Файл: Дидактическая игра как метод обучения (ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В игровых технологиях реализуемый педагогом игровой сюжет может развиваться как вместе с процессом обучения, так и параллельно основному содержанию обучения. Важно является соблюдение того, чтобы вне зависимости от протекания игрового сюжета он был направлен на освоение новых учебных знаний и умений [22].

В настоящее время одним из ключевых умений любого педагога начальных классов является умение организовать и внедрить игровую технологию в образовательный процесс. В отечественной педагогике выделяют ряд игровых технологий, которые заслуживают особого внимания со стороны педагогов начальных классов, так как они показывают высокие результаты обучения. Например: Игровая технология В.В. Репкина «Мумми-тролли», «Волшебник изумрудного города», «Приключения Буратино».

Данные технологии гармонично вписываются в образовательный процесс и показывают высокие результаты усвоения учебной программы детьми. Игровая технология В.В. Кирюшина по обучению детей теории музыки. Данная технология предусматривает распределение ролей между нотными терминами (октава - жирафа, терция - сестрица, диссонанс - злой волшебник и т.п.). Все герои испытывают различные приключения, в которых проявляются их сущностные признаки и качества. Вместе с героями дети незаметно для себя усваивают самые сложные музыкальные понятия и умения, понятия ритма, тональности, начала гармонии.

Младшие школьники имеют очень бедный жизненный опыт. Для них в игре главное взаимодействие со взрослым. Поэтому и содержание игры будет достаточно примитивным. Для детей этого возраста можно организовать игры, которые по содержанию будут отражать те события в жизни ребёнка, которые он непосредственно переживал и которые произвели на ребёнка определённые эмоциональные впечатления. С детьми этого возраста играют в такие игры как «Семья», «Больница», «Магазин». Но не следует забывать о том, что всё содержание сюжетно-ролевой игры в этом возрасте сводится к предметным действиям.

Глава II. Активизация учебной деятельности младших школьников на уроках математики посредством дидактической игры


2.1 Система дидактических игр по математике в начальной школе

Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности. Для активизации учебной деятельности дидактическая игра является ценным средством, особенно применительно к урокам математики. Дидактическая игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Опытно-экспериментальная работа по проблеме активизации учебной деятельности младших школьников на уроках математики посредством дидактической игры была проведена на базе МБОУ был выбран 1 «г» класс в количестве 31 человек. Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов:

1 этап – констатирующий этап;

2 этап – формирующий этап;

3 этап – контрольный этап.

Цель первого констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы заключается в выявлении уровня мотивации первоклассников к учебной деятельности. Здесь следует отметить, что наблюдения за деятельностью учащихся, беседы с ними и их родителями проводились с самых первых дней и здесь же мы наблюдали процесс адаптации к школе.

Для определения уровня мотивации к учебной деятельности было проведено анкетирование учащихся. Анкета состояла из четырех вопросов, связанных с мотивацией субъектов учебной деятельности в предметной области «Математика». Обработка материала:

1 вопрос: если встречается из перечисленных любимых предметов математика – 2 балл, не упоминается – 0 баллов.

2 вопрос: если любимый предмет математика ставится на первое место, то ставится 2 балла, если нет – 0 баллов.

3 вопрос: при положительном отзыве о математике, ее важности и необходимости изучения для решения проблем в повседневной жизни – 2 балл, нет – 0 баллов.

4 вопрос: аргументированное объяснение причин выбора или не выбора математики – 1 балл.

Результаты анкетирования приведены в таблице 3.

Таблица 3


Результаты анкетирования учащихся на первоначальном срезе

Класс

Количество баллов

7

6

5

4

3

2

1

0

Экспериментальный, 1 «г»

4

5

7

7

3

3

2

0

Контрольный, 1 «б»

3

3

5

6

6

4

2

1

Уровень мотивации младших школьников в данном учебном пред­мете считать:

высокий 7-6 бал­лов;

средней - 5-3 балла;

низкий - 2-0 баллов.

Таблица 4

Распределение по уровням мотивации к учебной деятельности (на примере предмета – математика) на констатирующем этапе эксперимента

Класс

Уровни (количество баллов)

Высокий (7-6)

Средний (5-3)

Низкий (2-0)

Экспериментальный,

1«г»

29%

55%

16%

Контрольный, 1 «б»

20%

57%

23%

По данным таблицы следует констатировать, что у 55 % учащихся экспериментального класса и 57% учащихся контрольного класса наблюдается заинтересованность в учебной математической деятельности.

Диаграмма 1

Результаты определения уровня мотивации к учебной деятельности (констатирующий этап)

Далее на констатирующем этапе эксперимента мы предложили диагностические задания учащимся для определения содержательного компонента – определение уровня развития математического мышления в дидактической игре.

Для оценки заданий были выделены три уровня:

- уровень – высокий: умение точно выполнять требования игры – 3балла.

- уровень – средний: учащийся 1 класса выполняет задание, но ему необходима поддержка или учителя или детей – 2 балла.

- уровень – низкий: учащийся 1 класса неправильно выполняет условия заданий дидактических игр – 1 балл.

Результаты, полученные при обработке данных занесены в таблицу 5.

Таблица 5

Оценка уровня развития учебной деятельности в дидактической игре в экспериментальном и контрольном классах


(констатирующий этап)

п/п

Класс

Умение предложить новый замысел

Умение быстро адаптироваться в сложных условиях

Умение предложить новое

Умение предложить различные идеи в той или иной ситуации

УРОВНИ

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

1

ЭК, %

50

32

18

66

14

16

83

17

0

67

33

0

2

КК, %

37

50

13

66

18

16

83

17

0

82

18

0

По данным, представленным в таблице, мы установили следующие факты:

  1. 18% учащихся из экспериментального класса находятся на высоком уровне развития математического мышления, т.е. принимают самостоятельные решения, фантазируют, придумывают, комбинируют.
  2. 32% учащихся находятся на среднем уровне развития математического мышления, т.е. умеют выбирать тему, но лучше прислушаться к учителю, его рекомендации принять за образец.
  3. 50% учащихся находятся на низком уровне развития математического мышления, т.е. затрудняются в продуктивной игровой деятельности, не всегда выражают желание самостоятельно работать.

Причем, следует отметить, что показатели уровня развития математического мышления у учащихся 1-х классов как экспериментального, так и контрольного классов примерно одинаковы.

Диаграмма 2

Результаты выполнения диагностических заданий на констатирующем этапе (содержательный компонент)

Также на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы было проведено анкетирование учителей начальных классов (10 человек). В анкете содержалось всего 3 вопроса. Цель анкетирования: выяснить, как часто учитель в своей работе использует дидактические игры на уроках математики; и выявить вопрос эффективности таких игры в активизации учебной деятельности младших школьников.


Следует отметить тот факт, что не все учителя понимают важность применения именно дидактических игр на уроках математики и при этом осознают, что дидактические игры способствуют активизации учебной деятельности младших. Они признаются в том, что иногда отсутствуют знания методов и приемов применения дидактических игр при изучении различных тем. Не всегда понятно, на каком этапе урока использовать дидактические игры.

Из всего вышесказанного следует, что результаты констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования требуют проведения формирующего этапа в соответствии с выдвинутой гипотезой.

Экспериментальный 1 «г» класс в количестве 31 человек – учитель Гавардаева Баина Васильевна обучается по образовательной программе «Школа 2100» (научный руководитель - Л.Г. Петерсон), учебник «Математика», авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. Контрольный класс – 1 «б» класс – 30 человек – учиель Шимтеева Ольга Сергеевна обучается по образовательной программе «Школа России» (под ред. А. Плешакова), учебник «Математика», авторы М.И. Моро, С.В. Степанова, С.И. Волкова.

«Паровозик»

Дидактическая цель. Познакомить младших школьников с приемом получения чисел при помощи прибавления единицы к предшествующему числу и вычитания единицы из следующего числа.

Содержание игры. Учитель приглашает к доске по очереди учащегося. Каждый, строит свой паровозик из числа, которое ему дано. Например, 1-ый приглашенный учащийся говорит: «Я – 1-ый вагончик». 2-ой учащийся – 2-ой вагончик, прикрепляется к 1-ому вагончику (кладет правую ладонь на правый бок, стоящего перед учеником), называет свой номер по порядку, другие решают пример: «1+1=2». Потом ко 2-ому прикрепляется 3-й, и все учащиеся по знаку учителя придумывают пример на сложение: «2+1=3». Далее учащиеся открепляются по очереди, а остальные составляют примеры вида: «3-1=2, 2-1=1».

Младшие школьники при помощи этой игры запоминают порядок чисел и учатся находить соседние числа.

2. «Хороший считатель»

Дидактическая цель. Развитие приема сложения и вычитания единицы.

Содержание игры. Учитель на доске размещает картинки трех цветов и делит доску на 3 части: например, в 1-ом отделе - шары желтого и зеленого цвета, в 2 -ом – двое зайчат серого цвета и пять белого, в – 3-ем - четыре синие машины и одна черная и т.д.