Файл: Проблема детской лжи (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКОЙ ЛЖИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В работах В.В. Знакова, описана другая классификация лжи, используемая в средствах массовой информации и в ситуациях межличностного общения. Он выделяет две разновидности этого явления.

Во-первых, это «неправда» как словесный эквивалент заблуждения, когда человек делится ложной информацией с другими, но в то же время он сам верит в ее правдивость. Пример - человек, который, перепутав, будет настаивать на том, что столицей Соединенных Штатов Америки является не Вашингтон, а Нью-Йорк.

Второй тип лжи, согласно классификации В. В. Знакова, «неправда» в результате ограниченного знания, неуточненности истины, когда человек субъективно описывает действия другого человека, со своей стороны, не зная его мотивов и, в принципе, слабо контролируя ситуацию - например, в школьной раздевалке ученик А. видит, как ученик Б. делает себе укол, и говорит одноклассникам, что Б. наркоман, искренне веря в свою версию происходящего, и даже не зная, что Б. страдает диабетом и поэтому вынужден постоянно принимать инсулин[9].

Другой современный русский ученый И.О. Вагин описывает тип лжи, который он называет «особая ложь». Под этим определением он подразумевает ситуации, когда человек, хотя и говорит неправду, делает это частично автоматически, не слишком задумываясь и не планируя своего обмана. Такого рода ложь встречается в нашем повседневном общении довольно часто, но она не влечет за собой серьезных последствий и в целом вряд ли на что-либо повлияет.

Этот тип может быть отнесен к ситуациям, когда человек приукрашивает, чтобы произвести впечатление на собеседника - например, он видоизменяет реальные события (гиперболизирует или преуменьшает), или описывает случай из жизни другого человека, выдавая себя за него.

Очень легко обнаружить такую ложь с течением времени, так как вероятно, что тот, кто солгал, забудет о том, что и / или как он сказал, и начнет противоречить самому себе.[10].

Таким образом, суть лжи заключается в том, что человек думает о чём-то конкретном или верит в это, но при этом во время общения сознательно передаёт иную информацию. Основная цель лжи – исказить истину и тем самым дезинформировать собеседника.

1.2 Особенности и причины детской лжи

Первоначально, в рамках данного параграфа, проанализируем общие подходы исследователей, изучающих причины и мотивы лжи, а далее перейдем к детальному анализу специфику проявления лжи в детском возрасте.


Доктор психологических наук А. П. Ситников выделяет десять причин, которые толкают человека на обман. По его мнению, люди лгут, чтобы:

• не причинить зло другому человеку;

• защитить кого-то, кто им дорог;

• избежать наказания;

• оградить свой внутренний мир;

• казаться лучше, чем они есть;

• получить какую-то выгоду;

• получить удовольствие от этого процесса;

• защитить свои интересы;

• добиться правды;

• из-за своей робости и стеснения[11].

Французский социолог К. Билан утверждает, что каждый человек обманывает, по крайней мере, два раза в день, и здесь она выявляет некоторые гендерные различия - мужчины часто используют ложь для манипуляций, а женщины в большинстве случаев лгут, чтобы не задеть чувства собеседника. Она также пишет, что родители учат нас лжи с раннего детства, например, заставляя нас благодарить гостя за подарок, который он принес, который нам совсем не понравился.

Таким образом, мы привыкаем ко лжи, и она становится частью нашего повседневного существования, сопровождая нас на каждом этапе нашей жизни. Однако, наряду с научению лжи, родители также постоянно противоречат сами себе, утверждая, что ложь - это плохо, и запрещают детям лгать. Столкнувшись с таким радикальным противоречием, дети начинают воспринимать это как должное, в качестве своего рода социальной игры.

В дополнение к этим наблюдениям К. Билан подчеркивает, что люди используют обман как ресурс для удовлетворения своих потребностей или как защитный механизм[12].

Российский психолог В. Кузнецов, рассматривая множество причин лжи, подчеркивает, что люди могут найти тысячи таких причин, и среди них наиболее частыми являются следующие:

• попытка защитить свою личную жизнь от вмешательства в нее посторонних;

• ложь для того, чтобы сохранить в тайне факты о себе, которые их смущают или стыдят, например, их вредные привычки или наличие каких-то физических дефектов;

• скрывать свои истинные желания или мысли, чтобы избежать осуждения от других людей[13].

Английский психолог О. Фрай, помимо многих уже названных выше причин лжи, называет также ложь для сохранения социальных отношений, а также ложь для получения каких-либо льгот[14].

Американский психолог Р. Фельдман придерживается мнения, что главная причина лжи заключается в чувстве собственного достоинства человека. Он считает, что когда человек чувствует, что есть что-то, что угрожает его самооценке, он сразу начинает лгать более мастерски.


Разумеется, говоря о причинах лжи, следует также упомянуть результаты исследования, которое проводилось в Массачусетском университете под руководством Р. Фельдмана. Из всех испытуемых 60% во время десятиминутного интервью хотя бы раз говорили неправду, кроме того, большинство из них солгали не раз.

Таким образом, психологи пришли к выводу, что ложь без видимой причины является нормой, а не отклонением, и тот факт, что люди лгут каждый день, причем без особой необходимости, еще раз подтверждает, что ложь прочно вошла в нашу жизнь и стала ее неотъемлемая часть[15].

Резюмируя все возможные причины изложенной выше лжи, можно сделать вывод, что они могут быть совершенно разными или полностью отсутствовать, что порождает ложь «просто так» без видимой причины. Кроме того, человек может принять решение обмануть не по какой-то конкретной причине, а в совокупности нескольких.

С точки зрения детской психологии обман начинает развиваться, если у ребенка нет потребности в истинном отношении к другим людям. В то же время умение лгать требует определенного уровня психического развития. Целенаправленно врать может человек с определенным развитием интуиции и наблюдательности, а также с достаточно развитым воображением.

Что касается детской лжи, то это явление проявляется также часто, как ложь взрослых. Развитие ребенка на разных этапах не может не сопровождаться ложью, более того, такое поведение не обязательно будет влиять на формирование его соответствующих негативных качеств. И то, станет ли обман привычным делом или останется единственным эпизодом, уже зависит от родителей, опекунов или воспитателей ребенка, чья задача - своевременно реагировать на такую ситуацию.

Важно отметить, что дети склонны к фантазии, а «детская ложь» и «детская фантазия» далеки от взаимозаменяемых понятий. Фантазия или вымысел отличаются от лжи тем, что они бескорыстны, а для лжи всегда есть определенные мотивы. Кроме того, несмотря на то, что дети могут верить в свои собственные фантазии, во время игры они точно знают, что происходящее нереально, потому что здесь есть физическая активность, которая помогает отличить представление от действия.

По мнению психологов, фантазия до восьми лет является источником полного психического развития ребенка. Некоторые эксперты считают, что ребенка в возрасте до семи лет не следует называть «лжецом», потому что в таком возрасте ложь часто бывает непроизвольной, потому что благодаря своей быстро развивающейся фантазии дети пытаются справиться с реальными проблемами вымышленными способами, таким образом путают правду и вымысел, потому что в мире своих фантазий ребенок действует как создатель, создатель и может делать абсолютно все, что ему угодно.


В современной науке существует несколько классификаций детской лжи.

Например, известный американский психолог и первый президент Американской психологической ассоциации С. Холл выделил следующие виды лжи:

• героическая - когда ребенок идет на обман во имя хорошей (по его мнению) цели;

• партийная - когда ребенок обманным путем пытается прикрыть или, наоборот, оклеветать кого-либо в зависимости от его отношения к этому человеку;

• эгоистичная - когда ложь ребенка призвана способствовать выполнению некоторых его личных планов и реализации идей;

• фантастическая - когда ребенок пересказывает свои фантазии или мечты, выдавая их за реальные события;

• патологическая - когда ложь уже стала привычкой у ребенка, и он просто так обманывает, потому что ему это нравится и / или ему это удается[16].

Американский психолог и педагог А. Фромм классифицирует детскую ложь следующим образом:

• ложь, направленная на получение похвалы;

• ложь, направленная на сокрытие своей вины;

• ложь, призванная помочь избежать наказания;

• ложь, призванная выразить враждебность ребёнка по отношению к тому, кого он обманывает[17].

Британский психолог и психоаналитик А. Фрейд, которого вместе с М. Кляйн, которых называют основателями детского психоанализа, считает, что детская ложь делится на три категории:

• Невинная ложь или вежливость - это вид лжи, который люди учат с раннего детства, а затем привыкают к нему как необходимость. Вне зависимости от того, понравилось ли ребенку угощение, родители всегда говорят ему «пойти к своей тете» и сказать: «Спасибо, очень вкусно!»;

• делинквентная ложь - это ложь для достижения конкретной цели, например, когда ребенок чувствует себя плохо, оставаясь дома и не посещая школу;

• ложная фантазия - когда ребенок придает фантазиям реалистичность, например, он говорит, что в его комнате живет настоящий олень, который, кроме того, может говорить как человек[18].

П. Ф. Каптерев, известный российский педагог и психолог, полагал, что целью, лежащей в основе любой детской лжи, является желание ребенка получить некоторое удовольствие или ободрение, избегая при этом возможных причин наказания или огорчения. Поэтому он не видел смысла в делении случаев детской лжи на различные конкретные типы в зависимости от мотива, побудившего ребенка прибегнуть к обману, но вместо этого описал систему четырехуровневой детской лжи - от самой невинной (первой) до эгоистичной:


• Первая стадия детской лжи отличается легкостью разоблачения из-за отсутствия у лжеца особой хитрости и жизненного опыта. Такая ложь наиболее невинна и присуща в основном маленьким детям. Она будет включать такие ситуации, когда, например, ребенку не разрешается прикасаться к какому-либо предмету, но когда родители покидают комнату, он немедленно бросается к этому предмету и начинает играть с ним, однако, услышав шаги в коридоре, быстро возвращается на место, чтобы не быть пойманным, нарушая запрет. Если родители, пришедшие в подозрение, что ребенок все-таки взял запрещенный предмет в свои руки, и прямо спросят его об этом, скорее всего, ребенок сознается. В случае, если он отрицает свой проступок, достаточно спросить его об этом предмете более незаметно для ребенка, например, ему нравится играть с ним или что он с ним делает, после чего, очень вероятно что, не подозревая подвоха, ребенок ответит искренне и тем самым выдаст себя.

• Вторая стадия детской лжи - когда ребенок говорит ложь под влиянием какого-либо страха - страха наказания, насмешек, обиды и т. д.

• Третья стадия детской лжи характеризуется П. Ф. Каптеревым как «подлаживание», и оно заключается в том, что посредством такого обмана дети как бы приспосабливаются к взрослым, другими словами, они выдают именно ту информацию, которую хотят слышать от них, даже если это не соответствует действительности, например, когда ребенку делают замечание, в ответ на что он заверяет, что «он никогда больше этого не сделает»;

• Четвертая стадия детской лжи - самая высокая - состоит в том, чтобы симулировать симптомы заболевания, чтобы достичь его эгоистичной цели, например, дети притворяются больными, чтобы привлечь внимание родителей и не идти туда, куда они не ходят и т. д. Чаще всего такое поведение встречается у детей от одиннадцати до пятнадцати лет[19].

По мере взросления меняются и мотивы лжи.

Проведенный нами анализ позволил выделить основные причины лжи в подростковом возрасте.

Во-первых, ложь может быть защитой личности своей приватности и внутреннего мира от чужого (даже родительского) глаза. Родитель должен быть в курсе всех дел подростка, но ровно в той мере, в какой ребенок допускает это. Известно, что подростковый период — это время, когда ребенок примеряет разные роли и совсем не обязательно те, которые нравятся родителям.

Во-вторых, ложь может использоваться подростками как средство избежать неприятных последствий (наказания, неловкости, стыда).