Файл: Проблема детской лжи (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКОЙ ЛЖИ).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
В-третьих, подростки могут использовать ложь для защиты значимого для себя человека. Ведущей деятельностью подросткового периода является общение со сверстниками, появляется потребность в обретении близкого друга, что может послужить причиной лжи в данном возрасте.
В-четвертых, бывают ситуации, когда подростки врут не всегда, а только в случае неприятных разговорных моментов. В основном это касается дружбы, любви и сексуального воспитания.
В-пятых, часто чтобы оправдать пристрастие к вредным привычкам, зависимые подростки предпочитают лгать, а не сообщать горькую правду. Через какое-то время ложь становится привычкой, рождается сама собой и не контролируется сознательно. Этим они вовлекают в ложь своих близких, которым лгут слишком искренне (поскольку сами уверены в своей лжи), теперь уже и близкие становятся соучастниками поддержания опасных привычек. Любое зависимое поведение (от алкоголя, наркотиков, курения) приведет не только к необходимости лгать родителям, но и к легкости появления этой лжи[20].
Исследование А.В. Усачевой подтвердило отличие причин, по которым лгут дети и подростки, от причин лжи взрослых людей.
Первая причина — привлечение к себе внимания. Так бывает в тех случаях, если ребенок не уверен в том, что он по-прежнему любим своими родителями или же не интересен своим ровесникам. Возможно, ребенок считает, что с помощью лжи он сможет преодолеть барьер между собой и людьми, чьим мнением о себе он дорожит.
Вторая причина — желание вырваться из-под контроля. Когда ребенок становится старше, у него появляется потребность в большей автономности от взрослых. Ребенок начинает создавать такое недоступное для всех пространство, где хозяйничать может только он сам. Иногда желание быть независимым Ложь приводит подростков к совершенно бессмысленной лжи. Так, он может сказать, что был на тренировке, хотя на самом деле ходил в библиотеку. И это притом, что родители не ругали бы ни за библиотеку, ни за тренировку. Просто у подростка происходит процесс формирования своей частной, личной жизни.
Третья причина – обида на родителей. Это случается, когда родители более внимательны к младшему ребенку или постоянно ссорятся между собой, или даже развелись, а подростка отдалили от семьи. Нередко причиной лжи может послужить какие-то незначительные (с точки зрения взрослых) события.
Четвертая причина — значительные проблемы в школе или в другой значимой для него среде: не складываются отношения с одноклассниками, возникли трудности с учебой или он попал в другую трудную жизненную ситуацию.
Пятая причина - страх перед наказанием.
Шестая причина –провокационное поведение родителей, которые выстраивают невыполнимые барьеры, когда запреты не объясняются, не расшифровываются, а значит, не понимаются и не принимаются ребенком.
Седьмая причина - ложь во спасение - в подростковом возрасте используется довольно часто. Так как в этом возрасте дружбе придаётся особое значение, то солгать, чтобы в острые моменты спасти своих друзей – это, по мнению подростка, благородный поступок. Вполне искренне он будет считать, что не делает ничего плохого, используя для спасения ровесников ложь в любом виде – умолчание, отрицание очевидного и тому подобное[21].
На основании теоретического анализа, я пришла к выводу о том, что мотивы детской лжи связаны, в первую очередь, с развитием сознания ребёнка, со становлением его как личности, и часто ложь ребёнка выступает в роли лакмусовой бумажки и способна выявить его проблемы или пробелы в его воспитании. На различных этапах взросления, мотивы детской лжи различны, как и влияние ведущих факторов, обуславливающих появление лжи. Также в этой главе приведены некоторые классификации видов детской лжи, известные современной науке. По результатам анализа теоретической литературы я установила, что наименее изученным аспектом проблемы детской лжи – определение признаком ее проявления, как вербальных, так и невербальных. Данный факт, определил специфику экспериментального исследования.
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКОЙ ЛЖИ
2.1 Организация и методы исследования
Практическая часть работы представляет собой эксперимент по исследованию особенностей лживого поведения детей.
Цель исследования – выявить какие вербальные и невербальные признаки лжи присутствуют у детей.
Обозначенная цель обусловливает постановку конкретных исследовательских задач, а именно:
1. Подбор методики исследования.
2. Выбор базы и целевой группы экспериментального исследования.
3. Подготовка материалов для исследования.
4. Непосредственное проведение эксперимента.
5. Анализ и интерпретация полученных результатов.
Для проведения этого эксперимента был выбран 2 «А» класс.
В данном исследовании приняли участие 25 детей младшего школьного возраста (6-8 лет), которые обучаются в 1-2 классе исследуемой базы.
Основными методами в экспериментальном исследовании были:
- наблюдение;
- беседа;
- интерпретационный анализ.
В качестве методики исследования, была выбраны игра «Угадай правду». В которой ученики по очереди должны были рассказать 3 истории, одна из которых являлась ложью. Остальным же нужно было выбрать ложную ситуацию, а так же указать какими признаками они руководствовались, делая свой выбор.
Мною также осуществлялось целенаправленное наблюдение за деятельностью и речевыми высказываниями детей, с целью выявления наиболее типичных признаков обмана.
Результаты данного анализа представлены в следующем параграфе настоящего исследования.
Первоначально представлю результаты, которые констатировали сами дети после эксперимента.
На основании проведённого исследования можно утверждать, что дети младшего школьного возраста не уделяют должного внимания невербальным признакам (лишь единицы использовали эти признаки при выборе), а сосредоточенно наблюдают за вербальными, пытаясь выявить обман на основе собственного опыта и знаний.
Большое внимание обращают на факты. А так же рассматривают возможность ситуации исходя из характера собеседника, его привычек и возможностей.
При отгадывании лживой истории, только у 16 детей были правильно названы истории, которые были вымышлены.
По результатам моих наблюдений, которые подробно были описаны в таблице приложения А, я установила, что не у всех детей можно было выделить вербальные или невербальные признаки обмана.
Так, у 6 детей не было выявлено ни одного вербального признака обмана, а у 7 младших школьников – не вербального.
У 2 детей не было обнаружено вообще ни одного из признаков обмана.
При беседе после эксперимента, были заданы вопросы, каким образом они осуществляли свой рассказ и пытались ли скрыть ложь.
Один из детей ответил, что запоминал, какие жесты он делал при правдивых историях и старался их в точности повторить, а другой – что в целом не придавал большого смысла эксперименту.
Таким образом, я могу сделать вывод, что распознать обман сложнее в различных ситуациях и для более детального изучения, необходимы более длительные эксперименты, чтобы было возможно изучить их личностные особенности и манеры поведения и речи в повседневной жизни.
Проанализировав все полученные результаты, я установила, что всего у различных детей младшего школьного возраста, участвующих в эксперименте было выявлено:
- 22 вербальных признака обмана;
- 19 невербальных признаков обмана.
Наглядно, сводные данные представлены на рисунке 2.1.
Рисунок 1. – Сводные результаты исследования по количество повторений признаков
Важно отметить, что одни и те же признаки повторялись у некоторых младших школьников.
Среди вербальных признаков, не было выявлено определенной тенденции в зависимости от гендерной принадлежности ребенка. В целом, наиболее часто встречающимися признаками в данной группе были: повышение тембра голова, изменение скорости речи, а также использование каких-либо слов или частиц, которые не были характерны при рассказе правдивых историй.
Анализируя невербальные признаки, я установила, что один признак встречался только среди девочек, а именно: многие из них при обмане трогали свои волосы, однако, у каждой из них, данный жест имел индивидуальную характеристику.
Также в ходе эксперимента было выявлено, что большинство невербальных признаков у всех детей, так или иначе, связаны с движением пальцев рук.
По результатам исследования, были сформулированы методические рекомендации, которые позволят родителям младших школьников лучше распознавать и корректировать проявления лжи у детей.
Для того чтобы распознать, врет ли ребенок, достаточно понаблюдать за ним. Если ребенок врет постоянно, то вполне можете определить это по некоторым вполне очевидным признакам. Среди признаков можно выделить, если ребенок:
- излишне возбужден, на щечках румянец;
- у него меняется выражение лица; старается смотреть в сторону и усиленно моргает, зрачки то сужаются, то расширяются;
- появляются непроизвольные жесты: когда что-то говорит, вдруг подносит руки ко рту, как бы пытаясь остановить поток лжи; руки во время разговора постоянно теребят край одежды или какой-нибудь предмет; ребенок трогает шею или дергает воротник, теребит мочку уха; прикасается к носу, не осознавая этого; потирает глаз, подбородок или висок;
- ребенок начинает часто покашливать во время разговора; - говорит медленно и неуверенно, тщательно подбирая слова и перебивая себя то паузами, то жестами, а также наоборот, начинает говорить быстрее, чем обычно;
- непоследователен в своих рассказах, невольно все преувеличивает. В голове у него нет четкого плана, там путаница. Ему все время кажется, что взрослые его разоблачат;
- ребенок может в разговоре повторять за взрослым последнюю фразу, чтобы выиграть время для того, чтобы придумать правдоподобный ответ;
- поскольку ребенок сознает, что поступает неправильно, то может говорить неправду более тихим голосом, или у него меняется тон или темп речи;
- если ребенок по натуре не очень разговорчив, чрезмерная словоохотливость может быть признаком обмана.
Это, конечно, только некоторые признаки. Важно наблюдать за ребенком постоянно и целенаправленно, так как различные признаки могут быть присущи, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Если часто выясняется, что ребенок обманывает, необходимо принимать соответствующие меры по коррекции. Были сформулированы следующие рекомендации
• Прислушайтесь к тому, о чем говорит ребенок, прежде чем разоблачать, необходимо обдумать, как это сделать доброжелательнее и тактичнее.
• Не нужно сразу ругать и наказывать ребенка за ложь. Необходимо, прежде всего, «услышать» скрытую причину лжи и проанализировать ее.
• Если ребенок сам сознался во лжи, надо похвалить его поступок. Если же он не хочет сознаваться, нельзя делать это, применяя наказания. Правильным выходом в этой ситуации может быть сказка или придуманная история о том, к чему приводит ложь и сколько доставляет неприятностей.
• Во всех случаях необходимо продемонстрировать ребенку более приемлемый способ удовлетворения потребностей, альтернативный лживому поведению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенного исследования, мной были сделаны следующие основные выводы:
1. На сегодняшний день, исследование феномена лжи, является одним из самых сложных направлений психологических исследований, так как существующие концепции по-разному трактуют данное понятие и его виды. В настоящем исследовании, я придерживалась взглядов П. Экмана. В целом, по результатам теоретического изучения, мною было установлено, что суть лжи заключается в том, что человек думает о чём-то конкретном или верит в это, но при этом во время общения сознательно передаёт иную информацию. Основная цель лжи – исказить истину и тем самым дезинформировать собеседника.
2. Анализируя работы различных исследователей, я также пришла к выводу о том, что изучение вербальных и невербальных признаков лжи, на сегодняшний день, не в полной мере разработанный вопрос. Важным, по мнению всех исследователей, является то, что любой из жестов или вербальных проявлений, в каждом конкретном случае, может являться признаком обмана или просто быть индивидуальной особенностью человека.