Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста (Теоретическое изучение влияния сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изучение уровней развития нравственных качеств у старших дошкольников позволило получить качественные характеристики компонентов нравственной сферы и выделить три качественно различных уровня их развития: низкий, средний, высокий.

У 3 (20%) - высокий уровень развития нравственных качеств. Старшие дошкольники способны раскрыть смысл нравственных понятий. Расширено число нравственных понятий, к которым дети проявляют эмоциональное отношение, основывающееся на собственном опыте. Дошкольники реализуют нравственные нормы в ситуациях нравственного и делового взаимодействия на основе сотрудничества по отношению к более широкому кругу взрослых и сверстников.

У 7 (47%) - средний уровень развития нравственных качеств. Потребность в пополнении знаний о нравственных качествах у дошкольников со средним уровнем проявляется частично. Старшие дошкольники показывают знания нравственных понятий для оценки поступков других. У них появляются эмоциональные реакции на поступки нравственного содержания и нравственные понятия, которые носят ярко выраженный характер. Дошкольники демонстрируют положительную направленность в поведении по отношению к близким взрослым и сверстникам, к которым они испытывают симпатию.

У 5 (33%) - низкий уровень развития нравственных качеств. Потребность в пополнении знаний о нравственных качествах у дошкольников с низким уровнем не проявляется. Старшие дошкольники дают оценку поступкам, используя дихотомические понятия (хорошо - плохо, правильно - неправильно) без употребления нравственных норм. Проявляют эмоциональное отношение к отдельным нравственным понятиям и поступкам. В поведении дошкольников наблюдаются агрессивные реакции при взаимодействии друг с другом.

На рис.1 наглядно показана существенная разница в уровне развития критериев нравственных качеств у старших дошкольников.

Рис. 1. Результаты уровней развития нравственных качеств

у старших дошкольников

Исходя их данных, полученных на констатирующем этапе психологического исследования, можно сделать вывод, что психолого-педагогическая работа по развитию личности у детей старшего дошкольного возраста реализуется не в полном объеме. Это определило необходимость разработки практических рекомендаций по развитию личности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.


2.2. Практические рекомендации по развитию личности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Цель воспитателей в ДОУ – это постараться сформировать в дошкольниках творческой личности, волевого характера. Будущий полноправный гражданин в своей стране должен уметь отвечать за свои поступки, а также стремиться к расширению своего кругозора, он должен постоянно стремиться познать нравственное и духовное устройство мира.

Самостоятельные игры детей создаются из воображения, но их чувства реальны, их чувства и переживания искренни и не поддельны. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевых играх – одна из основ игры. Ролевая игра заключается в вымышленном сюжете определённых действий, выполняемых взрослыми. Один из детей может представить себя в роли, например, учителя, воспитателя, командира или начальника на каком-нибудь предприятии, а остальная группа будет учащимися или рабочими с определёнными профессиями и выполнять вымышленные функции.

Дети старшего дошкольного возраста должны уметь выбирать роли и представлять сюжет игры, хотя иногда и требуется помощь воспитателя. Все роли имеют определённые правила из окружающей жизни, в основном позаимствованные из жизни взрослого общества. Главное в игре, как сам ребёнок относится к своей роли. Дети неохотно относятся к роли, которая, по их мнению, не соответствует их полу и характеру, они не видят смысла в такой роли.

Сюжетно-ролевые игры в условиях ДОУ по нравственному воспитанию должны помочь в следующем:

- Научить детей сформировать представление о духовно-нравственном устройстве мира;

- Научить анализировать и оценивать произведения искусства;

- Заинтересовать ребенка книгами, приучить его любить художественную литературу, всемирно-известных классиков;

- Дети должны научиться анализировать прочитанные книги;

- Дети должны уметь осознавать полученные знания, чтобы их личность стала полноценной.

Чтобы успешно справиться с поставленными задачами нравственного воспитания в условиях ДОУ, дать нравственное воспитание детям, необходимо:

- Использовать дополнительные знания, не входящие в программу дошкольного образования;

- Воспитатель должен придать эмоциональную обстановку на занятиях, чтобы ученикам было интересно их посещать;

- Каждому ребенку необходимо уделить внимание, чтобы никто не чувствовал себя непонятым и обделённым знаниями, вниманием взрослых.


Роль воспитателя складывается в том, чтобы научить детей сюжетной игре, для этого он должен сам играть с детьми и показывать, как могут развиваться игровые сюжеты, как говорится, «втягивать» детей в игру, заинтересовывать их. Воспитатель должен показать себя так, чтобы дети научились доверять ему и принимать за своего партнера по игре.

Ребенок должен сам решить, когда выйти из игры, а когда снова в неё вступить.

Таким образом, в ходе сюжетно-ролевой игры дошкольник знакомится с новыми системами правил, соотносит их с правилами семьи. Его посещают первые сомнения, чувство справедливости становится острее. Он получает первый опыт в защите права на собственное мнение, свою шкалу ценностей. В это время ребенок нуждается в поддержке. Родители должны укрепить его в своих убеждениях, не допустить погружения в состояние моральной неопределенности. В свою очередь, ребенок готов обращаться к родителям за помощью, они остаются главными авторитетами.

Итак, по итогам второй главы можно сделать следующие выводы.

База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ ДС № 56 «Березка». Исследованием было охвачено 15 детей старшего дошкольного возраста.

Исследование показало, что у большинства старших дошкольников диагностирован средний уровень развития нравственных качеств. Потребность в пополнении знаний о нравственных качествах у дошкольников со средним уровнем проявляется частично. Старшие дошкольники показывают знания нравственных понятий для оценки поступков других. У них появляются эмоциональные реакции на поступки нравственного содержания и нравственные понятия, которые носят ярко выраженный характер. Дошкольники демонстрируют положительную направленность в поведении по отношению к близким взрослым и сверстникам, к которым они испытывают симпатию.

Исходя их данных, полученных на констатирующем этапе психологического исследования, можно сделать вывод, что психолого-педагогическая работа по развитию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста реализуется не в полном объеме. Это определило необходимость разработки практических рекомендаций по развитию нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

Заключение

Особенности личности – это те индивидуальные особенности, которые необходимы для успешного участия человека в деятельности или системе межличностных отношений. Индивидуальные особенности – это характерные особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающих каждого человека от других людей.


Старшим дошкольным считается возраст от 5 до 7 лет. В период дошкольного возраста идет интенсивное познавательное развитие ребенка, формируются новообразования. Происходит формирование первого цельного детского мировоззрения. Возникновение первичных морально - этических понятий (ребенок начинает понимать «что такое хорошо и что такое плохо») происходит именно в дошкольном возрасте. Также в этом возрасте наблюдается формирование произвольного поведения, т.е. умения управлять собой и своими поступками. Возникает личное сознание (начало самооценки, начинает понимать, что не все может, оценивает свои личные качества: хороший, злой, добрый).

Для формирования личности детей старшего дошкольного возраста игра является эффективным средством. Создание игровых ситуаций способствует воспитанию и коррекции нравственных норм поведения, воспитанию гуманных взаимоотношений, проявлению чуткого отношения к сверстникам.

База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ ДС № 56 «Березка». Исследованием было охвачено 15 детей старшего дошкольного возраста.

Исследование показало, что у большинства старших дошкольников диагностирован средний уровень развития нравственных качеств. Потребность в пополнении знаний о нравственных качествах у дошкольников со средним уровнем проявляется частично. Старшие дошкольники показывают знания нравственных понятий для оценки поступков других. У них появляются эмоциональные реакции на поступки нравственного содержания и нравственные понятия, которые носят ярко выраженный характер. Дошкольники демонстрируют положительную направленность в поведении по отношению к близким взрослым и сверстникам, к которым они испытывают симпатию.

Исходя их данных, полученных на констатирующем этапе психологического исследования, можно сделать вывод, что психолого-педагогическая работа по развитию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста реализуется не в полном объеме. Это определило необходимость разработки практических рекомендаций по развитию нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

Список использованной литературы

  1. Акинина Т.М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т.М. Акинина, Г.В. Степанова, Н.П. Терентьева. - М.: Издательство Перспектива, 2012. - 248с.
  2. Баранец Н.А. Формирование ценностных ориентаций старшего дошкольника и младшего школьника в современной информационной среде / Н. А. Баранец // Начальная школа: плюс до и после. - 2008. - № 7. - С.75-78.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович // Психология развития. М.: ЧеРо. 2005. -С.244-248.
  4. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2015. – 317 с.
  5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 2011. - 174 с.
  6. Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка / Бразговка Л.П. // Этическое воспитание. - 2007. - №3. - С.35-40.
  7. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС. / Р.С. Буре. - М.: Мозаика - Синтез, 2017. - 80с.
  8. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А.М. Виноградова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.33-35.
  9. Волков Б.С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2010, - 144с.
  10. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств / Т.П. Гаврилова. - М.: Просвещение, 2014. - 117с.
  11. Голованова Н.Ф. Педагогические основы социализации дошкольников. - СПб: Образование, 2014. - 76 с.
  12. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб.: Издательство «Речь», 2010. - 176с.
  13. Захарова Т.Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников // Ярославский педагогический вестник – 2013 – № 2 – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 113 – 117.
  14. Карпова С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников /С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. - М.: Издательство Московского Университета, 2006. -279с.
  15. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С. А. Козлова. – М.: Академия, 2015. – 160 с.
  16. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. - 2007. - №11. - С.15-17.
  17. Лопатина А.А. Воспитание нравственных качеств у детей. Конспекты занятий / А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. - М.: Издательство Книголюб, 2010. - 123с.
  18. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2007. - №7. - С.21-29.
  19. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания дошкольников / И.С. Марьенко. - М.: Просвещение, 2000. - 189с.
  20. Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. Конспекты занятий / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, А.Г. Ахтян. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 208с.
  21. Михайлова Я.И. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуально-личностными характеристиками у детей 6-7 лет: Автореф. дис. канд. психол. наук / Я.И. Михайлова. - СПб.: ЛИПКТК, 2012. - 36с.
  22. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие / И.Ф. Мулько. - М.: Творческий центр Сфера, 2015. - 96с.
  23. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 432с.
  24. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание дошкольника / В.Г. Нечаева. - М.: Педагогика, 2002. - 192с.
  25. Нравственность в современном мире: методический материал / Сост. О.В. Крючкова, О.А. Хаткевич. - Минск: Красико-принт, 2003. - 128с.
  26. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников / Л.Ф. Островского. - М.: Просвещение, 2009. - 251с.
  27. Петрова В.И. Азбука нравственного взросления. Методическое пособие / В.И. Петрова, Н.М. Трофимова, И.С. Хомякова, Т.Д. Стульник. - СПб.: Питер, 2006. - 304с.
  28. Савченко В. И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников» / В.И. Савченко. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 320 c.
  29. Эльконин Д.Б. Детская психология /Д.Б. Эльконин – М.,2016. – 270 с.