Файл: Оценка эффективности управления предприятием (Теоретические основы оценки эффективности управления предприятием).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы оценки эффективности управления предприятием
1.1. Предприятие как система и элементы управления им
1.2. Персонал как объект управления, эффективность управления персоналом
1.3. Эффективность управления финансами предприятия
2. Анализ эффективности управления ООО «Автосалон Шкода»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Кадровый состав предприятия и эффективность управления им
2.3. Оценка результатов деятельности предприятия
3. Разработка рекомендаций по улучшению управления ООО «Автосалон Шкода»
3.1. Направления повышения эффективности управления персоналом
3.2. Направления повышения результативности деятельности предприятия
Было опрошено 13 работников предприятия (в т.ч. и руководители).
Таким образом, результат опроса показал, что больше всего персонал не устраивает мотивация и отсутствие обучения.
По итогам проведенного исследования кадровой политики, обобщим результаты в виде SWOT-анализа.
Таблица 15
SWOT-анализ кадровой политики ООО «Автосалон Шкода»[25]
S |
W |
Высокая материальная мотивация. |
Нет утвержденной кадровой политики. Отсутствие обучения, аттестации, оценки и развития персонала. Неудовлетворенность персонала мотивацией. |
O |
T |
Большой рынок сторонних организаций, оказывающих услуги обучения персонала. |
Сильные конкуренты, которые могут переманить персонал. Кризис в экономике, который требует экономии, в т.ч. и на реализации конкурентной кадровой политики |
Итак, на предприятии кадровая политика разработана недостаточно хорошо, существует проблема несоответствия задекларированных элементов кадровой политики фактическому положению дел.
В итоге нами был сформирован алгоритм улучшения системы мотивации персонала ООО «Автосалон Шкода»:
Таблица 16
Алгоритм улучшения системы мотивации персонала[26]
Направление улучшений |
Результат |
Возврат к системе мотивации по KPI |
KPI позволит сформировать мотивацию на основании личного вклада каждого сотрудника |
Улучшить обучение персонала |
Улучшение системы обучения будет способствовать росту квалификации персонала и его возможностей достигать плановых показателей KPI |
Детализировать зависимость уровня мотивации от результатов обучения |
При осведомленности персонала о взаимосвязи результатов обучения и мотивации персонал будет более заинтересован в качестве обучения |
Таким образом, требуется рассмотреть направления улучшения обучения персонала предприятия для повышения квалификации персонала, что с одной стороны будет способствовать нематериальной мотивации персонала, а с другой стороны влиять на возможности персонала достигать плановых показателей KPI.
В качестве направлений повышения квалификации персонала предлагается организовывать специализированные курсы для персонала различного уровня. Например, для менеджеров в торговом зале рекомендуется организовать тренинг «Качество продаж», который позволит персоналу повысить свое знание ассортимента и своевременно помогать потребителям в выборе нужного им товара, а также более компетентно осуществлять консультацию потребителей. Для руководства схожие тренинги могут способствовать росту лидерского потенциала, что улучшит качество управления им подчиненными сотрудниками, повысит уровень управленческой квалификации в части знания документооборота и специализированных программ учета, с которыми работает предприятие.
В целом, принимая во внимание загруженность людей на рабочих местах, для обучения должны быть сформированы учебные группы (не более 10 человек). В них включаются как менеджеры в отделах, так и кассиры (если речь идет о персонале торгового зала). Насыщенный информацией тренинг для персонала «Клиентоориентированный сервис» проводится два дня. Программа тренинга включает работу над следующими тематическими блоками:
- Что такое сервис? Основные функции сервиса.
- Стандарты обслуживания.
- Оценка качества обслуживания в супермаркете и пр.
Персонал может обучаться на экспресс-тренингах (продолжительность — не более 30 минут). На этих тренингах поэтапно должны обсуждаться вопросы обслуживания клиентов на основе корпоративного стандарта.
Помимо стандартных программ обучения, возможно организовать обмен опытом. Ведущими этого направления становятся сотрудники, которые давно работают в компании и обладают уникальными знаниями, навыками, опытом.
Обобщив всю собранную информацию, можно сформировать учебные планы на год по всей компании. Основные темы тренингов, которые предлагается провести:
- тайм-менеджмент;
- управление конфликтами;
- достижение цели;
- лидерство;
- эффективные коммуникации.
Итак, рекомендации по улучшению использования системы KPI на предприятии будут способствовать повышению квалификации персонала и соответствию системы мотивации возможностям персонала и требованиям к уровню его компетентности, что скажется ростом производительности труда (к примеру, торговый персонал, который должным уровнем информирует покупателей о товаре, прилагает максимум усилий для их продажи, используя свои знания, сможет больше продать, а значит производительность его труда увеличится). Соответственно, улучшение торговых показателей напрямую будет сказываться на достижении показателей KPI, утвержденных на предприятии на плановый период.
3.2. Направления повышения результативности деятельности предприятия
Поскольку деятельность предприятия связана с продажами автомобилей, то требуется искать пути увеличения продаж.
Для того, чтоб быть конкурентоспособными и более привлекательными для покупателей предприятию рекомендуется внедрить новую услугу – покупку автомобилей в группах, т.е. среди услуг предприятия появится новая – финансовое администрирование.
Суть данной системы представлена далее.
Во всем мире популярен такой способ приобретения автомобилей, как покупка в группах. Обороты он набирает и в странах СНГ, но вот достаточным уровнем просвещенности в этом вопросе население не обладает. Предлагается исправить этот недостаток. Покупка автомобилей в группах это хорошая замена кредитам. Кем бы не работал покупатель, будучи гражданином РФ, ему достаточно стать членом группы и ему будет доступна покупка в группах автомобиля любого класса. Итак, для того, чтобы приобрести автомобиль, достаточно вступить в группу. Размеры групп определяет администратор (в нашем случае предоставляемый компанией ООО «Автосалон Шкода»). Предприятие объединяет людей в группы, за это получает процентное вознаграждение.
Основным преимуществом покупки автомобиля в группах является возможность приобрести любой автомобиль любой ценовой категории независимости от уровня дохода. Очевидно, что вряд ли человеку с маленьким или непостоянным доходам выдадут необходимую сумму на покупку автомобиля в банке. В данной же системе от клиента требуют только оплату за вступление в группу, начальный взнос установленного размера (от 10% стоимости автомобиля), а ежемесячный взнос зависит от периода полной оплаты стоимости автомобиля. Единственное, если платежи буду сравнительно малы, то сроки, через которые клиент получит автомобиль, весьма увеличатся[27].
Далее требуется оценить возможный рост продаж. Для этого был проведен опрос населения в ближайших кварталах возле автоцентра ООО «Автосалон Шкода».
Было опрошено 500 чел. с уровнем дохода от минимального до 100 тыс. руб./мес. в возрасте от 18 до 50 лет. В результате опроса получено, что 81% опрошенных (405 чел.) заинтересовала данная услуга, остальные же 19% (95 чел.) отнеслись к услуге с подозрением и не заинтересовались ею.
Среди 405 чел., которых услуга заинтересовала, были получены следующие возможные затраты на покупку автомобилей в группах:
- 54 чел. готовы оплатить за первый год участия в группе по совокупности 6023 тыс. руб.;
- 87 чел. готовы оплатить за первый год участия в группе по совокупности 4440 тыс. руб.;
- 129 чел. готовы оплатить за первый год участия в группе по совокупности 19350 тыс. руб.;
- 135 чел. готовы оплатить за первый год участия в группе по совокупности 13370 тыс. руб.
Итого прогноз увеличения выручки – 43183 тыс. руб.
Прочие доходы предприятия будут представлены платой за вступление в группу, платой за получение автомобиля и процентами за финансовое администрирование в группах.
Согласно опросу, из 405 чел., заинтересовавшихся покупкой автомобиля, 63% интересуются машинами стоимостью до 2 млн. руб., 15% - стоимостью до 3 млн. руб. и 22% - стоимостью до 4 млн. руб.
Предполагается в среднем, что 3 чел. в месяц будет получать право на получение автомобиля, итого это 36 чел./год при сроке администрирования покупки до 10 лет в каждой группе.
Предприятию рекомендуется установить 1% от стоимости автомобилей в качестве платы за вступление в группу и получение автомобилей – это примерно:
- стоимость автомобиля до 2 млн. руб.: 2000 * 255 * 0,01 + 2000 * 0,63 * 36 * 0,01 = 4500 + 454 = 4954 тыс. руб.;
- стоимость автомобиля до 3 млн. руб.: 3000 * 61 * 0,01 + 3000 * 0,15 * 36 * 0,01 = 1830 + 162 = 1992 тыс. руб.;
- стоимость автомобиля до 4 млн. руб.: 4000 * 89 * 0,01 + 4000 * 0,22 * 36 * 0,01 = 3560 + 317 = 3877 тыс. руб.
Итого: 4954 + 1992 + 3877 = 10823 тыс. руб.
Ежегодный процентный доход за финансовое администрирование составит 6% в год с НДС, т.е.: (2000 * 255 + 3000 * 61 + 4000 * 89) * 0,06 = 1049000 * 0,06 = 62940 тыс. руб.
В результате проведения комплекса мероприятий, реализации выручка от реализации будет увеличена на 43183 тыс. руб., себестоимость составит 249899384 / 277539460 * 43183 = 38882 тыс. руб., прочие доходы увеличатся на 62940 тыс. руб., чистая прибыль вырастет на (43183 + 62940 – 38882) * 0,8 = 53793 тыс. руб.
Оценим далее влияние рекомендаций на финансовое состояние, устойчивый рост и стоимость предприятия.
Прежде всего представим изменения в отчетности предприятия.
Таблица 17
Прогнозный отчет о финансовых результатах[28]
Показатель |
2018 |
Прогноз |
Выручка |
277539460 |
277539460 + 43183 = 277582643 |
Полная себестоимость |
267154332 |
267154332 + 38882 = 267193214 |
Прибыль от продаж |
10385128 |
10389429 |
Сальдо прочих доходов и расходов |
-4634725 |
-4634725 + 62940 = -4571785 |
Прибыль до налогообложения |
5750403 |
5817644 |
Чистая прибыль |
4616319 |
4616319 + 53793 = 4670112 |
Далее представим прогнозный баланс.
Таблица 18
Прогнозный баланс[29]
Показатель |
2018 |
Прогноз |
Внеоборотные активы |
20288518 |
20288518 |
Оборотные активы, в т.ч. |
40590174 |
40590174 + 53793 = 40643967 |
Денежные средства |
544242 |
544242 + 53793 = 598035 |
Собственный капитал, в т.ч. |
21310609 |
21310609 + 53793 = 21364402 |
Нераспределенная прибыль |
8243459 |
8243459 + 53793 = 8297252 |
Заемный капитал |
39568083 |
39568083 |
Валюта баланса |
60878692 |
60878692 + 53793 = 60932485 |
Рассмотрим, как предложенные рекомендации скажутся на финансовом состоянии предприятия.
Изучим прогнозные коэффициенты ликвидности.
Таблица 19
Динамика прогнозных показателей ликвидности ООО «Автосалон Шкода»[30]
Показатели |
Норматив |
2018 |
Прогноз |
Общая ликвидность |
1,00 |
0,48 |
0,48 |
Абсолютная ликвидность |
0,50 |
0,01 |
0,02 |
Промежуточная ликвидность |
0,70 |
0,16 |
0,16 |
Текущая ликвидность |
1,50 |
1,04 |
1,05 |
Анализируя показатели ликвидности организации, отметим, что коэффициенты не соответствуют нормативам, однако, есть динамика их увеличения, т.е. рекомендации положительно повлияют на ликвидность. Более существенные изменения будут видны в более позднем периоде, когда новая услуга наберет большую узнаваемость и популярность.
Далее оценим тип прогнозной финансовой устойчивости организации.
Таблица 20
Финансовая устойчивость ООО «Автосалон Шкода» в прогнозном периоде[31]
Показатель |
2018 |
Прогноз |
Собственные оборотные средства |
1 022 091 |
1 075 884 |
Запасы |
34 353 091 |
34 353 091 |
Дефицит/излишек источников финансирования запасов |
(33 331 000) |
(33 277 207) |
Собственные оборотные средства и долгосрочные пассивы |
1 704 111 |
1 757 904 |
Дефицит/излишек источников финансирования запасов |
(32 648 980) |
(32 595 187) |
Собственные оборотные средства, долгосрочные пассивы и краткосрочные кредиты и займы |
22 899 005 |
22 952 798 |
Дефицит/излишек источников финансирования запасов |
(11 454 086) |
(11 400 293) |
Параметры финансовой устойчивости |
0,0,0 |
0,0,0 |
Тип финансовой устойчивости |
кризисный |
кризисный |