Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста (Теоретическое изучение влияния сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У многих детей в дошкольном возрасте происходит признание себя как личности, они внутренне ощущают себя взрослыми, способными запомнить и переработать множество информации, хорошо владеют речью, самостоятельно одеваются, кушают и убирают за собой игрушки. Ребенок 5 лет довольно любознателен, ему нравятся новые знакомства. Он уже в состоянии заводить тесное общение, первые шаги дружбы. Однако, у детей дружеские отношения как легко возникают, так и распадаются, причем без какой-либо причины. Дети данного возраста делят людей на хороших и плохих [20].

У старших дошкольников, в отличие от более младших по возрасту малышей, память и внимание перестают быть непроизвольными функциями. Все больше дети учатся управлять собой, концентрировать усилия на задаче. Таким образом, начинает проявляться сила воли ребенка. Это служит сигналом к тому, что ему уже можно давать задания с отсроченным вознаграждением, например, попросить сделать что-то в обмен на интересную поездку в выходные. Дошкольники учатся терпеть неудобства и дискомфорт, именно в этом периоде жизни детей закладываются основы самоконтроля.

Для старших дошкольников становится понятен простой юмор и сатира, однако, до понимания тонкого изысканного иносказательного смысла слов еще далеко. Дети постигают нравственные поучения, сатиру изучая детскую литературу в виде стишков, пословиц, басен и сказок. Возможность понимать шутки – признак развитого интеллекта и накопления жизненного опыта.

Педагоги отмечают, что для этого возрастного периода характерен эгоцентризм. На все происходящие события в жизни ребенок смотрит исключительно «своими» глазами, пока он не способен оценить ситуацию глазами другой стороны. Еще одно свойство мышления, которое демонстрируют дети –анимизм. Под этим термином понимают умение накладывать проекцию своего «я» на все окружающие явления и события, даже неживые предметы. Отсюда появляется укладывание кукол, «оживление» камней, появление несуществующих друзей. Благодаря этим свойствам мышления ребенок начинает осознавать, как устроен окружающий мир [8].

Третье свойство образа мышлений детей дошкольного возраста называют синкретическим, иначе говорят примитивным или неразделённым. Благодаря ему дети пытаются соединить несоединимое. Подчас, они склонны строить разнообразные гипотезы, противоречащие всем принятым физическим законам, с нарушением причинно-следственных связей. С развитием интеллекта синкретичность в суждениях и размышлениях ребенка постепенно исчезнет. Он научится улавливать и лучше понимать законы природных явлений, и отслеживать причинно-следственные связи [36].


С развитием произвольного внимания, памяти и силы воли ребенок становится более эмоционально устойчивым. Уравновешенность приходит на смену агрессии, необоснованным вспышкам гнева, характерным для младшего возраста. Ребенок начинает осознавать, что можно отвлечься от ситуации и тем самым снизить накал эмоций и переживаний. Начинает понимать, что значит образное выражение «не принимать близко к сердцу» [16].

Представление о мире дошкольник получает при помощи детских книг. Но это не единственный источник информации. В понимании закономерностей обустройства мира детям помогают настольные игры, в которых они учится сопоставлять, дополнять, группировать предметы по разным признакам. Кроме этого, играя, дети учатся называть функцию предмета или производить с ним определенные действия [20].

Особенности развития ребенка в дошкольный период обусловлены примитивным когнитивным мышлением с элементами эгоцентризма. Основная ведущая деятельность ребенка дошкольника – сюжетно-игровая. Все познания о мире лучше ему доносить в виде игры. Чем старше ребенок, тем больше у него развивается логическая функция. Росту логики в суждениях и размышлениях способствуют соответствующие регулярные занятия. Однако, важно помнить, что вести обучение дошкольников в режиме строгих норм и правил, присущих старшей школе, нельзя. Это связано с тем, что в силу слабой мотивации к учебному процессу, обусловленной возрастом, интерес к учебе будет затухать [13].

В старшем дошкольном возрасте у ребенка активно развивается речевой аппарат и усложняется речь. Словарный запас ребенка дошкольного возраста немногим превышает 3–3,5 тысячи слов. К первому классу он уже может уверенно вступать в диалог со старшими, оперируя конкретными понятиями, поскольку теоретическое мышление пока ему недоступно. Умение мыслить теоретически разовьётся позже, этому будут способствовать занятия в младшем школьном возрасте во время учебной деятельности [15].

Нравственные представления и суждения старших дошкольников характеризуются такими чертами, как элементарность, конкретность, связь с чувствами. Соответственно, представления, сформированные в процессе воспитания, переходят в убеждения, убеждения - в привычки, а привычки - в наклонности. Недостаточное развитие представлений о нормах и правилах поведения снижает влияние моральных мотивов и ограничивает проявления нравственного поведения детей в целом.

В процессе нравственного воспитания чувства детей становятся более устойчивыми и начинают играть роль мотивов поведения. Настоящая нравственность определяется стойкостью моральных мотивов, потребностью в соответствующем поведении. Если ребенок совершает поступок по принуждению или из страха наказания, то моральным его поведение считать нельзя.


Как уже упоминалось, именно нравственность является сложным новообразованием, характеризующим личность как социальное существо, способное жить в обществе и действовать по его нормам. Дошкольникам свойственно не признавать собственных нарушений норм морали, а замечать только огрехи других. Среди позитивных качеств личности они почти не называют морального. Говорят, что добрый человек - красивый, умный, послушный, при этом не упоминают такие черты, как честность, справедливость, ответственность, чуткость, общительность и тому подобное. Моральный портрет часто остается без внимания [13].

Итак, старшим дошкольным считается возраст от 5 до 7 лет. В период дошкольного возраста идет интенсивное познавательное развитие ребенка, формируются новообразования. Происходит формирование первого цельного детского мировоззрения. Возникновение первичных морально - этических понятий (ребенок начинает понимать «что такое хорошо и что такое плохо») происходит именно в дошкольном возрасте. Также в этом возрасте наблюдается формирование произвольного поведения, т.е. умения управлять собой и своими поступками. Возникает личное сознание (начало самооценки, начинает понимать, что не все может, оценивает свои личные качества: хороший, злой, добрый).

1.3. Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании личности детей старшего дошкольного возраста

По мнению Н.С. Ежковой, игра является своеобразной формой размышления ребенка о мире, отображение интересных событий в ней приводит к тому, что происходит их осмысление, присвоение [23].

По мнению П. П. Блонского, игра представляет собой особую группу, которая включает в себя несколько видов деятельности [2].

Д. Б. Эльконин рассматривал игру как отдельную деятельность детей. Как определяет Д.Б. Эльконин, игра представляет собой основной вид деятельности ребёнка; это свободная и самостоятельная деятельность, которая возникает по его инициативе [4].

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности ребенка и формирования у него психологических и физических качеств изучается многими психологами и педагогами. Роль сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка дошкольного возраста огромна.

Сюжетно-ролевая игра – это игра, которая направленна на активное усвоение новых социальных ролей, самореализацию, приобретение нового социального опыта.

Согласно утверждению, И. Н. Курочкина, сюжетно-ролевая игра — это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте выступает в роли ведущей деятельности [17].


Согласно утверждению, С. А. Козловой, сюжетно-ролевая игра - вид человеческой деятельности (дошкольника), направленной на отражение окружающей действительности, в частности трудовой деятельности взрослых, их жизни и общественных отношений.

Рассматривая особенность сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте, отметим, что у старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, кто кем будет играть. Так, дети учатся общественным связям и коммуникативным навыкам в процессе игры. С помощью сюжетно-ролевых игр у детей происходит и развитие физических способностей: ловкость, внимание, реакция, пластичность, вестибулярный аппарат. Благодаря сюжетно-ролевым играм дети старшего дошкольного возраста получают навыки морального и эстетического поведения в обществе, приобщаются к жизни в обществе, учатся самостоятельности [13].

Формирование личности дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры проходит несколько этапов.

Первый этап – это знакомство. Первоначально нужны знания о том, что такое хорошо и что такое плохо, умение отличать их в различных ситуациях. Помимо этого, у ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, сформироваться личное эмоциональное отношение. Воспитание нравственности - это совершенно точно не требование - это воодушевление, привитие вкуса к нравственной жизни.

Знакомством с добром и злом пронизаны художественные произведения, театр, изобразительной искусство, музыка, кинематограф. Дети доверчиво и живо относятся к произведениям искусства, в силу своей эмоциональности и открытости всему новому. Природа, в своем многообразии, со своей логикой и законами - также отличный учитель.

Все эти формы доступны с тех самых пор, как ребенок начинает воспринимать сказки и истории, достаточно понимать человеческую речь. С этого времени и стоит начинать заботиться о нравственном воспитании.

Имеет смысл провести ценз мультфильмов, книг и других источников познания мира на предмет соответствия этики и морали. И постараться сделать так, чтобы ребенок не знакомился сразу со всем многообразием противоречивых ценностей, которыми полны современные произведения для детей. В этом смысле хороши советские мультфильмы по возрасту (не стоит начинать знакомство с советской мультипликацией с мультфильма «Ну погоди» или «Карлсон»), классические произведения и добрые сказки (братья Гримм, например, писали вовсе не для детей).

Второй этап – применение. Следующий этап - это наглядность нравственных поступков, ведь воспитанность характеризуется поведением. Только опробовав на собственном опыте и получив позитивное подкрепление, достигнув цели или увидев одобрение в глазах значимых взрослых, ребенок сможет применять свои знания самостоятельно. И в ситуации выбора принимать решение в пользу нравственных поступков. Собственная игра, творчество, обучение или труд позволяют применить знания на практике. Обратная связь от взрослого в виде бесед по мотивам просмотренного, услышанного или прожитого.


На этой стадии целесообразно применение следующих методов: разбор жизненных уроков, которые можно вынести из ситуаций, конфликтов, разочарований ребенка. Постепенное формирование умения видеть причины и следствия поступков, смотреть на происходящее системно, учитывая интересы всех участников событий. Одним из главных и естественных путей бессознательного запечетлевания нравственных ориентиров, является подражание значимым взрослым.

Третий этап – закрепление. А закрепляются полученные качества посредством формирования правильных привычек. Важным аспектом, помогающим закрепить правильные привычки, является поддержка окружения. Формирование мировоззрения складывается из совокупности мировоззрений окружающих людей.

Таким образом, для формирования личности детей старшего дошкольного возраста игра является эффективным средством. Создание игровых ситуаций способствует воспитанию и коррекции нравственных норм поведения, воспитанию гуманных взаимоотношений, проявлению чуткого отношения к сверстникам.

Итак, по итогам первой главы можно сделать следующие выводы.

Особенности личности – это те индивидуальные особенности, которые необходимы для успешного участия человека в деятельности или системе межличностных отношений. Индивидуальные особенности – это характерные особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающих каждого человека от других людей.

Старшим дошкольным считается возраст от 5 до 7 лет. В период дошкольного возраста идет интенсивное познавательное развитие ребенка, формируются новообразования. Происходит формирование первого цельного детского мировоззрения. Возникновение первичных морально - этических понятий (ребенок начинает понимать «что такое хорошо и что такое плохо») происходит именно в дошкольном возрасте. Также в этом возрасте наблюдается формирование произвольного поведения, т.е. умения управлять собой и своими поступками. Возникает личное сознание (начало самооценки, начинает понимать, что не все может, оценивает свои личные качества: хороший, злой, добрый).

Для формирования личности детей старшего дошкольного возраста игра является эффективным средством. Создание игровых ситуаций способствует воспитанию и коррекции нравственных норм поведения, воспитанию гуманных взаимоотношений, проявлению чуткого отношения к сверстникам.