017 года в размере 60847 тысяч рублей, за счет которой была возможность произвести дополнительные расходы в 2018 году на развитие своей деятельности. Прочие расходы за 2018 год составили 36674 тысяч рублей, то есть они возросли, по сравнению с 2017 годом, в 58 раз. В 2019 году прочие расходы вновь уменьшились до 854 тысяч рублей.
По состоянию на 1 января 2019 года в ООО «Хаген» также имеется нераспределенная прибыль в размере 31083 тысяч рублей. Однако, несмотря на все это, для деятельности предприятия ООО «Хаген» отрицательные значения чистой прибыли и прибыли до налогообложения свидетельствуют о проблемах в его финансовой деятельности. В 2019 году положение ресторанной сети улучшилось, и прибыль до налогообложения составила 7802 тысяч рублей, а чистая прибыль - 6926 тысяч рублей.
Предприятие ООО «Хаген» имеет свою бухгалтерскую отчетность, в которой отражены важные экономические показатели, такие как основные средства, запасы, дебиторская задолженность, финансовые вложения, денежные средства и другие эквиваленты, а также краткосрочные обязательства.
Для удобства восприятия вышеперечисленных показателей отразим эти данные с помощью таблицы 2.
Таблица 2
Показатели бухгалтерской отчетности предприятия ООО «Хаген» за 2017-2019 годы, тыс. руб.
Показатели |
2017 г. |
2018 г. |
2019 |
Изменение (+/-), в % |
|
2019 г. к 2017 г. |
2019 г. к 2018 г. |
||||
Основные средства |
1 635 |
1 995 |
1 441 |
-12 |
-28 |
Запасы |
2 719 |
2 995 |
3 009 |
+10,6 |
+0,5 |
Дебиторская задолженность |
2 695 |
2 833 |
9 287 |
в 3,45 р. |
в 3,27 р. |
Финансовые вложения |
64 013 |
33 823 |
38 564 |
-40 |
+14 |
Денежные средства и другие эквиваленты |
192 |
384 |
534 |
в 2,75 р. |
+39 |
Краткосрочные обязательства |
10 087 |
10 587 |
14 505 |
+43,7 |
+37 |
Исходя из предоставленных данных, можно заметить, что стоимость основных средств на предприятии ООО «Хаген» в 2019 году, по сравнению с 2017 и 2018 годами уменьшилась соответственно на 12% и 28%. Это объясняется тем, что была осуществлена их продажа, а также начислена амортизация, так как произошло физическое устаревание основных производственных фондов.
Запасы на предприятии ООО «Хаген» представляют собой продукты питания, которые приобретаются для приготовления блюд. Из таблицы видно, что они на протяжении исследуемого периода увеличивались. Так например в 2019 году, по сравнению с 2017 годом, запасы выросли на 10,6%, а по сравнению с 2018 годом – на 0,5%. Это объясняется тем, что происходило затоваривание, то есть приобреталось больше продуктов для ресторана.
Дебиторская задолженность представляет собой задолженность от покупателей, заказчиков, заемщиков, которую предприятие планирует получить в течение определенного периода времени. Для ресторанной сети ООО «Хаген» она с каждым годом увеличивается. Так как в 2018 году наблюдается уменьшение выручки, по сравнению с 2017 годом, а дебиторская задолженность увеличивается, то можно сделать вывод о том, что компании не удалось удержать своих посетителей. Ситуация изменилась в 2019 году, по сравнению с 2018 годом, так как увеличение дебиторской задолженности сопровождалось ростом выручки предприятия. Это свидетельствует о том, что ООО «Хаген» увеличило сроки предоставления товарного кредита, а также на предприятии произошел рост продаж, то есть появилось больше клиентов.
Краткосрочные обязательства представляют собой долги предприятия, которые в ООО «Хаген» увеличивались с 2017 по 2019 годы. Это объясняется тем, что в ресторанной сети происходит рост взятых кредитов для обеспечения своей деятельности.
Важным показателем деятельности организации является рентабельность. С помощью нее можно определить степень эффективности использования материальных, трудовых, денежных и других видов ресурсов.
Рентабельность продаж – это коэффициент, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Для предприятия ООО «Хаген», как и для всех других организаций, данный показатель имеет большое значение. Проанализируем рентабельность продаж ресторана, которую можно представить с помощью следующей диаграммы.
Рисунок 3 - Динамика показателей рентабельности продаж, в %
По данным диаграммы можно сделать вывод о том, что рентабельность продаж по валовой прибыли изменялась с каждым годом. В 2019 году, по сравнению с 2017 годом, она уменьшилась на 2,02%, а по сравнению с 2018 годом – увеличилась на 11,05%.
Также изменялась на протяжении исследуемого периода рентабельность продаж по чистой прибыли, которая отражает долю чистой прибыли в общем объеме продаж. Данный вид рентабельности в 2019 году, по сравнению с 2017 годом, уменьшился на 3,2%.
В 2018 году, как видно из диаграммы, она была отрицательной и составляла -64,8%. Это достаточно плохой показатель, так как он отражает убыточную деятельность предприятия ООО «Хаген» на данный период. Произведенная продукция залеживалась на прилавках, спрос на нее был маленьким, а также цены были установлены ниже себестоимости произведенных изделий. Еще одной важной причиной такого явления в 2018 году был резкий рост расходов на уплату процентов по привлеченным кредитам, а также существование отрицательной курсовой разницы по валютным операциям в связи с кризисными явлениями в экономике страны. Несмотря на все это, в отчетном периоде деятельность предприятия стабилизировалась, и рентабельность продаж по чистой прибыли повысилась с -64,8% в 2018 году до 12,7% в 2019 году.
Таким образом, проанализировав основные экономические показатели предприятия ООО «Хаген» и ее организационную структуру, можно сделать вывод о том, данное заведение является достаточно развитым и прибыльным. Однако в 2018 году оно испытывало небольшие трудности в финансовой сфере своей деятельности, что сказалось на ее основных показателях. Несмотря на все это, в 2019 году ресторанная сеть реабилитировалась, и вновь стала получать прибыль. Посетители с большим удовольствием приходят в данное заведение, ведь оно занимает достаточно высокое место в рейтинге Смоленских ресторанов.
2.2 Анализ ценообразования и ценовой политики ООО «Хаген»
На сегодняшний день рынок ресторанных услуг взошел на новый этап своего развития. Посещение ресторанов, кафе, закусочных перестало быть чем-то необычным. С каждым годом этот процесс становится все привычнее для каждого человека. Реалии в настоящее время таковы, что ресторан является не только тем местом, где можно хорошо покушать, но и местом, где можно хорошо провести время. Не исключением является предприятие ООО «Хаген». Однако для того, чтобы заведение привлекало к себе клиентов, нужно все грамотно продумать, включая методы ценообразования на продукцию.
Предприятие ООО «Хаген» занимается ресторанной деятельностью, где происходит обслуживание посетителей и предоставление клиентам выбранных ими блюд.
Заведение имеет свои особенности ценообразования на ту или иную продукцию. Цена на блюдо складывается из стоимости сырья для приготовления изделия, торговой наценки, а также прибыли, которую предприятие желает получить в процессе своей деятельности.
В ресторане «Хаген» существует большой выбор блюд, предлагаемых посетителям. Все они прописаны в меню заведения. Для того, чтобы проследить процесс ценообразования на предприятии ООО «Хаген», проанализируем установление цены на одно блюдо, например, на салат «Цезарь» с курицей.
Салат «Цезарь» с курицей представляет собой блюдо, которое особенно нравится посетителям ресторана «Хаген». Для его приготовления повара используют продукты, которые прописаны в сборнике рецептур. Там указывается брутто и нетто массы для приготовления 1000 грамм блюда.
В ресторане «Хаген» одна порция салата составляет 230 грамм. Таким образом, нетто и брутто массы для приготовления одной порции данного салата отражены с помощью таблицы 3.
Таблица 3
Калькулирование одной порции салата «Цезарь» с курицей в ресторане «Хаген», в граммах
Показатели |
Брутто |
Нетто |
Отклонение нетто от брутто |
|
в граммах (+,-) |
в % |
|||
Салат Романо |
60 |
43 |
-17 |
71,67 |
Сыр Пармезан |
16 |
13 |
-3 |
81,25 |
Сухарики для салата Цезарь, п/ф |
21 |
21 |
0 |
100 |
Соус Цезарь |
47 |
47 |
0 |
100 |
Помидоры черри |
51 |
50 |
-1 |
98 |
Зелень Тимьян |
1,7 |
1,5 |
-0,2 |
88,24 |
Филе грудки куриной |
62 |
62 |
0 |
100 |
Масло подсолнечное рафинированное |
28 |
28 |
0 |
100 |
Соль поваренная пищевая |
0,73 |
0,73 |
0 |
100 |
Специи |
0,37 |
0,37 |
0 |
100 |
Выход |
- |
230 |
- |
- |
Следовательно, из таблицы видно, какие ингредиенты нужны для приготовления 230 грамм салата «Цезарь» с курицей. Масса нетто отражает вес продуктов, необходимых для приготовления данного блюда, а масса брутто – вес продукции вместе с упаковкой, то есть частями, непригодными к употреблению. Можно заметить, что такие продукты как салат Романо, сыр Пармезан, помидоры черри и зелень Тимьян изменили свою нетто массу, то есть произошло ее отклонение от брутто массы.
Так как сумма нетто получается 266,6 грамм, а выход полученного блюда 230 грамм, то это говорит о том, что масса изделий, используемых при изготовлении блюда, теряется, то есть происходит уварка определенных продуктов питания, например, таких, как филе грудки куриной.
Исходя из предоставленных данных и масс, необходимо рассчитать стоимость самого салата с помощью применения калькуляции. Здесь прописывается цена за 1 килограмм продукции, а также рассчитывается сумма денежных средств, необходимая для приготовления определенного блюда, в данном случае салата «Цезарь» с курицей. Полученные данные отражаются в специальной калькуляционной карточке, которую на предприятии ООО «Хаген» рассчитывает бухгалтер-калькулятор.
Для оформления калькуляционной карточки можно использовать самостоятельно разработанную форму, так и унифицированную форму.
В дальнейшем калькуляционная карточка подписывается управляющим производством и лицом, ответственным за формирование цен. В карточке отражается наименование блюда, дата составления калькуляции, наименование продуктов и их количество, розничная цена за 1 килограмм изделия, размер наценки, выход готовой продукции в граммах и другое [16].
Для того, чтобы определить цену одной порции блюда, воспользуемся ценами на закупаемую продукцию за один килограмм, а затем рассчитаем цену на каждый необходимый ингредиент для салата «Цезарь» с курицей. В итоге выявленные цены необходимо просуммировать. Это и будет себестоимость одной порции данного блюда. Полученные данные представим с помощью таблицы 4.
Таблица 4
Калькуляция салата «Цезарь» с курицей на предприятии ООО «Хаген»
Норма, грамм |
Цена за 1 кг, руб. |
Сумма, руб. |
|
Салат Романо |
43 |
400 |
17,2 |
Сыр Пармезан |
13 |
1200 |
15,6 |
Сухарики для салата |
21 |
250 |
5,25 |
Соус Цезарь |
47 |
300 |
14,1 |
Помидоры черри |
50 |
150 |
7,5 |
Зелень Тимьян |
1,5 |
110 |
0,165 |
Филе грудки куриной |
62 |
210 |
13,02 |
Масло подсолнечное рафинированное |
28 |
100 |
2,8 |
Соль поваренная пищевая |
0,73 |
30 |
0,0219 |
Специи |
0,37 |
400 |
0,148 |
Затраты |
75,8 |