Файл: Проблема детской лжи (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКОЙ ЛЖИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Феномен детской лжи – наименее изученный аспект данной проблемы. Говоря конкретнее, на основании теоретического анализа, я пришла к выводу о том, что изучение причин детской лжи – достаточно разработанный вопрос в теории и практики, тогда анализ признаков остается малоизученным аспектом, в связи с чем, эмпирическое исследование было направленно именно на эти особенности.

4. Практическая часть работы представляла собой эксперимент по исследованию особенностей лживого поведения детей младшего школьного возраста, цель которого изучение вербальных и невербальных признаков обмана у детей.

В данном исследовании приняли участие 25 детей младшего школьного возраста (6-8 лет), которые обучаются в 1-2 классе исследуемой базы. В качестве методики исследования, была выбраны игра «Угадай правду». В которой ученики по очереди должны были рассказать 3 истории, одна из которых являлась ложью. Остальным же нужно было выбрать ложную ситуацию, а так же указать какими признаками они руководствовались, делая свой выбор. Нами также осуществлялось целенаправленное наблюдение за деятельностью и речевыми высказываниями детей, с целью выявления наиболее типичных признаков обмана.

По результатам эксперимента, я установила:

- у 6 детей не было выявлено ни одного вербального признака обмана, а у 7 детей – не вербального, у 2 младших школьников не было обнаружено вообще ни одного из признаков обмана;

- проанализировав все полученные результаты, я установила, что всего у различных младших школьников, участвующих в эксперименте было выявлено 22 вербальных признака обмана и 19 невербальных признаков обмана. Одни и те же признаки повторялись у некоторых детей;

- наиболее часто встречались следующие вербальные признаки: повышение тембра голова, изменение скорости речи, а также использование каких-либо слов или частиц, которые не были характерны при рассказе правдивых историй. Гендерных различий в данной группе не обнаружено;

- большинство невербальных признаков у всех младших школьников, так или иначе связаны с движением пальцев рук. Только среди девочек был выявлен один признак – они трогали свои волосы, однако, у каждой из них, данный жест имел индивидуальную характеристику.

На основании результатов исследования, для родителей были сформулированы рекомендации по выявлению и коррекции детской лжи.

На мой взгляд, перспективами дальнейших исследования является расширение длительности наблюдения и бесед, для изучения их личностных особенностей и манер поведения и речи в повседневной жизни.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акмеологический тренинг : Теория, методика, психотехнологии / А. П. Ситников ; Фирма «Имидж-контакт». —- М. : Технол. шк. бизнеса, 2016. —- 429 с.
  2. Бердяев Н. А. Парадокс лжи / Н. А. Бердяев // Человек. – 2014. - № 2. – С. 103 – 108.
  3. Бикмурзина Э. Ложь во благо вида / Э. Бикмурзина // Вокруг света. – 2009. - № 6. - С. 32 – 34.
  4. Брудный А. А. Психологическая герменевтика / А. А. Брудный. – Москва : Лабиринт, 2005. – 336 с.
  5. Вагин И. О. Психология выживания в современной России / И. О. Вагин. – Москва : АСТ, 2014. – 352 с.
  6. Дубровский Д. И. Обман. Философско-психологический анализ / Д. И. Дубровский. – Москва : РЭЙ, 2014. – 117 с.
  7. Знаков В. В. Психология понимания правды / В. В. Знаков. – СанктПетербург : Алетейя, 2009. – 282 с.
  8. Каптерев П. Ф. О природе детей : Избранное / П. Ф. Каптерев. – Москва : Карапуз, 2005. – 288 с.
  9. Кобозева А. Я не могу сказать неправду / А. Кобозева // Psychologies. – 2017. - № 18. – С. 76 – 77.
  10. Кузнецов В. В. Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман / В. В. Кузнецов. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 288 с.
  11. Марселли Д. Практическая психология для подростков. 100 самых сложных ситуаций, которые тебе нужно пережить / Д. Марселли, Г. де Ла Бори. – Екатеринбург : У-Фактория, 2008. – 288 с
  12. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко . –– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
  13. Наумов В. В. Конформизм как составляющая дискурса / В. В. Наумов // Филологические науки. – 2017. - № 3. – С. 39 – 44.
  14. Симоненко С.И. Психологические основания оценки ложности и правдивости сообщений // Вопросы психологии, 2016. - № 3.- С. 15-19.
  15. Фрай О. Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца, как обмануть детектор лжи / О. Фрай. – Санкт-Петербург : Прайм – ЕВРОЗНАК, 2014. – 284 с.
  16. Фрейд З. Психоанализ детских страхов / З. Фрейд. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2016. – 288 с.
  17. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни / З. Фрейд. – Москва : Эксмо, 2015. – 192 с.
  18. Фромм А. Азбука для родителей / А. Фромм. – Москва : АСТ, 2003. – 350 с.
  19. Холл С. Дети: любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения: Очерки по детской психологии и педагогике. Пер. с англ. Изд.3, 2013. - 450 с.
  20. Церковная, И.А. Многомерно-функциональное исследование лживости как индивидуально-психологической особенности личности. /И.А. Церковная. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. – Екатеринбург, 2005. – 20с
  21. Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь / П. Экман. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 384 с.
  22. Экман, П. Почему дети лгут / П. Экман. — М. : Педагогика-пресс, 1993. — 272 с.
  23. Усачева В.А. Гендерные аспекты подростковой лжи [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/32274/1/klo_2015_133.pdf
  24. Bok S. Secrets. / S. Bok. - New York : Pantheon, 1982. p.15.
  25. Efron D. Gesture, Race and Culture / D. Efron. - The Hague : Mouton Press, 1972.
  26. Ekman P. Body Movement and Voice Pitch in Deceptive Interactions / P. Ekman, W. V. Friesen, K. Scherer // Semiotica. – 1976. - № 16. – P. 23 – 27.
  27. Ekman P. Facial Signs of Emotional Experience / P. Ekman, W. V. Friesen, S. Ancoli // Journal of Personality and Social Psychology. – 1980. - № 39. – P. 1125 – 1134.
  28. Stouthamer – Löber M. Lying as a Problem Behavior in Children : a Review / M. Stouthamer-Löber // Clinical Psychology Review. – 2006. - № 6. – P. 267 – 289.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Признаки лжи в исследуемой группе детей

№ п/п

Вербальные признаки

Невербальные признаки

1

Повышает голос, разговаривает быстрее

Часто перекладывает ногу на ногу

2

Не выявлено

Поднимает бровь

3

Приводит слишком много аргументов

Облизывает губу

4

Более часто использует междометье «Ну»

Закатывает глаза

5

Быстрее разговаривает, делает голосовое ударение на последний слог слова

Не выявлено

6

Пытается применять сложную терминологию, при уточняющих вопросах - смеется

Эмоционально на лице выражает недовольство

7

Повышает голос

Трогает руками волосы

8

Делает долгие паузы в речи

Не выявлено

9

Повышает голос

Постоянно улыбается

10

Использует большое количество междометий

Трогает ухо

11

Не выявлено

Не выявлено

12

Не выявлено

Много смеется там, где этого не требует смысловая нагрузка

13

Более часто использует междометье «Короче»

Рисует в процессе рассказа

14

Повышает голос

Не выявлено

15

Приводит слишком много аргументов

Трогает губу

16

Не выявлено

Трогает руками волосы

17

Лживая история была самая короткая

Сжимает кулаки

18

Делает долгие паузы в речи

Не выявлено

19

Разговаривает быстрее

Смотрим в глаза только экспериментатору

20

Не выявлено

Перебирает пальцами

21

Использует большое количество слов-паразитов

Трогает руками волосы

22

Приводит слишком много аргументов

Трогает кофту, смеется

23

Не выявлено

Не выявлено

24

Разговаривает тише, чем обычно

Трогает руками волосы

25

Делает долгие паузы в речи

Не выявлено

  1. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко . –– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.

  2. Наумов В. В. Конформизм как составляющая дискурса / В. В. Наумов // Филологические науки. – 2017. - № 3. – С. 39 – 44.

  3. Брудный А. А. Психологическая герменевтика / А. А. Брудный. – Москва : Лабиринт, 2005. – 336 с.

  4. Симоненко С.И. Психологические основания оценки ложности и правдивости сообщений // Вопросы психологии, 2016. - № 3.- С. 15-19.

  5. Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь / П. Экман. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 384 с.

  6. Bok S. Secrets. / S. Bok. - New York : Pantheon, 1982. p.15.

  7. Бердяев Н. А. Парадокс лжи / Н. А. Бердяев // Человек. – 2014. - № 2. – С. 103 – 108.

  8. Знаков В. В. Психология понимания правды / В. В. Знаков. – СанктПетербург : Алетейя, 2009. – 282 с.

  9. Знаков В. В. Психология понимания правды / В. В. Знаков. – СанктПетербург : Алетейя, 2009. – 282 с.

  10. Вагин И. О. Психология выживания в современной России / И. О. Вагин. – Москва : АСТ, 2014. – 352 с.

  11. Акмеологический тренинг : Теория, методика, психотехнологии / А. П. Ситников ; Фирма «Имидж-контакт». —- М. : Технол. шк. бизнеса, 2016. —- 429 с.

  12. Кобозева А. Я не могу сказать неправду / А. Кобозева // Psychologies. – 2017. - № 18. – С. 76 – 77.

  13. Кузнецов В. В. Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман / В. В. Кузнецов. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 288 с.

  14. Фрай О. Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца, как обмануть детектор лжи / О. Фрай. – Санкт-Петербург : Прайм – ЕВРОЗНАК, 2014. – 284 с.

  15. Бикмурзина Э. Ложь во благо вида / Э. Бикмурзина // Вокруг света. – 2009. - № 6. - С. 32 – 34.

  16. Холл С. Дети: любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения: Очерки по детской психологии и педагогике. Пер. с англ. Изд.3, 2013. - 450 с.

  17. Фромм А. Азбука для родителей / А. Фромм. – Москва : АСТ, 2003. – 350 с.

  18. Фрейд З. Психоанализ детских страхов / З. Фрейд. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2016. – 288 с.

  19. Каптерев П. Ф. О природе детей : Избранное / П. Ф. Каптерев. – Москва : Карапуз, 2005. – 288 с.

  20. Экман, П. Почему дети лгут / П. Экман. — М. : Педагогика-пресс, 1993. — 272 с.

  21. Усачева В.А. Гендерные аспекты подростковой лжи [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/32274/1/klo_2015_133.pdf