Файл: Дидактическая игра как метод обучения (ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вращая круг, учитель открывает сектор за сектором. Учащиеся на наборном полотне составляют и решают примеры на сложение. Кто быстрее сосчитает результат и покажет нужную карточку, тот лучший считатель.

«Передай другому»

Дидактическая цель. Познакомить младших школьников с действиями сложения.

Содержание игры. При изучении действий сложения и вычитания дети знакомились с названиями компонентов и результата сложения: «слагаемое», «сумма».

Учащиеся вместе с учителем по очереди говорят вычислительные приемы. Например:

Учитель. Если сложить два числа 6 и 2… Продолжай, Данара.

Данара. К числу 6 прибавить сначала 1, получится 7.

Учитель. Отвечай, Юля.

Юля. Потом надо к 7 прибавить еще 1, получится 8.

«Почтальон Печкин»

Дидактическая цель. Повторение случаев сложения и вычитания в пределах 10.

Средства обучения. Листки бумаги и счетные палочки.

Содержание игры. Учитель раздает 5 - ти ученикам по одинаковому числу писем, на другой стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание. Учащиеся, сидящие за партами, изображают домики с номерками. Они держат в руке счетные палочки, обозначающие числа от 1 до 10. Очень быстрые почтальоны должны определить на конверте номер дома, записанного выражением (найти значение выражения), и разнести письма в соответствующие домики (отдать учащимся, у которых карточки с цифрами, обозначающими значения выражений, записанных на конвертах). Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот – почтальон Печкин. Полученные решения проверяют все учащиеся.

На этапе повторения проводилась дидактическая игра, которая проверяла знания компонентов сложения, переместительного свойства сложения, взаимосвязи сложения и вычитания.

«Математические старты»

Дидактическая цель. Развитие умения преобразовывать одно выражение в другое, логически связанное с ними.

Содержание игры. Класс делим по рядам на три команды. Для каждой команды учитель составляет выражения:

6+2 5+4 7+3

К доске вызывают по одному ученику разом от каждой команды. За максимально короткий промежуток времени им надо решить эти примеры. Затем придумать другой пример с этими числами и передать эстафету своему товарищу. Учащиеся по командам составляют цепочку связанных между собой примеров:

6+2=8 5+4=9 7+3=10

2+6=8 4+5=9 3+7=10

8-2=6 9-4=5 10-7=3

8-6=2 9-5=4 10-3=7

Игра продолжается до тех пор, пока учащиеся каждой команды не составят все примеры с этими числами. Одержат победу те, которые быстрее других составит правильно цепочку связанных примеров.


«Угадай рисунок!»

Дидактическая цель. Повторение приемов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы.

Содержание игры. Учитель в каждой части доски размещает рисунки в соответствии с числами в пределах первого десятка: В первой части –1 рисунок, во второй – 2, в третьей – 3. И так далее. Учитель сразу открывает 2 части, дети считают число рисунков в них. Затем одна из частей доски быстро закрывается, и учащиеся 1 - ой команды предлагается угадать число рисунков в закрытой части по общему числу рисунков в двух частях и числу рисунков в открытой части. Ученики первой команды говорят, например, так: 7 - это 3 и 4, из них видно 3 рисунка, закрыто 2 рисунка. Ученики второй команды проверяют правильность ответов учеников первой команды, используя прием дополнения первого слагаемого до суммы. Они хлопают в ладоши и продолжают счет дальше, принимая за пункт отсчета одно из чисел. Например, если в открытой части 3 рисунка, а всего 5, ученики, хлопая в ладоши, ведут счет: 4 – прибавил 1, 5 –прибавил 2. Учащиеся сделали 2 хлопка, значит, закрыто 2 рисунка. Учитель дает возможность убедиться в правильности ответа, открывая эту часть. Затем он открывает следующие две части, игра продолжается аналогично. Побеждает команда, в которой ни один ученик не допустил ошибок или число ошибок меньше, чем у другой команды.

«Ёлочка»

Дидактическая цель. Знакомство с переместительным свойством сложения.

Содержание игры. Учитель закрепляет на магнитной доске рисунок елочки. На ее ветках он «развешивает» слева 4 игрушки, а справа – 3.С помощью опорного материала учащиеся украшают так же свои елочки на партах. По рисункам составляется и записывается на доске пример на сложение: 4+3. После того как он будет решен, учитель просит учеников закрыть глаза и меняет рисунки игрушек. Открыв глаза, ученики замечают, что изменилось, и тоже меняют местами свои рисунки. По новой картинке составляется еще один пример на сложение: 3+4. Как только они решат, то сразу же получают тот же ответ:7. Несколько раз, поменяв местами, различное число игрушек на левых и правых ветках ели и составив3-4 пары примеров на сложение, можно сделать вывод: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

«Водители»

Дидактическая цель. Закрепление знания прибавления и вычитания 5, 6, 7, 8, и 9.

Содержание игры. На магнитной доске учитель размещает картинки машин и записывает под каждым пример. Справа от картинок он закрепляет ряд карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 и пишет над ними: «Остановки».


Перед игрой учитель рассказывает: «Многое должен знать водитель, чтобы ехать в правильном направлении. Любая ошибка водителя может привести к аварии, погибнут люди». Учитель вызывает 3-4 учеников (водителей) к доске и объясняет: «Дорога каждой машины зашифрована примером, а её остановка обозначена номером. Каждый «водитель» должен определить «маршрут движения» (решить пример под выбранным им рисунком), а потом припарковать свой автомобиль к нужной «остановке», где находится его номер (ответ примера). Кто раньше всех встанет на свое место у остановки, тот и будет лучшим водителем».

Таким образом, в ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы значительное место занимают психолого-педагогические условия работы с первоклассниками, направленные на активизацию учебной деятельности. При систематическом использовании дидактических игр на уроках математики важно создать атмосферу доброжелательности, показать заинтересованность в успешности каждого ученика.

2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы

Заключительным этапом опытно-экспериментальной работы стал контрольный этап, цель которого выявить, насколько возрос уровень активизации учебной деятельности после апробации составленной нами системы дидактических игр по математике для учащихся первых классов. Диагностика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня активизации учебной деятельности младших школьников посредством дидактической игры. Также учащимся были предложены диагностические задания, содержащие игровые элементы. Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего эксперимента.

Таблица 6

Оценка уровня развития математического мышления в дидактической игре в экспериментальном и контрольном классах (контрольный этап)

п/п

Класс

Умение предложить новый замысел

Умение быстро адаптироваться в сложных условиях

Умение предложить новое

Умение предложить различные идеи в той или иной ситуации

УРОВНИ

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

1

ЭК, %

17

33

50

17

50

33

17

50

33

17

33

50

2

КК, %

34

33

33

33

50

17

50

33

17

33

50

17


Диаграмма 3

Результаты контрольного этапа по содержательному компоненту

Умение предложить новый замысел

Умение быстро адаптироваться в сложных условиях

Умение предложить новое

Умение предложить различные идеи в той или иной ситуации

Диаграмма 4.

Сравнительная диаграмма результатов констатирующего и контрольного этапов по каждому умению (содержательный компонент)

В результате проведенной работы на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы было установлено, что в экспериментальной группе 41% детей находится на высоком уровне развития учебной деятельности посредством дидактической игры.

Действуют самостоятельно в проигрываемых играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями.

Эти дети проявляют инициативу во всем:

могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности;

продумать содержание работы;

способны домысливать предложенный вариант сюжета;

с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное.

Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы.

К среднему уровню развития учебной деятельности было отнесено 41% детей, задействованных в эксперименте. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей–лидеров, взрослого; действуют репродуктивно (по образцу). В своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты из пройденных игр.

К низкому уровню отнесли 17 % первоклассников экспериментальной группы. Эти дети мало общительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца.

Показатели уровня развития учебной деятельности у первоклассников, составлявших контрольную группу, составили: на высоком уровне - 21% детей, на среднем уровне – 41% и на низком уровне – 37%. Данные представлены в таблицах и на диаграммах.

В результате проведенного исследования на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы нашего исследования установлено, что только от 33% до 50% детей находятся на высоком уровне развития учебной деятельности в экспериментальной группе. В контрольной группе показатели следующие: от 17% до 33%.


Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердил выдвинутую нами гипотезу о создании педагогических условий и системы дидактических игр для эффективности процесса активизации учебной деятельности младших школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игровая деятельность является ведущим видом деятельности детей младшего школьноговозраста, не теряет она актуальности и в младшем школьном возрасте. Для воспитания волевых качеств детей дошкольного и школьного возраста успешно может быть использована игровая деятельность, в частности, игры с правилами.

Д.Б. Эльконин выделял несколько постепенно усложняющихся видов игр:

  • предметно-манипулятивная игра (здесь действия ребенка сводятся к подражанию);
  • сюжетно-ролевая игра (данный вид игры направлен на усвоение норм межличностных взаимоотношений).

Старших детей младшего школьноговозраста привлекают, в основном, именно ролевые игры. Особенностью этих игр является то, что в них можно использовать одни предметы в качестве заменителей других, а также проигрывать разнообразные роли. Особенно характерно для детей младшего школьноговозраста подражание взрослым в своих играх. Таким образом, здесь можно говорить о закладывании определенной модели поведения.

Игровые виды деятельности воссоздаются на занятиях с помощью игровых способов и условий, которые выдвигаются как средство воздействия, подталкивание учеников к учебным занятиям. Осуществление игровых способов и ситуаций при занятиях в форме урока происходит по таким ведущим назначениям: наставническая задача ставится перед учениками в игровой форме; учебная работа зависит от правил игры; учебным материалом пользуются в качестве её средства, в учебную работу вносятся элементы соперничества, которая меняет дидактическую задачу в игровую; благополучное исполнение дидактического задания сплетается с результатом игры.

Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлеченности. В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения её замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями.

Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия.