Файл: Проблема детской лжи (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКОЙ ЛЖИ).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
3. Феномен детской лжи – наименее изученный аспект данной проблемы. Говоря конкретнее, на основании теоретического анализа, я пришла к выводу о том, что изучение причин детской лжи – достаточно разработанный вопрос в теории и практики, тогда анализ признаков остается малоизученным аспектом, в связи с чем, эмпирическое исследование было направленно именно на эти особенности.
4. Практическая часть работы представляла собой эксперимент по исследованию особенностей лживого поведения детей младшего школьного возраста, цель которого изучение вербальных и невербальных признаков обмана у детей.
В данном исследовании приняли участие 25 детей младшего школьного возраста (6-8 лет), которые обучаются в 1-2 классе исследуемой базы. В качестве методики исследования, была выбраны игра «Угадай правду». В которой ученики по очереди должны были рассказать 3 истории, одна из которых являлась ложью. Остальным же нужно было выбрать ложную ситуацию, а так же указать какими признаками они руководствовались, делая свой выбор. Нами также осуществлялось целенаправленное наблюдение за деятельностью и речевыми высказываниями детей, с целью выявления наиболее типичных признаков обмана.
По результатам эксперимента, я установила:
- у 6 детей не было выявлено ни одного вербального признака обмана, а у 7 детей – не вербального, у 2 младших школьников не было обнаружено вообще ни одного из признаков обмана;
- проанализировав все полученные результаты, я установила, что всего у различных младших школьников, участвующих в эксперименте было выявлено 22 вербальных признака обмана и 19 невербальных признаков обмана. Одни и те же признаки повторялись у некоторых детей;
- наиболее часто встречались следующие вербальные признаки: повышение тембра голова, изменение скорости речи, а также использование каких-либо слов или частиц, которые не были характерны при рассказе правдивых историй. Гендерных различий в данной группе не обнаружено;
- большинство невербальных признаков у всех младших школьников, так или иначе связаны с движением пальцев рук. Только среди девочек был выявлен один признак – они трогали свои волосы, однако, у каждой из них, данный жест имел индивидуальную характеристику.
На основании результатов исследования, для родителей были сформулированы рекомендации по выявлению и коррекции детской лжи.
На мой взгляд, перспективами дальнейших исследования является расширение длительности наблюдения и бесед, для изучения их личностных особенностей и манер поведения и речи в повседневной жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Акмеологический тренинг : Теория, методика, психотехнологии / А. П. Ситников ; Фирма «Имидж-контакт». —- М. : Технол. шк. бизнеса, 2016. —- 429 с.
- Бердяев Н. А. Парадокс лжи / Н. А. Бердяев // Человек. – 2014. - № 2. – С. 103 – 108.
- Бикмурзина Э. Ложь во благо вида / Э. Бикмурзина // Вокруг света. – 2009. - № 6. - С. 32 – 34.
- Брудный А. А. Психологическая герменевтика / А. А. Брудный. – Москва : Лабиринт, 2005. – 336 с.
- Вагин И. О. Психология выживания в современной России / И. О. Вагин. – Москва : АСТ, 2014. – 352 с.
- Дубровский Д. И. Обман. Философско-психологический анализ / Д. И. Дубровский. – Москва : РЭЙ, 2014. – 117 с.
- Знаков В. В. Психология понимания правды / В. В. Знаков. – СанктПетербург : Алетейя, 2009. – 282 с.
- Каптерев П. Ф. О природе детей : Избранное / П. Ф. Каптерев. – Москва : Карапуз, 2005. – 288 с.
- Кобозева А. Я не могу сказать неправду / А. Кобозева // Psychologies. – 2017. - № 18. – С. 76 – 77.
- Кузнецов В. В. Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман / В. В. Кузнецов. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 288 с.
- Марселли Д. Практическая психология для подростков. 100 самых сложных ситуаций, которые тебе нужно пережить / Д. Марселли, Г. де Ла Бори. – Екатеринбург : У-Фактория, 2008. – 288 с
- Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко . –– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
- Наумов В. В. Конформизм как составляющая дискурса / В. В. Наумов // Филологические науки. – 2017. - № 3. – С. 39 – 44.
- Симоненко С.И. Психологические основания оценки ложности и правдивости сообщений // Вопросы психологии, 2016. - № 3.- С. 15-19.
- Фрай О. Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца, как обмануть детектор лжи / О. Фрай. – Санкт-Петербург : Прайм – ЕВРОЗНАК, 2014. – 284 с.
- Фрейд З. Психоанализ детских страхов / З. Фрейд. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2016. – 288 с.
- Фрейд З. Психопатология обыденной жизни / З. Фрейд. – Москва : Эксмо, 2015. – 192 с.
- Фромм А. Азбука для родителей / А. Фромм. – Москва : АСТ, 2003. – 350 с.
- Холл С. Дети: любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения: Очерки по детской психологии и педагогике. Пер. с англ. Изд.3, 2013. - 450 с.
- Церковная, И.А. Многомерно-функциональное исследование лживости как индивидуально-психологической особенности личности. /И.А. Церковная. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. – Екатеринбург, 2005. – 20с
- Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь / П. Экман. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 384 с.
- Экман, П. Почему дети лгут / П. Экман. — М. : Педагогика-пресс, 1993. — 272 с.
- Усачева В.А. Гендерные аспекты подростковой лжи [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/32274/1/klo_2015_133.pdf
- Bok S. Secrets. / S. Bok. - New York : Pantheon, 1982. p.15.
- Efron D. Gesture, Race and Culture / D. Efron. - The Hague : Mouton Press, 1972.
- Ekman P. Body Movement and Voice Pitch in Deceptive Interactions / P. Ekman, W. V. Friesen, K. Scherer // Semiotica. – 1976. - № 16. – P. 23 – 27.
- Ekman P. Facial Signs of Emotional Experience / P. Ekman, W. V. Friesen, S. Ancoli // Journal of Personality and Social Psychology. – 1980. - № 39. – P. 1125 – 1134.
- Stouthamer – Löber M. Lying as a Problem Behavior in Children : a Review / M. Stouthamer-Löber // Clinical Psychology Review. – 2006. - № 6. – P. 267 – 289.
Признаки лжи в исследуемой группе детей
№ п/п |
Вербальные признаки |
Невербальные признаки |
1 |
Повышает голос, разговаривает быстрее |
Часто перекладывает ногу на ногу |
2 |
Не выявлено |
Поднимает бровь |
3 |
Приводит слишком много аргументов |
Облизывает губу |
4 |
Более часто использует междометье «Ну» |
Закатывает глаза |
5 |
Быстрее разговаривает, делает голосовое ударение на последний слог слова |
Не выявлено |
6 |
Пытается применять сложную терминологию, при уточняющих вопросах - смеется |
Эмоционально на лице выражает недовольство |
7 |
Повышает голос |
Трогает руками волосы |
8 |
Делает долгие паузы в речи |
Не выявлено |
9 |
Повышает голос |
Постоянно улыбается |
10 |
Использует большое количество междометий |
Трогает ухо |
11 |
Не выявлено |
Не выявлено |
12 |
Не выявлено |
Много смеется там, где этого не требует смысловая нагрузка |
13 |
Более часто использует междометье «Короче» |
Рисует в процессе рассказа |
14 |
Повышает голос |
Не выявлено |
15 |
Приводит слишком много аргументов |
Трогает губу |
16 |
Не выявлено |
Трогает руками волосы |
17 |
Лживая история была самая короткая |
Сжимает кулаки |
18 |
Делает долгие паузы в речи |
Не выявлено |
19 |
Разговаривает быстрее |
Смотрим в глаза только экспериментатору |
20 |
Не выявлено |
Перебирает пальцами |
21 |
Использует большое количество слов-паразитов |
Трогает руками волосы |
22 |
Приводит слишком много аргументов |
Трогает кофту, смеется |
23 |
Не выявлено |
Не выявлено |
24 |
Разговаривает тише, чем обычно |
Трогает руками волосы |
25 |
Делает долгие паузы в речи |
Не выявлено |
-
Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко . –– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с. ↑
-
Наумов В. В. Конформизм как составляющая дискурса / В. В. Наумов // Филологические науки. – 2017. - № 3. – С. 39 – 44. ↑
-
Брудный А. А. Психологическая герменевтика / А. А. Брудный. – Москва : Лабиринт, 2005. – 336 с. ↑
-
Симоненко С.И. Психологические основания оценки ложности и правдивости сообщений // Вопросы психологии, 2016. - № 3.- С. 15-19. ↑
-
Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь / П. Экман. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 384 с. ↑
-
Bok S. Secrets. / S. Bok. - New York : Pantheon, 1982. p.15. ↑
-
Бердяев Н. А. Парадокс лжи / Н. А. Бердяев // Человек. – 2014. - № 2. – С. 103 – 108. ↑
-
Знаков В. В. Психология понимания правды / В. В. Знаков. – СанктПетербург : Алетейя, 2009. – 282 с. ↑
-
Знаков В. В. Психология понимания правды / В. В. Знаков. – СанктПетербург : Алетейя, 2009. – 282 с. ↑
-
Вагин И. О. Психология выживания в современной России / И. О. Вагин. – Москва : АСТ, 2014. – 352 с. ↑
-
Акмеологический тренинг : Теория, методика, психотехнологии / А. П. Ситников ; Фирма «Имидж-контакт». —- М. : Технол. шк. бизнеса, 2016. —- 429 с. ↑
-
Кобозева А. Я не могу сказать неправду / А. Кобозева // Psychologies. – 2017. - № 18. – С. 76 – 77. ↑
-
Кузнецов В. В. Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман / В. В. Кузнецов. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 288 с. ↑
-
Фрай О. Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца, как обмануть детектор лжи / О. Фрай. – Санкт-Петербург : Прайм – ЕВРОЗНАК, 2014. – 284 с. ↑
-
Бикмурзина Э. Ложь во благо вида / Э. Бикмурзина // Вокруг света. – 2009. - № 6. - С. 32 – 34. ↑
-
Холл С. Дети: любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения: Очерки по детской психологии и педагогике. Пер. с англ. Изд.3, 2013. - 450 с. ↑
-
Фромм А. Азбука для родителей / А. Фромм. – Москва : АСТ, 2003. – 350 с. ↑
-
Фрейд З. Психоанализ детских страхов / З. Фрейд. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2016. – 288 с. ↑
-
Каптерев П. Ф. О природе детей : Избранное / П. Ф. Каптерев. – Москва : Карапуз, 2005. – 288 с. ↑
-
Экман, П. Почему дети лгут / П. Экман. — М. : Педагогика-пресс, 1993. — 272 с. ↑
-
Усачева В.А. Гендерные аспекты подростковой лжи [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/32274/1/klo_2015_133.pdf ↑