Файл: Маркетинговый подход к ценообразованию и ценовой политикой предприятия (Понятие, цели и задачи ценообразования и ценовой политики).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы маркетингового подхода к ценообразованию и ценовой политике предприятия
1.1. Понятие, цели и задачи ценообразования и ценовой политики
1.2. Стратегии и методы ценообразования
1.3. Особенности процесса ценообразования на предприятиях общественного питания
2. Анализ ценовой политики в коммерческой деятельности ООО «Хаген»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ ценообразования и ценовой политики ООО «Хаген»
Таким образом, из таблицы видно, что себестоимость одной порции салата «Цезарь» с курицей в ресторане «Хаген» составляет 75,8 рублей. В меню же данного заведения цена за одну порцию в 230 грамм составляет 370 рублей.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что на предприятии ООО «Хаген» действуют достаточно высокие торговые наценки на изготавливаемые блюда, ведь в кафе, столовых и других заведениях общественного питания (кроме ресторанов) цены на данное блюдо намного ниже.
Для того, чтобы рассчитать наценку, применяемую в данном ресторане на салат «Цезарь» с курицей, воспользуемся следующей формулой (5):
(5)
где ТН – торговая наценка,
ПЦ – продажная цена,
С – себестоимость одной порции блюда.
Таким образом получаем, что в данном заведении торговая наценка составляет целых 488%. С помощью нее ресторан покрывает все свои расходы и получает высокую прибыль за продажу блюда. То есть иными словами салат изначально стоит 75,8 рублей, а для посетителей цена поднимается на 294,2 рубля.
Если в сырьевом наборе происходит изменение продуктов питания или же меняются цены, то необходимо вновь рассчитывать цену в калькуляционной карточке с указанием даты изменений.
Материалы и продукты на предприятия общественного питания поступают от разных поставщиков, и в большинстве случаев по розничным ценам за вычетом торговой скидки. Однако она не покрывает всех расходов заведения, которые связаны с приготовлением того или иного блюда, продажей продукции, а также обслуживанием клиентов. Поэтому для ресторана «Хаген» важно учитывать дополнительную наценку при определении продажной цены.
Несмотря на то, что в ресторан приходит большое количество посетителей, цены на готовые блюда не всегда устраивают клиентов. Для того, чтобы ресторан «Хаген» получал больше прибыли и не терял посетителей, ему периодически необходимо совершенствовать свою ценовую политику.
2.3. Совершенствование ценовой политики в ООО «Хаген»
На предприятии ООО «Хаген» используется затратный метод ценообразования, то есть к издержкам на приготовленное блюдо прибавляется надбавка, которая соответствует норме прибыли или желаемому доходу от продажи.
На предприятиях общественного питания очень важно грамотно спрогнозировать ценовую тактику в условиях экономического кризиса. В 2018 году для ресторана «Хаген» были не лучшие времена, так как прибыль была в минусе. Одной из причин такой ситуации являлся кризис. Но благодаря правильным действиям, заведение сумело выйти из сложившегося положения.
Для того, чтобы таких ситуаций не случалось вновь, ресторан «Хаген» должен улучшать процесс ценообразования. Для начала руководству предприятия необходимо периодически проводить проверки за правильностью применения цен на изготавливаемые изделия. Так, например, если цена не будет соответствовать качеству, то посетители перестанут приобретать блюдо.
Не менее важную роль при определении цены на то или иное блюдо является ориентация ресторана на конкурентов. Ведь если в заведении будут слишком высокие цены, относительно других, то оно будет терять своих посетителей и свою прибыль. Проанализируем цены на салат «Цезарь» с курицей в некоторых ресторанах в городе Смоленск и сравним их с помощью таблицы 5.
Таблица 5
Цены конкурентов предприятия ООО «Хаген» на салат «Цезарь» с курицей
Цена, руб. |
Одна порция, грамм |
|
Ресторан «Хаген» |
370 |
230 |
Ресторан «Сан-Жак» |
350 |
220 |
Ресторан «Чаплин» |
350 |
230 |
Ресторан «Rest Park Кам’Ин» |
460 |
260 |
Ресторан «Орхидея» |
350 |
220 |
Ресторан «Вояж» |
360 |
220 |
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что предприятие ООО «Хаген» является конкурентным, так как ценовая политика на данный салат в других заведениях установлена примерно на таком же уровне.
Также для усовершенствования своей ценовой политики ресторан «Хаген» должен учитывать фактор сезонности, то есть предлагать большой выбор определенной продукции в то или иное время года. Например, всем известно, что в жаркую пору не особо хочется употреблять тяжелую пищу, такую как мясо, хлебобулочные изделия и другое. Большинство людей отдает предпочтения салатам, фруктам и охладительным напиткам, а не чаю и кофе. Конечно, это не значит, что ресторан обязан прекратить изготавливать данные блюда. Это означает, что ему следует в тот или иной период предлагать блюда, соответствующие спросу в большей степени.
Для привлечения посетителей, ресторан «Хаген» может провести рекламную компанию. Это позволит «оживить» не только постоянных клиентов заведения, но и привлечь новых. Также не плохим вариантом усовершенствования ценовой политики предприятия может послужить проведение определенных акций на то или иное блюдо. Например, при покупке на определенную сумму заведение может предоставить кружку фирменного пива в подарок. Это не принесет больших убытков, так как такая акцию может привлечь клиентов.
Также для привлечения посетителей в ресторан «Хаген» можно использовать определенные виды скидок, например для постоянных клиентов. Этим можно удержать клиентов заведения, ведь экономия денежных средств всегда привлекает людей. Также не менее привлекательным видом являются скидки, предоставляемые в День Рождения. С помощью них ресторан может выразить свои поздравления имениннику и показать то, что заведение уважает и ценит своих посетителей. Благодаря хорошему отношению, ресторан может завоевать любовь и доверие клиентов и стать для них самым любимым заведение в городе.
Еще одним способом усовершенствования ценовой политики в ресторане «Хаген» может стать увеличение ассортимента предлагаемой продукции, например, включить в меню вегетарианские блюда. Благодаря этому заведение приобретет новых посетителей-вегетарианцев, которые будут приносить «Хагену» дополнительную прибыль.
Также в целях совершенствования ценовой политики предприятие может использовать психологический фактор при установлении цены, например 399 рублей вместо 400 рублей. Покупатель на подсознательном уровне увидит, что цена в 399 рублей более привлекательна, несмотря на то, что разница составляет один рубль. В итоге продукт будет приобретен, а у предприятия получена прибыль.
Большинство предприятий в ходе своей деятельности может создавать карточки с накопительными бонусам. Этим способом может воспользоваться и ресторан «Хаген». Например, за приобретение блюд и напитков на определенную сумму, могут начисляться бонусы на специально созданную и выданную посетителям карточку. Один бонус может приравниваться, например, к 10 рублям. При накоплении определенной суммы, клиент может расплатиться ими, не используя при этом своим личные денежные средства. Данный способ усовершенствования ценовой политики предприятия может привлекать посетителей, так как они будут хотеть потратить полученные бонусы.
Таким образом, можно сделать о том, что на предприятиях общественного питания имеются свои особенности ценообразования. Ресторан «Хаген» не исключение. Цены на продукцию в нем рассчитываются с помощью калькуляционных карточек, в стоимость продукции уже включен налог на добавленную стоимость. Проанализировав образование цены на салат «Цезарь» с курицей в данном заведении, можно сказать о том, что ресторан применяет достаточно высокую торговую наценку на свои блюда, так как их себестоимость изначально не такая высокая, в отличие от продажной цены. Так как в ресторане имеется большое количество персонала, то это оправдывает установленную наценку. Ведь этот процент в большей мере идет на покрытие расходов по приготовлению пищи, на заработную плату работникам, а также на оплату коммунальных услуг, налогов и другое. В результате анализа были предложены рекомендации по совершенствованию ценовой политики заведения, используя которые предприятие сможет увеличивать ежегодную прибыль и поток клиентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были проанализированы особенности процесса ценообразования на предприятии общественного питания на примере ООО «Хаген». Также была рассмотрена организационно-экономическая характеристика данной ресторанной сети.
В результате анализа были выявлены определенные особенности, присущие предприятиям общественного питания. Данная продукция реализуется населению, и на нее формируются продажные цены, которые в большинстве случаев складываются из стоимости продуктов по розничным ценам, желаемого размера получаемой прибыли, а также торговых наценок.
Еще одной не менее важной особенностью является то, что на предприятиях общественного питания не происходит определение себестоимости единицы выпускаемой продукции. Но несмотря на это, на каждое собственно приготовленное блюдо рассчитывается продажная цена с помощью так называемой калькуляции.
В процессе калькуляции рассчитываются затраты на приготовление одной порции блюда и заносятся в калькуляционную карточку. Они нумеруются и регистрируются в специальном реестре.
На предприятии ООО «Хаген» также имеются специальные калькуляционные карточки. В большинстве случаев в прописанной там цене уже учитывается налог на добавленную стоимость. Дело остается только за определением наценки на готовую продукцию. Так как данное заведение является рестораном, то наценки здесь достаточно высокие, по сравнению с кафе, столовыми и другие заведениями общественного питания, которые ниже по классу.
Так, в ресторане «Хаген» на исследуемый салат «Цезарь» с курицей действует высокая торговая наценка, которая равна 488%. Благодаря ей предприятие возмещает затраты, которые были использованы для приготовления того или иного блюда.
При анализе основных экономические показателей предприятия ООО «Хаген» и ее организационной структуре, можно сделать вывод о том, что данное заведение является достаточно развитым и прибыльным. Однако в 2018 году оно испытывало небольшие трудности в финансовой сфере своей деятельности, что сказалось на ее основных показателях. Несмотря на все это, в 2019 году ресторанная сеть реабилитировалась, и вновь стала получать прибыль. Так, например, такой показатель как выручка в 2019 году, по сравнению с 2018 годом, увеличилась на 15%, себестоимость продаж – на 1,8%, а прибыль от продаж возросла в 4,5 раза. Чистая прибыль также приобрела нормальное значение. Если в 2018 году она была отрицательной и составляла -30556 тыс. руб., то в 2019 году она возросла до 6926 тыс. руб.
Исходя из этого, можно сказать, что посетители с большим удовольствием приходят в «Хаген», ведь он занимает достаточно высокое место в рейтинге Смоленских ресторанов: находится на 11 месте из 248 заведений общественного питания.
На основании проведенного анализа были предложены пути совершенствования ценовой политики в ресторане «Хаген». Для этого предлагается периодически проводить проверки за правильностью применения цен на блюда, ориентироваться на ценовую политику конкурентов, учитывать фактор сезонности, проводить рекламную компанию для привлечения посетителей, проводить различные акции на блюда и напитки, использовать систему скидок, увеличить ассортимент предлагаемой продукции (вегетарианские блюда), использовать психологический фактор установления цены, а также применить накопительные бонусы.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что ценообразование на предприятиях общественного питания имеет свои особенности, с помощью которых осуществляется определение цены на то или иное блюдо. Если цена будет слишком занижена или завышена, это не приведет предприятие к положительным результатам. Оно не будет получать достаточно прибыли, будет отсутствовать приток посетителей, а также заведение может работать в убыток. Чтобы такого не происходило, нужно грамотно подходить к процессу ценообразования на своем предприятии.
Таким образом, предприниматели при создании организации общественного питания должны соизмерить свои возможности по оказанию качественных услуг для потребителей и проведению досуга, а также определить размер налогового бремени, которое они готовы нести.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Авдеев В. Общепит: как установить правильную цену на свою продукцию // Новая бухгалтерия. – 2018. - №4. – С. 20-21.
- Бабкина Е.В. Особенности ценообразования в организациях общественного питания в зависимости от их типа и класса // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании. – 2018. - №6. – С.12-14.
- Беспалов М.В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности): учебное пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 320 с.
- Горина Г.А. Ценообразование: учебное пособие для студентов вузов, обучающимся по специальностям «Коммерция (торговое дело)» и «Маркетинг» / Г.А. Горина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 127 с.
- Карпова С.В., Русин В.Н., Рожков И.В. Управление ценами: учебник / под ред. С.В. Карповой. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016. – 236 с.
- Лев М.Ю. Цены и ценообразование: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ, аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение» / М.Ю. Лев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 383 с.
- Магомедов М.Д. Ценообразование: учебник для бакалавров / М.Д. Магомедов, Е.Ю. Куломзина, И.И. Чайкина. – М.: Дашков и К, 2017. – 248 с.
- Маховикова Г.А. Ценообразование: учебник и практикум / под ред. Г.А. Маковиковой. – М.: Юрайт, 2016. – 463 с.
- Семенихин В.В. Общественное питание. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2016. – 671 с.
- Слепов В.А. Ценообразование: учебник / под ред. проф. В.А. Слепова. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2017. – 304 с.
- Фролова В.А Ценовая политика предприятия, ее совершенствование и взаимосвязь с денежным потоком / В.А.Фролова // Российский экономический журнал. - 2018. - № 3. - С.91-95
- Цицина И.И Методы ценообразования в экономической практике РФ / И.И. Цицина // Экономика. - 2018. - №16. - С.195
- Шнайдер В.В Теоретические аспекты механизма ценообразования в современных условиях ведения бизнеса / В.В. Шнайдер // Актуальные проблемы экономики и права. – 2018. - № 4. - С. 190-194
- Шуляк П.Н. Ценообразование: учебно-практическое пособие / П.Н. Шуляк. – М.: Дашков и К, 2018. – 196 с.
- Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): учебное пособие / В.К.Скляренко, В.М.Прудников и др.; Под ред. проф. В.К.Скляренко - М.: ИНФРА-М, 2016. – 256 с.