Файл: Дидактическая игра как метод обучения (ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • игры-празднества, игровые праздники;
  • игровой фольклор;
  • театральные игровые действия;
  • игровые тренинги и упражнения;
  • игровые анкеты, вопросники, тесты;
  • эстрадные игровые импровизации;
  • соревнования, состязания, противоборства, соперничества;
  • конкурсы, эстафеты, старты;
  • мистификации, розыгрыши, сюрпризы;
  • карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.

Процесс воспитания детей младшего школьноговозраста осуществляется посредством ведущей на данном возрастном этапе деятельности – игровой. Педагогами широко используются дидактические игры, являющиеся разновидностью игр с правилами, которые созданы специально для осуществления воспитания и обучения детей. Игра является незаменимым средством нравственного воспитания детей младшего школьноговозраста. Соблюдение игровых правил способствует воспитанию гуманных взаимоотношений, проявлению чуткого отношения к сверстникам, воспитываются такие личностные качества, как справедливость, оказание помощи, коллективизм.

Дидактические игры решают задачи эстетического воспитания детей младшего школьноговозраста. Посредством дидактических игр совершенствуются движения детей младшего школьноговозраста, выразительность речи, развивается фантазия, воображение, творческие способности, происходит яркая, проникновенная передача образа. Использование дидактических игр направлено на усвоение и закрепление у младшего школьного возраста знаний, умений и навыков, речевое развитие и развитие умственных способностей. Различное содержание дидактических игр может способствовать экологическому, правовому, экономическому, поликультурному воспитанию детей.

К примеру, если в содержание игры входит ознакомление детей с живой и неживой природой, их взаимосвязи, то игры решают задачу экологического воспитания, если в содержание игры включаются понятия «деньги», «стоимость» и т.д. – экономическому воспитанию, использование реальных предметов и игрушек различного цвета, размера, изготовленных из различного материала – умственному воспитанию.

Дидактические игры способствуют:

  • развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющихся у детей представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных;
  • развитию памяти, внимания, наблюдательности;
  • развитию умения высказывать свои суждения, делать умозаключения;
  • развитию самостоятельности детей младшего школьноговозраста;
  • развитию речи детей: пополнению и активизации словаря;
  • социально-нравственному развитию ребенка-школьника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.

Ценность дидактических игр не ограничивается только тем, что они используются как средство обучения, т. е. как часть занятия. Большое значение в воспитании и обучении детей имеют и те дидактические игры, в которые дети играют самостоятельно – вне занятий.

1.2. Особенности развития детей младшего школьного возраста

Дети школьного возраста думают о многих вещах легче, чем дошкольники. У них более развито чувство собственного внутреннего мира. Эти дети становятся все более опытными в решении проблем. Пиаже назвал когнитивное развитие в возрасте от 7 до 11 лет этапом конкретных действий [18].

Он ссылался на умственные или физические действия, которые могут происходить несколькими способами или в разных направлениях. Находясь на стадии конкретных действий, дети младшего школьного возраста не могут мыслить логически и абстрактно. Они ограничены тем, чтобы мыслить конкретно - в осязаемых, определенных, точных и однонаправленных терминах - основываясь на реальном и конкретном опыте, а не на абстракциях. Старшие дети не так легко вводятся в заблуждение, как младшие дети. Пиаже отметил, что мыслительные процессы у детей существенно меняются на этапе конкретных действий.

Дети школьного возраста могут заниматься классификацией предметов (обладают умением их группировать) в соответствии с их особенностями и последовательным порядком. Старшие дети начинают понимать причинно-следственные связи и становятся способны понимать азы математики и естествознания.

По мнению Пиаже, дети в начале стадии действий демонстрируют способность видеть, что физические свойства остаются постоянными при изменении внешнего вида и формы. В отличие от дошкольников, дети младшего школьного возраста понимают, что комок глины, смятой в разные формы, остается неизменным по величине. Такой ребенок скажет, что пять мячей для гольфа - это то же число, что и пять шариков, но при этом мячи для гольфа больше и занимают больше места, чем шарики [15].

Пиаже считал, что ранние когнитивные способности ограничены эгоцентризмом - неспособностью понять точку зрения других. Но эгоцентризм не обнаруживается у детей на стадии конкретных действий. К школьным годам дети обычно узнают, что у других людей есть свои взгляды, чувства и желания.

В последние годы модель когнитивного развития Пиаже подвергается все более частым атакам критиков. Современные разработчики ссылаются на экспериментальные исследования, которые противоречат определенным аспектам теорий Пиаже. Например, исследователи показали, что дети младшего и старшего возраста развиваются, прогрессируя через совокупность способностей, а не через ряд отдельных этапов. Кроме того, эти исследователи считают, что дети понимают гораздо больше, чем предполагал Пиаже. Например, при обучении дети младшего возраста могут выполнять многие из тех же задач, что и дети старшего возраста.


Школьное обучение начинается с 6-7 лет. Школа, учителя берут на себя ответственность определить готовность ребенка к обучению при помощи различных бесед с психологом. Поступая в школу, ребенок переходит в новую систему отношений с людьми, появляются новые обязанности, связанные с учебой [4].

Для младших школьников характерны некоторые особенности физического развития – продолжается развитие скелета в целом, усиленный рост мускулатуры, рост мышечной силы, совершенствование нервной деятельности. Татьяна Давидовна Марциновская отмечает, что процессы возбуждения и торможения у детей младшего школьного возраста меняются довольно быстро. В связи с этим внимание ребенка отличается переключением и отвлечением, невозможность сосредоточиться на одном объекте.

Интерес с младших школьников распространен на все, что связано с обучением. В начале обучения детей интересуют не знания, а процесс и комплекс новых отношений, а также характер учебной деятельности.

Далее интересы школьников дифференцируются и постепенно приобретают познавательный характер. Успешная и эффективная организация учебной работы требует заботы о развитии у младших школьников внимания и формирования волевых усилий в преодолении трудностей. Учителя пытаются применять различные педагогические средства для того, чтобы обучение было интересным. Направленная на обследование среды познавательная активность организует внимание ребенка на исследуемом объекте до того момента, пока не пропадает интерес [1].

Младшие школьники могут планировать свою деятельность сами, они словесно проговаривают то, что необходимо выполнить и какие цели достигнуть. Безусловно, планирование организует внимание ребенка. Дети способны фиксировать внимание на интеллектуальных задачах, что требует волевых усилий и высокой мотивации. Внимание младших школьников характеризуется малой устойчивостью, малым объемом, слабым распределением деятельности и неразвитым переключением. В этом возрасте у детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому в процессе обучения необходимо учитывать особенности внимания детей, в начальных классах оно должно быть интересным, эмоционально насыщенным и наглядным.

Каждые 15 минут на уроке необходимо менять вид деятельности, чтобы предупредить усталость внимания детей. Нельзя давать детям большой объемный материал, поскольку это требует высокого уровня распределения внимания и приводит к усталости и рассеянности. Школьников привлекает новое, поэтому необходимо, чтобы между известным и новым была связь, при таких условиях они способны понять и эффективно усвоить новый материал.


1.3. Значение сюжетной игры для детей младшего школьного возраста

Игра является уникальным методом всестороннего развития личности каждого ребенка. В разные возрастные периоды детям интересны различные игры. Это связано с удовлетворением их потребностей и уровнем знаний, умений, навыков. Дети младшего школьного возраста владеют навыками игровой деятельности в совершенстве (дидактические, ролевые и т.д.).

Наибольший интерес у детей вызывают сюжетно-ролевые и подвижные игры. Дети младшего школьного возраста умеют самостоятельно организовывать различные игры, особенно сюжетные и подвижные. В качестве сюжета может быть взят отрывок из увиденного мультфильма, прочитанной книги и т.д [12].

Детям нравится примерять на себя роли героев. Замечание 1 Таким образом, игра в младшем школьном возрасте по-прежнему сохраняет свою актуальность, в силу знаний и умений детей она становится более сложной, чем в дошкольном возрасте, направленной на развитие психических и физических качеств детей. Особенность младшего школьного возраста заключается в том, что ему присуща яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в игровые образы. Младшие школьники с легкостью вовлекаются в любую деятельность, а особенно в игровую. Дети продолжают играть с предметами и игрушками, с возрастом у них начинают появляться неимтационные игры.

Описание игровых технологий, используемых в обучении младших школьников Игровые технологии в обучении младших школьников используются для создания проблемных ситуаций. Основой учебной игровой ситуации выступает игровое моделирование, в котором часть деятельности учащихся осуществляется в условно-игровом плане. Проблемная ситуация не просто решается детьми, она ими проигрывается (проживается), в связи с чем дети не просто получают новые знания, но и необходимый практический опыт. Внедрение игровых технологий в процесс обучения детей младшего школьного возраста предполагает обязательное соблюдение правил [10].

Игровые правила зависят от вида игры, которая выбрана педагогом для реализации технологии. Например: в сюжетно-ролевых играх правила следуют логике разыгрываемых детьми ролей; имитационно-моделирующие игры основаны на соблюдении правил имитируемой реальности. Помимо того, что игровые технологии трансформируют учебную деятельность учащихся, они также оказывают определенное влияние на педагога, а точнее на его роль в учебном процессе.


Роль педагога в рамках игровой технологии балансирует между ролью организатора и участника проводимых игровых действий. Итоги игровой технологии выступают в двойственном плане: Игровой результат Учебно-познавательный результат Таким образом, игровые технологии имеют большое значение в развитии и становлении личности детей младшего школьного возраста, получении ими новых знаний, умений, навыков и практического опыта деятельности. Ведущей функцией игровых технологий является дидактическая функция. Данная функция реализуется через совместное обсуждение игровых действий, а также за счет анализа ее соотношения с моделируемой учебной ситуацией. Обсуждение и анализ осуществляется педагогом совместно с детьми, в виде диалога [7].

Таким образом, важнейшая роль на заключительном этапе реализации игровых технологий в учебном процессе является ее ретроспективное обсуждение. В настоящее время в современной начальной школе применяются игровые технологии, которые направлены на обогащение, расширение и закрепление у детей: речевых навыков: обогащение бытового словаря, развитие связной речи, звукопроизношение и т.д.; развитие числовых представлений: порядковый счет, элементарные математические вычисления и т.д.; развитие познавательной активности, памяти, мышления, воображения, наблюдательности и воли; развитие общего кругозора и представлений об окружающем мире.

Результативность игровых технологий, используемых в начальной школе, во многом зависит от систематизации и последовательности их использования, от насыщения технологии разнообразными играми, целенаправленности и соответствия игр учебным задачам, сочетания с иными методами и средствами обучения.

Специфика построения игровой технологии Специфика игровой технологии в младшем школьном возрасте заключается в том, что она строится как единое целое образовательного процесса и охватывает конкретную часть учебного процесса, объединяя ее общим содержанием и сюжетом.

В игровую технологию, реализуемую в начальной школе, включают не только разнообразные игры, но и игровые задания и упражнения, которые направлены на развитие: умения выделять основное из общего, сравнивать и сопоставлять предметы; умения обобщать предметы по общим признакам, группировать; отличать реальные явления от нереальных; воспитывать умения владеть собственным телом (ловкость, быстрота, реакция и т.д.); умение работать в команде, добиваться поставленных целей и задач.